Экологизация общественного сознания

На рубеже II и III тысячелетий н. э. в мышлении человека и его практической деятельности происходит смена парадигмы — экономические приоритеты заменяются экологическими. Господствовавший вплоть до конца XX столетия экономический императив все чаше заменяется экологическим. Именно от того, сможет ли человечество в ближайшее время добиться разумного сочетания экономических и экологических интересов, зависит его будущее.

Тип экологического сознания отражает существующие на данный момент представления о взаимоотношениях человека и природы и определяет поведение людей при их взаимодействии с природой. Можно выделить два основных типа экологического сознания: антропоцентризм и экоцентризм.

Антропоцентризм основывается на представлениях о «человеческой исключительности», противопоставлении человека природе. Основные особенности антропоцентризма следующие:

  • 1) Высшую ценность представляет человек. Лишь он представляет самостоятельную ценность. Все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человека, причем, как само собой разумеющееся, считается, что он имеет на это право.
  • 2) Иерархическая картина мира. На вершине стоит человек, несколько ниже — вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека. Мир людей противопоставлен миру природы.
  • 3) Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, производственных, научных и т.д., получение определенной пользы для человека. Сущность этого подхода выражается словом «использование».
  • 4) Характер взаимодействия с природой определяется «прагматическим императивом»', правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.
  • 5) Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как безличная «окружающая среда».
  • 6) Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
  • 7) Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который дол - жен быть подчинен процессу развития человека.
  • 8) Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимо сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.

Экоцентризм основывается на понимании необходимости коэволюции человека и биосферы. Экоцентризм характеризуется следующими основными особенностями:

  • 1) Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование вне зависимости от полезности, бесполезности или вредности для человека. Человек — не собственник природы, а один из членов природного сообщества.
  • 2) Отказ от иерархической картины мира. Человек не признается обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум. Наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы.
  • 3) Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетво - рение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.
  • 4) Характер взаимодействия с природой определяется «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
  • 5) Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект взаимодействия с человеком.
  • 6) Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.
  • 7) Развитие природы и человека мыслится как процесс взаимовыгодного единства.
  • 8) Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

Таким образом, для антропоцентризма характерно:

  • 1) противопоставление человека как высшей ценности природе как его собственности;
  • 2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека;
  • 3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с природой.

Для экоцентризма характерно:

  • 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека природе;
  • 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком;
  • 3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

В настоящее время единственный способ не допустить перерастания глобального экологического кризиса в катастрофу — это переход от антропоцентрического типа общественного сознания к экоцентри- ческому.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >