ЭТИЧЕСКАЯ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТРЕНЕРА, УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Термин «эстетика» введен в научный обиход немецким филосо- фом-рационалистом Александром Баумгартеном в 1750 г. в середине XVII в. Но сама наука зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае.

С тех пор, как появилась эстетика, идут бесконечные споры: что же такое прекрасное, ведь его не почувствуешь материально. Ради прекрасной цели, считает Аристотель, мужественный человек совершает поступки, «подобающие мужеству». Процесс продвижения к такой нравственно прекрасной цели — это и эстетический процесс, в ходе которого происходит нравственное совершенствование человека.

Эстетика (от греч. aisthetikos — чувственное восприятие) — это наука о прекрасном в природе и искусстве, задача которой выяснение сущности прекрасного и тех эстетических эмоций, которые прекрасное вызывает в человеке (Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М.: Эксмо, 2002. С. 617).

Эстетика составляет важнейший элемент человеческой культуры. Она связана с удовлетворением эстетических потребностей. Применительно к педагогической деятельности это уточнение весьма существенно, ибо педагог должен думать не только о внешней красоте занятия, но и о том эмоциональном настрое, который урок может вызвать в душе ученика.

Эстетическое воспитание — это целенаправленное формирование способностей и умений личности воспринимать, понимать и создавать красоту в природе, культуре, социальной среде, спорте в соответствии с общественными идеалами и вкусами.

Физическая культура и спорт относятся к важным факторам гармонического развития личности, так как предоставляют большие и общедоступные возможности удовлетворять эстетические потребности и воспитывать эстетические вкусы.

Основными задачами эстетического воспитания являются:

  • 1) развитие сознательного стремления к прекрасному;
  • 2) формирование эстетических идеалов;
  • 3) воспитание способности непосредственно воспринимать и переживать прекрасное;
  • 4) воспитание способности понимать, оценивать и создавать прекрасное;
  • 5) развитие эстетических способностей в различных видах деятельности.

Специальные задачи эстетического воспитания сводятся к воспитанию эстетических чувств, восприятия, вкусов и понятий, имеющих непосредственное отношение к физкультурной и спортивной деятельности.

Основные эстетические категории — это основные понятия эстетики. К ним относят: прекрасное и безобразное, возвышенное и героическое, трагическое и комическое. На каждом этапе общественного развития вырабатываются свои эстетические представления человека о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, героическом и обыденном, трагическом и комическом. Объективная реальность всегда дает нам объективно существующее прекрасное или безобразное, а значит, всегда существует то или иное эстетическое отношение. Если человек не замечает прекрасного — это тоже его определенное отношение к прекрасному. В наших эстетических оценках и отношениях всегда содержится элемент этический.

Прекрасное — это центральная категория эстетики, в которой находят отражение и оцениваются явления действительности и произведений искусства, вызывающие у человека положительные чувства эмоционального переживания. Прекрасное — это то, что в наивысшей степени соответствует глубинным человеческим потребностям, представлениям, целям. Однако понятие о красоте нередко субъективно. Более конкретно понятие «совершенство». Если человек проявляет в своем деле совершенство, он достигает прекрасного.

В спорте неразрывны нравственные и эстетические начала. Спорт помогает увидеть истинную красоту и совершенство человеческого тела, интуитивно почувствовать, как высока гармония данного нам природой. А понять и почувствовать — это означает иначе относиться к человеку, ожидая и требуя от него высоких проявлений духа, чувств и поступков.

В спортивной деятельности прекрасное имеет своеобразное проявление: оно выступает в виде силы и грации, смелости и ловкости. Научиться видеть, любить и создавать прекрасное — три основные задачи эстетического воспитания. Прекрасное доставляет человеку высокое наслаждение. Отправляясь в волшебный мир прекрасного, мир красок, линий, света и тени, мир музыки и поэтического слова, в мир красоты, мы осмысливаем собственные эмоции, развиваем умения чутко реагировать на прекрасное в жизни, т.е. создаем собственную культуру (Назаренко Л.Д. Красота как необходимый компонент формирования личности. Ульяновск, 2004. С. 23—54).

Учитель физической культуры и тренер непременно должны формировать у своих учеников эстетический мотив, обращая их внимание на значимость тех или иных упражнений в достижении основной цели — гармонии и совершенства человеческого тела (Са- раф М.Я.,1997; Столяров В.И., 2011, и др.)

Спорт учит видеть прекрасное там, где его раньше не замечали, а оценив истинно прекрасное, уже иначе расценивать красоту в привычных им конкретных явлениях и людях. В словаре понятие «красота» толкуется как совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху, все красивое, прекрасное. В процессе занятий физической культурой и спортом А.И. Комарова делает вывод о том, что мы воспитываем не только эстетику движений, но и параллельно воздействуем на внутренний духовный мир спортсмена {Комарова А.И. Эстетическая культура личности. Киев, 1988. С. 25—33, 37—68).

В категории безобразного отражается эстетически отрицательная значимость какого-либо явления, выступающего как антипод прекрасного явления. Безобразное воспринимается как воплощение зла в поступках человека. Каждый из нас встречался с безобразным. Оно выражает невозможность, отсутствие совершенства, составляет контраст по отношению к положительному идеалу и содержит в себе желание возрождения этого идеала. В форме уродливого безобразное присутствует в комическом, например в карикатуре. Искусство способно преобразовать безобразное таким образом, что оно становится положительной эстетической ценностью, которая может доставлять удовольствие.

Возвышенное выражает сущность значительных событий, явлений действительности и их воспроизведений в искусстве, связано с прекрасным, воспринимается как противоположность обыденному и низменному. В сфере спортивных отношений особенно ярко проявляется глубокое взаимопроникновение прекрасного и возвышенного.

Героическое отражает наивысшую концентрацию воли, энергии, усилий, направленных на преодоление чрезвычайных по масштабу и силе противодействия обстоятельств для утверждения общественно значимых целей. Героизм всегда предполагает яркие проявления мужества, верности долгу.

Трагическое — это эстетическая категория, отображающая наличие глубоких объективных противоречий, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека, и сопровождающийся человеческим страданием и гибелью важных для жизни ценностей.

В трагическом всегда отражено и личностное, и социальное. В трагедии перед нами проносится вся ужасная сторона жизни — людское горе, господство случая и заблуждения, торжество злодея. Трагическое в основном сводится к отчаянию, душевному переживанию, страданию человека, его гибели. В этом смысле во время тренировочного заезда на санях в желобе трагична гибель грузинского спортсмена Нодара Кумариташвили перед открытием Олимпиады в Ванкувере, трагична судьба футболистов — динамовцев, бросивших вызов фашистским оккупантам в Киеве.

Комическое (от греч. komikos — смешной) — одна из основных эстетических категорий. Это связано с нарушением внутренней гармонии, меры предмета или явления; вызывает критическое отношение к явлениям действительности, оценку их в соответствии с эстетическим идеалом. Это может быть несоответствие цели и средства, усилий и результата, возможностей и претензий в действиях людей и т.д. Сфера комического чрезвычайно многообразна. Явления комического встречаются повсюду — в искусстве и в самой жизни.

Формы комического многочисленны и разнообразны: афоризм, остроумная речь, шутка, сатира, юмор, эпиграмма, карикатура, ирония. Эти формы отличаются друг от друга степенью и глубиной осмеяния и благожелательности.

Цель нравственно-эстетического воспитания в спорте — это воспитание правильной эмоциональной реакции на спортивные явления; воспитание чувства нравственной и эстетической меры (критерии).

Пьер де Кубертен, основатель современного олимпийского движения, написал «Оду спорту», первая строка которой гласит: «О, спорт, ты — Красота!» (Приложение 14). Такой взгляд ставит спорт на один уровень с величайшими ценностями человека, ибо независимо от принадлежности к той или иной культуре все мы преклоняемся перед красотой. Те, кто соглашается, что спорт красив, могут расходиться в интерпретациях его красоты.

Идеи нравственных отношений в спорте Кубертен выразил так:

О, спорт! Ты — благородство!

Ты осеняешь лаврами лишь того,

Кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно.

Ты — безупречен.

Ты требуешь высокой нравственности,

Справедливости, моральной чистоты, неподкупности.

Таким образом, Кубертен заложил в спортивной деятельности необходимость нравственно-эстетического воспитания спортсмена.

Подчеркивая многогранность эстетических факторов физической культуры и спорта, следует выделить такие моменты, которые являются педагогически целесообразными.

  • 1. Красота самого спортивного процесса (упражнения, соревнования, игры, показательные выступления, красота коллективных действий и движений, красота костюмов, инвентаря, эмоциональность спортивной борьбы, торжественность и др.).
  • 2. Красота спорта как фактора, определяющего совершенство человеческого тела (красота телосложения, выразительность движений, искусное владение своим телом).
  • 3. Красота спорта как красота нравственного облика спортсмена (проявление возвышенных чувств и высоких моральных качеств в спортивной борьбе, духовное обогащение человека в спорте и др.).
  • 4. Эстетика условий проведения занятий по физической культуре.

Например, эстетический компонент исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта наблюдается в полной гармонии музыки, хореографичности, неповторимой исполнительской манеры и костюмов. «Артистичное исполнение» определяется способностью гимнасток создавать художественный образ, стиль, передавать чувства и настроения посредством выразительности жестов, оригинальности, мимики движений, музыкальности (Плеханова М.Е., 2008).

Эстетические критерии спорта:

  • 1) гармония элементов и их согласованность;
  • 2) единство темпа и ритма (темпоритм);
  • 3) красивое телосложение, умение владеть телом (стройность, пропорциональность, красота позы, движений и др.);
  • 4) красота нравственно-эстетического поведения спортсменов (стремление к победе, мужество, достоинство и др.);
  • 5) красота коллективных действий, взаимопомощь, взаимоподдержка;
  • 6) эстетика материально-технических условий проведения учебнотренировочных занятий, соревнований, красота спортивной одежды .

Одна из ведущих мировых тренеров в танцах на льду Марина Олеговна Зуева пишет: «Мои ученики знают, что они должны своим исполнением внести в зал эстетические чувства. Одной программой — чувство любви, другой — элементарное чувство радости жизни. Если ты тренируешь с душой, с воодушевлением, с радостью и выводишь спортсменов на соревнования, то так они и катаются.

У них глаза горят на льду, когда катаются с чувством ритма, чувствуют музыку, что позволяет им скользить в унисон и своим телом передать разные ее настроения идеальным скольжением на льду (Зуева М.О. Ученик должен быть по-хорошему влюблен в тренера // Про лед и людей. М. : Ледовая симфония. 2010. № 2. С. 64—65). Эстетическая культура — это совокупность эстетических ценностей, способов их создания и потребления. Предметом особой заботы тренера, учителя физической культуры является эстетика поведения. Ее сущность четко определили выдающиеся педагоги, деятели культуры. В.Е. Белинский советовал: «Внушайте детям, что внешняя чистота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты» (Белинский В.Г. Поли. собр. соч. М., 1954. Т. 4. С. 96).

А. С. Макаренко придавал значение и внешней выразительности межличностного общения. «Что такое эстетика поведения?» — спрашивал он и отвечал: «Это именно поведение оформленное, получившее какую-нибудь форму. Форма сама по себе является признаком более высокой культуры» (Макаренко А. С. Отношения, стиль, тон в коллективе // Сочинения. М., 1958. Т. 5. С. 219).

Следует анализировать конкретные проявления хороших и плохих манер, подвергать критике факты грубости, бескультурья во взаимоотношениях спортсменов. Важно стимулировать у студентов познавательный интерес. Развивать в них педагогическое мышление. Этой цели служат проблемные вопросы, сопоставление различных точек зрения, дискуссии об эстетике и эстетическом воспитании. Отметим, что эстетическая культура педагога представляет собой единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков, норм поведения и деятельности. Уровень эстетической культуры наиболее зримо реализуется в духовно-содержательном общении людей.

В ней могут быть выделены следующие аспекты'.

  • а) эстетическое сознание людей (выражающееся в потребностях, установках, вкусах, взглядах, концепциях, идеалах);
  • б) эстетические элементы различных видов деятельности (в труде, в быту, в общении, в спорте);
  • в) эстетическое воспитание как сознательная и целенаправленная передача эстетического опыта к личности во всех сферах воспитания;
  • г) требования к эстетической подготовке тренера, учителя физической культуры (художественный кругозор, эмоциональная отзывчивость к красоте, потребностей, вкус, специальные знания, способности и умения, педагогический такт, культура речи, эстетика внешнего облика);
  • д) пути эстетического самообразования и самовоспитания.

Все это сочетается с необходимым чувством меры. Педагог должен стремиться к опосредованному включению юного спортсмена с помощью различных методических приемов в мир эстетических суждений. Поэтому важно в воспитательном влиянии на ученика не только закрепить это внимание, но и развить умение и привычку к постоянной моральной и эстетической оценке поведения и самооценке. Мерилом, критерием культурности выступает соотнесение поступка как проявления нравственного чувства с интересами другого человека.

Этическое и эстетическое — любое общественное явление, поступок или мотив человеческой деятельности обладают одновременно этическим и эстетическим значением и могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой стороны, как добро или зло.

Нравственное и прекрасное мыслятся как некое органическое единство. Прекрасным является то, что нравственно, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признано морально-добрым, если оно внутренне и не связано с прекрасным. Именно внутреннее родство, сущностное единство этической и эстетической сфер обусловили смысловую специфику понятий «возвышенное», «низменное», «героическое» идр., т.е. этическая и эстетическая оценки явления или того или иного поступка выступают не раздельно, а слитно.

Об этом свидетельствует высказывание замечательного педагога- гуманиста В.А. Сухомлинского: «Свою воспитательную силу я видел в том, чтобы эмоционально-эстетические богатства, приобретенные в процессе общения с природой в годы детства, в подростковом возрасте входили в духовную жизнь как одна из глубочайших человеческих потребностей, чтобы познание красоты природы глубже, чем в детстве, способствовало познанию красивого, высокого в себе, утверждение человеческого достоинства» (Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. С. 292).

Именно в этом значении мы рассматриваем модель системы воспитания основ этической и эстетической культуры педагогов, тренеров, становления и развития его этической культуры. Именно духовная жизнь человека совершается на двух тесно соприкасающихся уровнях — эмоционально-чувственном и рационально-сознательном.

Понятие ценность является здесь одним из ключевых нравственно ориентированных понятий, воплощающих в себе совокупность значимых нравственных категорий, выступающих в качестве эталона должного. С точки зрения этимологии, ценность — это то, что люди ценят то, что важно, значимо. Поэтому ценности рассматриваются как высшие принципы нравственного совершенствования личности. К ним относят следующие аспекты нравственных ценностей:

  • 1) аксиологический — обращение личности к высшим духовным ценностям;
  • 2) гносеологический — включение личности в процесс познания высших ценностей;
  • 3) когнитивный — познание личностью через призму высших ценностей самой себя, своих возможностей;
  • 4) ориентационный — выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношения к окружающему миру, людям, самому себе;
  • 5) результативный — это механизм становления структуры человеческого Я.

Система воспитания основ этической и эстетической культуры студентов (педагогов, тренеров) строится на осмыслении и реализации данных аспектов в развитии и рефлексии личности.

  • 1. Что представляет собой система воспитания основ этической и эстетической культуры?
  • 2. Что понимается под личностным самосовершенствованием?
  • 3. Что такое самоанализ и самооценки уровня сформированности профессионально значимых качеств личности, знаний, умений?
  • 4. Нужно ли определять перспективы и пути профессиональноличностного роста?
  • 5. Экспресс-диагностика эмоционального состояния (выявление соотношения положительных и отрицательных эмоций и их влияние на человека, его поведение; типичные эмоциональные проявления, настроение и умение проводить самоконтроль, осознание необходимости овладения эмоциональной культурой).

В связи с этим следует проанализировать заповеди творческой личности, предложенные нам Полем Вайнцвайгом, для профессионального и личностного саморазвития.

  • 1. Будь хозяином своей судьбы.
  • 2. Достигни успеха в том, что можешь.
  • 3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
  • 4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
  • 5. Культивируй в себе смелость.
  • 6. Заботься о своем здоровье.
  • 7. Не теряй веру в себя.
  • 8. Старайся мыслить позитивно.
  • 9. Развивай свои творческие способности.
  • 10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением (Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М. : Просвещение, 1990. С. 36).

Эмоциональная культура педагога проявляется в способности управлять своими переживаниями и чувствами, развивать в себе положительные эмоции и чувства. Особенно необходимо это педагогу, так как деятельность его связана с большими нервными перегрузками.

Эмоции и чувства обогащают наш внутренний мир, наше восприятие окружающего мира. Это происходит в том случае, когда у нас преобладают положительные эмоции и чувства: радости, наслаждения от созерцания прекрасного и сопереживания другому человеку. Этическое и эстетическое вступают в конфликт в тех случаях, когда человеку нравится, доставляет наслаждение то, что в нравственном смысле ущербно или аморально. Поэтому есть и другие эмоции и чувства, такие как страх, гнев, обида, раздражение. Мера развития положительных и отрицательных эмоций и чувств человека, определенная гармонизация их свидетельствует об эмоциональной культуре личности (Комарова А.И., 1988).

Для личности с низким уровнем эмоциональной культуры характерна следующая форма поведения: внешний стимул — эмоциональная реакция — поступок — осмысление поступка.

Личность с высоким уровнем эмоциональной культуры имеет следующую формулу поведения: внешний стимул — это эмоциональная реакция — осмысление стимула и своей реакции — принятие решения — поступок.

Размышление над сущностью человеческих эмоций и чувств, а также над источниками и причинами своих эмоциональных состояний помогает человеку формировать позитивное мировосприятие и отношение к людям. Умение владеть собой в сложных ситуациях, понимать эмоциональное состояние и побудительные мотивы поведения других людей, помогать освободиться от негативных эмоций, не реагируя на них необдуманными эмоциональными реакциями и действиями, должно быть прежде всего присуще педагогу. Можно говорить о высоком уровне эмоциональной культуры только тогда, когда развиты высшие чувства человека: способность к эмоциональному восприятию и глубокому переживанию прекрасного и безобразного в искусстве, природе, спорте, человеческих отношениях, способность не только эмоционально воспринимать, но и выражать свои чувства, т.е., когда происходит то, что называют утончением чувств. «Воспитание утонченности чувств стало на всю жизнь одной из ведущих идей, одним из главных моих педагогических убеждений» (Сухом- линский В.А. Методика воспитания в коллективе // Собр. соч. В 9 т. Т. 2. М.: Просвещение, 198. С. 57).

Эмоциональная культура педагога включает такое необходимое для него качество, как эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание), представляющее собой сплав эмоционального отклика, сопереживания эмоциональному состоянию другого человека и понимания его.

Эмпатия — одно из важнейших свойств личности педагога, без которого невозможно полноценное общение с учениками, оптимальное решение стоящих перед ним педагогических задач.

Эмпатия основана на умении представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события, предполагает не только понимание, но и помощь другому человеку. Условием возникновения эмпатии считают способность осознавать те чувства и переживания, которые мы в подобной ситуации испытывали сами (вывод по аналогии) или способность с помощью воображения и интуиции прочувствовать жизненную ситуацию другого человека, безошибочно строить тактику взаимодействия. Но в повседневной жизни, как правило, находимся в условиях дефицита информации и не знаем истинных причин поведения другого человека. Это незнание вынуждает нас приписывать другим самые разнообразные причины их поведения и поступков.

Приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией (от лат. causa atribuo — причина и придаю, наделяю). Исследования показывают, что у каждого человека есть привычные объяснения чужого поведения.

При изучении каузальной атрибуции психологи установили интересные закономерности. Так, причину успеха люди приписывают себе, а неудачи — обстоятельствам. Оценка события будет различна в случаях, если человек был наблюдателем или участником, что ошибки атрибуции приводят к предубеждениям при объяснении поведения членов группы. Всегда они оправдываются: «Он ответил отказом, потому что вынудили обстоятельства». Одни люди всегда находят виновника случившегося, приписывают причину произошедшего конкретному человеку, но не себе. Например, студент получил «неуд» на экзаменах — виноват преподаватель, потому что придирается.

В этом случае говорят о личностной атрибуции. Другие склонны видеть оправдание в обстоятельствах, например опоздал на занятия — транспорт плохо ходит, т.е. они привыкли к обстоятельственной атрибуции. Отсюда следует, что знание закономерностей и ошибок каузальной атрибуции помогает сделать ее эффективней для налаживания взаимодействия.

В.Г. Белинский утверждал, что эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности. Поэтому педагог должен всегда отвечать на следующие вопросы: «Каким голосом, тоном произносилась та или иная фраза? Как информация воспринималась собеседником? Какую информацию несет в себе тот или иной тип голоса и тона? Каким тоном и голосом лучше всего произносить каждую фразу? Есть ли у меня вредные привычки, раздражающие собеседников и окружающих? Что такое эмпатия? Нужна ли она в настоящее время?».

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >