ПРОЯВЛЕНИЕ ДОБРА И ЗЛА В СПОРТЕ

Добро и зло — морально-этические категории, в которых выражается нравственная оценка поведения занимающихся в процессе спортивной деятельности. Добро — это то, что считается нравственным, достойным подражания. Зло имеет противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения (Белорусова В. В. Воспитание в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974. С. 47).

В качестве основы нравственных отношений в спортивной деятельности выделяют доброту, в корне которой заложено понятие проявление добра (добродетель, доброта, добролюбие, доброжелание, добронравие, доброжелательность, добросердечность, добропорядочность, добродушие). Что значит быть добрым?

Можно ли назвать добродетельным человеком, у которого царит доброе начало в мыслях и поступках? Требует ли такое начало усилий от самого человека? Обратимся к высказываниям мыслителей прошлого с целью ознакомления по затронутой проблеме с многообразием аргументации этических позиций. Попробуем осмыслить ее, углубившись в этические категории, преобразуя их мысли в своем опыте и собственных представлениях.

  • 1. Свойство добродетели состоит в том, чтобы делать добро, а не принимать его (Аристотель).
  • 2. Постоянное творение добра — ноша тяжелая. Она не каждому под силу. Добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие (Л.Н. Толстой).
  • 3. Добродетель требует, чтобы ее соблюдали ради нее самой; и, если иной раз ею прикрываются для иных целей, она тотчас же срывает маску с нашего лица. Если она однажды проникла к нам в душу, то она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью (Мишель Монтень).
  • 4. Быть может, добродетель есть не что иное, как душевная деликатность (Бальзак).
  • 5. Пороки входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств (Ларошфуко).

Следовательно, нам очень важны знакомство с историей развития этической мысли, размышления мыслителей прошлого о добродетели. Исходя из этих изречений, можно сделать вывод, что постоянное творение добра — ноша тяжелая. Да, потому что добродетель требует больших усилий. Добродетельным можно назвать человека, в мыслях и поступках которого царит доброе начало, т.е. «хороший человек — тот, кто способен платить другому добром» (Платон).

Как это происходит в конкретной спортивной жизни спортсмена? В истории спорта известно немало случаев, когда спортсмены осознанно проявляют высокую степень благородства в спортивной борьбе, товарищества и взаимопомощи, уважения к сопернику при самых трудных обстоятельствах. Приведем из многочисленных случаев некоторые из них.

Александр Александрович Карелин, трехкратный олимпийский чемпион по греко-римской борьбе. На протяжении своей спортивной карьеры не имел замечаний или предупреждений за грубое ведение борьбы, проявлял спортивное благородство по отношению к соперникам, значительно уступающим ему в мастерстве. Оказывает благотворительную помощь из личных средств отделению ДЮСШ.

Екатерина Николаевна Иванова, заслуженный мастер спорта (г. Иркутск). В 1990 году она участвовала в Международном восхождении Мира на Эверест, став первой советской женщиной, поднявшейся на высочайшую вершину мира, проявила исключительное мужество и товарищескую взаимопомощь, внесла существенный вклад в успешное выполнение экспедицией ее роли в укреплении международного сотрудничества и взаимопонимания спортсменов США, КНР и СССР.

Эспен Бредесен (Норвегия), прыжки с трамплина. На 13-м чемпионате мира он обменял свою серебряную медаль на бронзовую, которую получил итальянец Роберто Секон: последний прыгнул на 191 м, что являлось пределом, после которого в соответствии с правилами дополнительные очки не начисляются. После этого эпизода Международная федерация отменила это правило.

Ива Котоунова (Чешская Республика), ориентирование. На национальном чемпионате она остановилась, чтобы помочь бегунье, которая сломала ногу. Ива помогала ей и поддерживала ее до появления врача. Она потеряла возможность занять хорошее место.

Получается, что можно очертить круг и собственной добродетели в спортивной деятельности:

  • • проявлять уважение и доброжелательность по отношению к своему сопернику;
  • • простить безнравственный проступок; сказать добрые слова в адрес своего соперника;
  • • быть внимательным;
  • • поддержать добрым словом в трудную минуту, утешить;
  • • уступить, пожертвовать своими интересами;
  • • поделиться своими печалями или радостью;
  • • оказывать помощь в учебе;
  • • проявить милосердие;
  • • быть благодарным, сострадательным человеком;
  • • успешно сочетать учебу и спортивные занятия;
  • • соблюдать спортивный режим;
  • • ценить дружбу («Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности», — писал Сократ);
  • • стремиться к самообразованию и самосовершенствованию;
  • • пропагандировать физическую культуру и спорт;
  • • воспитывать спортивное мужество.

Благородные мужественные поступки спортсменов должны предаваться широкой гласности, так как пропаганда моральных качеств имеет большое воспитательное значение для юных спортсменов и молодежи. Наличие таких качеств, как грубость, безволие, двуличие, зазнайство, эгоизм, нечестность, лицемерие, равнодушие, нечестность, кичливость, хамство, брюзгливость, тщеславие, излишняя придирчивость — все это зло, безнравственно, так как не соответствует нравственным отношениям между людьми в спортивном коллективе.

Каждый спортсмен должен уважать и соблюдать правила соревнований, состязаться в подлинно спортивном духе, т.е. честно и благородно. Однако не меньшего внимания, а подчас тревоги заслуживают отнюдь не положительные стороны спорта и его идеалы. Есть в нем и противоположное: агрессивность, подкуп (судей и соперников), мошенничество (применение запрещенных веществ — допингов).

Зло проявляется в спортивной деятельности:

  • 1) в нечестной игре;
  • 2) сознательном нарушении установленных правил с получением материальной выгоды;
  • 3) недостатке воли честно использовать собственные возможности;
  • 4) использовании опасных препаратов для здоровья с целью улучшения своего выступления;
  • 5) негативных последствиях из-за применения стимуляторов;
  • 6) умышленном нанесении тяжелых травм сопернику;
  • 7) смертельных случаях спортсменов из-за употребления допинга (эти случаи раскрыты в главе IV, и. 4.5).

Знаменитый фигурист Евгений Плющенко (2007) о проявлении зла в фигурном катании пишет: «Зачастую честная борьба переходит в другое измерение: чтобы выбить конкурента с катка, совершаются диверсии — могут испортить коньки, подсыпать что угодно в воду, еду. Коньки фигуриста — живые и очень капризные существа. На них влияет все: и жара, и холод, и влажность. Вывести из строя коньки легко: можно наточить лезвия наждачкой, чтобы они затупились. Можно потереть их как следует об пол или батарею, до появления заусенцев и зазубрин. Иногда специальный чемоданчик, устойчивый к ударам, испытывает внешнее воздействие. Открывая его, ожидаешь неприятный сюрприз: может повредиться лезвие, потрескаться или погнуться ботинок, могут вылететь крючки» (Плющенко Е.В. Мои дорогие коньки. М.: Росмэн, 2007. С. 37—38).

Так что спорт в целом и отдельный спортсмен — это арена повседневной борьбы между их положительными качествами и тем, что их разрушает. Словом, как и во всей жизни человечества, борьба добра и зла.

Спорт дает возможность побывать в таких жизненных ситуациях, в которых присутствуют и дружба, и жесткое соперничество. Борьба в спортивной модели имеет лишь игровой смысл. И еще важно, что борьба эта основана на определенных правилах: так действовать можно, а так — нельзя. Например, в баскетболе нельзя давать пас ногой, а в футболе — рукой. В спорте всегда есть победы и поражения. Но положительного и доброго в спорте во сто крат больше, чем отрицательного, злого.

Большое воспитательное и образовательное значение имеют беседы и дискуссии на этические темы. Беседы о прочитанных книгах, интересных статьях, в газетах «Спорт-экспресс», журналах на темы морали являются условиями для формирования нравственной оценки поведения спортсменов. Тематика этических бесед очень широка и разнообразна.

Во время сборов можно проводить этические беседы и дискуссии. Например, «Добро и зло в спорте» или дискуссию на тему «О природе добра и зла». В беседе следует разъяснять нравственный смысл и их значение, находить точные характеристики, разницу между добром и злом, сопоставлять и анализировать факты, события, о которых шла речь в беседе, выразить свое отношение к каждому из них, а затем, анализируя их, перейти к обобщению и выводам. В заключение беседы можно обратиться к изречениям мудрых мыслителей, которые судят о добродетели.

  • 1. Спешите делать добро (Януш Корчак).
  • 2. Добро — вершина морального богатства (В.А. Сухомлинский).
  • 3. Чем добрее бывает жизнь человека, тем больше бывает в нем разума. А чем разумнее человек, тем добрее бывает жизнь человека. Для доброй жизни нужен свет разума. А для того, чтобы разум был светел, нужна добрая жизнь (Л.Н Толстой).
  • 4. Добро потеряешь — немного потеряешь, честь потеряешь — много потеряешь, мужество потеряешь — все потеряешь. Если хочешь что-нибудь сделать, сумей себя ограничить (И. Гете).
  • 5. Добро и зло творить всегда во власти всех людей, но зло творится без труда, добро — творить трудней» (Низами).
  • 6. Без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, любви (Рудаки).

Суммируя все высказывания, можно составить богатый перечень проявления добра и тем самым показать их реальность. Итак, в обиходе доброго человека называют незлобивым: не помнит зла, не держит зла на другого, не отвечает злом на зло. Ведь не случайно бояться надо именно равнодушных людей, душе которых все равно, что происходит с другим человеком и окружающим миром. А спорт обладает огромными объединительными возможностями. Это значит, что во время совместных тренировок, соревнований у спортсменов, у людей, занимающихся или просто увлекающихся спортом, невольно возникает чувство общности, сотрудничества, взаимовыручки.

Существенное значение для выяснения сущности добра и зла способствуют размышления известного философа Альберта Щвейцера, который очень образно определил эти понятия и упоминает часто рядом с добром зло: «Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Следовательно, основное назначение человека — творить добро. Итак, разумное решение требует от человека нравственного усилия. Значит, и усилие необходимо, когда следует сделать нравственный выбор.

Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: 3 — «Земля», Л — «Люди», М — «Мыслите», Д — «Добро». Азбука как будто призывала: «Люди Земли. Мыслите и творите Добро!»

Вы обратили внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Как вы думаете, почему? Какой вывод вы могли бы сделать? Что требует добро от человека? Проявления добрых чувств? Сеять семена добра? Нужны ли нам добрые поступки? Какие поступки говорят о доброте или зле в отношении к другому спортсмену?

Как вы продолжили бы сегодня данное высказывание Швейцера?

Какой же вывод вы могли бы сделать относительно себя? Следовательно, очень важно для человека познание жизненных явлений и размышление о них с точки зрения доброго и злого. А это означает, что и о своих поступках важно думать с этих позиций. С целью формирования нравственных понятий, взглядов, размышлений у юных спортсменов следует использовать многочисленные пословицы о добре и зле на учебно-тренировочных занятиях (Приложение 4). Все краткие пословичные речения являются обширной энциклопедией человеческих пороков и недостатков, великолепны с прямыми суждениями и выражены как наставление. Приведем некоторые из них, раскрывающие нравственный смысл:

О добре. Добрые дела не исчезают. Добро и во сне хорошо. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Худо тому, кто добра не делает никому. Добро помни, а зло забывай. В ком добра нет, в том и правды мало. Добро не лихо — бродит тихо. Добро того учить, кто слушает. Доброе начало — половина дела. И доброе слово не уймет злого.

При помощи пословицы говорящий человек характеризует, оценивает то, о чем непосредственно в ней говорится. Пословица служит аналогией, приводит свой прямой смысл и вследствие этой логической операции пословица обретает многозначность. Пословица может подтвердить мысль и о том, что все ценное, даже самую малость, люди добывают, когда не жалеют времени. Их приложение к каждому новому предмету речи умножает многообразие их тем. Нельзя не принимать во внимание весьма удачные пословицы, которые поясняют, одобряют честность, щедрость, прямоту, порядочность, доброту, а также то, что не ценится в жизни — злость, зависть, подлость, лень, цинизм.

О зле. К недоброму человеку и голубь не летит. Злого любить — себя губить. Злой человек не проживет добром век. Злой человек — как уголь: если не жжет, то чернит. Злой плачет от зависти, а добрый — от радости. Злобный пес и господина грызет.

Смысл и значение этих пословиц ценны исходной и своей жизненной позицией с целью раскрытия проявлений добра и зла как в повседневной жизни человека, так и в спортивной деятельности. Использование пословиц нравственного значения развивает способность к осмыслению собственных поступков и поступков окружающих людей с этических позиций; способность к этической рефлексии.

В человеке есть неистребимая потребность стать лучше, его выбор всегда будет в пользу добра. Именитый фигурист Алексей Тихонов говорит: «Мне нравится делать добро людям. У меня есть желание помогать людям, знакомым и незнакомым, пусть по пустякам, пусть немножко (Тихонов А. В. Мне нравится делать добро людям // Про лед и людей. М.: Ледовая симфония. 2010. № 3. С. 46—47).

Делая выбор между добром и злом, мы тем самым выбираем свое будущее. От наших мыслей во многом зависит результат дела. Поэтому надо самому познать свое «Я». Для этого необходимо знакомить спортсменов с эффективной методикой Владимира Леви «Знаете ли вы себя?».

Владимир Леви предлагает характеристики, которые состоят из двух обязательных сторон: черной и белой, минусов и плюсов, достоинств и недостатков. Причем эти две стороны должны быть уравновешены, т.е. надо записывать равное число пунктов в той и другой стороне. Он считает, что если что-то перевешивает, то это свидетельство отсутствия объективности. Вот образец, который он предлагает:

№ п/п

Плюсы

Минусы

1

Умею смеяться

Легко впадаю в уныние

2

Радуюсь за другого

Завистливость

3

Предусмотрительность

Лживость, трусость

4

Доверчивость

Некритическая внушаемость

5

Незлопамятность

Вспыльчивость

6

Стремление к самосовершенствованию

Болезненное самолюбие, нетерпимость к критике

7

Способность к глубоким привязанностям

Эгоистичность, невнимательность к близким

Каждый студент может «увидеть» и «открыть» неосознанные ранее процессы в мире своего «Я», определить путь к нравственному взрослению, осмыслению самого себя как нравственно воспитанного человека.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >