третья. Инновационные формы и методы массовой физкультурно-спортивной работы (продолжение)
В первой части монографии содержится анализ, характеристика, систематизация тех инновационных направлений, целевых установок, задач массовой физкультурно-спортивной работы, которые обоснованы в отечественных и зарубежных научных публикациях, а также реализуются на практике.
Во второй части характеризуются и систематизируются инновационные программы, технологии, формы и методы этой работы, ориентированные на решение двух важных задач:
- • воспитание общего позитивного отношения к физкультурноспортивной деятельности;
- • повышение личностного и социокультурного значения занятий физкультурой и спортивной тренировки как важного компонента спорта.
Третья часть монографии посвящена инновационным программам, технологиям, формам и методам повышения личностного и социокультурного значения спортивного соперничества, т.е. другого элемента спорта - спортивных соревнований.
третья. Формы и методы повышения личностного и социокультурного значения спортивного соперничества
Введение к главе
Соперничество в спорте, как обосновано в Части I монографии (см. параграф 1.3.1.), имеет следующие основные особенности:
- • проходит в искусственных ситуациях, создаваемых с целью: а) обезопасить участников соперничества от нанесения вреда их здоровью, унижения достоинства личности, а значит, сделать соперничество гуманным; б) создать для соперников равные условия, обеспечив тем самым возможность объективной оценки их способностей, и в этом отношении сделать соперничество более справедливым;
- • проводится на основе определенных правил и с участием особых лиц (судей), которые следят за соблюдением этих правил и оценивают результаты соперничества;
- • предполагает, что сравнение и оценка способностей соперников на основе их соревнования - основная цель данной деятельности, а не вспомогательное средство решения задач иной деятельности (как, например, соревнование в трудовой или военной деятельности).
Значит, по отношению к другим видам соперничества (прежде всего военному) соперничество в спорте выступает как гуманное и справедливое: не ставится задача ранить, уничтожить соперника, унизить его достоинство; все соперники действуют в одинаковых условиях, по одним и тем же правилам; соперничество призвано дать им возможность объективно оценить свои способности и содействовать развитию их личностных качеств.
Эти и другие особенности определяют огромный гуманистический потенциал спортивных соревнований для формирования и развития личности, совершенствования социальных отношений [подробнее см. 346, 348-349, 366, 401, 429, 431, а также параграф 2.3.1. Части I монографии].
Но такой характер данных соревнований не исключает необходимости сознательной, целенаправленной деятельности для повышения их личностного и социокультурного значения. Ряд факторов побуждает к такой деятельности.
- 1. В настоящее время при организации и проведении спортивных соревнований их гуманистический потенциал нередко реализуется недостаточно полно и эффективно. Особенно это касается роли спортивных соревнований в формировании и развитии духовнонравственных, эстетических, творческих способностей, нравственной, коммуникативной, экологической культуры личности и т.д.
- 2. В спортивном соревновании, как и в любом другом состязании, каждая из соревнующихся сторон склонна к тому, чтобы в первую очередь пестовать свой интерес, а не общее благо. Поэтому потенциал спортивного соревнования имеет диалектически противоречивый характер. В нем заключены возможности не только для позитивного, но и негативного влияния на личность и социальные отношения.
- 3. В реальной практике организации и проведения спортивных соревнований приходится сталкиваться с разнообразными формами именно такого (негативного) влияния спортивного соперничества [подробнее см. 346, 348-349, 366, 401, 429, 431, а также параграфы 2.3.2 и 2.3.3. Части I монографии].
Осознавая не только возможные, но и реальные негативные последствия спортивных соревнований нередко ограничиваются только критикой негативных аспектов данных соревнований, призывами создать (возродить) более гуманное, «человечное» спортивное соперничество, спорт в целом.
Вот лишь несколько иллюстраций.
- • «Давно пора пересмотреть основные принципы спорта, иначе он рискует превратиться, вследствие безжалостной эксплуатации, в нечто совершенно иное. Мы должны пересмотреть и систему организации спорта, и, что еще важнее, его цель - его вклад в формирование современного человека, с должным учетом психофизиологической самобытности спорта, а также тех глубоких перемен, тех изменений масштаба вещей, которые связаны с деятельностью сил и структур, руководящих общественной эволюцией» [194: 4].
- ? «Преподаватели, спортсмены, тренеры, родители и администраторы должны ставить олимпийский идеал честной игры, стремления к совершенству и укрепления мира выше стремления к победе любой ценой, получившего ныне такое распространение во многих странах» [46: 17].
- ? «Международное спортивное движение и особенно олимпийское движение должны предпринять важное усилие, чтобы продвинуть спорт и спортивные состязания, сделать их более опытными и воспринятыми, вернуть каждому свою позицию. Заново гуманизировать спорт и вернуть его атлетам и молодежи [561: 229].
Нередко высказываются лишь общие (абстрактные) соображения и догадки относительно путей повышения социокультурного значения спортивных соревнований и спорта в целом.
Такой общий подход к решению данной проблемы обосновывает, например, П. Арнольд, руководитель департамента воспитания колледжа в Эдинбурге (Англия), в статье «Соревновательный спорт, победа и воспитание» [506]. Острие критики спорта, пишет он, нередко направляется не на соревнование само по себе (per se), а на тот способ, каким оно иногда проводится, на такие иногда сопровождающие его явления, как насилие, нарушение правил, вообще негативное поведение. Проблема «состоит, следовательно, не в том, чтобы отказаться от соревнования как от внутренне негативного явления, а в том, каким образом предотвратить его от злоупотреблений. Главная проблема для школы состоит в том, как вовлечь школьников в соревновательный спорт и атлетику, чтобы при этом избежать формирования у них негативных установок и форм поведения, а если это происходит, то что должно быть сделано для исправления данной ситуации».
Полагая, что решающая роль в достижении этой цели принадлежит учителю, П. Арнольд обсуждает вопрос о том, что «может сделать учитель, чтобы не дать соревновательному спорту стать потенциальным источником негативного воспитания, или - в позитивном плане - придать ему форму такого воспитания, которое формирует нравственные ценности». По его мнению, «у учителя для этого есть три возможности: изменить ценностную ориентацию; систематически взывать к разуму (making a systematic appeal to rationality); быть примером того идеала, которому он призывает следовать» [506: 22-23].
В связи с обсуждаемой проблемой представляет интерес лекция «Олимпизм и воспитание», с которой на 18-й сессии МОА выступил член МОК, премьер-министр Туниса Мохамед Мзали [610]. Основное положение его лекции состояло в том, что в настоящее время «нужен не спорт-зрелище, где главное требование - создание «звезд», главная цель - нужды шоу-бизнеса», «и не политический спорт, где молодых людей используют нечестные и некомпетентные правительства, чтобы демонстрировать торжество своей идеологии или политической системы, и не коммерческий спорт, где атлеты с холодными сердцами становятся инструментом рекламы, соревнующимися животными, и, наконец, не спорт как результат деятельности, которая превращает человека в гору мускулов на нужды зрелища, где свирепствуют чемпионы и медалисты, и в которой юные участники соревнований надрываются во время тренировок и принимают допинг перед тем, как их бросают в пасть львов». Нужен спорт как «средство формирования физически и морально сильного человека» [610: 69]. Но хотя воспитательная ценность спорта признается в системе воспитания детей и молодежи, отметил М. Мзали, реализуется она явно недостаточно. Для решения этой задачи, по его мнению, более эффективную роль должно играть ЮНЕСКО.
Проявлением общего подхода являются и те предложения относительно решения обсуждаемой проблемы, которые сформулировал президент Международной федерации физического воспитания Пьер Серен.
На первый план он выдвигает вопросы о том, «каким образом мы можем с пользой использовать дух соперничества, сводя по возможности к минимуму его отрицательные черты» и «можем ли мы найти такие формы спортивных состязаний, в которых, к примеру, соревнование с самим собой по крайней мере сравняется по значению с состязанием с другими людьми и в которых, в частности, дух соперничества не будет выходить за рамки, которые педагогический опыт позволяет считать «необходимым и достаточным» уровнем». По его мнению, ответы на эти вопросы могут быть найдены «лишь в результате продолжительной и тяжелой работы, проделанной большой группой преподавателей и общественных деятелей, опирающихся в своей работе на те же принципы» [639: 148].
Собственные предложения, с которыми выступил Пьер Серен, касаются не только профессионального спорта, но и «спорта для всех».
Что касается первого, то он предлагает следующее: сделать организацию этого спорта «более строгой и социальной»; может быть, отказаться от проведения отборочных соревнований, «которые накаляют страсти сторонников разных групп»; более широкое развитие таких соревнований профессионалов (например, «Тур Крамера» в теннисе или «Гарлемз» в баскетболе), где на первом плане стоит не победа команды, а демонстрация красивой игры на высочайшем техническом уровне.
Вместе с тем, Пьер Серен полагает, что, «если мы действительно хотим поставить спорт на службу воспитания», мы должны всемерно содействовать тому, чтобы спорт был доступен для всех. Поэтому «спорт для всех не может базироваться на существующей системе чемпионатов, которая предполагает постоянные соревнования, почти всегда являющиеся решающими. Подобная формула неминуемо приводит к селекции (и поэтому к исключению определенного числа возможных участников), к победе любой ценой, к шовинизму и другим хорошо известным явлениям, о которых можем лишь сожалеть» [639: 150].
Как считает Пьер Серен, должен измениться сам характер «спорта для всех»: прежде всего он должен выступать как «спорт-игра», «спорт-досуг» и проводиться не на крупных стадионах (они должны использоваться главным образом для спортивных акций пропагандистского плана), а на площадках и лужайках в лесах, горах и на пляжах для игр и гимнастики, и не предполагать наличие зрителей, которые платят за зрелище. Этот спорт должен включать в себя школьный и университетский спорт, организованный по формуле, «которая обеспечивает участие каждого, даже самого слабого, с постоянно контролируемой частотой и умеренностью», а также семейный и «корпоративный» спорт на досуге (прогулки на воздухе, дружеские и зачастую неожиданные матчи между семьями, группами друзей и т.п.). Только такая модель спорта, полагает П. Серен, способна привести к появлению «среди молодежи спортивной элиты, которая, как и в настоящее время, будет отвечать высоким спортивным требованиям, но, возможно, будет иметь совершенно иную духовную ориентацию - на «более чистый, радостный, более спокойный дух спорта», как того желал Пьер де Ку- бертен» [639: 150].
П. Серен не считает эти идеи утопией, поскольку движение за такую концепцию спорта соответствует общим тенденциям развития современного общества. Но для ее реализации, полагает он, «правительства и социальные лидеры должны произвести «полную перестановку приоритетов»; вместо того, чтобы все свои силы, время и зачастую щедрость отдавать во благо славы чемпионов (этой новой социальной аристократии), они должны развернуть, энергично и настойчиво, информационную кампанию за здоровье народа, гигиеническую и рекреационную физическую активность» [639: 151].
Часто «утверждение этических принципов», сохранение духа честной игры, борьбу с насилием и другими антигуманными проявлениями в спортивном соперничестве связывают с воспитанием.
Х.А. Самаранч, подводя итоги международного семинара по вопросам честной игры и борьбы с насилием в спорте (ноябрь 1982 г., Монако), сказал: «Бороться с насилием, отстаивать дух честной игры нужно путем воспитания всех участников спортивной деятельности - спортсменов, спортивных деятелей и публики» [цит. по 248: 28].
В том же духе высказывается Джон Т. Пауэлл (Канада): «Решение проблемы неэтичного поведения спортсмена лежит в воспитании... только воспитание в духе олимпизма..., в духе олимпийских идеалов и принципов олимпийского движения позволит спортсмену, как бы он ни был молод, сделать правильный выбор. Воспитание, отвращающее от неэтичных поступков в спорте, - это дело не только тех, кто прямо связан со спортом; это дело также общества в целом, дома, семьи, церкви, школы, ровесников» [246: 20].
Воспитание действительно призвано сыграть важную роль в преодолении негативных явлений спорта. Но возникает вопрос относительно конкретных путей, форм и методов решения данной задачи.
Встречающееся иногда указание на то, что в воспитательных целях спорт «может быть использован лишь в своеобразной дидактически оправданной форме» [480: 42], вряд ли позволяет эффективно решить обсуждаемую проблему.
Недостаточность указанного общего подхода к ее решению отмечают многие исследователи. Большинство сторонников гуманизации спорта, пишет, например, Б. Нонев (Болгария), «видят исцеление его в утверждении этических и эстетических принципов». Но вопрос опятьтаки состоит в том, чтобы определить конкретные пути, средства и методы достижения этой цели, и не только выяснить их, но и претворить их в практические действия: «много было сказано и написано по этому поводу, но слишком мало сделано, чтобы претворить слова в конкретные дела» [228: 18-19].
К такому же выводу приходит и Т. Ольшанский (Польша). Он отмечает, что «после Олимпийских игр в Монреале, Москве и Лос- Анджелесе можно составить солидный том публикаций, направленных против насилия в спорте и рекордомании, за гуманизацию спорта... Повсеместно говорится о необходимости гуманизации спорта, но в этом направлении мало что делается» [240: 34].
Но наряду с указанным выше предельно общим, абстрактным подходом предпринимаются попытки разработать и реализовать на практике конкретные инновационные проекты, программы, формы и методы гуманизации, повышения личностного и социокультурного значения спортивных соревнований, спорта в целом [71-73, 87-90, 318-329].
Так, например, Г. Андрекс (Австрия) [504], анализируя данную проблему, указывает на то, что предметом обсуждения должен быть не вопрос о том, «соревноваться или нет», а лишь о том, как избавиться от возможных негативных явлений, связанных с соревнованиями, поскольку они могут порождать зависть к более сильному, высокомерие по отношению к более слабому и т.д. По его мнению, в сфере школьного спорта можно выделить три основные опасности, с которыми нужно бороться: обман (нечестность), гигантизм и шовинизм. Он призвал слушателей сосредоточить усилия на утверждении в данной сфере следующих основных принципов:
- • предпочтение участия победе;
- • признание честности и честной игры;
- • спорт ради личного совершенствования и для радости, без материального вознаграждения;
- • акцент на взаимопонимание и общие интересы;
- • спорт как часть полноценной жизни и как вклад в нее в полной гармонии с искусством, наукой и другими сферами жизни.
В соответствии с этим Г. Андрекс сформулировал такие рекомендации проведения в школе спортивных соревнований:
- • не следует ставить спортивные соревнования в какое-то исключительное положение; они должны занимать одинаковое положение с танцами, играми, творчеством и т.д.;
- • не должно быть никаких установок на победу любой ценой: «Любое достижение требует сравнения, соперничества. Одно лишь соперничество ведет к грубому индивидуализму. Соответствующим образом контролируемое соперничество, борьба с соблюдением нравственных норм представляет собой важную основу для процветания любого демократического общества»;
- • необходим тщательный отбор мероприятий: «особое внимание следует уделять тому, чтобы включать разнообразные виды деятельности для того, чтобы они представляли интерес для многих учащихся»;
- • в школьных соревнованиях - в отличие от соревнований спортивных клубов - нужно отдавать предпочтение командным соревнованиям, поскольку здесь важны коллективные усилия: «для победы команды очки, полученные на девятом месте, столь же важны, как очки, полученные за первое место»;
- • мероприятия должны проводиться в рамках спортивных занятий; успех в соревнованиях - следствие школьных занятий спортом, а не какого-то случайного спортивного таланта;
- • участие в школьных спортивных соревнованиях должно быть сугубо добровольным [504: 115, 117, 120, 122].
В последующем тексте данной книги на основе обобщения российского и зарубежного опыта характеризуются и систематизируются другие программы, формы, методы педагогические технологии повышения личностного и социокультурного значения спортивного соперничества.