Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Философские основания экономики социального прогресса
Посмотреть оригинал

Протестантизм и социальный прогресс

Существует ряд теорий о причинах появления Промышленной революции XVIII в. В Европе, преимущественно в Великобритании, которая и привела к появлению капитализма как общественной формации. Представляется, что наиболее реалистичной является теория о роли протестантизма в этом процессе. Известно, что в 1517 г. религиозный деятель Германии Мартин Лютер выступил со своими 95 тезисами против католической церкви. М. Лютер заявил, что готов защищать эти тезисы на общественном диспуте, и утверждал отсутствие посредничества духовенства и церкви. По его мнению, душа человека и Бог должны быть связаны напрямую. М. Лютер указывал на ошибочность веры в очищение от грехов путем покупки индульгенций. Он жестко критикует нескромный образ жизни Папы Римского: «...страшно и дико видеть, что высшее лицо в христианстве, величающее себя наместником Христа и преемником св. Петра, ведет такой светский и пышный образ жизни, в котором ни один король, ни один император не может достигнуть его и сравниться с ним; и тот, кто велит называть себя всесвятейшим и духовнейшим, обнаруживает более мирскую сущность, чем сам мир[1] [2]». М. Лютер стал богословом и проповедником среди людей, которые, по сути, уже перестали быть католиками и все более отдалялись от Христа и христианства. То, что М. Лютер предпринял, оказалось решительным поворотом вектора развития богословского знания. Он избрал путь погружения в глубины библейской, евангельской премудрости. М. Лютер обнаружил такие сюжеты, которые оказались нужными ему лично, а также всей христианской церкви. Ему удалось найти лекарство, позволившее исцеляться тем, кто переживал тяжелейшие духовные кризисы. Его поддержали влиятельные германские князья и тем самым началась великая эпоха Реформации в мире, которая завершилась появлением новой христианской церкви: протестантской. Влияние этой церкви на развитие естественных наук, а также социальный и экономический характер мировой политики является огромным.

Впервые крупное исследование о роли протестантизма в мире выполнил немецкий исследователь Макс Вебер, который в 1904-1905 гг. опубликовал свой труд «Протестантская этика и дух капитализма», где отметил : «Хорошо известна явная склонность протестантского аскетизма к эмпиризму, рационализированному на математической основе. Поэтому излюбленной научной дисциплиной всех пуританских, баптистских или пиетических христиан была именно физика и близкие к ней, использующие сходную методику, математические дис-

150,

циплины ».

Кроме того, М. Вебер определил, что историческими носителями аскетического протестантизма являются в первую очередь следующие четыре направления:

  • - кальвинизм в том его облике, который он имел в ряде западноевропейских стран, где завоевал господство в XVII в.;
  • - пиетизм;
  • - методизм;
  • - вышедшие из анабаптистского движения секты.

При этом отмечается, что ни одно из этих направлений не было полностью изолировано от остальных; не было строгого ограничения этих течений и от неаскетических церквей Реформации. Методизм, который возник в средине XVIII в. внутри государственной церкви Англии, представлялся его основателям не столько новой церковью, сколько возрождением аскетического духа в старой церкви, он отделился от англиканской церкви лишь в процессе своего развития, особенно после перемещения методизма в Америку. Пиетизм в Англии и особенно в Голландии возник на почве кальвинизма и в течение определенного времени не порывал с ортодоксальной верой, от которой он отходил лишь в ряде частных вопросов; только к концу XVII в. пиетизм слился с лютеранством без достаточно фундаментального догматического обоснования. Аскетическое движение, которое получило наименование «пуританизм», пробивало себе дорогу в противостоянии с англиканством. Наибольший интерес, безусловно, представляют формы выявления тех созданных религиозной верой и практикой религиозной жизни аскетических эмоционально-психологических стимулов, которые и давали определенное направление всему жизненному строю и заставляли индивида строго держаться его.

М. Вебер исследует не проблему возникновения капитализма как такового, а именно возникновения «духа капитализма». В ходе его исследования как бы выстраивается следующая цепочка: «протестантская этика - дух капитализма - капитализм». М. Вебер не изучает технологию становления капитализма, он просто постулирует, что дух капитализма непременно приведет к капитализму. Основной чертой капиталистического общества М. Вебер считает постепенную рационализацию всех его сфер и направлений. Он опирается на факты действительности в своих рассуждениях: на рубеже XIX - XX вв. в Германии католики начинают оказывать определенное давление на властные структуры в связи с тем, они (католики) находятся в подчиненном, в менее привилегированном положении по отношению к протестантам, которые составляют и политическую и финансовую элиту страны, лучше представлены в университетах, из среды протестантов выходит наибольший процент квалифицированных рабочих, хотя в процентном отношении в стране католиков больше.

В 1938 г. американский ученый Р.К. Мертон опубликовал свой классический труд: «Наука, технология и общество в Англии XVII ве- ка»(НТО). Одной из главных целей данной работы было выяснение вопроса, была ли пуританская этика столь же близка духу науки, как и духу капитализма. По этой причине НТО может быть рассмотрена как продолжение исследовательской работы, начатой ранее М. Вебером. Работа Р.К. Мертона является открытой попыткой проверки дополнительных замечаний М. Вебера, касающихся связи аскетического протестантизма и естественных наук. Как и М. Вебер, Р. Мертон полагал, что этос пуритан даровал новое религиозное значение и легитимность науке. Этика и практика пуритан также внесли громадный вклад в институционализацию новых наук. Примечательно, что наиболее увлекательной частью исследования Р. Мертона является, возможно, его попытка доказать наличие особенной гармонии между ценностями пуританизма и новых естественных наук. Он обнаружил существование «точечной корреляции» между этосом пуританизма и «характерными признаками, целями и результатами научных исследований».

К средине XX в. в мировых социальных науках был принят «Тезис Вебера - Мертона: протестантизм и прорыв современного естествознания», где центральным пунктом в тезисе является утверждение, что существует определенная близость ценностей между аскетическим протестантизмом (пуританизмом, анабаптизмом и пиетизмом) и новыми экспериментальными (опытными) науками, постепенно возникающими в течение XVII в. Тезис Вебера - Мертона утверждает, что аскетические протестанты были более склонны к занятию естественными науками и рассмотрению экспериментального исследования как профессионального занятия, чем представители других религиозных направлений. Несмотря на то, что пуритане, согласно Р. Мертону, были меньшинством среди англичан, они, тем не менее, они составляли 62 % первоначального состава Королевского общества[3].

Религия становится влиятельной социально-экономической силой в современном мире. Это обусловлено рыночным характером взаимоотношений, которые развиваются в мире после роспуска СССР в 1991 г. и распада мировой социалистической системы. Исследования показывают, что все достижения естественных и социальногуманитарных наук, имеющиеся в мире с XVI-XVII вв., стали возможны только лишь в результате появления самостоятельной христианской религии: протестантизма. Например, И.Ньютон, английский математик, механик, астроном и физик в этот период, XVI в. и начала XVII в., открыл дисперсию света, закон всемирного тяготения, разработал теорию движения небесных тел. Он себя считал верующим человеком. Известно, что Англия имеет свою англиканскую самостоятельную церковь протестантского вероисповедования. Безусловно, результаты исследований И.Ньютона, открытые им физические законы, позволили капитализму набрать свой экономический ресурс. Кроме того, протестантская Англия имеет международное признание и статус «мастерской мира», а А.Смит - «отца экономики». В современном экономическом мире из 500 самых крупных компаний мира, более 400 размещаются в США, Англии, Германии, Франции, т.е. в странах с преимущественно протестантским вероисповедованием[4]. По этим же данным, Россия в списке ведущих мировых компаний представлена только 5 компаниями, четыре из которых относятся к энергетической отрасли (Газпром, Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз) и лишь одна - к банковскому сектору (Сбербанк).

По мнению многих ученых, протестантизм вообще создал капитализм, как общественную формацию, которая пришла на смену феодализму. Выше мы уже отметили, что в 1904-1905 гг. М.Вебер опубликовал работу: «Протестантская этика и дух капитализма», в который обратил внимание на проблему, которая неоднократно обсуждалась, на рубеже XIX и XX вв., в различной литературе и на католических съездах Германии. М.Вебер отмечает, что «...мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий » . Очевидно, что не случайно протестантизм занимает такое важное место в религиозной и вообще в духовной жизни этой страны. Кроме того, по мнению М.Вебера, пуританизм (как форма протестантизма, как учение, наиболее близкое к кальвинизму) не случайно находился у колыбели современного «экономического человека» именно в США и это объясняет предпринимательский дух у граждан этой страны. Труд по мнению протестантов является реализацией высшего начала в человеке, приближает его к Творцу, который создал мир трудом. Протестантизм дал критическую оценку социальной системе , которую католицизм и православие называют как Божественное творение, а также определил свою трактовку библейских этических норм. Католики и православные видят земную жизнь как юдоль греха, труд - как проклятие за грехопадение первого человека - Адама, а спасение души - в молитве, покаянии и совершении добрых дел. Протестантизм против такой трактовки Библии и его догмат заключается только во вкладе человека в строительство Божьего царства на земле, только земным трудом человек может быть угоден Богу, а не грехи или добродетели определяют его место в другом, загробном мире. По мнению протестантов, не государство, а человек сам определяет для себя уровень и порядок организации трудовых и социальных обязанностей в обществе.

В связи с этим рыночная трансформация капитализма, его экономическая сущность с XVII в. определяется протестантскими религиозными факторами. Таким образом, «религиозная экономика» -это степень, в которой экономические отношения регулируется преимущественно рынком, а не государством.

И если первый лидер протестантизма немец Мартин Лютер в XVI в. сформулировал свои основные принципы (95 тезисов М.Лютера), направленные против католической церкви, то француз Жан Кальвин, его современник, дал свое направление протестантизма, получившее впоследствии название «кальвинизм», которое распространилось на Францию (гугеноты), Шотландию и Англию (пуритане). Существует коренная противоположность между индивидуализмом, например в учении кальвинизма, как составной части общего религиозного учения протестантизма, и «соборностью» Русской Православной Церкви. Рассуждая о методологии кальвинизма нужно отметить, что это религиозное учение определяет два способа приобретения осознанности своей избранности верующим:

  • - каждый верующий должен просто считать себя избранным, а все сомнения толковать как дьявольское искушение;
  • - приобрести указанное сознание можно при помощи неустанной работы в своей профессии.

Основным смысловым тезисом Вебера-Мертона является утверждение, что существует определенная близость ценностей между аскетическим протестантизмом (пуританизмом, анабаптизмом и пиетизмом) и новыми экспериментальными (опытными) науками, которые постепенно возникают с XVII века. По М. Веберу, который первым сформулировал указанный выше тезис, аскетический протестантизм имел особую предрасположенность к «новой физике». При этом важно отметить, что основой для этого утверждения послужило твердое убеждение аскетов-протестантов в мысли понимания Бога и его намерений через призму его творений. Они полагают, что при этом Бог открывает себя не только в Святом Писании, но и в Книге Природы. Поэтому с этой точки зрения естественные науки могут рассматриваться в качестве средства познания как бы «Бога в природе». И через познание природы можно идти к Богу, понимать «почерк Божий». Ибо познание творений - это прославление Бога. По мнению Р.Мертона только в естественных науках возможно физически распознать Божье творенье и попытаться его раскрыть.

Во второй половине XX века мировое научное сообщество согласилось с тем, что «Тезис Вебера-Мертона: протестантизм и прорыв современного естествознания» является отдельной научной теорией, которая имеет все необходимые черты объективности. Сейчас общепризнано, что рыночная экономика и либерально-демократическое управление соответствуют в наибольшей степени естественным желаниям человека. Конституция РФ ориентирована на внедрение в жизнеустройство страны именно рыночных и либерально-демократических принципов, которые давно внедряются в наиболее развитых странах мира, где преимущественно развито протестантское вероисповедыва- ние. Наблюдения, сравнительный анализ показывают, что теория эволюции дарвинизма и борьбы за существование в максимальной степени коррелирует с принципами конкурентной среды в рыночной экономике и либеральными основами управления обществом.

Мы должны заметить, что в современной эпохе отмеченные выше особенности протестантского учения вошли в противоречие с менталитетом русского и других православных народов России, а также других граждан страны проповедующих мусульманскую религию. В этом контексте представляет интерес исследование И.М.Супоницкой, которое посвящено сравнительному экспертному анализу отношений к труду в американском и российском обществе[5].

В США, например, где господствует дух протестантской трудовой этики, провалились все социалистические идеи всеобщего братства и равенства. Свободный труд играл и играет важнейшую роль в становлении общества США. В России труд всегда был несвободным, а принудительным. Конечно, этому способствовало крепостное право, которое в совокупности с общинным землевладением не смогло создать условия для производительного труда. Православие, в отличие от протестантизма, также не способствовало внедрению в общество естественных навыков трудолюбия, получению от личного труда особенного экцистенциального удовольствия, которое нельзя сравнить ни с чем другим по уровню моральной значимости. И.М.Супоницкая отмечает, что «...если в России «бедность не порок», то в США - порок: умный и дельный человек не может быть бедным в стране равных возможностей»[6].

Очевидно, что без изменения отношения к труду невозможна модернизация современной России, дальнейшее накопление и развитие человеческого капитала, который является основным национальным богатством любой страны. Политико-экономическая стратегия России должна быть ориентирована преимущественно на создание качественного человеческого капитала в обществе, который направлен на внедрение принципов индивидуализма, образованности граждан, накопление профессионализма, навыков и мотиваций свободного использования своих способностей к трудовым занятиям, развитие естественного природного желания каждого человека к познанию мира и собственного интеллектуального обогащения через какой-либо труд, сохранению здоровья. Безусловно: это очень трудная задача в стране, где, как выше отмечалось, нет устойчивых традиций свободной жизни людей и свободного труда. В России необходима специальная государственная программа, направленная только на развитие человеческого капитала.

Размышляя о тезисе Вебера - Мертона нужно отметить, что в нем нет категоричных утверждений о том, что наука, зародившись в эпоху Реформации, имеет исключительно протестантский характер. Естествознание XVI - XVII вв. получило развитие на основе различных религиозных учений и отталкивалось от знаний накопленных греческой философией, арабской, еврейской и других цивилизаций. М.Вебер и Р.Мертон в своих работах отрицали такую спекулятивную точку зрения, которая предполагает только роль аскетического протестантизма в когнитивном развитии знания. Они утверждают, что аскетические протестанты были более склонны к занятию естественными науками и относились к экспериментальным исследованиям как профессиональным занятиям, в сравнении с представителями других религий и ничего более. Теоретико-методологические основы человеческого капитала, как экономической категории, заложены в 1950-1960-е гг. американцами Т. Шульцем и Г. Беккером, которые являются Нобелевскими лауреатами. По мнению Г. Беккера человеческий капитал состоит из общего человеческого капитала и специфического. Общий человеческий капитал формируется преимущественно в домохозяйствах, в семьях, а специфический - непосредственно в учебных заведениях, фирмах, предприятиях, учреждениях. Кроме того, Г. Беккер обосновал в экономической теории «экономический подход» при анализе явлений, который заключается в интегрировании различных форм человеческого поведения. Он отмечает, что «...экономический подход и теория естественного отбора, выработанная современной биологией, тесно взаимосвязаны»[7]. Очевидно, что не случайно теория человеческого капитала была обоснована гражданами США, в стране, где как мы ранее отмечали, основой духовности у большинства людей является протестантизм. Самое основное свойство человеческого капитала в том, что он неотчуждаем от его носителя: человека. Эпистемологическая сущность человеческого капитала, таким образом, заключается в религиозных основах протестантского религиозного учения.

Современная российская государственная власть определила для страны основной путь развития : модернизация . Теория модернизации - это известная социальная и политико-экономическая концепция развития общества, которая опирается на понятие «социальный прогресс» и предполагает, что любые общества, всех эпох, вовлечены в объективный универсальный процесс движения от дикости к цивилизации. Современный период развития модернизации связывают с Реформацией, со становлением и расцветом капитализма, а значит с протестантской этикой. Лидеры модернизационных процессов в современном мире (выше мы отмечали: это США и страны Европы) добились невиданных экономических результатов. Нужно отметить, что теория модернизации показывает способы включения других стран в мировую социально-экономическую систему. Ранее мы отмечали, что капитализм возник как естественное изменение сложившегося уклада жизни, традиций, привычек под воздействием нового духовного института: протестантизма. В течение XX в. капитализм , как общественная формация( по К.Марксу) защищающая только интересы буржуазии, за счет умелой социальной политики трансформировался в рыночную экономику, удобную и для работников, и для работодателей. В России процесс модернизации, по сути, идет перманентно около 200 лет. Мо- дернизационные процессы в стране, например, в XIX в. привели к расколу интеллигенции на «западников» и «славянофилов». Если первые выступали за ускоренную модернизацию и механическое заимствование западных моделей жизни, то вторые отстаивали самобытный путь развития. «Западников» оказалось меньше для широкой пропаганды своих идей и полноценный капитализм в России создать не удалось. В 1917 г. победили, по сути, «славянофилы», но лекалы для своих теорий они заимствовали из-за рубежа: теория марксизма разработана не в

России. В.И. Ленин со своей партией РСДРП использовал марксизм как инструмент для реализации своих политико-экономических целей в России 1917 г. Интересно при этом отметить, что он, как и К.Маркс, напрочь отвергал религиозный фактор при достижении этих целей. Сегодня ситуация несколько иная, но тем не менее характерна и своими сложностями.

Русская православная церковь предпринимает значительные усилия для противодействия проникновению идей протестантизма в страну. Этому способствует и тесный ее контакт с руководителями России. Например, эти усилия привели к тому, что сейчас в отечественных школах введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Официально принято решение, что этот курс будет вводиться в четвертых-пятых классах российских школ, и состоит из шести модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культуры, истории мировых религиозных культур и основ светской этики. Как мы видим: изучение протестантской этики в этих модулях не предусматривается. Более того, у специалистов есть опасение, что курс вообще может превратиться в Закон Божий, как это уже было в России до 1917 г. Таким образом, современная Русская православная церковь активно вмешивается в систему светского образования страны.

Например, А.Смит высказывался против одной «государственной» религии в стране, т.к. по его мнению, монополизм одной религии отрицательно воздействует на экономику. Введение С.Булгаковым термина «хозяйство» в научный оборот, безусловно, придало экономическим отношениям особую сокральность и некоторую интригу, которая заключается в самостоятельном понимании «религиозной экономики» как составной части жизни человека, всего его бытия, т.к. хозяйство и есть само бытие.

Таким образом, современная Россия находится на сложном политико-экономическом перекрестке своего дальнейшего духовнокультурно жизнесуществования. Как совместить идеи тезиса Вебера- Мертона о влиянии протестантизма на развитие естествознания в отечественном модернизующемся обществе и одновременно не утратить православные традиции, развивать «религиозную экономику» и не утратить соборность. С точки зрения марксистско-ленинской философии, религия есть явление надстроечное и что она есть проявление ограниченности человека. Сегодня, очевидно, что мы не можем согласиться с таким мнением, т.к. духовная сфера занимает значительное место в жизни отдельного человека и общества. Основная проблема заключается в трансформации этой сферы в систему модернизационных процессов. Поэтому «религиозная экономика» становится неотъемлемой частью отечественных экономических отношений в обществе, с которой необходимо считаться, понимать ее важность и необходимость для дальнейшего цивилизованного развития.

Безусловно, религия важна в современном социально- экономическом мире. Например, Н. Фергюсон отмечает , что «...мы увидели какую роль сыграла конфуцианская «этика недеяния» в отказе императорского Китая от конкурентной организационной структуры, которая способствовала переменам в Западной Европе - даже если Китай и был далек от статичного общества. Описанного М. Вебером в работе «Конфуцианство и даосизм» (1916) - продолжении «Протестантской этики»; мы увидели, как власть имамов и мулл устранила любую возможность научной революции в исламском мире; мы также увидели как католическая церковь тормозила экономическое развитие Южной Америки; но, возможно, крупнейший вклад религии в истории западной цивилизации принадлежит протестантизму, заставившему Запад не только работать, но также копить и читать; промышленную революцию вызвали технический прогресс и рост потребления, но не только; революция требовала роста интенсивности труда и увеличения рабочего времени, накопления капитала путем сбережений и инвестиций, но прежде всего - накопления человеческого капитала; грамотность, поощряемая протестантизмом, была неимоверно важна для этого; если поразмыслить, стоит скорее говорить о протестантской этике слова».

России, несомненно, нужно учитывать роль протестантизма в развитии современной мировой экономики, всячески применять у себя различные позитивные подходы для формирования эффективных рыночных отношений. Конечно, в каждой стране исторически складываются свои институты развития общества, роль которых велика и весьма сложно их изменить. Тем не менее, поскольку Россия с 1992 г. сменила вектор своего развития с социализма на рынок, то изменение институтов это объективный процесс трансформации. [8]

  • [1] Лютер М. О свободе христианина,- М.: Издательство «ARC». 2013,- С. 24.
  • [2] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма,- Ивано-Франковск: Ист-Вью. 2002.-С. 141. Оба родителя М. Вебера были протестантами. Мать была ревностной кальвинисткой и стремилась к аскезе. Связь между религией и экономикой кровно интересовала М. Вебера. Он задался вопросом, что в Реформации было такого, что сделалосевер Европы восприимчивее к капитализму, чем юг. В поисках ответа он пересекАтлантический океан. Он разглядел своего рода священный союз между материальным успехом Северной Америки в 1904 г. и ее насыщенной религиозной жиз
  • [3] Merton R.K. Science, Technology and Society in Seventeenth Century England.New York: Fertig, 1970.
  • [4] Лэйн Д . Российская трансформация: становление мировой державы? // МирРоссии. № 4. 2010,- С. 122-130. 1?3 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма,- Ивано-Франковск: Ист-Вью. 2002,- С. 109.
  • [5] Суноницкаи И.М. Успех и удача: отношение к труду в американском и российском обществе // Вопросы философии. № 5. 2004,- С. 122-128.
  • [6] Там же.- С. 127.
  • [7] Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные трудыпо экономической теории,- М. : Гу ВШЭ. 2003,- С. 126.
  • [8] Фергюсон Н. Цивилизация: чем Запад отличается от остального мира,- М. : ACT: CORPUS. 2014,- 544 с.
 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы