Идеи правового государства в научном наследии Ильина

Иван Александрович Ильин (1883 - 1954) - выдающийся русский мыслитель, философ, правовед, выделяется и является особым явлением русской мысли. И.А. Ильин, стоит особняком в истории философии права, хорошо владея достижения мировой юридической и философско-правовой мысли, И.А. Ильин, выдиляется из ряда русских мыслителей-правоведов своей эпохи и предшественников.[1] Его исключительная философская подготовка сочетается с политическими убеждениями и глубокой христианской верой[2].

Поразительным в творчестве И.А. Ильина является тот факт, что мыслитель задолго предвидел крах СССР и геополитические последствия такого развала. Предвидя все трудности и проблемы государства и общества этого сложного времени, мыслитель, умозрительно предположил, что в Россия, пройдет длительный исторический период по восстановлению основ государства и правосознания. В этот период Россия должна строиться правом, а не произволом, говорит философ, России нужен порядок, основывающейся на здоровом правосознании[3].

Проблема правосознания в творчестве мыслителя занимает особое место, И.А. Ильин сформулировал аксиомы правосознания, без их знания и понимания которых, невозможно строить и развивать цивилизованные отношения в современном обществе.

Ильинское понимание права сводится к осознанию особой потребности человека, нуждающейся в порядке и организованности. Мыслитель утверждает, что право имеет ценностный характер и прежде всего оно связанно с национальной культурой. Правосознание конкретного индивида определяет возможность, вообще, реализации права, в зависимости от правовой зрелости и нравственного состояния личности, что в свою очередь определяет целостность и порядок всего общества состоящего из отдельных индивидов, а общество, как известно, формирует государство. Современная потребность российского общества в понимании права, как элемента общественного сознания, является одной из важнейших проблем, современного российского общества.

Правосознание предшествующей эпохи социализма, как официальное, было упразднено в политической и правовой доктрине государства в силу известных исторических процессов. Либеральная же концепция, в современной его трактовке, оказалось трудно воспринимаема для большинства, и, в конечном счете, была отвергнута общественным сознанием. Вместо ожидаемой гармонии воцарился хаос и смятение умов[4], о чем предвидел мыслитель. Развивая эту мысль философа, стоит заметить, что немаловажную роль в формировании правосознания имеет правовая и политическая идеология государства. Заимствованием чужих идей, проблему не решить, указывает философ. И.А. Ильин отмечает, «Мы должны понимать и помнить, что всякое давление с Запада, откуда бы оно ни исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не интерес русского народа, а интерес давящей державы и вымогающей организации»[5] Тем самым мыслитель ставит вопрос о необходимости воссоздать преемственность в развитии отечественной политикоправовой идеологии. И.А. Ильин, выделяет проблему неуважения к праву, которое нельзя воспитать в условиях ослабления государственности и государственной деградации[6].

Ильинская философия права пытается увязать роль правосознания людей, строящих свою жизнь, с построением фундамента стабильного и процветающего общества. Философ видит решение такой задачи через воспитание человека образованием, ведь «образование без воспитания - дело ложное и опасное»[7]. Мыслитель замечает, «Человек без должной морали полученные знания и навыки употребит во зло. В любой должности, человек без нравственного воспитанного характера, а особенно там, где от него будет многое зависеть и иметь общественную или государственную значимость, будет всячески идти на поводу своих аморальных, безответственных и безнравственных желаний. К обязанностям будет подходить формально, и искать своей выгоды, нанося ущерб обществу и государству. Образование должно не только учить знаниям, но и нести духовно-нравственное значение для конкретного индивида (личности). Э тому должно служить все общество, начиная от семьи, закладывая основы нравственного воспитания ребенка»[8]. Таким образом, система образования по Ильину, это система воспитания нравственного человека, формирующая личность на протяжении ее становления. На основе нравственности и духовности формируется здоровое правосознание и ответственность личности.

В Ильинском понимании право и личность, право и мораль, есть связанные явления, где мораль является основанием бытия личности формирующим нравственность, тем самым поведенческие аспекты личности и его понимание позитивного прав.

Понимание морали, в творчестве мыслителя, пронизывает все его труды, а нравственность, пожалуй, то производное, чем человек руководствуется неосознанно.

И.А. Ильин, подвергает в своих работах нравственной оценке, даже такое явление, как война.

В рамках этой идеи мысль И.А. Ильина можно свести к следующим тезисам: «Гуманизм провозглашает войну практически абсолютным злом, а воинскую службу и саму армию - инструментом этого зла. Этика также осуждает войну как совершенно безнравственное действо. Существует несколько нравственных проблемы войны, взаимосвязанных друг с другом вопросов: бывают ли справедливые войны и при каких условиях война может считаться справедливой (нравственно оправданной); какие методы (средства) ведения войны могут быть допустимы; какими нравственными качествами должен обладать воин; могут ли быть войны благом; и насколько справедлива война сама по себе»[9]. В идеале, Справедливая война должна ликвидировать все предпосылки для возобновления вооруженных конфликтов. Здесь можно согласиться с И.А.Ильиным, «в праведной войне защищают не материальное достояние (территорию, хозяйство и т.д.), а в первую очередь духовное - право людей на мирный труд, на свободное творчество, на создание собственных науки, искусства, религии»[10].

Данные вопросы ставят проблему нравственного отношения к проблеме войны, что является предметом нравственной философии, кроме того современная наука философия права не должна отмежевываться от проблемы нравственных оценок понимания и разрешения военного конфликта, ведь само по себе правоведенье основывается на гуманистических принципах и итогом любой войны должна быть юридическая оценка происходящего.

Одна из первых работ И.А.Ильина посвящена анализу соотношений понятий «права и силы». В основе исследования лежит методологический анализ понимания права и взаимодействия силы с правом средствами юридической методологии. В этой работе, «Понятие права и силы. Опыт методологического анализа», И.А.Ильин подвергает критике распространенное отождествление понятий права и силы, идущее от теории общественного договора и рассматривающее право как форму внешнего воздействия на людей, имеющего целью гарантировать стабильность государства[11].

И.А.Ильин впервые касается вопросов понимания права в соотношении позитивистского понимания права и естественного права, «права» как формальной категории и «права» как нравственного метафизического понимания. «Сила» по Ильину имеет также несколько категорий метафизического ряда и реалистического понимания, кроме того «сила» сама по себе не реализуется, а выступает в разряде категорий онтологического определения бытия, что в совокупности с правом является источником «действований». Такое «действование» определяется правосознанием, его нравственным значение в категории «права и силы».

Указанная работа И.А.Ильина имеет определяющее место в системе философских взглядов мыслителя. Отсюда встает ряд вопросов: право как источник действования, сила как нравственная категории права, действование как отражение правосознания. Без понимания этих категорий невозможно дальнейшего развития философского осознания нравственных противоречий войны определяемых философом в последующих работах по этой тематике.

Продолжением поисков нравственного значения войны является работа «Основное нравственное противоречие войны»[12] Война ставит нравственный вопрос: вопрос убийства человека. Нравственное противоречие войны, это вопрос совести человека, И.А.Ильин берет за основу «древнее Кантовское» высказывание: голос совести есть в тоже время и голос разума. «Сомнение в совести», пишет Ильин, «как в последнем и высшем источнике нравственной очевидности, - вот первое глубокое последствие, к которому философское сознание может быть, по-видимому, приведено войною. В самом деле, в момент, когда беда, требующая решительных действий, уже разразилась, когда нет времени для сосредоточенного предметного исследования и решения, когда нравственно спокойным может быть лишь тот, для кого все на свете просто и ясно, - в этот момент голос совести, по-видимому, не в силах «вывести нас на дорогу»»[13].

Ильин ставит вопрос «Позволительно ли убивать человека? Может ли человек разрешить себе по совести убиение другого человека?»[14] Мыслитель дает пояснение, это «Вот вопрос, из которого, вырастает основное нравственное противоречие войны»[2]. Однако, долг каждого человека бороться со злом.

Определенным итогом поисков Ильина на обозначенные вопросы стала книга ответ «О сопротивлении злу силою»[16] Толстовской теории «непротивления злу силою» вызвавшая в среде русской ин- телегенции неоднозначные споры, разделив ее на два лагеря. События начала XX в. обострили проблему «понимания - духовной культуры и философии, особенно те, которые имеют непосредственное отношение к идеям добра и зла. И прежде всего, обострили вопрос с виду морально-практический, а по существу глубокий, религиознометафизический о сопротивлении злу, о верных, необходимых и достойных путях этого сопротивления»[17] пишет Ильин.

В книге Ильин определяет значение различных нравственных вопросов личности: «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в бога, приемлющий его мироздание и своё место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою? Вот двуединый вопрос, требующий ныне новой постановки и нового разрешения»[18]. Отмечая, этот вопрос, Ильин уточняет, упрощение этого тонкого и сложного вопроса чревато ложными выводами и теориями.

Ильин формулирует в этой работе духовный закон: «несопро- тивляющийся злу поглощается им и становится одержимым»[19]. Здесь Ильин дает определения добра и зла, «добро есть одухотворенная любовь, зло - противодухная вражда». Добро у Ильина это «любящая сила духа, зло - слепая сила ненависти». Причем добро, у философа, не есть просто «любовь» или «духовность», а именно синтез, неразрывность друг от друга этих понятий. Тоже касается и понятия зла, оно одновременно противодуховно и противолюбовно»[20].

Ильин рассматривает проблему духовного воспитания человека, Ильин замечает, что основа и цель духовного воспитания состоит в самовоспитании, в умении, верно находить грань между самопонуж- дением и самопринуждением, а не только в пробуждении любви и духовной зрячести.

Для исследования проблемы о допустимости сопротивления злу физическим понуждением и пресечением философ выдвигает ряд требований:

  • 1) должно быть проявлено подлинное зло, а не подобие, не тень его или призрак;
  • 2) человек должен верно воспринимать зло, быть компетентным в этом, суметь различить реальное зло и, восприняв его, не принять;
  • 3) человек должен стремиться к Богу, быть подлинно духовно любящим, только тогда он не останется равнодушным к проявлениям зла;
  • 4) человек должен думать и заботиться не только о себе, но и о других, окружающих его людях;
  • 5) физическое воздействие применимо только тогда, когда все другие способы бессильны удержать человека от злодеяния, только как крайняя мера.

В основе сопротивления злу Ильин выводит правило:

  • 1) Сопротивляющийся должен развивать в себе чуткость и зоркость для распознавания зла и для отличения его от явлений, сходных с ним по внешней видимости. Это дается лишь постепенно, только в долгом нравственном и религиозном очищении личной души, только в личном и подлинном, духовно осмысленном жизненном опыте;
  • 2) Сопротивляющийся должен стремиться к постижению тех путей и законов, по которым протекает жизнь зла в человеческих душах, а также всей выработанной великими праведниками и аскетами техники его внутреннего одоления. Только тот, кто владеет этими законами и этой техникой, сможет верно разрешить все очередные вопросы социального воспитания;
  • 3) Выбирая в борьбе меры и средства, сопротивляющийся всегда должен мысленно начинать с духовных средств, нисходя к мерам внешней борьбы лишь постольку, поскольку духовные средства оказываются неосуществимыми, недействительными и недостаточными. И даже тогда, когда необходимость физического воздействия выясняется с самого начала и сразу, сопротивляющийся должен помнить, что эта мера есть несамостоятельная, вторичная, подчиненная и крайняя;
  • 4) Обращаясь к физическому воздействию, сопротивляющийся должен всегда искать умственно и практически тот момент и те условия, при которых физическое воздействие сможет быть прекращено, не повредив духовной борьбе, подготовив ей путь и, вот, уступая ей свое место. Ибо при верном ведении борьбы все меры противодействия ему пребывают во внутренней органической связи взаимоподдержания и подчинения единой цели;
  • 5) Сопротивляющийся должен постоянно проверять подлинные, внутренние истоки и мотивы своей личной борьбы со злом, в уверенности, что от этого зависит и предметное постижение побораемо- го зла, и овладение духовной техникой борьбы, и выбор средств, и осуществление самой борьбы; мало того, он должен быть уверен, что от этого зависит его личная правота и стойкость в сопротивлении, что этим, в последнем счете, определяется и самая победа или поражение[21].

В 1922г. И.А.Ильина высылают из страны на «философском теплоходе. В эмиграции И.А. Ильин посвящает свои труды политической и правовой философии. По его мнению, его труды будут полезны будущим поколениям[22].

И.А. Ильин разработал проект Конституции - Основного закона Государства Российского. При написании проекта конституции И.А. Ильин исходил из того, что Советский Союз рухнет, надо будет строить новую Россию. Но прежде всего надо будет пройти не простой переходный этап становления и развития государства[23]. В условиях краха и развала старого государства, строить новое надо с нуля, заново, для этого необходимы ответственные люди. Необходимо строить новое общество и изживать недуги и стереотипы прошлого. Основой нового государства должна стать новая конституция.

Говоря о проблеме создания новой конституции, И.А. Ильин отмечает, что конституция государства это «принципиальные основы»[24] без которых не может существовать современное государство. Также И.А. Ильин отмечает, что его проект, это прежде всего, попытка осмыслить проблемы стоящие перед Россией переходного периода. По его мнению, «мы должны исходить из исторических, национальных, религиозных, культурных и державных основ и интересов» нашего государства[25].

И.А. Ильин резко критикует федеративное устройство России. Россия строилась не по принципу федерации, это опасная форма для государства. Россия - унитарное государство. Также И.А. Ильин является сторонником монархического, по принципу, устройства государства. И.А. Ильин считал, что иной формы для России быть не может. Однако, И.А. Ильин отмечает, что есть разные варианты проявления этой формы правления, как это будет проявляться в новой России, династически, выборно, Россия должна для себя определить сама.

При написании конституции необходимо исходить из учета «русской исторической и психологической данности»[26] отмечает И.А. Ильин. В «основах» должны быть заложены «не только общие принципы права, но и основы русского права и русского государства»[27]

Основную задачу И.А. Ильин видит в воссоздание России, не формально, а органически - исторически, «нам нельзя гоняться за чужими сверхнационально-отвлеченными формами жизни»[27], пишет И.А. Ильин, «все политические формы и средства человечества должны быть нам известны и доступны. Но творческая комбинация из них и из других, еще не известных, должна быть подсказана собственной проблематикой, помимо всяких доктрин и предрассудков. Мы должны понимать и помнить, что всякое давление с «запада», откуда бы оно ни исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не интерес русского народа, а интерес давящей державы и вымогающей организации»[5], отмечает мыслитель.

При написании «Основ» И.А. Ильин выносит ряд важных проблем актуальных в переходный период, которые следует учитывать. Первое - проблема правосознания как основы государства. Второе - проблема сильной власти. Третье - проблема правящего меньшинства. Правосознание граждан определяет порядок «субъективного правового статуса», «равновесие личных правовых ячеек, социальный мир и справедливость».[30] Без здорового правосознания невозможно строить общественную жизнь и государство. Говоря о сильной власти, И.А. Ильин уточняет, что эта власть сильна ни полицией, ни армией, ни бюрократическим аппаратом, а духом «творческой национальной идеи» и убеждением своей правоты. И.А. Ильин отмечает, что демократия это формальный механизм вовлечение масс в отправление власти, однако демократия не обеспечивает ни целостности, ни прочности государства, ни правопорядка, ни социальной справедливости. При этом всегда правит меньшинство. Задача в том, что бы меньшинство выделялось верно. Ответ на это вопрос, И.А. Ильин видит в смещении центра сознания с политики на построение качества жизни, хозяйства и культуры.

В политике, отмечает мыслитель, должны быть доказавшие умение управлять и править, мыслящие «от целого». В своих «Основах» мыслитель представляет довольно сложный механизм выборов. У И.А. Ильина он состоит из двух этапов. Систему государственной власти И.А. Ильина в своих «Основах» дифференцирует по организации органов власти на местах, как в исполнительную систему власти, так и в законодательную. Высшая система власти строится по принципу отбора зарекомендовавших себя политиков на местах.

Как уже отмечалось, сам проект конституции И.А. Ильина носит декларативный и рекомендательный характер. Структурно он определяет вертикаль организации государственной власти, как законодательной, судебной, исполнительной - ее структуру систему управления и взаимодействия самой власти, определяет способы отбора, контроля, ответственности. В «основах» определены, основные права и обязанности граждан государства. В целом сам «проект» довольно прогрессивен и многие идее отраженные И.А. Ильиным в части гражданских прав и свобод имеются в действующей конституции России. Однако, как уже отмечалось, система государственной власти имеет связанную систему и осуществляется от лица главы государства, при этом предполагается сложная иерархия и политическая система общества, основанная на партийном и общественном взаимодействии, контроле и ответственности власти.

В заключение следует отметить, И.А, Ильин, это целое явление в нашей исторической и национальной философии права. Его концепции заслуживают особого внимания и уяснения. Быть может концептуально стоит пересмотреть само отношение общества к сложившейся доктрине государства и права, начать строить государство, не оглядываясь на лекала западноевропейских традиций, идти своим путем опираясь на знания и опыт отечественной научной мысли.

Список литературы

  • 1. Ильин И.А. Основное нравственное противоречие войны // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 5. М, 1996.
  • 2. Ильин И.А. Понятие права и силы. Опыт методологического анализа // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 4. М, 1994.
  • 3. Ильин И.А. Наши задачи // Айрис пресс, Москва, 2008.
  • 4. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России. // Собрание сочинений. Т.2, Кн. И, М. 1993.
  • 5. Ильин И.А. Основные задачи воспитания /Глава из книги «Путь духовного обнавления»/ Ильин И.А. Пути России // Сост. А.Д. Пу- тинцев. - М.: Вагриус, 2007.
  • 6. Ильин И.А. Основы государственного устройства // Собрание сочинений: Т.7.М., 1998.
  • 7. Ильин И.А. Очертания будущей России. / Наши задачи // Айрис пресс, Москва, 2008г.
  • 8. Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности [Электронный ресурс] // Library.ru: ин- форм.-справочный портал. М., 2000-2016 URL: http://elibrary.ru/item.asp?id= 12416329 (дата обращения: 24.09.2016).
  • 9. Корнев В.Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции // История государства и права. № 20, 2009. С. 38-41
  • 10. Лисица Ю.Т. Комментарии. / Ильин И.А. Собрание сочинений: Т.4.М., 1994г.
  • 11. Скворцов А.А. Нравственные проблемы войны. / Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №1, 2001. С. 74-83.

  • [1] Ю.Т. Лисица. Комментарии. / Ильин И.А. Собрание сочинений: Т.4.М.,1994. С. 580
  • [2] Там же.
  • [3] См. подробнее: И.А.Ильин Наши задачи // Айрис пресс, Москва, 2008г.
  • [4] Корнев В.Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции
  • [5] И.А. Основы государственного устройства / Ильин И.А. Собрание сочинений: Т.7.М., 1998. С. 490.
  • [6] Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправногоповедения личности
  • [7] См. подробно: И.А. Ильин. О воспитании в грядущей России. / Собраниесочинений. Т.2, Кн. II, М. 1993. с.178-191
  • [8] См. подробно: И.А. Ильин Основные задачи воспитания /Глава из книги«Путь духовного обнавления»/ Ильин И.А. Пути России / Сост. А.Д. Путинцев. -М.: Вагриус, 2007, с.: 144 - 158.
  • [9] См. подробнее: А.А.Скворцов Нравственные проблемы войны. / ВестникМосковского университета. Серия 7. Философия. №1, 2001. С. 74-83.
  • [10] Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 9 - 10. М, 1999. С. 24
  • [11] И.А.Ильин «Понятие права и силы. Опыт методологического анализа».Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. М, 1994. С. 5 - 45.
  • [12] И.А.Ильин «Основное нравственное противоречие войны» Собр. соч.: ВЮт. Т. 5.М., 1996. С. 5-31.
  • [13] >9 Там же. С. 8
  • [14] Там же. С. 9.
  • [15] Там же.
  • [16] И.А.Ильин «О сопротивлении злу силою». Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М.,1996. С. 31-221.
  • [17] И.А.Ильин «О сопротивлении злу силою». Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М.,1996. С. 35.
  • [18] Там же. С. 176.
  • [19] Там же. С. 39.
  • [20] Там же. С. 47.
  • [21] И.А.Ильин «О сопротивлении злу силою». Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М.,1996. С. 132.
  • [22] Мыслитель предполагал, что крах советской системы неизбежен и определен самой формой существования советского тоталитаризма, который выражается, по его мнению в угнетения масс, формой государства, враждебностьюсовременному миру, абсурдностью и надуманностью противоестественных
  • [23] Мыслитель пишет: «Русский народ выйдет из революции нищим. Ни богатого, ни зажиточного, ни среднего слоя не будет вовсе. Вынырнет перекрасившийся коммунист, награбивший и припрятавший. Будут городские и сельские жители; люди различных специальностей; различной подготовки; различных тяготений. Но все будут бедны, переутомлены и ожесточены. Государственный центр, ограбивший всех, исчезнет; государственная монетная единицабудет обладать минимальной покупательной силой на международном рынке, ана внутреннем рынке будет находиться в полном презрении. Предстоит нищетаграждан и государственное оскудение: классическое последствие всех длительных революций и войн. Выступят десятки авантюристов пристегивающихся ксепаратистским группам и народцам. Конечно, найдутся всевозможные иностранные «центры», готовые субсидировать этих беспардонных «приключен-цев». Национальные обиды и племенные претензии будут разжигаться снаружи- и иноземными врагами и "своими" предателями, давно уже мечтающими ликвидировать Россию. И ко всему этому прибавится разноголосица интеллигент-ски-эмигрантских «политических партий», заручившихся выдуманными «программами» и закулисными субсидиями. Если представить себе при этом отсутствие сильной и авторитетной государственной власти и страстную тягу скореепоставить всех перед «совершившимся фактом», то картина хаоса будет полная» не правда ли, напоминает разгар 90-х. /Очертания будущей России. / Нашизадачи // Айрис пресс, Москва, 2008г., С. 463-466.
  • [24] Ильин И.А. Основы государственного устройства / Ильин И.А. Собраниесочинений: Т.7.М., 1998. С. 488.
  • [25] Очертания будущей России. / Наши задачи // Айрис пресс, Москва, 2008г.С. 458.
  • [26] И.А. Основы государственного устройства / Ильин И.А. Собрание сочинений: Т.7.М., 1998. С. 488.
  • [27] Там же. С. 489.
  • [28] Там же. С. 489.
  • [29] И.А. Основы государственного устройства / Ильин И.А. Собрание сочинений: Т.7.М., 1998. С. 490.
  • [30] Там же. С.493.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >