ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Философские дискурсы в теории познания социальной работы XX века
Философские дискурсы в теории познания социальной работы в XX веке связаны с фазами ее теоретического оформления, где условно можно обозначить два периода:
- • развитие теории познания в контексте идей прагматизма, модернистская парадигма познания,
- • развитие теории познания социальной работы в контексте идей постмодернизма.
Как считают зарубежные исследователи, первая половина XX века определялась теориями северо-американской школы социальной работы, в которой концепты Дж. Дьюи играли свою системообразующую роль в формировании практико-ориентированной теории.
Постмодернистские философские концепты связывают с европейскими традициями, оказавшими влияние, как на англо-саксонские научные школы, так и на европейские и мировые школы социальной работы, определившие вектор научной рефлексии проблематики в системе личность-среда.
Парадигма модернизма в теории социальной работы
Сущностные характеристики парадигмы модернизма
Модернизм связывают с ценностями и идеями Просвещения. Прогресс, познаваемость природы на основе фундаментальных законов и принципов - вот те базовые посылы, которые становятся основой мировоззрения начала XX века. Как считал 3. Бауман[1], в модернизме доминируют объемные нарративы, «большие истории», которые направлены на объяснение явлений, феноменов, процессов Такими являлись теории либерализма, марксизма, психоанализа, биологического детерминизма, структурного анализа и т.д.
Знаковым явлением для модернизма, по мнению французского исследователя М. Фуко, становится знание, оно является той «абсолютнои силой», которое изменяет мир, при этом ассоциативные знания уступают свое место фундаментальным и экспертным знаниям, знаниям, которые формируются на основе экспериментальных и эмпирических исследований[2] [3].
С точки зрения Б. Фосетт , в модернизме происходит новое понимание «себя» как категории, которая имеет различные основания, трактовки и теоретические посылы, самореференции образуют самостоятельные познавательные области к ним, например, можно отнести дискурсивные практики феминизма. Этот процесс будет характерен и для теоретической парадигмы социальной работы в XX веке, которая, согласно Р. Сайбеону, воспроизводит «теории о том, что является социальной работой»[4].
Теория познания в парадигме модернизма больше оперирует позитивными (достоверными) фактами, которые являются фундаментом познания, в связи с чем концепты фрагментаций, противоречий, менее значимы, чем концепты «единства».
Парадигма модернизма явилась определенной реакцией на идеи романтизма о непознаваемости мира. Заявление модернистов строились на том, что с помощью наблюдений и измерений можно объяснять не только феномены природы, но и общества. Таким образом, модернистские подходы дали импульс к пониманию процессов взаимодействия между людьми, к обоснованию подходов к обусловленности их поведения.
Модернистское мировоззрение дало возможность увидеть в благотворительной практике деятелям филантропии рациональные аспекты помощи. Это произошло в процессе изменений взаимодействий между состоятельными и несостоятельными слоями населения, с аффективных на рациональные взаимодействия.
Как считает М. Пэйн, «социальная работа — продукт модернизма, поскольку представляет собой один из светских вариантов, замещающий благотворительную деятельность христианской церкви в западных странах. Она также является модернистской, поскольку основана на представлении о том, что социальные проблемы и общество в целом доступны для нашего понимания и изучения, а также для разумного подхода к решению реальных проблем»[5].
Осмысление процесса помощи в контексте модернистских подходов сформировало представления об исторической динамике процесса помощи, который изменяется в исторической перспективе. Практика помощи как процесс изменений в исторических обществах имеет свои особые характеристики, рациональное осмысление позволяло дифференцировать формы помощи, идеологемы, их соотнесенность с реальной действительностью.
- [1] Bauman Z. Intimations of Postmodernity. London, Routledge, 1992.
- [2] Фуко М. Археология знания. Спб, «Гуманитарная академия» 2012. С. 416
- [3] Fawcett В. Post-modernism /Social work: theories and methods. SAGE, 2009.
- [4] Пэйн M. Социальная работа: современная теория. М., Академия, 2007, с. 14.
- [5] Пэйн М. Социальная работа: современная теория. М., Академия, 2007, С. 25