Двигательная культура (культура движений) личности.

Данный элемент телесной культуры личности связан с его двигательной деятельностью (активностью). Поэтому эту культуру чаще всего обозначают термином «.двигательная культура» («культура движений») [42, 156, 163, 165, 296, 313, 324, 351, 355, 356, 378, 399, 401, 405, 454, 461, 462, 463, 464, 469, 485, 497, 502, 510, 545, 564, 565, 594, 615, 616, 635, 675, 676]. Иногда используют другие термины, например: «культура двигательной деятельности» [239, 240], «телесно-двигательная культура» [см., например: 182], «искусство движений» [627].

Двигательная культура личности предполагает позитивное ценностное отношение индивида к двигательной деятельности человека. При этом эта деятельность оценивается под определенным углом зрения - с точки зрения техники выполнения движений, их целесообразности и эстетичности.

Такой общей характеристики двигательной культуры придерживаются многие исследователи. Так, В.Б. Коренберг предлагает «под двигательной культурой понимать область культуры, обнимающую вопросы, связанные с осуществлением любой двигательной активности, оцениваемой с позиций целесообразности и (или) эстетичности, а также с обучением эффективному осуществлению этой активности. Понятие “двигательная культура” охватывает как область профессиональной двигательной активности (включая профессиональный спорт) и подготовки к ней, так и область искусств, в которых существенны кинематические, динамические и эстетические характеристики телодвижений и движений, и танцы, и всё касающееся осанки и т. п. Двигательная культура охватывает и немаловажные компоненты межинди- видуалыюго общения: пластичность и выразительность двигательного поведения, его соответствие по характеру содержанию общения - имеют большое значение». В.Б. Коренберг считает целесообразным различать двигательную культуру и культуру движений, хотя предлагаемое им различение проведено не очень четко и складывается впечатление, что под культурой движений понимается определенный компонент двигательной культуры [165: 11, 12].

Центральный элемент двигательной культуры личности - идеалы, нормы и образцы поведения, а также соответствующие знания, интересы и потребности, ориентируясь па которые субъект (индивид, социальная группа, общество в целом) позитивно оценивает технику выполнения движений, их целесообразность и эстетичность.

Двигательной культуре противостоит двигательная антикультура - негативное (отрицательное) ценностное отношение субъекта к указанным параметрам движений человека, т.е. последние не причисляются им к числу ценностей, выступают для него как антиценность."

Двигательная культура имеет сложную структуру. Важным ее компонентом (и показателем) является двигательно-пластическая подготовка, которую характеризует комплекс разнообразных качеств:

  • ? широта, размах, амплитуда, разнообразие двигательных способностей (и связанных с ними физических качеств);
  • ? технически совершенное выполнение двигательных действий, легкость непринужденность выполнения, точность и законченность движений;
  • ? уровень развития физических качеств (высокий, средний, низкий);
  • ? чувство музыки и ритма в движениях;
  • ? красота и пластика «одухотворенного» движения, способность в движениях, жестах, мимике, позах, походке выражать чувства и переживания (например, горделивость, уверенность, лиричность), вызванные музыкой, картинами природы, ситуацией, обстановкой и т.д.;
  • ? способность в движениях создавать художественные образы;
  • ? творчество, фантазия, изобретательность в демонстрации (проявлении) двигательных способностей и т.п. [13, 42, 92, 236, 237, 300, 322, 547, 594].

Двигательно-пластическая подготовка иногда рассматривается как показатель двигательной культуры (культуры движений) в целом.

Е.В. Бондаренко выделяет, например, два основных аспекта (элемента) культуры движений: технику исполнения и художественную ценность движений.

‘ Данное ценностное отношение не следует смешивать с такой оценкой человеком технического уровня своих движений, их целесообразности и эстетичности, когда они выступают для него как ценность, но по каким-либо параметрам реального состояния не удовлетворяют его.

  • 1) Техника исполнения движений'.
  • а) хореография положения тела в пространстве: правильная осанка; технически верная постановка рук и ног; определенные положения тела и его частей в пространстве; определенная форма элементов (прыжков, равновесий, поворотов); там, где необходимо,- прямые ноги, оттянутые стопы, напряженные мышцы;
  • б) школа движений: точные движения тела и его частей (в определенных плоскостях); соединение ног в заключительной фазе двигательного действия, если не предусмотрено иное положение; законченные движения, в том числе повороты па определенный угол; технически верное исполнение базовых шагов; оптимальная высота прыжка и мягкое приземление; оптимальная амплитуда движений; устойчивое положение; раскрепощенность, свобода в движениях; отсутствие лишних компенсаторных движений (переступапия, различных взмахов руками и т. д.).
  • 2) Художественная ценность движений:
    • а) разнообразие и гармоничность композиции: использование всей площадки; передвижения во всех направлениях; использование трех уровней пространства; выполнение движений во всех направлениях; выполнение движений в различных плоскостях; изменение скорости движений; логичность переходов от движения к движению; динамичность композиции; законченность композиции;
    • б) музыкальность: гармония музыки и движений; соответствие движений характеру музыки; соблюдение музыкальных фраз; соответствие движений ритмическому рисунку музыки;
    • в) зрелищность и артистичность: выразительность, эмоциональность, актерское мастерство, проявляющиеся как в мимике, так и в движениях тела, рук, ног, положениях головы; уверенность; контакт со зрителем; оригинальность движений, элементов, соединений, музыки, всей композиции; сюжетный замысел [42: 34-35].

Н.Ю. Шумакова к числу качеств и способностей, характеризующих культуру движений, относит:

  • • выразительность (способность выражать движениями мысль, чувства, настроение);
  • • ритмичность (соответствие движений ритму музыкального произведения);
  • • целостность (выполнение движений слитно и плавно с одновременным или последовательным включением всех частей тела);
  • • естественность (легкость, непринужденность, простота в выполнении упражнений) и техничность (соответствие структуре технических элементов и форме движений) [594: 305].

Позиция автора данной книги, опирающаяся па общее понимание телесной культуры личности, состоит в том, что двигательно- пластическая подготовка является важным, но не единственным элементом культуры движений. Эта культура включает в себя как минимум три «блока»:

  • ? информационно-ориентировочный,
  • ? мотивационный.
  • ? результирующий.

Конкретные показатели этих «блоков» и соответствующие элементы культуры движений можно представить следующим образом.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >