Социальная революция как форма социальных изменений

Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах и преобразуют общество изнутри. В момент революции общество достигает пика активности.

От других форм социальных изменений революции отличаются следующими особенностями: они затрагивают все уровни и сферы общества — экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь людей; во всех сферах революционные изменения имеют радикальный и фундаментальный характер, пронизывая основы общества; изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры; время совершения революций исключительно памятно для общества; революции вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем.

Термин «революция» начал использоваться обществоведами для описания фундаментального преобразования общества с XVIII в., со времени Великой французской революции (1789). В XIX веке идеи революции проникли в общественное сознание. Считалось, что с помощью социальных революций общество претерпевает необходимые прогрессивные изменения к лучшему, идеальному будущему. Революции рассматривались как неизбежные, решающие процессы на этом пути. Так складывался образ, который можно назвать «мифом революции».

В XX веке под влиянием опыта реальных социальных изменений термин «революция» перестает быть популярным. В большинстве своем люди уже не мечтают о революциях, а боятся их.

Осмыслить этот переворот в отношении теории революции попытался социолог Питирим Сорокин (1889—1968). Он сделал выводы основании пережитого им опыта русской революции 1917 г. Причины революций социолог видел в нарушении основных, базовых инстинктов человека (среди них важнейшие — самосохранения, собственнический, творческий, половой). Условия, необходимые для начала революции, — давление «низов» (требующих удовлетворить основные потребности) и слабость «верхов» (не обладающих достаточной силой для подавления разрушительных действий снизу). П. Сорокин одним из первых обратил внимание на тот факт, что послереволюционный хаос усиливает неизбежные трудности в удовлетворении основных потребностей масс, благодаря чему они становятся легкой добычей для новых тиранов и деспотов.

Итак, большинство современных исследователей считает, что, во-первых, революции относятся к фундаментальным изменениям, затрагивающим основу социального порядка. Во-вторых, они вовлекают в социальное творчество большие массы людей. В-третьих, революции обязательно сопровождаются насилием и принуждением в общественной жизни.

Типичное современное определение революции принадлежит английскому социологу и политологу Энтони Гидденсу (1938): «Захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование ее для проведения крупномасштабных социальных реформ».

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >