ПОЗНАНИЕ

Потребность в знаниях — одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний — от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу постиндустриальному, или информационному (основанному на производстве и распределении знания). В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами1. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. gnosis — знание + logos — учение), или теорией познания. Иногда для обозначения теории познания (особенно в западной традиции) используется синонимичный термин «эпистемология» (от греч. episteme - знание, наука + logos — учение)[1] [2]. Для раскрытия сущности познания необходимо дать ответы на основные вопросы, касающиеся познаваемости мира и источников наших знаний: что такое познание? Что мы можем знать о мире? Что такое истина, ложь и заблуждение? Каковы основные методы познания мира? В чем отличие научного познания от ненаучного? В чем состоят особенности социального познания? Что такое самопознание?

  • [1] 1 терабайт — 1024 гигабайта.
  • [2] В современной отечественной философии науки имеется также тенденцияобозначать понятием «эпистемология» теорию только научного познания. В такомслучае эпистемология может пониматься как составная часть гносеологии.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >