Методика составления календарнопостановочного плана производства телевизионного художественного фильма

Календарно-постановочный план (далее КПП) - основной документ для фиксации плановых сроков производства, он создается в подготовительном периоде. А также это один из самых значимых документов для составления сметы затрат на производство.

«Как правило, достаточно сложно подсчитать точное время на все виды работ в каждом объекте, так как оно зависит от многих обстоятельств: числа актеров, сложности и количества используемой аппаратуры, гардероба, сложности грима и др.»[4] В нашей практике кинопроизводства эта непростая обязанность возложена на плечи второго режиссера и контролируется продюсером. Непродуманный календарно-постановочный план может увеличить стоимость производства до 40%.

КПП состоит из двух разделов: сводный для всех периодов производства и ежедневный для съемочного периода. Для создания КПП необходимо провести тщательный анализ следующих документов: режиссерский сценарий, пообъектные разработки (или иначе монтировки), график занятости актеров.

В режиссерском сценарии мы выделяем кадры, которые кардинально меняют облик актера или состояние объекта. Например, герой в середине фильма бреется на лысо или происходит пожар, уничтожающий дом. При выявлении таких факторов, мы делим сценарий на части, которые необходимо отснять до и после сюжетного события, меняющего условия съемки. Далее мы составляем две таблички. Одна показывает занятость актеров в конкретных объектах, другая распределяет объекты по возможным для съемок датам с учетом графика занятости актеров. Сделав первый прикидочный вариант, мы начинаем его оптимизацию, группируя и объединяя наиболее дорогостоящие элементы. Например, если мы используем дорогостоящую съемочную технику, то наша задача уложить съемки кадров с ее использованием в минимальное количество съемочных дней. Также проводим оптимизацию занятости дорогостоящих актеров [1,2,3]. Окончательный вариант календарно-постановочного плана должен учитывать все нюансы съемочного процесса и быть максимально оптимизированным по расходам на его осуществление.

Ознакомимся с содержанием сводного КПП:

  • - № по порядку;
  • - наименование этапов производства;
  • - перечень действий;
  • - сроки производства.

Ознакомимся с содержанием КПП съемочного периода:

  • - № по порядку;
  • - Дата;
  • -Характер съемки (натура, павильон, интерьер);
  • - Время суток (день, ночь, режим);
  • - Номер сцены;
  • -Хронометраж сцены;
  • - Название объекта;
  • - Перечень персонажей;
  • - Примечания (указания на особенности данной съемки).

Фактор затрат времени на осуществление задач каждого периода оценивается с помощью КПП. Планирование сроков производства фильма осуществляется в несколько этапов: предварительное на основе литературного сценария; аргументированное в период разработки киносцена- рия/режиссёрского сценария; окончательное в подготовительный период.

Сроки разработки киносценария/режиссерского сценария и подготовительного периода устанавливаются в каждом конкретном случае отдельно исходя из предполагаемого объема работ выполняемых в том или ином периоде, с соблюдением имеющихся «рамочных» условий:

  • -Необходимость начать съемки фильма или отдельных его эпизодов в определенное время года;
  • - Наличие лимитированных финансовых средств на проведение всего комплекса пред-съемочных работ;
  • - Ограничения в сроках работы над фильмом актера/актеров;
  • - Обязательство сдать законченный фильм к фиксированной дате.

По фильмам средней постановочной сложности продолжительность

пред- съемочных периодов, как правило, составляет:

  • -Разработка киносценария - 6 - 10 недель;
  • -Режиссерская разработка - 6 - 12 недель;
  • -Подготовительный период - 8 - 14 недель.

Все производственно-экономические расчеты делаются по киносценарию. Чтобы рассчитать срок съемочного периода, необходимо установить производительность труда, измеряемую количеством снимаемого материала (в полезных метрах или минутах) в смену. В связи с тем, что подавляющее большинство фильмов снимается на электронные носители, последнее время чаще употребляются расчеты в минутах. Этот показатель планируется отдельно для каждого характера съемок: при натурных съемках - 2-4 минуты (зима), 4-6 минут (лето); при павильонных съемках - 6-8 минут; в интерьерах - 5-7 минут. Участие в определенных сценах детей и животных снижает этот показатель на 40 - 60 %. При съемках особо сложных трюковых номеров выработка ниже на 20 - 90 %. При съемках телефильмов выработка выше в 2 - 3 раза, чем у обычного художественного фильма. И здесь приведены средние нормативы именно для телевизионного фильма.

Количество съемочных смен рассчитывается путем деления сценарного метража на установленный показатель производительности труда. Также учитывается вспомогательное время для репетиций, время на переезды к местам натурных съемок, отсыпные и выходные дни. Отсыпные дни предоставляются если смена завершилась после 01.00 следующих после начала смены суток.

Длительность монгажно-тонировочного периода определяется в основном нормами времени на выполнение технологических операций, составляющих этот период. Как правило, общая продолжительность мон- тажно-тонировочного периода телевизионного художественного фильма - не более 15 недель, а именно они идут на:

  • - монтаж изображения и фонограмм после окончания съемок;
  • - озвучание реплик и шумов;
  • - запись музыки;
  • - монтаж магнитных фонограмм и подготовка к перезаписи;
  • - перезапись и сдача фильма на двух пленках;
  • -окончательное редактирование, включая корректировочную перезапись.

КПП уточняется еще несколько раз в подготовительном периоде: под выверенные даты готовности студийных павильонов (декораций), реквизита, а после утверждения исполнителей главных ролей, под график их занятости.

Рассмотрим временные особенности на условном проекте (табл. 1).

Таблица 1 - Периоды и сроки производства для составления КПП

Периоды производства

Срок

Подготовительный период

Май - июль (10 недель)

Съемочный период

Июль - август (5 недель)

Монтажно-тонировочный период

Сентябрь - декабрь (15 недель)

Ликвидационный период

Декабрь (1 неделя)

Подготовительный период включает совокупность всех элементов, необходимых для того, чтобы начать процесс съемки фильма. Как минимум на это требуется от восьми недель.

Во время подготовительного периода работают продюсер, режиссер, второй режиссер, кастинг - директор, ассистент по актерам, оператор и второй оператор. Находятся и утверждаются объекты съемок. Параллельно проводятся кастинги, утверждаются актеры на роли, подписываются с ними договора [6].

Составляется график съемок согласованный с местами съемок и актерами. В последние 1,5 месяца подготовительного периода подключается директор картины, художник по гриму, художник по костюмам, звукорежиссер, каскадеры и прочий персонал, который на начальном этапе подготовки не был нужен.

Таблица 2 - Фрагмент КПП съемочного периода условного проекта

13

16.

июля

нат

ночь

35

3 мин 35 сек

костер на поляне в лесу

Иван, Оля, 2 незнакомца

дрова, кран операторский

14

17.

июля

отсыпной

15

18.

июля

выходной

16

19.

июля

инт

день

  • 9,56,
  • 91

6 мин 05 сек

аптека

Оля, Ирина, Иван, покупатели (13 чел)

17

20.

июля

инт

день

  • 55,56,
  • 57

5 мин 48 сек

кабинет заведующей аптекой

Заведующая,

Оля

18

21.

июля

инт

день

3,67

7 мин 11 сек

офис Марины

Марина, Нонна, сотрудники(7 чел)

дубли чашки для разбивания

19

22.

июля

инт

день

  • 22,42,
  • 70

5 мин 50 сек

Школа. Коридоры и лестницы.

Миша, Ира, Учитель физики, массовка

20

23.

июля

инт

день

  • 63,64,
  • 65,
  • 80

6 мин 30 сек

Комната консьержки в доме Оли

Оля, консьержка, Иван, сосед

швабра и ведро с водой

На основе заявок руководителей цехов, утвержденных продюсером, директор заказывает съемочное оборудование. Все процессы контролирует продюсер. Подбирается остальной персонал (буфетчица, администраторы на площадку и пр.)

Съемочный период займет высчитанное количество съемочных смен плюс выходные, отсыпные, дни переездов, дни подготовки. Все это по датам четко расписано в КПП съемочного периода. После этого начнется монтажно-тонировочный период, который включает: озвучание, написание и подкладку оригинальной музыки, включение в звуковой ряд готовых композиции, титры, цветокоррекцию и т.д. и все это вместе займет 3,5-4 месяца при параллельном ведении работ.

Как правило, полный цикл производства телевизионного художественного фильма занимает 8-10 месяцев. Выделяемые телеканалами бюджеты не позволяют сделать сроки производства более комфортными для производителя.

В заключение приведем фрагмент календарно постановочного плана съемочного периода условного телевизионного художественного фильма (табл.2).

Таким образом, можно отметить важность планирования при подготовке кинопроцесса. Методика составления календарно-постановочного плана позволяет не только четко и эффективно организовать съемочный процесс, но и рационально составить планируемую смету расходов.

Список использованных источников:

  • 1. Зерний Ю.В. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ПРОЦЕССЫ В КИНОПРОИЗВОДСТВЕ // учебное пособие / Ю. В. Зерний, А. Г. Полыва- ный, А. А. Якушин. - Москва, 2010.
  • 2. Казанкова А.А. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ КИНОПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Дизайн. Материалы. Технология. 2014. Т. 4. № 34. С. 109-112.
  • 3. Калабихина Е.А. РАЗВИТИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ КИНОПРОИЗВОДСТВА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ КИНОИНДУСТРИЕЙ// Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2012. Т. 4. № 1 (7). С. 93-129.
  • 4. Криштул Б. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ КИНОПРОЕКТИРОВАНИЯ / В сборнике “Мастерство продюсера кино и телевидения”.-М.: Юнити, 2008 г.
  • 5. Малаева В.В. МЕХАНИЗМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНОПРОИЗВОДСТВА: ОТ АПОГЕЯ К СТАГНАЦИИ // Экономика и социум. 2014. №2-3(11). С. 242-244.
  • 6. Хвостов А.Б. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В КИНОПРОИЗВОДСТВЕ // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2010. № 1. С. 124-128.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >