РЕЛИГИЯ

Религия (от лат. religare — воссоединять) — это явление общественной жизни, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории; особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община). До сих пор она охватывает огромные массы людей. Всего в мире существовало и существует более пяти тысяч религий.

Конституция России 1993 г. определяет Российскую Федерацию как светское государство, гарантируя «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает равенство всех перед законом «независимо от отношения к религии и убеждений».

Историческое значение религии состоит в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.

Религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через постижение естественного, земного, посюстороннего и сверхъестественного, небесного, потустороннего. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает образ или идея Бога. Бог рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего сущего.

Общеобязательными элементами религиозного мировоззрения являются следующие:

  • ? признание духовного надмирового Начала — Бога — причиной бытия всего сущего, в том числе человека;
  • ? признание за человеком способности к общению, единению с Богом, которое осуществляется через веру. Вера — не только убежденность в существовании Бога, но и особый образ жизни религиозного человека, соответствующий догмам и заповедям исповедуемой религии;
  • ? признание человека не просто биологическим, а духовным существом, обладающим бессмертной душой. Поэтому во всех религиях всегда содержится учение о загробном, посмертном существовании человека.

В качестве основных элементов религии следует назвать:

  • ? веру — способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие его внутреннее состояние;
  • ? культ — внешнюю, социально значимую форму проявления веры, систему утвердившихся ритуалов, обрядов, религиозных специфических действий;
  • ? религиозное сознание — совокупность взглядов, теорий, представлений, религиозных чувств, традиций, объединяющих и отражающих веру, культ и другие элементы религии, отношение верующих к сверхъестественным силам.

В традиционных религиях выделяются две основные организации:

  • ? церковь — божий дом, собрание — широкое объединение людей, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Это обусловливает признание права каждого индивида стать членом церкви. В большинстве церквей существует строгое отделение служителей церкви, посвященных в таинство отправления культа и осуществляющих управление церковной деятельностью, от основной массы прихожан, верующих;
  • ? секта — оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, избранность, а нередко и тенденция к изоляционизму. Институт священства в секте отсутствует, подчеркивается равенство всех членов секты, провозглашается принцип добровольности объединения.

В вопросе происхождения религии приняты два противоположных подхода:

  • ? богословско-теологический, согласно которому человек сотворен Богом и изначально был с ним в полном единении. После грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился. Но человек не утратил своего богоподобия, не утратил способности познавать Бога. Стремление и действия человека по восстановлению единения, контакта с Богом и есть религия;
  • ? материалистический, согласно которому религиозные первобытные верования возникли в связи с практическим бессилием людей перед природой, их неспособностью найти реальные средства улучшения своего положения.

Ранними формами религии были:

  • ? тотемизм — вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами), животным и растительным миром, явлениями природы и неодушевленными предметами. Тотем — растение или животное — воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благополучие рода в целом и каждого его члена в отдельности;
  • ? магия — действия и обряды, совершаемые знахарями, гадателями, колдунами, ведунами, ведьмами с целью сверхъестественным путем повлиять на явления природы, животных или человека;
  • ? фетишизм — поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонения — фетишами — могут быть любые предметы естественного или искусственного происхождения;
  • ? анимизм (от лат. anima — душа, дух) — вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них. Наиболее ранней формой анимизма была вера в духов, а высшей формой — вера в существование души, которая может переселяться в других людей, животных, растения, предметы.

В период древней истории господствующей формой религии было язычество — политеизм, т.е. многобожие, обожествление сил природы. Каждый бог считался покровителем какой-либо сферы жизнедеятельности человека. На смену язычеству пришли монотеистические мировые религии (монотеизм — единобожие).

Мировые религии — понятие, которое применяется по отношению к буддизму, христианству и исламу. Они появились в периоды формирования мировых империй, когда возникла потребность сплочения входящих в их состав многочисленных наций. Исповедующим такую религию свойственны сильно выраженное стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания, горячая преданность вновь принятой вере и пропагандистская активность. Их проповеди носят межэтнический характер и обращены к представителям разных социальных групп. Мировые религии проповедуют идею равенства и братства людей, что обусловило их широкое распространение.

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий — возник в Индии в VI в. до н.э. Основателем буддизма был Будда. Этим именем назвался царевич Гаутама. В 29 лет он ушел из дома и стал отшельником. Шесть лет он бродил по долинам реки Ганг, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел аскетический образ жизни. К 35 годам у Гаутамы появилось предчувствие, что он близок к открытию истины, и он погрузился в медитацию, в которой пребывал без еды и питья, по разным версиям, от четырех до семи недель. В процессе медитации он достиг просветления и стал Буддой, которому открылись все законы мироздания. Впоследствии Будда 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет.

Согласно учению Будды, жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание. Поэтому жаль человека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за материальными благами[1]. Эти идеи Будды были сформулированы в виде четырех основных положений его учения: 1) сущность жизни есть страдание; 2) причина страданий — желания, привязанности, страсти; 3) чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания, привязанности и страсти; 4) для этого необходимо жить по законам правильного поведения и нравственного знания, через которое достигается нирвана — освобождение от земных уз, высшее состояние духа когда все земные привязанности преодолены, нет никаких желаний и страстей. В этом состоянии угасают все чувства человека, а вместе с ними и окружающий мир.

В буддийском учении выделяют три основных направления Пути самосовершенствования, называя их три Яны (яна — колесница). Все они ведут к одной цели, а деление связано с тем, что Будда передал разные методы для людей с разными способностями к духовному развитию.

Хинаяна (хина малый; Малая Колесница). Традиция Хинаяны опирается на первые учения Будды начиная с его проповеди о Четырех Благородных Истинах — страдании, источнике страдания, возможности прекращения и способе прекращения страдания. Последователи Хинаяны считают эти писания самым древним источником Учения Будды и, следовательно, самым авторитетным.

Махаяна (маха — великий; Большая Колесница). Традиция Ма- хаяны, возникшая на севере Индии и распространившаяся преимущественно в Китае, Тибете и Японии, переосмысляет сложившиеся в Хинаяне положения о мироустройстве и духовном Пути, раскрывая по-новому смысл Учения Будды.

Основа Махаяны и Хинаяны — Сутры — писания, пришедшие к практикам древности в форме духовного откровения. Предполагается, что Сутры были переданы Буддой. Но Буддой не в форме конкретного исторического лица Будды Шакьямуни, а в виде проявления природы Будды как таковой, вневременной, всеобъемлющей — метафизической реальности, запредельной относительно человеческого Ума.

Ваджраяна (ваджра — алмаз; Алмазная Колесница) — последняя Колесница, называемая «тантрический буддизм», так как основа практик здесь — Тантры — знания, переданные предполагаемым воплощением Будды — учителем Падмасамбхавой. Конечная цель Ваджраяны та же, что у и Махаяны, — обретение состояния Будды для блага всех существ.

Последователи Хинаяны верят, что Будда — конкретное историческое лицо. Учитель, обретя просветление, действительно ушел в нирвану, т.е. перестал существовать в нашей реальности. Это воззрение — ключевое отличие восприятия явлений от Махаяны, где Будда — метафизическая Реальность.

Христианство возникло в I в. н.э. в Палестине, находившейся тогда под властью Римской империи, первоначально в среде арамео- язычного населения Междуречья и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение в других провинциях и среди других этнических групп. В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 г. В Римской империи при императоре Константине I, начиная с эдикта 313 г. о свободе вероисповедания, христианство стало обретать статус государственной религии. Традиционно датой принятия христианства в русских землях принято считать 988 год, когда киевским князем был Владимир.

Основная идея христианства — спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, все зло в мире. Причиной зла в христианстве считается грех, т.е. акт личности, направленный против совести, Бога, против нравственного закона, который дан только человеку среди мира живых существ.

Один из основных догматов христианства — учение о Троице. Его суть в том, что Бог — не только личное существо, но и духовная сущность. Он выступает в трех лицах (ипостасях) — Бог-Отец, Бог- Сын, Бог-Дух Святой, которые составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог-Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ничего созданы мир видимый и мир невидимый, первый человек Адам и из его ребра первая женщина Ева. Сотворив человека, Бог распространил на него свой промысел, свою заботу. Творец сохраняет людей, пресекает зло. Он предопределил спасение людей через своего Сына, воплощенного в богочеловека Иисуса Христа, спасителя мира, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть за грехи человеческие, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.

Христос — тоже истинный Бог, существующий «прежде всех век». Третьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и мудрость.

Вероучение христианства изложено в Библии, которая состоит из двух частей — Ветхого Завета, или Священного Писания, и Нового Завета. В них представлена история человечества, начиная с сотворения мира и человека и кончая описанием конца света в Апокалипсисе. Граница между Ветхим Заветом и Новым Заветом — рождение Иисуса. Это событие положило начало новой эре.

Разновидностями христианства являются православие, католицизм и протестантизм.

Православие признает в качестве истинных только те положения вероучения, которые были утверждены первыми семью Вселенскими Соборами (в IV-VIII вв.). В XI в. Римская католическая церковь внесла в общецерковное исповедование веры принципиально новое положение о Святой Троице, что послужило одной из причин Великого раскола. Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии, подчиненные Риму, оказались в Римской католической (или просто католической) церкви.

Главные положения православия (догматы) зафиксированы в двух источниках — Священном Писании (Библии) и Священном Предании (положениях Вселенских и поместных Соборов IV-VIII вв., трудах церковных авторитетов того времени, называемых святыми отцами, древней богослужебной практике). Основу православия составляет Никео-Царьградский символ веры — учение о Троице, предусматривающее веру в исхождение Святого Духа только от Бога-Отца, догматы Боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа как богочеловека, признание святости единой апостольской церкви, необходимости крещения и упование на грядущее общее воскресение мертвых. Хотя все христианские конфессии основываются на Библии, понимание ее учения в целом различно у христианских ветвей. Критерием верного понимания Священного Писания для католиков выступает в конечном счете слово Папы, для протестантов — убеждение основателя данной конфессии, для православных — Священное Предание.

Православие отличается от западного христианства (католицизма и протестантизма) также своим толкованием понятия «Царствие Божие». Западное христианство понимает Царствие Божие как место, где христианин, чьи грехи искуплены Христом, получит от Бога после всеобщего воскресения возможность бесконечного блаженства.

Православие под Царствием Божиим (спасением) понимает не награду за добрые дела, а состояние души, очищенной от всякого зла.

Католицизм в отличие от православия, которое признает решения только первых семи Вселенских Соборов, продолжал развивать свою догматику на последующих Соборах. Поэтому основу учения католической церкви составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления 21 собора, а также официальные документы главы католической церкви — Папы Римского.

Важной чертой католицизма, отличающей его от православия, выступает догмат об похождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Если православие учит, что души людей в загробном мире попадают в рай или ад, то католическая церковь сформулировала догмат о чистилище, в которое попадают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но и не отягощенные смертными грехами, они горят там в очищающем огне. С догматом о чистилище связано учение, согласно которому церковь располагает запасом «добрых дел», накопившихся за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых римской католической церкви. Церковь распоряжается этим запасом добрых дел по своему усмотрению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается. На основе этого учения в Средние века была широко распространена практика продажи индульгенций — папских грамот об отпущении грехов.

Специфической особенностью католицизма выступает также положение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Он провозглашается наместником Христа на Земле, преемником апостола Петра, который, по христианскому преданию, был первым римским епископом. В развитие этих положений на Ватиканском соборе (1870) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского. Иначе говоря, во всех официальных документах, в публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.

Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации, когда от католицизма откололась значительная часть верующих, образовавших новое направление западного христианства. Протестанты отвергают догмат о спасающей роли церкви и настаивают на личной связи человека и Бога. Поэтому они отрицают роль священников как посредников между человеком и Богом. Единственным источником учения в протестантизме признается Священное Писание, авторитет Священного Предания отвергается. Библия, по мнению протестантов, должна переводиться на национальные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии — обязанность каждого верующего. Одним из принципов протестантизма является положение о всеобщем священстве. Каждый христианин, будучи крещеным, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать, совершать богослужение. В протестантизме служитель культа лишен права исповедовать и отпускать грехи. Большинство протестантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений.

Важный принцип протестантизма — положение о том, что спасение человека достигается не добрыми делами, а только исключительно личной верой в Бога. Вследствие грехопадения человек утратил способность совершать добро, поэтому он не может заслужить спасение своими добрыми делами. Спасение — результат избранности человека, божественного вмешательства.

В протестантизме культ, обряды и облик церкви удешевляются и упрощаются, отвергаются элементы помпезности и роскоши в богослужении, убранстве храма, одежде священнослужителей. Богослужение сводится к проповеди пастора, совместной молитве и совместному пению псалмов на родном языке. Протестантская церковь отличается демократизмом: она выстраивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех членов общины (секты), где каждый может принять участие в обсуждении как богословских вопросов, так и материальных.

Протестантизм имеет ряд течений.

Лютеранство стало одним из направлений ранней Реформации западной церкви. Лидером этого направления был немецкий католический священник Мартин Лютер (1483-1546), который в 1517 г. обнародовал 95 тезисов, обосновывающих необходимость реформ католицизма. Основная цель лютеранского учения направлена на разрушение власти церкви. Лютер перевел Библию на немецкий язык, и каждый верующий получил возможность ее самостоятельно читать и толковать. Лютер отверг господство церковной власти над светской и выдвинул лозунг подчинения церкви государству.

Кальвинизм — еще одно направление протестантизма. Его основатель французский теолог Жан Кальвин (1509-1564) в центр своего учения поставил доктрину об абсолютном предопределении, согласно которой все люди делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой, ни добрыми делами человек не может повлиять на свою судьбу. Профессиональные успехи в торговле и предпринимательстве, накопление богатства служат свидетельством избранности данного человека. Другим важным тезисом кальвинизма стало провозглашение необходимости повиновения народа законной власти.

Англиканство по своей структуре и вероисповеданию ближе других направлений реформаторства к римской католической церкви.

Это направление сохранило католическую обрядность и церковную иерархию. В его доктрине наряду с католическим учением о спасающей роли церкви существует положение о спасении личной верой. Англиканская церковь является государственной. Ее глава — английский монарх.

По важности воспоминаемых церковью событий выделяется Пасха — Воскресение Христово. Пасхальное богослужение значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Торжество Воскресения Христова вспоминается и в каждый воскресный день (неделю) — совершается всенощное бдение.

Ислам — самая молодая из мировых религий, возникшая в конце VI в. в Аравии. В одном из важнейших хозяйственных и духовных центров Аравии того времени Мекке, где находилась святыня, почитавшаяся большинством племен, — языческий храм Кааба, были произнесены первые проповеди новой религии ее основателем пророком Мухаммадом. В 610 г. он выступил с проповедью учения о едином боге, которое назвал исламом (араб. — букв, покорность). Последователи ислама — мусульмане — «покорные». Мухаммад провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле. При жизни пророка его высказывания, воспринимавшиеся как прямые слова Аллаха, передавались устно. Спустя два десятилетия после смерти Мухаммада было собрано и переписано то, что говорилось им в проповедях. Это и составило текст священной книги мусульман Корана. Несколько позднее Корана появились хадисы — рассказы о деяниях и высказываниях Мухаммада и его сподвижников, составившие сборники под названием «Сунна». На основе Корана и Сунны мусульманские богословы разработали шариат — свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов, призванный охватить всю жизнь мусульманина от рождения до смерти. В Коране есть нравственные нормы общечеловеческого значения: не убий, не прелюбодействуй, не лги, будь честным, добрым, чти отца и мать своих. Однако есть наставления чисто исламские, проповедующие покорность Аллаху и власти, ибо она от Бога.

В исламе более последовательно, чем в других мировых религиях, проводится принцип монотеизма. Вера в единого бога Аллаха — основа ислама. Аллах сотворил все сущее, он — высший, всемогущий, мудрый верховный судья.

В исламе проповедуется бессмертие души: после смерти она покидает тело и воскресает в день Страшного Суда. Как и в христианстве, утверждается существование ада и рая в загробном мире. Ислам утверждает веру в божественное предопределение. Все подчинено воле Аллаха.

Основные культовые требования ислама выражены в пяти «столпах веры». Каждый правоверный мусульманин обязан их неукоснительно соблюдать: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его; 2) ежедневная пятикратная молитва (намаз); 3) соблюдение поста (уразы) в течение месяца по лунному календарю в месяц рамазан; 4) милостыня в пользу бедных (закят); 5) паломничество в Мекку (хаджж).

Основные направления ислама — суннизм и шиизм.

Суннизм — наиболее многочисленное направление в исламе. Основу религиозной и общественной практики суннитов кроме Корана составляет Сунна. Верховная власть в халифате (государстве мусульман), по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной. В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужители, а суннитские богословы (улемы) в отличие от шиитских не имеют права выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Их функция сводится к толкованию священных текстов.

Шиизм признает законной лишь наследственную передачу власти потомкам пророка Мухаммада по линии его двоюродного брата Али. Шиизм не представляет единого целостного учения или единой церковной организации. Многочисленные шиитские течения и секты (имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и др.) связаны общими историческими корнями и идейными положениями. Главное из них — признание четвертого халифа Али и его потомков единственно законными преемниками пророка Мухаммада в качестве духовного и светского главы мусульманской общины (имама).

Исламские праздники — религиозные праздники, отмечаемые мусульманами во всем мире по лунному исламскому календарю, лето- исчисление по которому ведется с 16 июля 622 г. (от Хиджры). Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит 354 дня, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. Главные праздники мусульман — праздник разговения (Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения ( Курбан-байрам).

В настоящее время во многих странах, где распространен ислам, действуют мусульманские политические партии и общественные организации, в том числе международные, действующие как на государственной, так и на неправительственной основе. Одни из них сосредоточили свою деятельность в религиозно-культурной сфере, другие — в политике, третьи — в сфере экономики.

Ислам распространен среди значительной части населения нашей страны. При этом подавляющая его часть — сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений с центрами в крупных городах России. Действуют мусульманский институт и ряд средних учебных заведений (медресе). Ежегодно многие мусульмане отправляются для совершения паломничества в Мекку.

По данным христианского сайта Laborers Together на 2011 г., распределение населения Земли по религиозному признаку следующее:

  • ? христиане — 2,31 млрд человек (33% населения Земли);
  • ? мусульмане — 1,58 млрд (23% населения Земли);
  • ? исповедующие индуизм — 0,95 млрд (14% населения Земли);
  • ? буддисты — 0,47 млрд (6,7% населения Земли);
  • ? исповедующие традиционные китайские религии — 0,46 млрд (6,6% населения Земли);
  • ? сикхи — 24 млн (0,3% населения Земли);
  • ? иудеи — 15 млн (0,2% населения Земли);
  • ? приверженцы местных верований — 0,27 млрд (3,9% населения Земли);
  • ? не религиозные — 0,66 млрд (9,4% населения Земли);
  • ? атеисты — 0,14 млрд (2% населения Земли).

  • [1] Важенин А.Г. Обществознание. М., 2009. С. 128-129.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >