Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Спорт arrow Современное олимпийское движение
Посмотреть оригинал

Оценка современного олимпийского движения с позиций гуманизма

Философский анализ предельных оснований олимпийского движения предполагает определенную оценку постановки и решения тех проблем, которые связаны с этим анализом. В этой оценке в первую очередь должны приниматься во внимание основные идеи и положения концепции гуманизма.

Само понятие гуманизма также нуждается в разъяснении и уточнении, так как на протяжении веков термин «гуманизм» имел массу значений и весьма неопределенно использовался многими философами, социологами, психологами, педагогами в гуманитарных науках, политике, образовании. Поэтому целесообразно уточнить то его понимание, на которое в органической связи с научным подходом необходимо опираться в философском анализе предельных оснований спорта и физической культуры.

Н.А. Бердяев, характеризуя многозначность слова «гуманизм», указывал на то, что первоначально в эпоху Ренессанса оно означало обращение к античной культуре, изучение греко-римской культуры и языка, а в XIX веке получило смысл человечности, гуманного отношения к человеку, что иногда определяется словом «гуманитаризм». Вместе с тем, по его мнению, можно дать обобщающий смысл гуманизму: «Гуманизмом я буду называть признание высшей ценности человека в жизни мира и его творческого призвания» [17, с. 64].

Идею гуманизма о том, что именно человек (а не техника, не прибыль, не вещное богатство, не власть, не наука и т.п.) является «альфой и омегой» общественного развития сформулировал еще Сократ'. «Человек является высшей ценностью». В соответствии с такой исходной парадигмой человек рассматривается как цель различных сфер общественной жизни (науки, техники, искусства, спорта и др.) и общественного развития в целом.

Как отмечал И. Кант, и для других людей человек может быть только целью, но никогда не средством: «Во всем сотворенном все, что угодно и для чего угодно, может быть употреблено всего лишь как средство', только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе» [95, с. 414].

Еще одно важное положение концепции гуманизма: человек - не только цель, но и критерий (мера) оценки всех социальных процессов, явлений, сфер общественной жизни. Вспомним классическое высказывание Протагора: «Человек - мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют» и высказывание Демокрита'. «Мудрый человек есть мера всего, что существует». В соответствии с этим положением гуманным признается все то, что в деятельности общества и личности «работает» на человека, а не направлена против него.

Вместе с тем важно не допускать абсолютизации положения гуманизма о человеке как высшей ценности, чтобы такое понимание человека не перерастало в эгоизм и нарциссизм [451, р. 39], а также не приводило к антропоцентризму (признание человека центром и высшей целью мироздания), который «может способствовать формированию анти- экологического характера человеческой деятельности, поскольку другие проявления бытия считает низшими и по отношению к ним допускает любые разрушительные, деструктивные действия» [41, с. 41].

Очень важным является и вопрос о том, с каких позиций оценивается сам человек, а потому и позитивная роль того или иного явления для него. С этой точки зрения гуманизм признает позитивным (гуманным) лишь то, что служит не просто человеку, а «культивированию человечности» в человеке, развитию «человечных качеств человека» (studium humanitatis) [178, 205, 350-351].

Дж. Брунер по поводу такой гуманистической позиции пишет в своей работе «Психология познания»: «Три вопроса повторяются неизменно: что в человеке является собственно человеческим? Как он приобрел это человеческое? Как можно усилить в нем эту человеческую сущность?» [цит. по: 218, с. 892].

Несмотря на некоторые изменения в истолковании понятия «человечности» в процессе развития гуманизма, в основных своих пунктах оно оставалось неизменным. Как отмечал известный историк мировой культуры Н.И.Конрад, в известных с давних пор гуманистических представлениях в процессе развития гуманизма менялось не столько общее содержание, сколько объем и доминанта [107, с. 481].

Гуманистическое представление о «человечности» включает в себя:

  • • идеал личности:
  • • идеал социальных отношений (отношение человека к другим людям, а также взаимоотношения стран, народов, наций и т.п.).

Идеал личности - это представление о том, какими качествами должен обладать человек, который рассматривается как «наилучший», «совершенный», «образцовый» человек».

Различные культуры предлагали свои проекты такого человека [27, 102, 109, 162, 207, 215, ].

Гуманистическая концепция человека исходит из его понимания как целостного, многомерного, универсального по своей «природе», что противоположно рассмотрению человека как «частичного» («одномерного») [72-74, 129, 155].

Опираясь на такое понимание человека, гуманизм признает необходимость не частичного, а целостного развития личности, которое трактуется как ее многостороннее (противопоставляемое одностороннему) развитие.

К числу качеств, характеризующих целостно развитую личность, общепринято относить нравственность, эстетическую культуру, физическое совершенство, свободу, достоинство, творчество, способность к самопознанию, самореализации, самопреодолению, саморазвитию - «открывать в себе свою собственную суть», «превосходить себя», «подниматься выше себя» и т.п. [117, 178, 205, 350].

К развитию этих «человечных» качеств и способностей целостно развитой личности призывали еще гуманисты античности. Им принадлежат, в частности, такие известные древние изречения: «Познай самого себя» (лат.: “Nosce te ipsum”), которое было высечено на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах в качестве призыва к каждому входящему со стороны бога Аполлона, и «Победи самого себя'.» (“Те ipsum vincere!”) или «Нет большей победы, чем победа над собой!»(Платон).

Ж. Маритен, кратко характеризуя гуманизм, оценил его как требование, чтобы «человек развил заложенные в нем возможности и творческие потенции, укрепил жизнь разума, чтобы он трудился, превращая силы физического мира в инструмент своей свободы» [146, с. 53].

По мнению М. Хайдеггера, гуманизм есть «озабоченность тем, чтобы человек освободился для собственной человечности и обрел в ней свое достоинство» [345, с. 196].

Международный гуманистический и этический союз определяет гуманизм как «демократическую, нетеистическую и нравственную жизненную позицию, утверждающую право и долг человеческих существ самим определять смысл и образ собственной жизни».

Значит, гуманизм означает приоритетное утверждение ценности человеческой личности, признание ее права на свободное и целостное развитие всего комплекса своих сил и творческих способностей. Важно иметь в виду при этом, что такое развитие личности может пониматься по-разному, в связи с чем в различных гуманистических концепциях неоднозначно трактуется и противоположное («частичное», «одномерное», «одностороннее») ее развитие.

Признание необходимости целостного развития личности в полной мере соответствует идеалам гуманизма, ибо только при таком ее развитии реализуется главный принцип гуманистической концепции: человек, его развитие является высшей социальной ценностью, а не средством решения производственных, научных, технических, спортивных или иных социальных задач.

Гуманистическое представление о «человечности» включает в себя определенный идеал не только личности, но и социальных отношений (отношения человека к другим людям, а также взаимоотношения стран, народов, наций). Суть гуманистического отношения человека к другим людям выражает «золотое правило гуманизма»: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе» [12]. В плане взаимоотношения стран, народов, наций фундаментальными в рамках гуманистически ориентированной культуры и системы воззрений традиционно считаются такие ценности, как мир, дружба, взаимопонимание, взаимное уважение, взаимообогащающее общение и т.п.

Итак, гуманизм - система воззрений, общая жизненная ориентация и установка в отношении мира и человека, которая признает его ценность как личности, право на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей. Гуманизм считает критерием оценки социальных институтов и процессов благо человека, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми. Как нормативная модель жизни гуманизм выступает против дегуманизации общества, отчуждения и деградации человека, разных форм его овеществления и порабощения.

В ходе развития общества, особенно в XX столетии и в настоящее время, обнаружились серьезные трудности в практической реализации провозглашаемых идей и идеалов гуманизма в сфере образования, воспитания, организации досуга населения и т.д. Проявляется ряд тенденций, серьезно затрудняющих целостное развитие личности. Еще большие трудности касаются реализации гуманистических идеалов в системе социальных отношений.

В этой ситуации встречаются попытки принципиального отказа от идей гуманизма как якобы устаревших, не соответствующих современным социокультурным и экономическим условиям, замена ценностей гуманизма, с одной стороны, идеями постмодернистской идеологии, а с другой - прагматическими, технократическими принципами.

Однако ряд факторов свидетельствует «о неустранимой роли идеалов, ценностных систем и нравственно-мировоззренческих ориентиров, вне которых и без которых вся человеческая деятельность теряет смысл и критерии оценки и потому становится невозможной» [130, с. 24].

Во-первых, глобальные проблемы и трудности, с которыми столкнулось человечество уже на пороге XXI в., породили стремление не только декларировать гуманистические идеи, но и добиваться их практической реализации во всех сферах жизни людей. Все более ясно осознается, что, если человечество хочет выжить, оно должно в современной системе ценностных координат на первый план выдвинуть общечеловеческие гуманистические ценности [156, 192, 199, 227]. Конечно, социальная организация разных государств, поведение многих людей, групп, наций в весьма неодинаковой мере воплощают эти ценности. Однако крепнет убеждение в том, что любое современное общество должно с максимальной последовательностью направлять свои усилия на реализацию гуманистических идей и принципов, если оно хочет обеспечить более высокую степень динамизма и стабильности своего развития, более высокий уровень благосостояния и благоустроенности жизни большинства своих членов, сделать их отношения более цивилизованными, а их самих более здоровыми и физически, и нравственно.

Проведенный группой известных специалистов - социологов, экономистов и др. - анализ путей преодоления Россией тех трудностей, с которыми она сталкивается в настоящее время, привел к выводу о том, что именно «реализация возможностей гуманистического развития... является составной частью стратегического ответа России на вызовы нового века... Именно гуманизация позволяет вдохнуть в общество силы, способные осуществить назревшие перемены...Важен вектор перемен, его ориентиры и очередность решаемых задач... Таким вектором служит гуманизация развития, активизация человеческого потенциала» 49, с. 385].

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. указывается, что «школа - в широком смысле - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности» [108]. Тем самым «в нашей стране идея гуманизма заявлена в качестве основы обучения и воспитания, как важнейшая духовная составляющая и системы образования, и общественной атмосферы в целом» [118, с. 3].

Поэтому в настоящее время не только продолжаются, но и активизируются поиски инновационных, эффективных и адекватных новым условиям путей форм и методов реализации идей и ценностей гуманизма. Важную роль в этом играют Международный гуманистический и этический союз, Международная академия гуманизма и в целом мировое гуманистическое движение.

Во-вторых, в настоящее время создаются реальные условия для практической реализации идей, идеалов и ценностей гуманизма: те изменения, которые происходят в рамках современной цивилизации и которые означают переход от ее односторонне технологического характера к какому-то иному качеству, предполагают возрастание возможностей отдельного индивида, что «создает предпосылки для реальной гуманизации человеческого мира» [130, с. 25].

В-третьих, по-видимому, вообще «неустранима роль идеалов, систем ценностей и нравственных ориентиров в развитии общества и отдельного человека», и потому «отказ от идеалов и идей гуманизма означает признание исторического поражения человека как такового» [345, с. 64].

Кроме того, надо учитывать, что идеи гуманизма исторически изменчивы. В каждую эпоху на первый план выходят те или иные положения гуманистической концепции как наиболее важные для этого времени.

В древности речь шла главным образом о концепции гармонично (целостно) развитого человека, который живет в идеальном обществе и активно формирует его.

В эпоху Возрождения на передний план выходят свободомыслие и индивидуализм.

Французская революция принесла такие ценности, как свобода, равенство и братство, а также идеи гражданского общества.

Для XIX и XX веков характерны гуманистические проекты совершенствования общества, а значит и человека, путем эволюции или революции, главным образом экономической, политической или моральной, а также появление таких гуманистических идей, как мир без войны, самоопределение национальных сообществ, международное взаимопонимание.

В конце XX- начале XXI века человечество столкнулось с комплексом проблем, потребовавших критического переосмысления идей гуманизма, а также поиска инновационных, эффективных и адекватных новым условиям форм и методов их практической реализации [48,216 ].

Прежде всего, человечество вплотную подошло к экологической катастрофе. В этой ситуации гуманистический идеал предусматривает отказ от идеи овладения, подавления и господства над природой.

«Новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности известным нашим ученым Н.Н. Моисеевым, идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношения равноправных партнеров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге... Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправнопартнерских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и “непрозрачными” процессами моей собственной психики» [130, с. 27].

Растущее неравноправие, нищета, болезни, неграмотность, культивирование жестокости и насилия, распространение различных форм экстремизма (агрессивного национализма, терроризма, тоталитарных сект и т.п.), сепаратизм, массовые проявления духовной деградации в форме наркомании, проституции, утраты духовно-нравственных ориентиров, острые проявления отчуждения и маргинализации личности свидетельствуют о социокультурном, духовно-нравственном кризисе в современном обществе.

С учетом этой ситуации усилиями ученых и общественных деятелей разработана концепция устойчивого развития. Первоначально в ней на первом плане были проблемы загрязнения окружающей среды и угрозы глобального экологического кризиса, ресурсных ограничений экономического и демографического роста. Однако в дальнейшем все более утверждалось понимание того, что важным аспектом устойчивого развития является социальное основание, связанное с поляризацией богатства и бедности, проблемами безработицы, старения населения, сокращения разрыва в уровнях экономического развития различных стран и благосостояния их населения, безопасности, в том числе от терроризма и преступности, и т.д. Как экологическая, так и экономическая устойчивость в конечном счете предполагают переход к социально устойчивому развитию, которое обеспечивает лучшее качество жизни для всех групп населения и всех стран. Значит, обеспечение такого развития предполагает решение комплекса социальных, экономических, демографических, научно-технических и иных проблем современной цивилизации. Переход к устойчивому развитию предусматривает радикальное изменение системы ценностей культуры, сдвиги в мировосприятии, в стереотипах поведения, в жизненных установках людей [121, 312, 337].

Осмысление проблем устойчивого развития привело к осознанию того, что одним из основных условий эффективного развития человечества является кардинальное изменение современной культурной парадигмы, которая сейчас на всех своих уровнях предполагает слишком много насилия. Важнейшее значение в этом плане приобретает формирование и развитие культуры мира.

Концепция культуры мира развита под эгидой ЮНЕСКО. Впервые она сформулирована в выступлениях бывшего генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора. Данная концепция исходит из того, что для исключения войн из жизни общества или их предотвращения нужны глубокие изменения в культуре. Речь идет о том, чтобы культуру войны, в основе которой лежит ценностная ориентация на насилие, на решение конфликтов с помощью вооруженных средств, заменить на культуру мира. Фундамент культуры мира составляют такие ценности и образцы поведения, как отказ от насилия, приверженность принципам демократии, поддержка свободы, справедливости, солидарности и терпимости (толерантности), взаимное уважение представителей различных культур, идеологий и верований и другие гуманистические ценности [121-123,161, 355].

В принятой Генеральной Ассамблеей ООН 19 ноября 1998 года Резолюции «Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001-2010)» подчеркивается, что культура мира включает в себя «ценности, взгляды и типы поведения, которые отражают и вдохновляют социальное взаимодействие и сотрудничество на основе принципов свободы, справедливости и демократии, всех прав человека, терпимости и солидарности, которые отвергают насилие и направлены на предотвращение конфликтов путем устранения их конкретных причин, с тем чтобы решать проблемы с помощью диалога и переговоров, и которые гарантируют возможность в полной мере пользоваться всеми правами и средствами, чтобы полностью участвовать в процессе развития своего общества» [161].

Стремление воплотить в жизнь идеи гуманизма переводит в практический план концепцию «человеческого измерения» процессов, событий, сфер социальной жизни. В этой ситуации все более или менее значимые социальные институты подвергаются анализу с точки зрения того, в какой мере они адекватны идеалам и ценностям гуманизма, способны ли они содействовать реализации этих ценностей, преодолению барьеров и отчуждения между различными социальными системами, националистических и шовинистических предрассудков, и каковы пути их «гуманизации», повышения гуманистического значения.

Самого пристального внимания в этом плане заслуживают основанные на спорте Олимпийские игры, олимпийский спорт, олимпийское движение, а потому и спорт в целом.

С этим связана одна из важнейших задач философского анализа этих явлений - оценить предельные основания, смысл, значение, ценности с позиций гуманизма. Решение этой задачи предполагает ответ на широкий круг вопросов.

  • • Способен ли спорт воспринимать и воплощать в жизнь гуманистические идеалы, имеющие общецивилизационную, универсальную значимость?
  • • Содействует ли процесс его широкого развития, вовлечения в свою сферу миллионов людей формированию и развитию свободной, активной, творческой, разносторонней и гармоничной личности, гуманных человеческих отношений?
  • • Какое воздействие спорт оказывает на духовную (нравственную, эстетическую, интеллектуальную) культуру человека?
  • • Какова гуманистическая ценность различных видов, форм, моделей современного спорта, например спорта высших достижений?
  • • Как можно оценить гуманистическое значение спорта, если его сопоставить с другими элементами современной культуры, например с искусством?
  • • Удалось ли современному олимпийскому движению добиться практической реализации тех гуманистических идеалов и ценностей, связанных со спортом, которые были провозглашены основателем этого движения Пьером де Кубертеном?
  • • Каковы причины все более ярко проявляющейся в современном спорте (особенно в спорте высших достижений) и олимпийском движении девальвации духовно-нравственных ценностей?
  • • Существует ли возможность гуманизации современного спорта, повышения его духовно-нравственной ценности? Каковы пути, средства и методы решения данной проблемы и т.д.

Гуманистическая оценка олимпизма и спорта в целом предполагает включение ценностных суждений в процесс их философского анализа на основе научной диалектической методологии.

Многие исследователи считают, однако, что научный подход противоречит ценностному осмыслению явлений.

М.М. Ибрагимов пишет, например: «В.И. Столяров по существу развивает комплексный подход в объяснении онтологии спорта, хотя старается вложить в нее гуманистическое содержание, что является особенностью культурных традиций, а не научных методологий» [86, с. 129].

Между научным и ценностным осмыслением явлений действительно может существовать противоречие. Но оно имеет место не всегда.

Во-первых, известный социолог Г.М. Андреева обосновала положение о том, что существуют условия, «при которых снимается противоречие между наукой и ценностями. Это снятие противоречия происходит не за счет «исключения» ценностей из науки, но за счет принятия исследователем таких ценностей общества, «право» которых на существование само может быть научно обосновано». При таком подходе «включение ценностного подхода означает не снижение качества знания, но, напротив, обогащение его, хотя это обогащение мыслится за счет привлечения в познание чего-то внешнего, например, почерпнутого в аксиологии или герменевтике» [3, с. 6].

Во-вторых, в трактовке ценностей следует различать объективную ценность (значимость) объекта и субъективную оценку его значимости [20, 228, 314, 316]. Субъективная оценка изучаемых объектов противоречит их научному осмыслению, которое стремится «понять объективное устройство мира, как он предстает перед нами в интерсубъективном человеческом сознании». Однако для оценки реальной значимости объектов (и в этом плане также их ценности) необходим научный анализ. Вот почему научный, диалектический подход не противоречит, а предполагает оценку тех или иных явлений, процессов с позиций ценностей (идеалов, норм, культурных образцов и т.п.) гуманизма.

Итак, согласно позиции автора данной монографии, постановка и решение обсуждаемых проблем современного олимпийского движения предусматривает их философскую рефлексию, ориентацию на научный подход, принципы и правила современной логики и методологии, особенно диалектического метода, а также на изложенные выше идеи и ценности гуманизма [подробнее см. 316-318, 322, 323].

 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы