Цели и задачи деятельности по формированию и коррекции ценностно-избирательного отношения к спорту

Как отмечено выше, спорт способен выполнять различные функции, и в качестве ценностей для человека могут выступать различные стороны, аспекты спортивной деятельности.

Учитывая возможность различной ценностной ориентации индивида на занятия спортом, задача организаторов этих занятий состоит в формировании социально оправданного ценностно-избирательного отношения к спортивной деятельности.

К числу основных задач данного направления спортивно- педагогической деятельности можно отнести следующие:

  • ? уточнение, дополнение, совершенствование знаний и способностей (умений, навыков), позволяющих человеку обосновать (осмыслить, объяснить) позитивную оценку спорта, оценить избранные им формы, компоненты, функции спорта как ценности;
  • ? содействие ему в формировании позитивного мнения (в виде соответствующих высказываний, суждений, отзывов) о данных аспектах, функциях, формах спортивной деятельности;
  • ? помощь в формировании интереса к ним, желания и потребности участвовать в спортивной деятельности с учетом именно этих ее ценностей, а также соответствующих эмоциональных реакций и т.п.;
  • ? создание условий для участия индивида в реальной спортивной активности с постановкой и решением задач, определяемых избранными ценностями;
  • ? поддержка в достижении тех результатов, которые он планирует иметь на основе такого участия в спортивной деятельности.

Характер задач спортивной работы на данном этапе зависит прежде всего от учета организатором интересов, потребностей спортсменов, а также от тех ценностей спортивной деятельности, которые он считает наиболее важными.

Таковыми организатор может считать, например указанные выше прагматические (утилитарные, инструментальные) ценности спортивной деятельности. Такой подход к организации занятий спортом, безусловно, имеет право на существование. Особенно актуальной в настоящее время является оздоровительная ориентация этих занятий, а также их ориентация на формирование и повышение уровня физической подготовленности, физическое совершенствование занимающихся спортом.

Однако, учитывая изложенные выше соображения, наиболее важное значение в современных условиях имеет формирование у спортсменов (при их активном участии) гуманистического отношения к спорту.Речь идет о том, чтобы наиболее важными, значимыми для них были заключенные в занятиях спортом возможности для целостного (разностороннего и гармоничного) развития личности.

Итак, формирование позитивного ценностного отношения к спортивной деятельности предусматривает решение комплекса задач, связанных с формированием и коррекцией у спортсменов (при их активном участии) двух тесно связанных между собой, но все же относительно самостоятельных элементов позитивного ценностного отношения к спорту:

  • ? общего позитивного ценностного отношения;
  • ? ценностно-избирательного отношения [подробнее см. 28, 378, 454, 457,464,502, 545].

Как отмечено выше, с ценностным отношением индивида к тем или иным явлениям связан соответствующий элемент культуры личности. Ценностному отношению индивида к спорту соответствует спортивная культура личности. Поэтому формирование позитивного ценностного отношения к спортивной деятельности в первую очередь должно быть ориентировано па воспитание у занимающихся спортом этой культуры.

Для конкретизации этой целевой установки спортивной работы следует уточнить понятие и структуру спортивной культуры личности.

Спортивная культура возникает и развивается па основе спорта и спортивной деятельности. Поэтому в самой общей форме ее характеризуют как элемент культуры, связанный со спортом. Но при конкретизации этой общей характеристики спортивной культуры ее понимают по-разному [например, см. 19, 27, 28, 29, 120, 209, 235, 255, 256, 341, 592, 638, 639, 675, 676, 678, 690, 694].

В системе понятий данной монографии и в других публикациях ее автора [353, 355, 356, 361, 381, 387, 409, 418, 420, 430, 452, 454, 459, 461, 462, 463, 464, 468, 481, 484, 485, 488, 489, 495, 498, 502, 505, 517, 518, 519, 521, 528, 545] понятие «спортивная культура» вводится на основе изложенного выше понимания культуры и спорта, а также с учетом принципа историзма диалектического метода.

В соответствии с этим под спортивной культурой понимается исторически изменяющееся позитивное ценностное отношение субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к спортивной деятельности: система признаваемых им ценностей, которые в качестве идеалов, символов, смыслов, социальных норм, эталонов, образцов поведения и т.п. определяют содержание, направленность, формы, методы, а тем самым и результаты этой деятельности.

При этом различается спортивная культура индивида, социальной группы или общества в целом. Спортивная культура индивида (личности) - это его позитивное ценностное отношение к спорту. При этом важно различать позитивное отношение индивида к спорту: а) как социальной ценности (учет социального значения, социальных функций спортивной деятельности); б) как личностной ценности (учет ее значимости, полезности в собственной жизнедеятельности).

Центральный элемент спортивной культуры личности - идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения и т.п., а также соответствующие знания о спортивной деятельности, ориентируясь па которые индивид, оценивает те или иные ее аспекты, функции как ценности и которые определяют характер и направленность его спортивной активности. К числу важных элементов данной культуры относятся также: знания, умения и навыки, которые требуются для занятий спортом; эмоциональные реакции, интересы, потребности, убеждения, побуждающие к спортивной деятельности; формы реального участия в ней; качества, способности, поведение, социальные роли, образ жизни человека, характер взаимоотношений с другими людьми и т.д., - результат включения в спортивную деятельность, решения поставленных при этом задач на основе определенных знаний, идеалов, эталонов, норм, образцов поведения и т.д.

Спорт - это спортивные соревнования и подготовка к ним, поэтому в структуре спортивной культуры личности можно выделить два элемента: культуру спортивного соревнования [Свинцов, 1988; Lenk, 1984]; культуру спортивной тренировки (подготовки к спортивным соревнованиям).

Важное значение для определения структуры спортивной культуры личности имеет положение о том, что ценностное отношение человека к спортивной деятельности, рассматриваемое в полном объеме, включает в себя не только позитивную оценку спорта, по и обоснование (осмысление, объяснение) этой оценки. Это предполагает выбор некоторого критерия оценки (идеалов, норм, культурных образцов) и определения того в спорте, что позволяет на основе избранного критерия дать ему позитивную оценку. При этом у каждого человека имеется возможность различного и даже противоположного выбора. Эту возможность определяет не только наличие разнообразных идеалов, норм, культурных образцов, но также сложный и противоречивый характер самого спорта.

Во-первых, спорт многообразен. Спортивная деятельность это не только тренировки, но и спортивные соревнования. Существуют не только разнообразные виды спорта (легкая атлетика, бокс, спортивные игры и т.д.), по и разновидности спорта (прежде всего массовый спорт и спорт высших достижений). Поэтому, индивидуальная позитивная оценка спорта может распространяться не на все компоненты, виды и разновидности спорта, а лишь на некоторые из них.

Во-вторых, потенциал спортивной деятельности, на который ориентируется человек в позитивной оценке этой деятельности, противоречив. Это может быть, например, радость от физического усилия, стремление к победе, любовь к спорту, спортивный азарт. Спорт может привлекать человека и тем, что позволяет сознательно, целенаправленно и эффективно укреплять и сохранять здоровье, формировать и совершенствовать физические, психические, духовные качества и способности, формировать эстетическую, нравственную, интеллектуальную культуру, культуру общения, двигательную культуру, экологическую культуру и т.д.

Но наряду с этими аспектами на первом плане для человека в спортивной деятельности могут быть и связанные с ней другие аспекты (например, стремление к славе и общественному признанию, к материальной выгоде, возможность демонстрации своих выдающихся физических способностей, мужских качеств и т.д.), в том числе даже негативные - например, возможность продемонстрировать свое превосходство над другими, реализовать свои националистические идеи, проявить свою агрессивность и т.п. Так, американский спортсмен Майк Кертис заявил: «Я играю в футбол лишь потому, что только на поле я могу избить кого-нибудь и уйти безнаказанным». Во время одного из опросов футболисты па вопрос, почему они занимаются этим видом спорта, ответили: «Потому что ты можешь как следует колотить других, показывая при этом, какой ты жестокий».

Значит, под влиянием тех или иных факторов на первый план в ценностном отношении индивида к спорту могут выступать разные виды, аспекты, функции спортивной деятельности. Поэтому данное отношение выступает не как общее, а как ценностно-избирательное позитивное отношение к спорту.

В связи с этим в структуре спортивной культуры личности важно выделять и дифференцировать два компонента:

> базисное основание - общее позитивное отношение индивида к спортивной деятельности (субъективное признание им спорта как важного, значимого явления, т.е. как ценности).

> ценностную надстройку - ценностно-избирательное отношение к занятиям спортом (ориентация на те или иные ценности этих занятий).

Значит, спортивная культура личности имеет имеет сложную структуру (см. Таблицу 3).

Так как ценностное отношение человека к спорту в зависимости от его ориентации на те или иные ценности спортивной деятельности может иметь разное содержание, разный характер, разную направленность, разные особенности, то, следовательно, спортивная культура личности у разных лиц может иметь существенные особенности. Значит, могут быть разные формы (разновидности, модели) спортивной культуры личности [подробнее см. 353, 355, 356, 361, 381, 387, 409, 418, 420, 430, 452, 454, 459, 461, 462, 463, 464, 468, 481, 484, 485, 488, 489, 495, 498, 502, 505, 517, 518, 519, 521, 528, 545].

Таблица 3

Структура спортивной культуры личности_

Базисное основание

(общее позитивное отношение субъекта к спорту)

Информационно- операциональный компонент.

  • - знания о том, что такое спорт, его компоненты (спортивная тренировка, спортивные соревнования и др.) и разновидности (массовый спорт, спорт высших достижений и т.д.) как особые социальные феномены, отличающиеся от других, о их сущности, структуре, специфике, т.е. понятия, которые необходимы для того, чтобы можно было выделять (отличать от множества других явлений) и характеризовать все эти явления;
  • - фактологические знания знания о конкретных фактах спортивной деятельности, тех или иных ее видов, разновидностей в настоящее время и в процессе развития;
  • - знания, умения и навыки, необходимые для включения в тс или иные виды спортивной деятельности в соответствии с принятыми правилами, нормами и образцами поведения.

Оценочные компоненты (основные показатели позитивной оценки, роли и значения спортивной деятельности):

  • - позитивное мнение в виде соответствующих высказываний, суждений, отзывов о спортивной деятельности, о различных ее аспектах, формах и т.д. - рациональный (когнитивный) компонент;
  • - связанные со спортом положительные эмоциональные реакции (чувство удовольствия, восторга от занятий спортом, участия в спортивных соревнованиях, наблюдения за ними и т.п.) - эмоциональный (аффективный) компонент;
  • - интерес к спорту, видам спортивной деятельности (таким, как спортивные тренировки и соревнования, посещение спортивных мероприятий, просмотр телевизионных спортивных передач, чтение спортивных газет и журналов, коллекционирование спортивных значков, марок и т.п.), стремление (желание) участвовать в них и т.д., т.е. мотивационная готовность к такой деятельности, - мотивационный компонент;
  • - реальные формы деятельности, связанные со спортом (участие в спортивных тренировках и соревнованиях, посещение мероприятий, просмотр спортивных телевизионных передач, чтение спортивных газет и журналов; усвоение знаний, умений, правил, норм поведения, социальных ролей для участия в такой деятельности, и т.д.) - деятельностный компонент.

Ценностная надстройка

(ценностно-избирательное отношение субъекта к спорту)

Рефлексивно-аналитический компонент (осмысление - объяснение, обоснование оценки позитивной роли и значения спорта):

  • - выбор критерия для оценки спорта, его видов, разновидностей, компонентов, функций: с каких позиций, на основе каких идеалов, норм, образцов поведения и т.д. они будут оцениваться;
  • - определение тех сторон, функций спортивной деятельности, видов, разновидностей, компонентов, функций, которые по избранному критерию позволяют оценить их как значимые, важные, имеющие для субъекта социальный и/или личностный смысл;

учет тех факторов, от которых зависит реальная социальная и личностная значимость спортивной деятельности.

Резулып ирующи й ком по пен т:

определенные качества, способности человека, его поведение, социальные роли, стиль (образ) жизни, характер взаимоотношений с другими людьми, являющиеся результатом включения те или иные формы спортивной деятельности и решения поставленных в этой деятельности задач на основе определенных знаний, идеалов, эталонов, норм, образцов поведения и т.п.

Особенно важно учитывать, что возможна такая разновидность спортивной культуры личности, которую характеризует ориентация спортсмена на ценности, противоречащие гуманистическим ценностям. Она имеет место в том случае, если спортивная деятельность, как отмечено выше, привлекать человека негативными ценностями. Не только в практике спортивной работы, но и в научных публикациях нередко не учитывается принципиальная возможность и реальное наличие такой негуманной (антигуманной) спортивной культуры личности. Предполагается, что спортивная культура личности всегда имеет гуманистическую направленность и потому заслуживает только позитивной социальной оценки[1].

Другая разновидность спортивной культуры личности связана с тем, что наиболее значимыми в спортивной деятельности для субъекта этой деятельности могут быть не противоречащие гуманистическим идеалам инструментальные (утилитарные, прагматические) ценности.

Ярким примером в этом плане является такая ценность, как возможность на спорте зарабатывать деньги, приобретать материальные блага и т.д. Утилитарность спортивной культуры личности может проявляться также в ориентации человека па формирование и совершенствование с помощью занятий спортом не целостного развития личности, а лишь каких-то ее отдельных качеств и способностей (например, воли или других психических способностей, силы или других физических качеств и т.д.) в изолированности от других качеств и способностей. К числу прагматических ценностей спортивной деятельности относится и то, что она ориентирует участников этой деятельности на постоянные достижения, успех. Иллюстрацией может служить позиция футбольного тренера из США В. Ломбарди, который заявил: «Победа - не самое главное, победа - единственное, ради чего стоит бороться». Поэтому следует учитывать возможность и реальность спортивно- прагматической (утилитарной, инструментальной) культуры личности, которую характеризует ориентация индивида на инструментальные (утилитарные, прагматические) ценности.

Если спортивная деятельность привлекает человека своими гуманистическими ценностями, и он в своей спортивной деятельности действительно ориентируется па них, то его спортивная культура выступает как спортивно-гуманистическая культуры личности.

Основные компоненты и показатели данной культуры:

  • ? знания о тех гуманистических ценностях (идеалах, образцах поведения и т.п.), которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта;
  • ? позитивное мнение (в виде соответствующих высказываний, суждений, отзывов и т.п.) о гуманистических аспектах, функциях спорта, его видов, разновидностей, компонентов (спортивной тренировки, спортивных соревнований, профессий и т.д.) и негативное мнение о тех их аспектах и функциях, которые противоречат ценностям (идеалам, образцам поведения и т.д.) гуманизма;
  • ? обоснование (осмысление, объяснение) гуманистической оценки спорта (тех или иных его видов, разновидностей, компонентов и т.д.);
  • ? интерес к гуманистическим аспектам, функциям спорта (его видов, разновидностей, компонентов);
  • ? одобряемые нормы, образцы поведения, которые определяют, как следует вести себя на спортивных тренировках, соревнованиях, трибунах стадиона и т.п. в соответствии с идеалами гуманизма;
  • ? стремление (желание) ориентироваться на них во всей своей спортивной активности, т.е. мотивационная готовность к гуманистически ориентированной спортивной деятельности;
  • ? наличие таких умений и навыков, которые действительно позволяют это сделать;
  • ? положительные эмоции, связанные с гуманистическими аспектами спортивной деятельности (чувство удовольствия от формирования посредством занятий спортом качеств и способностей, характеризующих целостное развитие, от возможности проявления в спортивной деятельности гуманных отношений к другим людям, от наблюдения за проявлением таких качеств, способностей и гуманных отношений па спортивных соревнованиях и т.п.);
  • ? негативные эмоциональные реакции на явления спортивной деятельности, противоречащие идеалам гуманизма;
  • ? формы реального участия в тех или иных видах спортивной активности с гуманистическими целями и задачами: прежде всего гуманистически ориентированное поведение в спортивных соревнованиях и в других видах соперничества, (проявление мужества, воли, настойчивости для того, чтобы показать максимально возможный результат, одержать победу, но при этом отказ от желания победить любой ценой, за счет своего здоровья или причинения ущерба здоровью соперникам, посредством обмана, насилия, нечестного судейства и других антигуманных действий);
  • ? другие связанные со спортом гуманистически ориентированные качества личности и образа (стиля) жизни, правил поведения, социальных ролей, норм и образцов взаимоотношений с другими людьми.

В структуре спортивно-гуманистической культуры личности важно различать позитивное гуманистическое отношение индивида:

  • а) вообще к спортивной деятельности (тем или иным его видам, разновидностям, компонентам и т.д.) - гуманистическое общеспортивное отношение;
  • б) к собственной спортивной активности, к тем или иным ее видам, компонентам - гуманистическое Я-спортивное отношение.

Гуманистическое отношение индивида к собственной спортивной активности имеет особенно важное значение, так как является мотивационной детерминантой, регулятором его реального и вербального поведения.

Спортивно-гуманистическая культура личности может выступать в разной форме в зависимости от того, каким образом субъект этой культуры понимает и интерпретирует идеалы гуманизма.

В настоящее время наибольшее внимание уделяется такой разновидности этой культуры, которая оритентированы на идеи и ценности олимпизма, т.е. олимпийской культуры личности.

Основные особенности этой культуры:

  • ? наличие гуманистической и олимпийской образованности (знаний о гуманизме, а также об истории Олимпийских игр и олимпийском движении, о его целях и задачах, об идеалах олимпизма и т.д.);
  • ? позитивная оценка идей и ценностей гуманизма, а также олимпийского спорта и движения, идеалов олимпизма, их роли и значения в современном спорте и обществе в целом;
  • ? умение обосновать и объяснить эту оценку;
  • ? стремление ориентироваться в спортивной деятельности на идеалы олимпизма, активно участвовать в олимпийском движении, содействовать реализацию его целей;
  • ? наличие знаний, качеств и способностей, позволяющих успешно участвовать в олимпийском спорте и движении (в качестве спортсмена, тренера, пропагандиста олимпийских идей и т.д.);
  • ? реальная ориентация в спорте и олимпийском движении на идеалы олимпизма, проявляющаяся в качествах гармонично развитой личности (физическое совершенство, высокие спортивные достижения, поведение на спортивных соревнованиях, соответствующее принципам Фэйр Плэй, эстетическая культура), соответствующем стиле (образе) жизни, характере отношений с другими людьми и с окружающей средой и т.д.;
  • ? негативное отношение к лицам, поведение которых противоречит олимпийским ценностям [подробнее см. 203, 352, 361, 376, 416, 452, 505, 418, 517, 518, 521, 543].

В процессе реализации СПАРТпрограммы целостного развития личности предпринимается попытка формирования спартианской кульуры личности как разновидности спортивно-гуманистической культуры [468].

Как отмечено выше, воспитание спортивной культуры личности - важнейшая задача формирования позитивного ценностного отношения спортсменов к спорту.

В зависимости от ценностных ориентаций индивида спортивная культура личности может иметь разные формы (разновидности, модели).

Чаще всего для спортивной культуры личности характерна ориентация субъекта этой культуры на те или иные инструментальные (утилитарные, прагматические) ценности, когда спорт рассматривается как средство формирования и совершенствования отдельных качеств и способностей (например, силы или других физических качеств, воли или других психических способностей и т.д.) или комплекса такого рода качеств и способностей, для обозначения которого используется выражение «.быть в форме».

В последние десятилетия отмечается несколько тенденций в ценностных ориентациях субъектов спортивной культуры личности. Одна из них - замена спортивной культуры личности, центральное место в которой занимает ценность «быть в форме», на «спортивную культуру для удовольствия», ориентированную на отдых, развлечение, эстетические эмоции [678]. Другая тенденция - выдвижение па первый план в спортивной культуре ценностей постмодерна [235]. В связи с усилением коммерциализации спорта, повышением внимания всех организаторов спортивной деятельности и СМИ к победе в спортивных соревнованиях нередко имеет место и негуманная (антигуманная) разновидность спортивной культуры личности, для которой характерно стремление спортсмена добиться победы в соревновании любой ценой (даже за счет обмана, нарушения правил, во вред здоровью и т.д.), спорт рассматривается как сфера, где можно проявить свою агрессивность, реализовать националистические идеи и т.п.

В современных условиях, учитывая изложенные выше соображения, наиболее важное значение имеет воспитание у спортсменов спортивно-гуманистической культуры, для которой характерна ориентация личности па гуманистические (например, олимпийские или спар- тианские) ценности спорта.

Спортивно-гуманистическая культура имеет наиболее важное значение в современных условиях. В первую очередь это определяется повышением роли гуманистических ценностей в современном обществе. В настоящее время наблюдается все более ясное осознание того, что если человечество хочет выжить, оно должно в современной системе ценностных координат на первый план выдвинуть общечеловеческие гуманистические ценности. Значимость спортивно-гуманистического воспитания и спортивно-гуманистической культуры определяется и ситуацией в современном спорте. Огромный гуманистический культурный потенциал спорта используется в настоящее время недостаточно полно и эффективно (особенно это касается роли спорта в реализации духовно- нравственных и других связанных с ними ценностей). Более того, нередко духовные ценности вообще отступают на задний план. Наблюдается девальвация нравственных и других духовных ценностей в спорте, особенно в спорте высших достижений [343, 344, 354, 362, 491,498, 528].

  • [1] Такое понимание спортивной культуры личности и такая ее оценка обосновываются, например, в публикациях Л.И. Лубышевой и В.Д. Паначева.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >