Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Актуальные проблемы развития теории и практики социальной работы в России
Посмотреть оригинал

Теория и модели социального государства: история и современность

Слово «социальный» в переводе с латинского означает «общий», «общественный», то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «социальным» в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями.

Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который - задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историкополитической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.

Впервые понятие « социальное государство» было введено немецким ученым Л. Фон Штайном в конце XIX в. Он считал, что социальное государство обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о «социальном государстве».[1] Понятие «социальное» определяло качественное новое содержание общественного становления на этапе индустриального развития.

Избирательное право, формирование страховой системы, позволяющей снижать до минимума производственный и социальный риск, гарантированный минимальный доход, обеспечение определенного уровня благосостояния — таковы основные политические действия со стороны государства, направленные на снятие деструктивных последствий свободной рыночной конкуренции.

Концепция «государства всеобщего благосостояния» оформляется к 30-м годам XX столетия в англоязычных странах, когда теория общественного и индивидуального благосостояния становится самостоятельной областью познания. В разработке данной модели участвовали такие исследователи, как Р. Титмус, Э. Хаясен, Г. Мюрдаль, П. Самуэльсон и др.

Социал-демократ, теоретик, лауреат Нобелевской премии, Гуннар Карл Мюрдаль является создателем так называемой шведской модели социализма. Социал-демократы почти 70 лет бессменно находились у власти в Швеции — стране с высоким уровнем материальной и социальной обеспеченности граждан. Мюрдаль был приверженцем социальной ориентации рынка, социально регулируемой экономики, теории социального государства и социального партнерства.

Подчеркивая регулирующую роль государства , Мюрдаль, считал его способным преодолеть стихию рынка. Вмешательство государства, по его мнению, преобразует стихийное рыночное хозяйство в новую регулируемую экономику, свободную от противоречий и недостатков старого строя, в который осуществлен идеал всеобщего равенства и созданы равные экономические возможности для всех. Особая модель социального государства в Швеции основывалась на сложной системе прямых и косвенных налогов, изымаемых у населения.

По мнению Мюрдаля, главное в «государстве благосостояния» — это социальная защита населения, под которой он понимал систему законодательных, экономических, социальных и социальнопсихологических гарантий, равные условия для повышения благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства для трудоспособного населения и создание определенного уровня жизнеобеспечения для нетрудоспособных граждан[2] [3].

Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл так называемый План Бевериджа содержащийся в докладе представленном в 1942 г. в Соединенном Королевстве. Доклад стал программой создания государства всеобщего благоденствия. План рассматривался как часть «всеохватывающей политики социального прогресса» и предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни*". Ядром плана была тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль заработной платы и цен, постепенное устранение частной собственности на средства производства и другие меры. Коалиционное правительство, возглавлявшееся консерваторами, сначала никак не отреагировало на содержавшиеся в докладе предложения. Однако популярность доклада заставила правительство пересмотреть свою позицию, и еще до окончания войны началась разработка законодательной основы программы.

Государство всеобщего благосостояния — это модель политической системы, для которой характерны как демократическая форма правления, правительственные субсидии на обеспечение благосостояния населения, коллективные гарантии социальной поддержки, так и защита интересов капиталистической системы производства. Государство всеобщего благосостояния не противопоставлено рыночной экономике и демократической политической структуре.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции Федеральная Республика Германии 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и других государств.

Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства. Являясь формой разрешения кризиса («Великой депрессии») государство всеобщего благоденствия ориентировалось на социальное партнерство и главной задачей имело эффективное исполнение функций социальной защиты («социальное государство»). Поэтому государству вменялось в обязанность стабилизация финансов; стимулирование «большой науки»; контроль за прогрессивным налогообложением, социальным страхованием, образованием, медицинским обслуживанием, сферой услуг. Издание в 1936 г. книги Дж. М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» относится к наиболее важным событиям в истории экономической мысли Запада в межвоенный период[4] [5]. В «Общей теории» впервые последовательно подвергнуты критике идеи Адама Смита. Дж. М. Кейнс в «Общей теории» рассматривает нестабильность рыночной капиталистической экономики и впервые в экономической науке доказывает необходимость государственного вмешательства в экономику. Кейнс был одновременно философом, экономистом и исследователем нравов. Он не переставал задаваться вопросом о конечных целях экономической деятельности. Кейнс считал, что тяга к богатству — «любовь к деньгам», по его выражению, — оправдана лишь постольку, поскольку она позволяет «жить хорошо». А «жить хорошо» — это, по Кейнсу, не значит «жить богато», это значит «жить праведно». Для Кейнса единственным оправданием экономической активности человека является стремление к нравственному совершенствованию мира. Кейнс прогнозировал, что по мере роста производительности труда продолжительность рабочего дня будет сокращаться, что создаст условия, в которых жизнь людей станет «разумной, приятной и достойной». В этом и заключается ответ Кейнса на вопрос о том, зачем нужна экономическая наука.

3

После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства - его возведение в конституционный принцип, его интерпретация как особого типа государства. Впервые социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в статье 20 Конституции ФРГ 1949 года, провозгласившей Германию «демократическим и социальным федеративным государством»[6].

Дальнейшее развитие концепции социального государства, или государства социального благоденствия, получила в конце прошлого века. Идеология коллективной солидарности позволила в разных страдах западной цивилизации осмысливать в различных моделях « социального государства» (в немецкоязычных странах) и «государства социального благоденствия» (в англоязычных странах) проблемы справедливого общественного распределения и перераспределения в условиях свободного рынка. Индустриальный рынок и демократическая система породили, с одной стороны, рост национального богатства, с другой — социальное противостояние различных общественных слоев. В этих условиях осуществляется поиск механизмов равенства и справедливости.

В конце XX столетия Д.Крефт и И.Миленц[7] в конституции социального государства важнейшими структурными элементами называют благосостояние граждан и вмешательства государства в важнейшие социально-экономические процессы на основании соответствующих законов.

К основным принципам благосостояния в модели социального государства относятся:

  • • социальная справедливость;
  • • социальное равенство;
  • • обеспечение социальных гарантий.

Следует отметить, что катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность политики. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств.

В современном мире подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.

Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

Условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

  • 1. Демократическая организация государственной власти.
  • 2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.
  • 3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
  • 4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
  • 5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
  • 6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
  • 7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
  • 8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
    • а) достойных условий существования;
    • б) социальной защищенности;
    • в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
  • 9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
  • 10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны (впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г.).

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

  • • ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
  • • на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

В рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции. К последним, в частности, относятся:

  • - поддержка социально незащищенных категорий населения;
  • - охрана труда и здоровья людей;
  • - поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  • - сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
  • - поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
  • - финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
  • - борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
  • - поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
  • - участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
  • - забота о сохранении мира в обществе.

То есть Компетенция современного социального государства весьма обширна ии распространяется на такие сферы, как образование, здравоохранение, рынок труда, система социального страхования от таких классических рисков, как болезнь, безработица, возраст и т.д. В разных странах приняты программы, призванные гарантировать общедоступность и бесплатность медицинского обслуживания, основного общего и среднего профессионального образования, помощь инвалидам, пенсионерам и другим социально незащищенным группам, программы по созданию новых мест работы и развития системы переобучения безработных и по трудоустройству молодежи. Подобным образом государство гарантирует право своих граждан на «достойное проживание», право на минимальный стандарт благополучия, а в идеале - примерно одинаковы для всех социальных групп стартовые возможности для реализации жизненных задач.

Внутреннюю политику социального государства можно охарактеризовать как средство утверждения социального компромисса в обществе. В перераспределения помощи от одних групп к другим (от работающих к пенсионерам и инвалидов, от высокодоходных граждан к малообеспеченным и т.д.) реализуются отношения солидарности. Другой целью социального государства является смягчение социального неравенства и поддержание стабильного социально-экономического положения граждан.

Эффективность социального государства происходит в зависимости от факторов, среди которых выделяют:

  • • высокий уровень экономического развития страны, экономический рост, что позволяет обеспечить перераспределения средств на социальные программы;
  • • согласие основных политических сил о необходимый набор социальных программ, которые будут реализовываться государством, достижения подобного консенсуса позволяет сохранить правопреемственность социальной политики в случае прихода к власти других политических партий;
  • • развитое чувство ответственности, законопослушности, общественной солидарности.

Реализация социальных прав человека позволяет характеризовать политику государства сроками социальной справедливости, эти аспекты всегда находятся в центре внимания политических партий и движений, является важной составной частью их программ.

Социал-демократические и коммунистические партии настаивают на расширении социальных программ, в то время как правые партии критикуют социальное государство, связывая с ней такие явления, как разрастание бюрократического аппарата, рост массового иждивенчества, повышении налогов, что в итоге негативно отражается на частной инициативе и может стать тормозом экономического развития. Например, неоконсерваторы отстаивают тезис об адресной социальной поддержке, что должно сократить количество получателей социальной помощи.

В последние годы страны Запада столкнулись с некоторыми проблемами в реализации государством своих социальных функций. Среди причин можно выделить и спад экономики некоторых стран, и необходимость увеличения инвестиций в производство для его технического перевооружения, и тенденции к дебюрократизации управления. К этому следует добавить демографическую изменившуюся ситуацию в большинстве стран: увеличение доли пожилых людей относительно остального населения. Обеспечение их права на достойное существование требует увеличения социальных расходов. Во многих странах эта проблема получает новое решение: не только государство, но и структуры гражданского общества берут на себя ответственность за распределение социальной помощи.

Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении.

Эти различия особенно заметны при сравнении европейской и американской моделей. Развитие системы социального обеспечения на европейском континенте имеет более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (межобщинные) связи и, соответственно, слабела поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения. Характерной чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние на себя государственных структур. Подобный индивидуалистический подход наложил отпечаток и на формирование социальной политики государства в США, роль которого в социальной защите населения, особенно до периода великого кризиса 1928—1933 гг., была относительно невелика.

Социальное законодательство европейских стран отличается от американского более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. При этом следует подчеркнуть значительную роль в предоставлении социальных услуг местных органов самоуправления, и, наконец, больший охват населения различными социальными услугами и видами помощи.

  • [1] Торлопов В.социальное государство: сущность и генезис.//Человек и труд.-М..1998..№5. - С. 10.
  • [2] http://www.bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-l/148.htm
  • [3] Beveridge Janet, Beveridge and his plan, L., 1954.
  • [4] Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. проф. Н. Н.Любимова. — М.: Гелиос АРВ, 2012. — 352 с. — ISBN 978-5-85438-213-7
  • [5] Скидельски Р. Кейнс: Возвращение мастера / Пер с англ,- О.Левченко; науч.ред.О.Замулин. — М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2011. — ISBN 978-5-904522-92-6Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. проф. Н. Н.Любимова. — М.: Гелиос АРВ, 2012. — 352 с. — ISBN 978
  • [6] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. -М.: Юрист, 2007.
  • [7] Колков В.социальная работа за рубежом: справочное пособие по социальнойработе. М.. 1997.-С.155.
 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы