Коррекция и дополнение идей Кубертена при сохранении их гуманистической ориентации

Иногда в сформулированные Кубертеном ценности олимпизма вносятся некоторые коррективы, чаще всего стилистического плана.

В современной трактовке этих ценностей к ним чаще всего относят следующие: «уважение», совершенство» и «дружба».

Но в конкретной интерпретации этих ценностей существуют различия.

Так, в разделе сайта МОК «Олимпизм в действии», а также в методических материалах по олимпийскому образованию, подготовленных Департаментом образования оргкомитета Сочи-2014, они характеризуются следующим образом.

  • • Олимпийское понимание дружбы «относится не только к привязанности между отдельными людьми, а шире - между целыми народами и культурами. Спорт - это инструмент, который помогает найти взаимопонимание между людьми и целыми народами. А дружба в команде помогает достичь лучшего результата, чем простая сумма всех усилий».
  • • Под совершенством понимается полная самоотдача как на спортивной арене, так и в жизни. Причем, «речь идет не столько о триумфальной победе, сколько об упорной борьбе за достижение поставленных целей, ежедневном преодолении себя - то есть о стремлении к совершенству».
  • Уважение - «это уважение к себе, своему телу, уважение к другим, к окружающей среде. В спорте уважение - это соблюдение правил, средство борьбы против использования допинга и других злоупотреблений. Уважение к сопернику - исключает использование неспортивных средств достижения цели» [149].

Президент Международного совета спортивной науки и физического воспитания проф. Маргарет Талбот характеризует их следующим образом:

  • «уважение - это признание собственного тела и уважительное отношение к внешнему виду других, а также вклад в спорт (вклад как коллег, так и соперников); и соблюдение правил, которые проявляются в честной игре. Уважение проявляется в заботе о своем здоровье и об окружающей среде.
  • совершенство - это быть лучше других в спорте и в жизни, ставя перед собой собственные цели и пытаясь достичь их посредством активного участия и внесения своего вклада.
  • дружба - это признание того, что существуют различия, через общий спортивный опыт и оценивание по достоинству сложных задач, которые стоят перед другими людьми и значимость их достижений» [623, р. 29].

Интерпретация олимпийских ценностей, основанная на некоторой коррекции и/или дополнении идей Кубертена при сохранении их гуманистической ориентации характерна для многих исследователей и общественных деятелей.

Ниже приводится ряд наиболее заслуживающих внимания примеров такого подхода к трактовке ценностей олимпизма.

Николаос Ниссиотис (Греция), известный философ Греции, президент МОА с 1976 по 1986 гг., член МОК, на церемонии закрытия сессии МОА в 1979 г. так охарактеризовал олимпизм. «Термин «олимпизм» следует истолковывать как обозначение суммы идей и ценностей олимпийского движения. «Олимпизм», «олимпийская идеология», «олимпийская идея» или «идеи» - это синонимы, выражающие позитивные элементы моральной и интеллектуальной традиции, которую невозможно преобразовать в замкнутую систему ценностей, применимую с жестким единообразием в любом месте и в любое время. Олимпизм есть общая идея непрерывного стремления человека превзойти самого себя и выйти за пределы существующего социального порядка в направлении к высшей цели, каковой является человеческое достоинство» [цит. по: 98, с. 17].

На первый план Н. Ниссиотис выдвигает «антропологический характер» философии олимпизма, который проявляется в том, что эта философия идеалом человека считает kalos kagatos. Этот идеал подразумевает гармонию тела и души, сочетание внешних достоинств с внутренними, духовными, нравственными качествами. В соответствии с этим основными олимпийскими ценностями Н. Ниссиотис считает такие достоинства совершенного человека (kalos kagathos), как красоту, величие и истину (beauty, greatness and truth)', «олимпизм пытается реализовать идеи красоты, величия и истины через силу и способности человеческого тела» [548, р. 172, 174].

По его мнению, «речь идет отнюдь не об оптимистическом, искусственном, романтическом, гуманистическом понимании человека, не о взгляде на него из башни из слоновой кости... Это наиболее реалистическая концепция в антропологии. Она рассматривает человека не таким, каков он есть теперь, а таким, каким он призван стать с точки зрения высших ценностей. Такими ценностями являются «красота, величие и истина», ориентируясь на которые он ведет непрерывную борьбу с самим собой и против сил зла, действующих в истории. Kalos kagatos - это процесс становления, это цель, которая должна быть достигнута, это максимально возможный и постепенно достигаемый результат... Наши усилия должны быть обращены в будущее. Мы никогда не должны удовлетворяться тем, каковы мы в настоящий момент». «Идея kalos kagatos - это решимость всегда заново начинать путь по дороге совершенства».

Н. Ниссиотис считает, что антропологические принципы олимпизма, которые сконцентрированы вокруг идеи kalos kagatos, не могут быть поняты в отрыве от другого принципа древней мудрости - «Познай самого себя». Он обращает внимание и на то, что идея kalos kagatos относится не только к индивидуальным качествам человека. Эта идея ориентирована «на будущее общее желание всех людей». Никто не может претендовать на то, что он уже достиг уровня kalos kagatos, поскольку обладает внешней красотой и высокими моральными качествами. Дело в том, что, во-первых, красота - весьма относительное понятие, которое во многом зависит от индивидуального восприятия; во-вторых, красота как ценность беспредельна и потому всегда возможна ее более совершенная модель. С другой стороны, моральное совершенство лежит за пределами человеческих возможностей. Поэтому идеал kalos kagatos всегда ставит перед всеми людьми предельно возможные для реализации в их жизни задачи. «Он служит мотивом нашего стремления ко все более высоким целям, особенно в духовной и нравственной сферах» [548, р. 176-177].

Исходя из этого, Н. Ниссиотис трактует олимпийскую идею как попытку «постичь глубоко скрытую высшую реальность жизни и в то же время приглашение людей к переживанию этой реальности и размышлению над ней. Олимпийская идея обновляет человека, побуждая его к попытке достичь высшей цели его существования». Поэтому каждый человек, пытающийся реализовать указанные высшие ценности, основные усилия должен направлять на преодоление собственной природы и на поиски основы существования. В первую очередь это касается олимпийцев. Олимпийский чемпион представляет человека, который стремится понять подлинное значение жизни, а не просто победить своего соперника. И «когда человек постигает, что смысл его существования состоит в постижении высшей формы бытия, тогда его физическая сила тоже начинает служить этой цели», и тогда сами соревнования, в которых человек стремится доказать свое превосходство, все более становятся средством общения и взаимного уважения людей [548, р. 173-175]. Н. Ниссиотис подчеркивает, что Олимпийские игры должны быть не просто соревнованием и демонстрацией силы. Прежде всего, они «должны напоминать о той высшей ценности, которую представляет собой человек, и уж потом быть состязанием силы» [548, р. 170]. Отмечая диалектический характер олимпийской философии, Н. Ниссиотис двояко характеризует ее: с одной стороны, учитывая тесную связь с реальной жизнью, - как «реалистический идеализм», а с другой - как «идеалистический реализм», поскольку «она учит этике жизни во всех сферах человеческого существования» [546, р. 71-72].

Г. Ленк (Германия), известный современный философ и олимпийский чемпион, в своей книге «Ценности, цели и действительность современных Олимпийских игр» и докладе на ту же тему в МОА указывает длинный список ценностей олимпизма: совершенствование человека, коллективизм, соревновательный опыт, стремление превзойти самого себя, честная игра, перемирие между враждующими сторонами, пацифизм, контакты между народам расами, культурами, религиями и поколениями, патриотическая гордость и др. [492-493].

В более поздней работе он указывает, что полная характеристика «олимпийской идеи» должна включать в себя всю «многосложную систему ценностей, норм и базовых установок олимпийского движения», в том числе такие общие ценности, как «толерантность, равные права участников, равные возможности и квалификации, так же как и начальные шансы, уважение партнеров, соперников и конкурентов, идеи символического единения всего человечества, принцип достижения цели и соответствующая идея достижения олимпийской элиты». При этом на первый план он выдвигает идеал «олимпийца, обладающего чертами Фауста и Прометея», «самоформирующегося, интеллектуально развитого спортсмена», который является образцом «совершенного человека» как «достигающей личности» [477, р. 43 ].

Осмысление и пропаганду ценности ориентации современного человека на достижения, позитивной культуры достижений Г. Ленк считает одной из важнейших задач философии спорта и олимпийского движения, а также особой философской дисциплины - философии достижений [132-137, 477-491].

Личное достижение, указывает Г. Ленк, является «фундаментальной ценностью всей жизни человека, выражением свободы, са- моувлечения, самопредставления, самоутверждения» [479, р. 17]. Ведь «человек живет не только хлебом насущным. Ему нужны полные значимости задачи и цели, отвечающие смыслу. Любая творческая деятельность и реальность в принципе могут составить подобное значение и подобную цель» [479, р. 10]. «Человек - это не только активное существо, т.е. существо, сознательно ориентированное на определенные цели, но в еще большей степени это существо, которое стремится достичь их лучше и лучше посредством своей активности. Это - активная и действующая личность, так сказать, достигающее существо (“achieving being”). Реальное действие (proper action), личное творческое исполнение и достижение - необходимые идеальные черты реального человеческого существа» [489, р. 10]. «Человек активен при достижении своей лучшей формы. Он - достигающее и совершенствующееся существо... Именно благодаря личным действиям и достижению и только потому, что я действую и лично сам добиваюсь достижений, я представляю из себя индивидуальную личность» [479, р. 13, 15, 17].

Как считает Г. Ленк, принцип ориентации человека на личные достижения «может выполнять очень важную воспитательную функцию, особенно в обществе, основанном на пассивном потреблении, на сфабрикованных продуктах производства, на администрации и казенщине, имеющих тенденцию к попиранию любой индивидуальной активности, в мире кино и телевидения, поддерживающих пассивное отношение к всеобщей ориентации. Действительно, в промышленном обществе благоденствие для существа человека представляет реальную опасность. Оно соблазняет его и уводит в сторону пассивности, гедонизма и к жизни, полной шаблонов и повсеместных форм сфабрикованной ленивой жизни с ее праздностью и роскошью. Но страна утопия, изобилующая молоком и медом, не является обещанием для человека и гуманным раем - это проблема, действительно явно возникающая в обществе растущего досуга» [479, р. 11].

На важное значение ориентации человека на личные достижения в современном обществе, отмечает Г. Ленк, обращает внимание и американский философ Альберт Боргман, который пишет: «Наш досуговый контакт с миром сужается до простого потребления, необремененного применения предметов потребления, которые не требуют никакого приготовления, не способствуют никакой ориентации, не оставляют никаких следов... Отвлечение будет вести всё более и более к развлечению, рассеиванию нашего внимания и атрофии наших способностей. Уже очевидно, что новая видеотехника не используется людьми в качестве решающего средства, способного в конечном счете помочь или перерасти в историков, критиков, музыкантов, скульпторов или спортсменов, т.е. в тех людей, которыми они всегда сами хотели стать» [цит. по: 479, р 11].

  • Оммо Груне (Германия), известный философ и социолог, формулирует ряд ценностей олимпийского движения.
  • - Гармония души и тела. Именно этими качествами обладает «олимпийская личность».
  • - Стремление к самосовершенствованию. Постоянное совершенствование атлета - улучшение не только физических способностей, но и работа над собой в целом.
  • - Статус любителя. Отказ от денежного вознаграждения должен придавать спорту благородство. Понятия «алчность» и «зависимость» не должны существовать для атлета. Данный принцип особенно актуален и в настоящее время, когда спортсмены становятся объектами торговли и нередко теряют свою личную свободу.
  • - Принципы этики. Соревнования должны основываться на социально-этических нормах. Сила и агрессия контролируются в добровольном ведении честной игры. Это касается не только атлетов, но и зрителей.
  • - Мир. Спортивное соревнование должно быть «мирной встречей» и носить сбалансированный характер [452].
  • Норберт Мюллер (Германия), президент Национальной олимпийской ассоциации Германии, вице-президент Международного комитета Пьера де Кубертена, выделяет пять основных концептуальных идей и идеалов олимпизма:
    • - идею гармоничного развития совершенной личности;
    • - идею совершенствования человека на основе стремления к превосходству в сфере спорта, равно как в сфере науки и искусства;
    • - добровольное согласие в рамках спортивной активности с такими этическими принципами, как фэйр плэй, равенство возможностей и уважение принятых обязательств;
    • - идеал мира и взаимопонимания, который даже в незначительных вопросах призывает к уважению и терпимости;
    • - эмансипацию в спорте и посредством спорта [528, р. 6. См. также 525].
  • Д. Пэрри (США) оценивает олимпизм как «универсальную социальную философию», поскольку эта философская концепция обращена к каждому человеку независимо от национальности, расы, пола, социального положения, религии или идеологии. Объектом ее внимания «является не только спортивная элита, но и каждый человек, не один краткий период времени, но и вся жизнь, не только борьба и победа, но и ценности участия и сотрудничества, спорт не только как вид деятельности, но и как формирующий и развивающий фактор, способствующий образованию положительных качеств у отдельной личности и в общественной жизни». По мнению Д. Пэрри, олимпизм как социальная философия освещает «роль спорта в мировом развитии, и выдвигает на первый план взаимопонимание между народами, мирное сосуществование, социальное и нравственное воспитание». Он подчеркивает, что объектом внимания олимпизма «является не только спортивная элита, но каждый человек, не один краткий период времени, но вся жизнь, не только борьба и победа, но и ценности участия и сотрудничества, спорт не только как вид деятельности, но как формирующий и развивающий фактор, способствующий образованию положительных качеств у отдельной личности и в общественной жизни» [564, р. 181-182].
  • Германн Андрекс (Австрия) выделяет следующие основные ценности олимпийского движения:
  • - воспитание здоровой и сильной молодежи;
  • - спортивное мастерство;
  • - спорт ради удовольствия и наслаждения;
  • - интерес к искусству, чтобы сделать жизнь более полной;
  • - лучшее взаимопонимание между народами всех национальностей.

Эти ценности, по его мнению, определяют и педагогические цели олимпийского движения: «спорт как вклад в развитие личности; спорт как средство сотрудничества и взаимопонимания; спорт как радостная активность и как вклад в обогащение личности» [365, р. 115].

Джозеф Липьец (Польша) в понимании ценностей современного олимпийского движения опирается на античный греческий идеал Kalos kagaTos как «идеал гармоничного сочетания духовной силы и физического совершенства», предполагающий, что интеллектуальные ценности находятся в гармонии с моральными, а эстетические - в гармонии с ценностями телесности.

Конкретизируя это положение применительно к олимпийскому движению, он указывает на то, что это движение было задумано как идея, направленная против развития индивида только в духовном плане, без должного уважения к физическим основам своей жизни, т.е. к телу. Олимпийское движение всегда пыталось играть гармонизирующую роль, поддерживая духовные ценности через спортивные соревнования. «Мы точно не знаем, - пишет Д. Липьец, - почему и когда дороги этих двух факторов разошлись. Нужно признать, что они развивались разными путями, редко пересекаясь». Современное олимпийское движение должно возродить в международном спорте идеал гармонично развитой личности спортсмена. «Дело не в проведении конференций под олимпийским флагом, декларирующих амбициозные резолюции по дружбе и братству, или в поддержке традиционных соревнований искусства. Это, конечно, должно делаться, но нужно помнить, что это лишь вспомогательная, хотя и нужная, деятельность. Главное - наполнить сам спорт этими идеалами, которые в этом случае не нуждались бы в декларировании, потому что они составляли бы самую сущность спорта» [502, р. 96].

  • Григориос Ойкономакос (Греция) выделяет десять черт олимпийского идеала:
    • - связь с добродетелью;
    • - полную бескорыстность;
    • - идеализм;
    • - благородство, уважение к сопернику, другие атрибуты рыцарского поведения;
    • - несовместимость с безразличием, леностью и пассивностью;
    • - оптимизм (но не чрезмерный);
    • - героизм;
    • - прагматизм и реализм;
    • - несовместимость с фанатизмом;
    • - антивоенную направленность[550, р.125].
  • А. Крисостомос, министр образования Кипра, считает, что олимпийский идеал «включает в себя не только тренированное тело и победы в спортивных соревнованиях», а в первую очередь систему ценностей, «усмиряющих животные инстинкты, сдерживающих страсти и облагораживающих человека»: «ценности равновесия, гармонии и выдержки, которые легли в Олимпии в основу систематического развития тела и разума и дают нам модель добродетельного и благородного гражданина, идеала древнего мира. Через спорт мы должны стремиться сформировать и развить гармоничную личность, обладающую сильным, здоровым телом и одновременно сильной и смелой душой».

Олимпийскому идеалу, указывает А. Крисостомос, соответствует «тип деятельной, твердой в жизненной борьбе личности, анализирующей происходящие вокруг нее события, предпочитающей активную борьбу пассивному наблюдению событий». Именно такая и только такая личность может «достойно ответить на вызов современного потребительского общества, которое превращает людей в потребителей, лишая их тем самым права на творчество и сопутствующее ему духовное удовлетворение» [396, р. 202-203

  • Отаеио Таварес (Бразилия) к числу олимпийских ценностей причисляет десять ценностей, которые призваны примирить куберте- новскую романтическую идею олимпизма (которая включает «такие понятия, как честь, долг, преодоление себя, фэйр плэй, нравственное совершенство и чувство принадлежности (“feeling of belonging”) с такими ценностями, как «индивидуализм, универсализм, вера в преобразующую силу образования и ценность соревнования», которые он называет «иллюминистическими ценностями» (“illuministic values”) [625, Р- 211].
  • Камаль Хамид Шаддад (Судан) считает, что олимпизм как философия жизни предполагает:
    • а) вера в значение спортивных соревнований;
    • б) вера в те идеалы, которые рассматриваются как позитивные, желательные или достойные для того, чтобы ориентироваться на них в спортивном соперничестве;
    • в) нормы и ценности, определяющие, что следует и чего не следует делать в рамках олимпийского движения». По его мнению, «олимпизм как таковой это - гуманистический образ жизни», неразрывно связанный со спортом и с получением удовольствия от занятий спортом: «Олимпизм - это образ жизни, в котором удовольствие максимизировано посредством занятий спортом» [598, р. 216, 218; 599, р. 48].
  • Лео Хсу классифицирует ценности Олимпизма, выделяя две их группы: «все хорошие человеческие ценности в отношении идеального человека» и «взаимопонимание, мирный и идеальный мир» [458].
  • С.Дж. Титзел выделяет три группы ценностей олимпизма:
    • 1) справедливость, которая включает в себя честную игру, справедливость, уважение к правилам, традициям и оппонентам; 2) равноправие, в том числе не-дискриминация; 3) этическое поведение. По его мнению, они объединяют все олимпийские ценности, указываемые авторами других публикаций [627 ].
  • А.М. Местре подчеркивает сходство олимпийских ценностей и Европейского союза (ЕС). Это сходство проявляется в официальных документах. Например, слова и выражения «человеческое достоинство», «мир» и «антидискриминация», могут быть найдены и в Договоре о Европейском союзе, который отражает ценности ЕС, и в Олимпийской хартии. Среди общих целей олимпизма и ЕС - защита прав человека, а также содействие развитию «солидарности» и «устойчивого развития». Совет министров ЕС подчеркнул необходимость поощрять этические ценности спорта и олимпийских идеалов - «дружбу между народами и братство людей». Как заявлено в документах ЕС, олимпийские ценности должны быть включены в целевые установки молодежной политики ЕС, а олимпийские идеалы должны рассматриваться как неотъемлемая часть европейской спортивной традиции [517, р. 24-25].
  • Энди Миа и Беатрис Гарсиа рассматривают олимпизм как философию, «неотъемлемой частью которой являются поиски и прославление человеческих устремлений, выходящих за рамки спорта» [151, с. 56].
  • Б. Дуглас оценивает атлетов «как фундаментальный компонент олимпийского движения» [385].
  • А.Г. Егоров (Россия) к анализу обсуждаемой проблемы подходит через призму социокультурных смыслов олимпизма, к числу которых он относит агонистику, игру, диалог и пацифизм.
  • - Агонистика (от греч. «агон» - конкурс) - обязательный элемент культовых обрядов и ритуальных церемоний античности (а шире - вообще античной культуры) составляет основу олимпизма.
  • - Ряд проблем олимпийского движения (соотношение любительства и профессионализма в олимпийском спорте, честная игра) обусловлен необходимостью сохранения игры как атрибута олимпизма. Агональное и игровое содержание соединены в олимпизме в феномене диалога.
  • - Диалогизм, основанный на равенстве сторон, практически невозможен и нереализуем в отношении «друг - враг». Отсюда экехи- рия - священное перемирие на период античных Олимпийских игр.
  • - Пацифистский компонент сохранился и в современном олимпизме, хотя социальная значимость олимпийского пацифизма в настоящее время не имеет силы античной надгосударственной нормы.

Отмеченные четыре элемента культуры, считает А.Г. Егоров, не исчерпывают социокультурного феномена олимпизма. Новыми для олимпизма являются такие социокультурные смыслы, как либерализм и гуманизм.

В основных принципах и идеалах нового олимпизма (недопущение дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам, соревнование между отдельными спортсменами и командами, а не между государствами, авторитет арбитра, соблюдение правил игры, требование деидеологизации и деполитизации олимпийского движения и др.) угадываются ценности либерального мировоззрения.

Гуманизм олимпизма определяется прежде всего его социокультурной ориентацией на преодоление групповой и корпоративной морали современного спорта, а также технократического стиля мышления, когда спортивный результат, а не человек является самоценностью [58-68].

Н.Н. Визитей (Молдавия) рассматривает олимпизм как «смысловое ядро агонального процесса». «Олимпизм- эта та внутренняя установка и тот связанный с ее реализацией вклад, который человек вносит в агональный процесс: в прояснение и утверждение закона жизни мира, в свершение справедливости, наконец,- в реализацию самого себя» [28, с. 61-62].

В статьях, которые Н.Н. Визитей написал совместно с В.Г. Манолаки (Молдавия) дается детализированная характеристика олимпизма.

Олимпизм - «это философия жизни, реализующая идею человеческого самоутверждения как нравственно-созидательного акта, предполагающего сбалансированное единство стремлений к индивидуализации и к соучастию и на этой основе соединение в одно гармоничное целое достоинств тела, воли и разума... Олимпизм - это философия жизни, предполагающая активные действия человека по созданию и сохранению ситуации, в которой возможна самореализация человека в истинных ее формах» [29, с. 46].

Олимпизм - «это «философия жизни», предполагающая духовно-практическую ориентацию человека на максимально полное самоутверждение, связанное с обретением им в рамках активных действий, разворачивающихся во внешнем мире, статуса деятельного соучастника процессов и событий, которые составляют глубинную основу человеческого бытия, а именно - разделенность его на противоположные начала (любовь и вражда, соучастие и индивидуализация и т.п.) и активное сопряжение этих начал, то есть становление, предполагающее свершение истины и справедливости» [30, с. 67].

Иногда количество ценность, включаемых в группу ценностей олимпизма расширяется настолько, что включает в себя едва ли не все известные духовные ценности.

Так, например, В.С. Родиченко (почетный вице-президент Олимпийского комитета России) выделяет «пятьдесят одну наиболее значимую олимпийскую ценность для трех нижеследующих элементов современного мирового сообщества: личность человека; общество; спорт как достижение мировой культуры» [201].

Антонин Рыхтецкий (Чехия), классифицируя олимпийские ценности, выделяет четыре группы этих ценностей:

  • 1) личностные ценности', самоконтроль, радость усилия, гармония тела и разума, стремление к совершенству, оптимизм, личное здоровье и др.;
  • 2) социальные ценности', взаимное уважение, подчинение («obedience»), широта взглядов, мир, солидарность, кооперация, братство (« fellowship»), равенство, этническое толеранство, национализм (в позитивном смысле);
  • 3) моральные ценности', недопущение дискриминации, джентльменское поведение, скромность, добродетель, отказ от допинга и наркотиков, уважение правил как противоположность обману;
  • 4) соревновательные ценности', желание приложить максимальные индивидуальные усилия, физическая подготовленность («physical fitness»), сила воли и др. [584, р. 180].

Выше приведены многочисленные интерпретации ценностей олимпизма, чтобы проиллюстрировать две вещи:

  • 1) в научных публикациях формулируются и обосновываются различные характеристики данных ценностей;
  • 2) как правило, они различаются лишь в деталях, формулировках, стилистическом оформлении, то есть отличия в основном носят не содержательный, а терминологический характер.

Вместе с тем, в современных социальных условиях к прежним гуманистическим ценностям олимпизма иногда добавляются новые.

Так, в последнее время важное значение придается уважительному отношению не только к другим людям, но также к окружающей среде, природе [например, см. 395]. Тем самым идея интеграции спорта, образования и культуры в олимпийском движении модифицируется в идею интеграции спорта, образования, культуры и экологии.

Ряд новых олимпийских ценностей связан с тем, что в настоящее время важную роль играют паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское движения, как олимпийские формы функционирования адаптивного спорта. В паралимпийском движении принимают участие люди с поражениями опорно-двигательного аппарата и зрения, в сурдлимпийском - слуха, в специальном олимпийском - с поражением интеллекта.

О характере таких ценностей можно судить, например, по клятве спортсменов на Специальных олимпиадах, которая, в частности, содержит такое положение: «Позволь мне победить, но если я победить не смогу, позволь мне проявить смелость в этой попытке».

К числу основных ценностей олимпийских форм функционирования адаптивного спорта относят: смелость, равенство, решимость, вдохновение. В их трактовке также встречаются некоторые различия.

В Методических рекомендациях для классных руководителей по проведению олимпийского урока «Ценности олимпийского и паралимпийского движения», разработанных Департаментом образования Оргкомитета «Сочи- 2014», они характеризуются следующим образом.

  • «Смелость - это каждодневное преодоление трудностей, включение в борьбу за высшие результаты...
  • Равенство это, прежде всего, равенство возможностей людей с инвалидностью...
  • Решимость - то, что требуется от атлета-паралимпийца в многократном размере для достижения результата...
  • Вдохновение это то, что подталкивает к собственным свершениям или как минимум вызывает чувство сопричастности общему действу» [149].

Несколько иначе их трактует президент Международного совета спортивной науки и физического воспитания проф. Маргарет Талбот:

  • «смелость - это значит быть тем, кем являешься, и преодолевать трудности и решать сложные задачи.
  • решимость - это значит достигать то, к чему стремишься.
  • вдохновение - это значит демонстрировать способности и спортивное мастерство.
  • «равенство - это значит показать, что паралимпийский спорт предоставляет возможности для достижений и выдающихся успехов» [623, р. 30].

Итак, несмотря на некоторую коррекцию основных идей и ценностей олимпийского движения преобладающей в настоящее время остается их кубертеновская трактовка.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >