Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии.
Экзистенциализм — одно из интереснейших и глубоких направлений западной философии. Впервые термин «экзистенция» («существование», «сущность») был употреблен С. Кьеркегором (1813—1855), труды которого легли в основу этой философии.
Покажем основные черты экзистенциальной психотерапии на примере психотерапии крупнейшего ее представителя В. Франкла. Основным сугубо человеческим стремлением, по В. Франклу, является стремление обрести смысл своего существования, и человек ощущает фрустрацию, или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным.
Не человек ставит вопрос о смысле жизни — сама жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится постоянно отвечать на него не словами, а действиями. Этот смысл в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, среды и религиозных убеждений. Этот смысл всегда уникален, ему нельзя научить, но человек может его создать и несет ответственность за осуществление своего уникального смысла жизни. Причем человек свободен найти и реализовать смысл жизни всегда, смысл жизни может быть найден при любых обстоятельствах.
В поисках смысла жизни человека направляет его совесть, совесть — это орган смысла. Этот феномен, эту способность В. Франкл называет самотрансценденцией человека. Этот смысл человек находит вне себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Чувство найденного смысла жизни дает человеку огромные душевные силы для преодоления жизненных трудностей. В. Франкл, сам прошедший Освенцим и Дахау, утверждает, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать.
Нормальное чувство счастья, по В. Франклу, представляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели, следование смыслу жизни. Когда же у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он может попытаться добиться его «в обход», например, с помощью химических препаратов (алкоголь, наркотики), стремления к сексуальным и другим наслаждениям. Однако чем более человек стремится к наслаждению и счастью, тем больше оно от него ускользает и требует все большей искусственной и изощренной стимуляции. Таким образом, обращение на себя, свои удовольствия, т.е. рефлексия, имеющая целью личное счастье, ведет к потере этого счастья. В рамках психологии развития нельзя обойти вниманием проблему перфекционизма.
В самом широком значении «перфекционизм» означает стремление к безупречному совершенству.
Прямо противоположно развитию явление, получившее название «деформация личности». Ее природа раскрыта в описании «Гулагов- ской психологии», «Человека в футляре». В данном случае деформация связана главным образом с утратой Я, субъектности. Современные реалии заставляют в полный голос говорить не только о развитии, но и о деформации личности. В связи с этим должно быть завершено создание самостоятельной теории деформации личности. Пока имеются лишь фрагментарные теоретические положения о профессиональной и личностной деформации. Дело в том, что деформация личности проявляется не только в «эмоциональном выгорании», утрате субъект- ности, но и деформации социальных представлений и т.п. Для адекватного понимания сложной природы деформации личности нельзя обойтись без апелляции к различным психологическим теориям, в том числе — стрессоустойчивости, копинг-стратегии, внутриличностного конфликта, психологии «выживания», вплоть до социал-дарвинизма. Социальная психология в данном случае может сказать свое решающее слово. Связано это с тем, что деформация личности имеет социально-психологический аспект. Ее природа носит во многом социально-психологический характер, так как связана с проблемой успеха. В настоящее время вокруг успеха фокусируются устремления (планы, карьера) большинства социальных групп. Однако в действительности трудно, а нередко практически невозможно достичь гармонии между успехом, карьерой и развитием.
Здесь возникает дилемма, конфликт', или — или:
- • или успех, карьера, но без развития и самоактуализации;
- • или развитие, самореализация, однако отказ от успеха и карьерного роста.
Первая модель достижения успеха безнравственна. В ее основе лежит деформация социальных представлений об успехе. Именно через соответствующие модели достижения успеха в конечном счете происходит деформация личности.
Вторая модель поведения характерна для тех, кто видит развитие через открытие, творчество с одновременным отказом от карьеры и финансового успеха. Но это тоже крайность. Синдром «Горе от ума» должен остаться в прошлом. На самом деле должна быть гармония между успехом, карьерой и развитием. Это связано не только с особенностями личности, но в первую очередь с реальными условиями достижения успеха, эффективностью работы так называемых «социальных лифтов», механизма мобильности и статусообразования.
Таким образом, анализ моделей достижения успеха позволяет понять механизм как развития, так и деформации личности (см. Сухов А.Н. Успех, карьера и развитие. М., 2016). В перспективе «Социальная психология успеха» имеет все шансы стать полноценным научным направлением и внести достойный вклад в теорию и практику развития личности.