Психологические и философские основания экзистенциально-гуманистической теории социальной работы

Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы начинает оформляться во второй половине XX в. Она явилась своеобразным ответом на доминирующие психодинамические и поведенческие подходы, которые многие годы определяли содержание практики и теоретических концептов социальной работы. Данная теоретическая парадигма оформилась в результате синтеза различных научных дисциплин и практико-ориентированных технологий помощи, которые социальные работники переняли из психотерапии, практической психологии и консультирования.

Гуманистические подходы А. Маслоу, К. Роджерса

Гуманистические концепты данной парадигмы базировались на исследованиях в области психологии А. Маслоу, К. Роджерсом.

А. Маслоу развивал подходы в психологии, связанные с концептами «Я-концепции» и самоактуализации человека. Понятие «самоактуализация» — центральное понятие в гуманистической психологии, под которым ученый понимал наиболее полное раскрытие способностей и реализации потенциала человека. Изучив восемнадцать выдающихся личностей истории и современности, он выделил характеристики самоактуализирующихся людей:

  • • более эффективное восприятие реальности и более гибкое отношение к ней;
  • • принятие (себя, других, природы);
  • • спонтанность, простота, естественность;
  • • центрированность на решении задач (в отличие от центрированности на себе);
  • • некоторая отьединенность и потребность в уединении;
  • • автономность, независимость от культуры и среды;
  • • постоянная новизна в оценке;
  • • мистичность и опыт высших состояний;
  • • чувство сопричастности и единения с другими;
  • • более глубокие межличностные отношения;
  • • демократическая структура характера;
  • • различие средств целей, добра и зла;
  • • философское, невраждебное чувство юмора;
  • • самоактуализирующееся творчество;
  • • сопротивление аккультурации, трансцендированиие, любой частной культуре.

Самоактуализация рассматривалась А. Маслоу как процесс, который состоял из определенных поведенческих актов, наиболее важные из них были связаны с переживанием, решением задач в пользу личностного роста, обретением реальности, принятием ответственности за свои действия и т.д.

А. Маслоу выдвинул концепцию о фундаментальных потребностях человека, которые делятся на нижележащей уровень и вышележащей уровень. Эти потребности, с его точки зрения, находятся в определенной иерархии, неудовлетворение их ведет к неврозам и психологической неприспособленности личности. Теоретические подходы А. Маслоу нашли отражение в сфере образования, психиатрии, социальной работы.

К. Роджерс в подходах к теории личности разворачивал определенную систему понятий о самопредставлении индивида в процессе жизненного развития, формируя на этих подходах концепцию о полноценно функционирующем человеке.

Человек, с его точки зрения, представляет собой субъекта, который находиться в постоянной тревоге из-за несоответствий, выражающихся в стремлении быть самим собой, и в то же время «смертельно боящемся быть им», в стремлении познания своего реального жизненного опыта, и «в то же время очень боящегося это сделать».

К. Роджерс говорит о том, что стремлению человеку «быть самим собой» мешают определенные тенденции, осложняющие его жизненное функционирование. К ним он относит подчинение образу «кем он должен быть» и страх «двигаться прочь от «Я», которым на самом деле он не является».

Человек, находящийся под таким контролем не может самоактуа- лизироваться, развиваться на основе самодостаточности, жизненного опыта, он не может полностью функционировать. Полноценно функционирующий человек, при осознании им своего опыта, индивидуального, не конформного, социализированного, имеет конструктивное поведение, которое соответствует реальности и ведет к «обогащению не только своей личности, но и личности окружающих людей».

Большое внимание в своей теории К. Роджерс уделял личностному опыту человека, который приобретается в процессе жизни, он называл его «феноменальным полем». В связи с этим он выдвигает два понятия конгруэнтность и неконгруэнтность (рис. 6.1).

Понятия «феноменального поля» К. Роджерса

Рис. 6.1. Понятия «феноменального поля» К. Роджерса

Так же как А. Маслоу, К. Роджерс рассматривал самоактуализацию как важнейший феномен человеческой жизни. Стремление к самоактуализации он считал наивысшим психическим уровнем развития человека.

Большое влияние на развитие психологии и практики социальной работы, оказала клиенто-центрированная терапия К. Роджерса. А его концепт социального функционирования, стал базовым в теории и практике социальной работы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >