Имидж как фактор делового общения

План:

  • 4.1. Имидж в деловом общении: сущность, содержание, технологии.
  • 4.2. Деловой этикет и его место в создании имиджа.

Имидж в деловом общении: сущность, содержание, технологии

Современная практика делового общения показывает, что при относительно равных возможностях в рыночных условиях, в жесткой конкурентной борьбе побеждает тот, кто обладает более высоким уровнем имиджа.

Под имиджем (от англ, image - образ, ореол) обычно понимают сформировавшийся образ делового человека (организации, группы), в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Он складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.

Специалисты в области имиджа выделяют несколько этапов в его формировании.

  • 1. Анализ ситуации, для которой создаётся имидж.
  • 2. Анализ конкурентов.
  • 3. Анализ целевой аудитории.
  • 4. Стратегия воздействия.
  • 5. Создание образа (разработка, тестирование, проверка).
  • 6. Воплощение стратегии продвижения имиджа.

При этом необходимо учитывать основные принципы имиджиро- вания. Среди них:

  • 1. Принцип самовоспитания и самосовершенствования. Основу этого принципа составляет самооценка профессиональных качеств и анализ существующего имиджа.
  • 2. Принцип гармонии визуального образа. Наряду с умением воздействовать на людей действиями и словом, весьма существенна визуальная привлекательность - гармония внешнего облика.
  • 3. Принцип коммуникативного и речевого воздействия. Коммуникативность, как многообразие форм и способов информационного взаимодействия, - важнейшее условие результативности совместной деятельности.
  • 4. Принцип саморегуляции. Основу его составляет ортобиотика - наука о технологии самосбережения тела и души, об ортобиозе как разумном образе человеческого бытия. Основателем ортобиотики считается наш соотечественник, лауреат Нобелевской премии И.И. Мечников.

В социально-психологическом плане каждый человек вызывает у других определенное представление о себе, т.е. образ, который называют индивидуальным имиджем. Одновременно имидж и социальное явление, так как в любом обществе (социальной или профессиональной общности) всегда существует совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя человек определенного социального статуса или профессии - бизнесмен, врач, учитель, политик и т.п. В таких случаях речь идет о социальном и профессиональном имидже, которым может обладать и организация (группа, общность). Имидж создается для популяризации, рекламы деятельности деловых людей, продукции и услуг компаний, фирм.

В целом же понятие «имидж» преимущественно рассматривается на уровне индивида и включает не только естественные свойства личности, но и специально сформированные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, его психологическом типе. Всей совокупностью этих проблем и занимается новая отрасль научного знания - имиджелогия.

В системе общественных наук имиджелогия представлена как новая научно-прикладная дисциплина, возникающая па стыке психологии, социологии, философии, культурологии, костюмологии и ряда других наук. Это наука о построении имиджа, выделяющая основные аспекты обаятельного облика. Она изучает закономерности формирования, функционирования и управления имиджем человека, организации, товара и услуги, раскрывает общее, особенное и единичное в онтологии всех видов имиджей.

На основании этого можно сказать, что имиджелогия - есть комплекс знаний и учений о создании управляемого образа предмета, человека или организации; наука об эффективном управлении образом объекта.

Среди практических направлений имиджелогии можно выделить такие, как: имидждиагностика, имиджконсулътирование, имиджмей- кинг (технологии построения и управления имиджем), имиджпрогно- стика.

Её теоретическими направлениями являются: историческая, персональная, корпоративная, профессиональная, гендерная, политическая, реабилитационная.

Один из ведущих слагаемых успеха в деловом общении - оптимально сформированный имидж. Руководствоваться при его формировании следует теми требованиями, которые предъявляются человеку делового мира, а ориентироваться на свою индивидуальность, в том числе и на врожденные, биологически обусловленные особенности. При этом выделяют три вида имиджа:

  • - самоимидж - то, что я вижу в себе сам;
  • - воспринимаемый имидж - то, как нас видят другие.
  • - требуемый имидж - ряд профессий (социальных ролей) требует определенного имиджа.

Структура и содержание имиджа как системного образования личности включает следующие качества и особенности, обусловленные спецификой профессиональной деятельности и жизненным опытом:

  • - биологически обусловленные качества и особенности: физические качества; особенности вида темперамента, походки, речи, жестикуляции и др.;
  • - качества, составляющие совокупность природных дарований, обозначаемых понятием «умение правиться людям»: коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека и самого себя), красноречивость (способность воздействовать словом);
  • - качества личности, обусловленные содержанием и особенностями ее нравственно-этической, психической сферами и коммуникативными способностями. Они, как правило, являются результатом социализации человека, его воспитания и обучения;
  • - к последней группе качеств делового человека, обладающего заметным уровнем имиджа, относятся те, которые обусловлены его профессиональным и управленческим опытом.

В личном имидже делового человека, кроме базовых (вышеперечисленные качества), есть и другие составляющие, его специфические элементы:

  • а) Модели поведения. Среди многочисленных моделей поведения наиболее изучены:
    • - этикетные модели, которые свойственны каждой профессии, всем известны и признаются;
    • - стратегические модели. Они представляют собой рекомендации, как вести себя для того, чтобы достичь поставленную цель; какие слова сказать партнеру, чтобы убедить его в своей правоте, как показать ему готовность к сотрудничеству, как завоевать его симпатию и т.д.;
    • - модели поведения в официальном и неофициальном (семейном, товарищеском, бытовом) общении и др.;
  • б) Стратегия самопрезентации, самоподачи. Каждый из участников делового общения «подает себя» в соответствии со своим замыслом сознательно или бессознательно, прямо или косвенно. Технологически это представляет собой ряд этапов:
    • - разработка настроя па создание личного имиджа;
    • - создание проекта собственного имиджа;
    • - подготовка условий для реализации технологий по формированию имиджа;
    • - реализация созданного имиджа в реальных условиях;
    • - сбор информации относительно эффективности своего имиджа.

При этом основными технологическими позициями самопрезентации являются:

  • в) Визуализация облика.
  • - фейсбилдинг: гигиена лица, физиогномика, косметологическая коррекция, макияж или визаж, уход за волосами и подбор соответствующей прически (или парика);
  • - кинесика: пластика тела, элегантность поз и манер, искусство жеста, здоровый образ жизни;
  • - стиль одежды: современные тенденции в мире мужской и женской моды, умение носить одежду, эффект аксессуаров.
  • г) Коммуникативная технология.
  • - закрепление облика в психическом пространстве личности, то есть использование коммуникационного, перцептивного, интерактивного, экспрессивного и эмпатического общения;
  • - создание «следов памяти» в виде ярких впечатлений, производимых обликом;
  • - умение «не сжигать мосты общения», то есть усилия в виде такта, комплимента, намека на заинтересованность в контактах.
  • д) Вербальный эффект (лат. verbalis - устный, словесный).
  • - правильная постановка голоса и речи;
  • - перцептивное общение - способность адекватно воспринимать партнеров по общению;
  • - интерактивное общение - способность и склонность к эффективному взаимодействию;
  • - экспрессивное общение- способность к выражению чувств, способствующих созданию положительного образа, вживания в действительность;
  • - эмпатическое общение- сопереживание в общении, реакция на общение, вызывающая положительные эмоции.
  • - психолого-дидактическое обеспечение речевого воздействия;
  • - использование стилей речевого общения;
  • - включение в речь «риторических уловок»;
  • - техника речи - речевое дыхание, дикция, артикуляция, качества голоса: звучность, тембр, высота, скорость, сила и др.

В деловом общении важно знать и соблюдать требования, которым должна соответствовать речь:

  • - правильность, т.е. соответствие принятым литературным нормам;
  • - точность, т.е. соответствие мыслям говорящего;
  • - ясность, т.е. доступность пониманию слушающего;
  • - логичность, т.е. соответствие законам логики;
  • - простота, т.е. отсутствие напыщенности и неестественности;
  • - сжатость, т.е. отсутствие лишних слов;
  • - чистота, т.е. отсутствие нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных слов, употребляемых без необходимости;
  • - живость, т.е. нешаблонность, выразительность, образность;
  • - благозвучие, т.е. приятное звучание.
  • е) Флюидное излучение.
  • - эмоциональное биополе;
  • - харизматическое воздействие;
  • - личная привлекательность.
  • ж) Телесный имидж:
    • - телесная конституция - прямая осанка, плавная походка, поднятая голова сигнализируют о благополучии, и наоборот - сутулая спина, мелкий семенящий шаг, опущенная голова говорят о неблагополучии, неуверенности, боязни чего-то;
    • - походка - своеобразная картограмма личности. Ее составляющие: ритм, динамика шага и масса тела. По походке можно судить о самочувствии человека, его возрасте, особенностях характера и т.д.;
    • - лицо человека - самая выразительная составляющая имиджа, оно - зеркало, в котором отражаются физическое и душевное состояние человека, его характер, чувства и даже принципы, которыми он руководствуется в своем поведении;

Создавая внешний деловой имидж, целесообразно использовать рекомендации опытных специалистов в области костюмологии, которые выделяют несколько типов манеры одеваться.

  • 1. Эстетический тип. Одежда такого человека, исходя из эстетических потребностей. Он стремится выглядеть в соответствии с собственными представлениями об элегантности и гармонии.
  • 2. Рациональный тип. Критерии выбора одежды - практичность, добротность и функциональность. Гардероб тщательно продумывается, включает ограниченное количество вещей. Лишнего и случайного в нем нет.
  • 3. Эксклюзивный тип. Одежда выбирается, исходя из потребности в творческом самовыражении и самоутверждении.
  • 4. Престижный тип. Критерий выбора одежды - стремление показать высокий социальный статус и материальный достаток.
  • 5. Одержимый тип. Выбирая одежду, одержимый стремится удовлетворить потребности в новых впечатлениях и эмоциях.
  • 6. Неуверенный тип. Неуверенный тип не знает, что покупать и как одеваться, долго колеблется в выборе. Нуждается в консультанте.
  • 7. Стандартный тип. Такой тип отношения к одежде предполагает стремление «быть как все», исходит из потребности принадлежности к большинству.
  • 8. Выделяющийся тип. Последователи этого типа предпочитают остромодную, вычурную, необычную одежду, крикливые аксессуары и ткани.
  • 9. Безразличный тип. У людей пожилого возраста или сосредоточенных па важных жизненных проблемах часто складывается безразличное отношение к одежде.
  • 10. Аккуратный тип. В центре внимания - аккуратность в одежде. Изделия должны быть безупречно сшиты, аккуратно отстрочены, тщательно отутюжены.
  • 11. Комфортный тип. Главное в выборе одежды - психофизиологическая комфортность, удобство: одежда не должна жать, стеснять, тереть, привлекать внимание окружающих.
  • 12. Гармоничный тип. В жизни человека с гармоничным отношением к одежде одежда удовлетворяет широкий спектр эстетических и утилитарных потребностей. При выборе одежды учитываются мода, социальная среда, особенности внешности и характера, ситуация.

Человеку, активно участвующему в деловых отношениях, полезно знать основные стили одежды, которые используются в различных ситуациях как в повседневной жизни, так и в официальной обстановке.

  • 1. Классический стиль сформировался на основе английского костюма. Типичные виды одежды классического стиля для мужчин - пиджак плюс брюки в сочетании с сорочкой; для женщин - костюмы полуприлегающего и прямого силуэтов: жакет и юбка в сочетании с блузкой; платье и жакет; платье и жилет; платье плюс жилет и жакет; жакет и брюки в сочетании с блузкой.
  • 2. Консервативный стиль. Он отдает предпочтение классике, но характеризуется полным отсутствием остромодных деталей, ахроматической гаммой цветов и спокойными, мягкими цветосочетаниями с низким уровнем контрастности (серый-белый, коричневый-бежевый).
  • 3. Стиль Шанель создает рациональный и элегантный образ. Отличительные признаки - прямой или полуприлегающий силуэт, умеренный объем, отделка шнуром, кантом, тесьмой, простые модели, длина - чуть закрытое колено. Характерные черты одежды - элегантность, подтянутость, женственность, нарядность.
  • 4. Деловой стиль (бизнес-стиль) близок классическому, по его основные отличия - большая объемность и заимствования из спортивного стиля («молнии», кнопки, рукав реглан). Сочетает элегантность классического стиля и удобство спортивного. Ассоциируется с деловитостью, солидностью, порядочностью, элегантностью. Это стиль для работы, деловых контактов и официальных поездок.
  • 5. Спортивный стиль ассоциируется с оптимизмом, непосредственностью, непринужденностью. Основные черты этого стиля - удобство в движении, ощущение раскованности, естественность, спортивность, динамизм.
  • 6. Романтический стиль подчеркивает слабость, сентиментал- ность, мягкость, податливость, кокетливость.
  • 7. Эротический стиль предполагает обтягивающие формы одежды, открытые части тела, прозрачные ткани, гипюр, атлас, бархат, шелк, мех, изящные туфли на высоких каблуках, волнистые волосы, яркую помаду, эффектные украшения.
  • 8. Авангардный (экстравагантный) стиль характеризуется экстравагантностью, экзотичностью, броскостью, новизной, гротеском. В нем есть нечто вызывающее. В нем используются смелые цветосочета- ния, неожиданные линии, асимметрия, броские модели, необычные фасоны, смелые прически.
  • 9. Фольклорный стиль (другие названия - этнический, народный, национальный) использует типичные особенности национального костюма народов мира.
  • 10. Диффузный стиль представляет собой смешение стилей. Демонстрирует своеобразную «стильность разностильное™». Приемлем для смелых и ищущих чего-то необычного. Подходит людям с развитым чувством гармонии и вкусом, так как требует чувства меры и умелой оценки сочетаемости предметов.

Исходя из требований целесообразности и учитывая современные тенденции в развитии деловых отношений, необходимо соблюдать общие правила выбора одежды:

  • - подбирать одежду под аудиторию и вашу профессиональную группу;
  • - подбирать одежду под ситуацию;
  • - не следовать моде, а приспосабливать ее к себе;
  • - скрывать недостатки и подчеркивать привлекательность;
  • - добиваться гармоничного сочетания всех предметов;
  • - подбирать цветовую гамму гардероба;
  • - подбирать материалы с наиболее выигрышной для вас фактурой.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >