Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Сердцевиной духовной жизни человека выступает общественное сознание, представляющее совокупность чувств, идей, теорий, эстетических и религиозных образов, этических ценностей, отражающих все многообразие бытия человека. Важным элементом общественного сознания являются его формы — система определенных взглядов, идей, в которых отражаются соответствующие стороны общественной жизни. Каждая из форм общественного сознания духовно воспроизводит отношения, складывающиеся между людьми. Среди множества форм общественного сознания особое место занимают мораль, религия и искусство. Это формы, которые формируют в сознании человека нравственное, символическое и прекрасное.

История человеческой культуры возникновение «человека разумного» связывает не только с его трудовой деятельностью, но и с нормативным урегулированием общественной жизни и отношений между людьми. Именно с появлением норм морали появляется как сам человек, так и человеческое общество. Первоначально правила морали существовали в виде запретных норм — табу и вето. Возникновение системы табуации сопровождалось как формированием индивидуального и общественного сознания, так и развитием нравственного самосознания. Морализация общественной жизни обусловила появления моральных ценностей. В первую очередь это такие ценности, как добро, долг, совесть, достоинство, стыд. Постепенно моральные ценности становятся нормами поведения и одним из важных регуляторов общественных отношений. Формирование нравственных отношений не только изменяло характер моральных правил и оценок, но и совершенствовало первобытное общество. Ведь не зря слово «этика» первоначально обозначало места обитания и совместного проживания, образовавшись от термина etnos (этос). Позже под этим термином стали понимать нрав, характер, темперамент, обычай.

Основоположник этической науки, древнегреческий философ Аристотель от термина etnos (этос) образовал прилагательное «этический» для характеристики человеческих качеств, т.е. человеческих добродетелей. Науку, которая изучает моральные добродетели, он обозначил словом «этика». По аналогии с термином «этический» древнеримский философ Цицерон образовал слово «моральный» (moralis), от которого чуть позже возникает термин «мораль» (moralitas). Таким образом, термины «мораль» и «этика» по своему этимологическому происхождению тождественны.

Сегодня под словом «этика» понимают философскую науку, а под словом «мораль» предмет изучения этики[1]. С XVIII века этическая мысль наряду с термином «мораль» использует близкое по смыслу понятие «нравственность». Нравственность — исконно русское слово, образующееся от слова «нрав» и обозначающее характер. По мнению одних исследователей, термины «нравственность» и «мораль» следует рассматривать как синонимы. Другие считают, что нравственность соответствует индивидуальному поведению, а мораль — это массовое поведение. Третьи нравственность рассматривают как содержание — практические действия, а мораль как форму общественного сознания. По нашему мнению, понятия «мораль» и «нравственность» следует отграничивать друг от друга.

Итак, этика — философская научная дисциплина; учение о морали (нравственности) как особой формы общественного сознания[2]. Мораль — совокупность исторически обусловленных норм (правил), принципов поведения людей, их отношений друг к другу, к социальным группам, к обществу, человечеству в соответствии с общественным мнением и личным убеждением, в процессе материальной и духовной деятельности. Нравственность — это система ценностей, предписаний, принципов и норм определяющая поведение человека в соответствии с его совестью и свободной волей.

Мораль в современном ее понимании прошла сложный и длительный путь своего развития. Изучение этого пути весьма важно для понимания сущности морали. Эволюцию морали, ее особенности развития в настоящее время можно проследить, рассмотрев ряд направлений в этике, объединяющих родственные этические теории. Каждая теория — это история, это новое видение морали с ее специфичными чертами и сущностными особенностями, это отражение общественной жизнедеятельности .

1. Натуралистическое направление выводит мораль из природы человека, т.е. заостряет внимание на биологических предпосылках морали. Данное направление в этике представлено такими мыслителями, как Д. Бруно, Ч. Дарвин, Т. Гекели, П. Лафарг, Г. Спенсер, П. Кропоткин, К. Лоренц и др. Обращая особое внимание на биологические факторы в поведении человека, представители теории отмечают, что целый ряд чувств человека можно обнаружить в инстинктах животных. К таким чувственным инстинктам, по их мнению, можно отнести жалость, сострадание, доброту, альтруизм, взаимопомощь и др.

По мнению советского генетика В. Эфроимсона: «В природе человека заложено много «звериного», но в зверях заложено много «человеческого»»[3]. Интересное высказывание в поддержку биологических факторов в развитии человеческой природы высказал швейцарский психиатр К. Юнг. Ученый утверждал, что мораль не только есть «инстинктивное регулирующее начало дей- ствования, но и начало, которое упорядочивает также совместную жизнь животного стада»А по мнению известного ученого-этолога Д. Мак-Фарленда, «... по мере того, как увеличиваются наши знания о поведении животных, различия между человеком и животными начинают сокращаться»[4] [5].

Вместе с тем это направление имеет и слабые стороны. Натуралистический подход не учитывает тот факт, что жизни человека — это не набор простейших форм поведения, а духовно наполненная высшими ценностями, свободой и творчеством.

  • 2. Теологическое направление в этике основывается на буддистской, христианской, мусульманской и других религиозных теориях морали. Представители теологических теорий, от средневековых богословов Августина Блаженного и Фомы Аквинского до современных представителей философии неотомизма, утверждают божественное происхождение морали, видят задачи этики в том, чтобы научить человека быть послушным Богу, относиться смиренно к его повелениям, считают, что человеку для нравственного совершенствования требуется не разум, руководящий страстями, а вера в Абсолютного Бога. Согласно религиозным этическим концепциям, нравственное поведение человека должно соответствовать его Божественному образу, а повседневные добродетельные проявления должны пропускаться через призму религиозных предписаний. Высшей нравственной ценностью в теологической концепции выступает любовь к Богу и любовь к ближнему.
  • 3. Антропологическое направление в этике зародилось в эпоху Возрождения в идейном столкновении с христианской этикой. В основе антропологических этических концепций лежал методологический принцип, согласно которому мораль рассматривалась как порождение нравственных качеств человека. У истоков данного направления стояли итальянские гуманисты Ф. Петрарка, Дж. Манетти,

П. Браччолини и другие. В Новое время идеи человеческой рациональности как основы нравственности нашли свое отражение в этических воззрения таких мыслителей, как Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Юм, И. Кант, Л. Фейербах и других.

Ярким представителем антропологической этической теории является И. Кант, который обосновал этику из априорных форм сознания. И. Кант утверждал, что нравственное поведение человека — это его выбор. Поэтому человек, правильно совершивший нравственный выбор, сможет подчинить себе свои склонности, нивелировать их и не давать им господствовать над собой. Этими высказываниями немецкий философ утверждал, что мораль исходит из человека, а не привносится извне.

Другой яркий представитель этого направления Л. Фейербах видел источник морали в общественных отношениях. Именно отношения между людьми, по мнению мыслителя, формируют этические принципы, нормы и ценности морали.

4. Социальное направление в этике подчеркивает общественную природу этики. Первые идеи социально-этических теорий появились в воззрениях античных мыслителей, таких как софисты, Демокрит, Аристотель, Эпикур и др. Весомый вклад в развитие социального подхода к морали внесли английские мыслители, основоположники «теории общественного договора» — Ф. Бэкон и Т. Гоббс, для которых созданные государством законы являлись всеобщим мерилом добра и зла и высшим нравственным судьей. Такого рода суждения высказывались французскими просветителями — Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбахом (1723—1789), К. Гельвецием и др. По их мнению, решающую роль в формировании нравственных качеств и морали выполняет социальная среда. Отсюда следовал их вывод, что, прежде чем совершенствовать мораль общества и каждого человека, в начале следует изменить социальную среду. Одновременно с этим огромную роль в установлении нравственных ценностей в обществе просветители отводили воспитанию и образованию.

Идеи социального направления в этике активно отстаивались сторонниками марксизма. Основными представителями данной теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. По их мнению, нравственная составляющая социума тесно связана с общественным бытием, которое определяет общественное сознание людей, одной из форм которого является мораль. Изменения морали связывали с развитием общества и в первую очередь с трансформацией способа производства. Высший нравственный идеал увязывали со строительством бесклассового общества.

Рассмотренные основные направления этической мысли не исчерпывают всего богатства и многообразия этических теорий, а только дополняют друг друга, позволяют многогранно посмотреть на мораль.

Изучение морали в целях полного раскрытия ее сущности и содержания предполагает также выявление ее структурных элементов. В современной философско-этической мысли преобладает мнение, согласно которому в структуре морали выделяют три компонента — моральное сознание, нравственные отношения и моральная практика — деятельность. Структурное разделение морали делается лишь в теории и в целях изучения каждой стороны морали. Выделяемые элементы морали в равной степени зависят друг от друга, а поэтому и могут быть определены один по средствам другого. Так, нравственные отношения представляют воплощенное в практику моральное сознание, а моральная деятельность — это форма реализации нравственных отношений и одновременно практическая форма объективации морального сознания. Кроме того, нравственные отношения одновременно выступают связующим звеном морального сознания и нравственной деятельности, а также способом разрешения противоречий между ними посредством сложившихся нормативов.

Каждый структурный элемент морали имеет свою сущностную характеристику и содержание. Рассмотри их вкратце.

Нравственные отношения выступают одной из форм общественных отношений. Специфика этих отношений заключается в том, что люди, вступая во взаимоотношения друг с другом, берут на себя определенные моральные обязательства, которые обосновываются личными убеждениями, зиждутся на авторитете и дееспособности каждого из участников этих отношений. Нравственные отношения люди застают с рождения и в процессе воспитания усваивают ту или иную систему норм поведения, которая их регулирует.

Содержание нравственных отношений в первую очередь обуславливается той сферой, в которой они проявляются. Наряду с этим в содержании нравственных отношений преломляются общественные и личные интересы. Таким образом, нравственные отношения носят объективно-субъективный характер. Они объективны в том смысле, что складываются под воздействием социально-экономических отношений и находят свое воплощение в поступках и получают объективное предметное существование. Субъективность их заключается в том, что они не могут осуществляться без деятельности сознания людей.

Как и все другие виды общественных отношений, нравственные отношения не существуют в чистом виде и выделяются в качестве самостоятельных благодаря силе научной абстракции. Поэтому необходимо определить, что понимается под нравственными отношениями. Мы приведем несколько дефиниций, каждая из которых раскрывает одну из сторон данного явления.

Нравственные отношения — особый тип общественных отношений, которые составляют одну из сторон морали[6].

Нравственные отношения есть вид духовных отношений, вторичных по отношению к экономическим связям[7].

Нравственные отношения — совокупность практических, субъективно-мотивированных зависимостей между людьми, обществом и индивидами, опосредуемых и регулируемых моральными нормами[8].

Нравственные отношения — это не самостоятельный вид общественных отношений, который можно было бы поставить в один ряд с другими идеологическими отношениями, а сторона или характеристика любого общественного отношения, когда последнее рассматривается с точки зрения моральной ценности связанных с ним поступков и нравов[9].

Нравственные отношения есть способ регуляции в морали, выражающийся через систему специфических норм, принципов, правил поведения[10].

На основе приведенных дефиниций выделим специфические черты нравственных отношений.

Во-первых, нравственные отношения — это социально значимые духовные отношения. Во-вторых, нравственные отношения — это интегрирующий элемент морали, соединяющий в единое целое моральное сознание и деятельность. В-третьих, нравственные отношения — это особый тип общественных отношений, составляющих одну из сторон морали. В-четвертых, нравственные отношения — это не самостоятельный вид общественных отношений, а сторона или характеристика любого общественного отношения. В-пятых, нравственные отношения — это особый неинституциональный способ регуляции.

Существующие в обществе нравственные отношения характеризуются своей изменчивостью и многовариантностью. По содержанию нравственные отношения подразделяются:

  • — по обязанностям к обществу (патриотизм, солидарность, долг и т.д.);
  • — на отношения в коллективе (честь, достоинство, ответственность и т.д.);
  • — на отношения индивидуальные (любовь, дружба, искренность, милосердие и т.д.).

По форме нравственные отношения подразделяются на:

  • — предписания, относящиеся к одному представителю сообщества;
  • — предписания, относящиеся ко всему сообществу.

По времени действия нравственные отношения подразделяются:

  • — ситуативные нравственные отношения;
  • — устойчивые отношения.

По способу связи между людьми нравственные отношения различаются:

  • — альтруистические;
  • — эгоистические;
  • — аскетические;
  • — аморалистические;
  • — имморалистические;
  • — утилитаристические;
  • — прагматические; нигилистические.

Характеристику второй стороны морали — нравственной

деятельности (моральной практики) — следует начать со слов русского философа В. Г. Белинского: «Так как сфера нравственности есть по преимуществу сфера практическая, а практическая сфера образуется преимущественно из взаимных отношений людей друг к другу, то здесь-то в этих отношениях, — и больше нигде, должно искать пример нравственного или безнравственного человека, а не в том, как человек рассуждает о нравственности или какой системы, какого учения и какой категории нравственного он держится»[11].

0 значимости практической сферы нравственности в структуре морали говорили многие философы прошлого. Так, античный мыслитель Аристотель утверждал, что хороший человек становится справедливым, только творя дела справедливые, а без этого нет никаких оснований считать его хорошим[12]. Р. Декарт считал, что мнения людей следует оценивать по их действиям, а не по тому, как они говорят[13]. Аналогичную мысль высказал немецкий философ Г. Гегель: «Что человек делает, таков он и есть... человек есть не что иное, как ряд его поступков»[14].

Данные высказывания не противопоставляют мораль действиям человека. Они подтверждают то, что мораль существует в самой структуре поведения человека, выступает его существенным свойством. Вне деятельности человека нет морали.

Различные виды человеческой деятельности формируются и развиваются в процессе исторического развития общества.

Деятельность любого человека включена в систему общественных отношений и вне их не существует. Человеческую деятельность можно рассматривать как совокупность действий и их результатов, и с точки зрения значения действий как для самого человека, так и для общества в целом, под углом зрения их общественной значимости — экономической, политической, нравственной и т.д. В отличие от приспособительной жизнедеятельности животных деятельность человека представляет собой единство материального (практического) и духовного (идеального). Духовная деятельность, как одна из сторон целостной системы практического освоения человеком природной и социальной среды, обладает относительной самостоятельностью. Разновидностью такой деятельности выступает нравственная, художественная, научная виды деятельности.

Нравственная деятельность также обладает относительной самостоятельностью, особенно в тех случаях, когда она направлена на формирование моральных качеств личности и когда она находит свое проявление в межличностном общении. Нравственная деятельность (моральная практика) не имеет абсолютно самостоятельного значения, а только через социальную деятельность обретает свое реальное бытие.

Термин нравственная деятельность следует рассматривать в узком и широком значении. В узком значении под моральной деятельностью следует понимать такую социальную деятельность, главной целью которой является формирование морального качества поведения[15]. Примером такой деятельности является нравственное воспитание детей в семье, в школе, перевоспитание лиц в исправительных учреждениях, самовоспитание, нравственное самосовершенствование личности и т.д. В узком смысле, как отмечает С. Ф. Анисимов, «моральная деятельность» — это вся духовно-практическая деятельность людей, направленная на усвоение ими нравственного опыта, накопленного обществом, на повышение нравственного уровня поведения, а также на улучшение моральной атмосферы в коллективах»[16]. При этом стоит заметить, что нравственная деятельность не имеет абсолютно самостоятельного значения, а обретает свое реальное бытие только через всякую другую деятельность, трудовую, учебную, эстетическую и др. Она также может быть представлена в форме переживаний, вызванных потревоженной совестью.

Вышесказанное позволяет нам утверждать, что синонимом понятию «нравственная деятельность», рассматриваемому в узком значении, является термин «нравственное поведение».

В широком значении моральную деятельность следует рассматривать, когда речь идет о нравственной стороне или характеристике любой социально значимой деятельности, любых актов поведения, обусловленных системой моральных ценностей, норм, идеалов[17]. Таким образом нравственная деятельность в широком смысле слова — это такая социальная деятельность, которая рассматривается в его моральных свойствах.

Единичным актом социально значимой деятельности человека выступает поступок. В поступке проявляется единство двух его составляющих, с одной стороны, социальные факты — внешние условия совершения действия, а с другой стороны, субъективно-личностной компонент — мотивы, побуждения к поступку.

Третья сторона морали — нравственное сознание — одна из форм общественного сознания, отражающая различные стороны человеческой жизни под углом зрения понятий добра и зла, справедливости и несправедливости, милосердия и жестокости, любви и ненависти, ответственности и безответственности и др. Моральное сознание — целостное образование, содержание которого определятся взаимообусловленностью его структурных элементов — норм, ценностей и принципов.

Выступая некоторым целостным образованием, моральное сознание состоит из структурно взаимосвязанных элементов: норм — правил поведений, объединенных в моральный кодекс; ценностей — общественных установок, содержащихся в представлениях о добре и зле, о чести и бесчестии, о справедливости и несправедливости и т. д.; принципов — требований к деятельности человека и его жизненных ориентаций.

Норма морали как элемент нравственного сознания представляет собой образец поведения, с указанием границы дозволенного, и требований в достижении определенной цели. Норма морали может быть выражена в форме заповеди-предписания: «почитай старших», «будь справедлив», «имей чистую совесть», «чти отца и сына твоего», «подчиняйся только нравственному долгу», или заповеди-запрета: «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не лги», «не прелюбодействуй», «не убий», «не бери чужого», «не сотвори себе кумира», а также в форме заповеди-побуждения к положительному действию: «возлюби ближнего», «будь честен», «помогай другу», «уважай старших» и другие.

Нормы морали различаются не только по форме изложенного в ней предписания, но и по источникам — носителям этих предписаний. Так, источником морали может выступать обычай, ритуал, религиозно-этические доктрины, нравственные воззрения идеологов морали, общественное мнение и наконец сама норма морали, служащая системообразующим началом других норм. Особое место среди источников морали занимают кодексы нравственного поведения. Моральный кодекс — это носитель моральных норм и нравов, объединенных по единому основанию. Кодекс объединяет в единую систему нормы морали по профессиональному признаку. Так, можно выделить кодекс офицера, юриста, актера, педагога, спортсмена и т. д.

Более сложным образованием, по сравнению с нормами, в нравственном сознании выступают моральные принципы, которые выражают нравственные требования наиболее обобщенно и относятся не к отдельным поступкам человека, а к его жизненной ориентации. Именно моральные принципы составляют сущность связей и отношений людей. Так, принцип коллективизма не только предполагает дружественные отношения в коллективе, но и способствует формированию взаимопомощи, сотрудничества, ответственности за свои поступки и уважения к личности. Принцип индивидуализма акцентирует больше внимания на максимальном удовлетворении собственных интересов, считаясь при этом с интересами других.

Наряду с коллективизмом и индивидуализмом важнейшими принципами нравственного сознания, через которые раскрывается сущность морали, являются: гуманизм, справедливость, патриотизм, интернационализм, добросовестное отношение к труду, толерантность, критическая самооценка и др.

Следует также назвать и те принципы, в которых выражено определенное этическое учение. Принцип аскетизма — это пренебрежение внешним материальным миром ради духовного мира. Основной целью аскетизма выступает достижение определенных духовных ценностей. Эгоизм — морально-этический принцип, основывающийся на мотивах себялюбия, пренебрежения общественными интересами в пользу своих. Противоположностью эгоизма считается принцип альтруизма, предусматривающий бескорыстную заботу о благе других людей. Близкими по своей сущностной характеристике выступают такие принципы нравственности, как гедонизм, эвдемонизм и утилитаризм. Гедонизм — нравственный принцип, утверждающий наслаждение, удовольствие высшим благом и целью жизни. Эвдемонизм предусматривает счастье высшей целью жизни и основой всех мотивов человека. Утилитаризм в счастье видит высшую ступень удовлетворения. К негативным принципам нравственного сознания этическая наука относит два таких принципа, как аморализм — отрицание всякой морали и нигилизм — отрицание общепринятых ценностей, идеалов и моральных норм.

Более глубокое и устойчивое образование, нежели отдельные нормы и принципы, представляет ценностная составляющая морального сознания, которая воплощается в этических категориях. Нравственные ценности — обобщенные представления о добре и зле, хорошем и плохом, праведном и грешном, справедливом и несправедливом, регулирующие отношения между людьми и служащие критериями оценки и ориентации личности и общества.

Ценности морального сознания пронизывают всю систему общественных отношений и составляют основу нравственной ориентации личности. С учетом их значимости в системе человеческих отношений моральные ценности классифицируют на: общественно ориентирующие ценности — добро (или благо), справедливость, долг; индивидуально ориентирующие — честь, достоинство, совесть; межличностные ценности — любовь и дружба. К высшим ценностям относят свободу, смысл жизни и счастье, без которых сама жизнь утрачивает ценность. Ценностная составляющая морального сознания не только способствует формированию нравственного потенциала личности, но и является нормативным регулятором всей линии ее поведения. Наряду с формированием духовно-нравственного облика личности ценностная ориентация морального сознания также обеспечивает реализацию в обществе идеи добра и справедливости, гуманизма и уважения к человеку, что в свою очередь способствует совершенствованию общественных отношений.

Рассмотренные элементы морального сознания не только придают единство всей структуре нравственного сознания личности, но и способствуют направлению ее помыслов и действия на достижения высоконравственных целей.

Особое значение имеет моральная регуляция в сфере права. Право и мораль — важнейшие элементы духовной культуры общества, всегда выступающие в тесном взаимодействии. Их взаимодействие объективно обусловлено общественными отношениями, а характер этих связей определяется конкретноисторическими условиями и социальной структурой общества. Основной тенденцией такого взаимоотношения на современном этапе развития российского общества является возрастание морального потенциала права и нравственных основ законодательства. Возрастание морального аспекта права свидетельствует о духовном прогрессе общества.

Взаимодействие права и морали обусловлено общими задачами. Во-первых, формирование высоконравственных отношений между людьми, основой которых выступают такие человеческие ценности, как свобода, гуманизм, милосердие. Во-вторых, противодействие антисоциальным поведениям. В-третьих, закрепление складывающихся материальных и духовных отношений на основе принципов равенства, справедливости, индивидуализма и коллективизма.

В условиях формирования правового государства и гражданского общества возрастает роль нравственного сознания, его влияние на укрепление правопорядка и осуществления законности. Правосознание служит одним из важных условий принятия демократических и целесообразных законов. Поддержанный нравственно правовой закон оказывает огром-

I 71

ное воспитательное влияние на граждан. Кроме того, не могут быть справедливыми юридические решения, принятые в отрыве от морального климата в обществе и правового сознания лица, применяющего это решение. Именно посредством правосознания людей мораль воздействует на сферу правовых отношений и на претворения в жизнь законоположений.

Не только мораль влияет на право, но и право воздействует на укрепление нравственных устоев человека и общества. Воздействуя на мораль, право содействует более полному ее закреплению в общественных отношениях. Влияние права на мораль происходит и в том случае, когда правовая регламентация общественных отношений осуществляется нравственными нормами, которым придается юридическое значение. Из сказанного можно сделать вывод, что право и мораль гармонично взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга.

  • [1] Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М. :Политиздат, 1989. С. 186.
  • [2] Философия. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д : Феникс,2001. С. 151.
  • [3] Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб., 1995. С. 43.
  • [4] Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994. С. 56.
  • [5] Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология иэволюция. М., 1988. С. 440..
  • [6] Словари и энциклопедии на Академике. URL : http://dic.academie.ru
  • [7] Структура морали и личности / под ред. С. Анисимова, Р. Миллера.М.: Мысль, 1977. С. 58.
  • [8] Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974. С. 62
  • [9] Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М. : Мысль, 1979. С. 34.
  • [10] Деникин А.В., Федак Е.И., Козлов В.А. Сборник учебных и методических материалов по формированию у курсантов вузов ВВ МВД Россиинравственных отношений к сослуживцам : учеб, пособие. М. : ЛабораторияОП, 2013, №3. С.
  • [11] Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 7. М., 1955. С. 392.
  • [12] Этика Аристотеля. СПб., 1908. С. 28.
  • [13] Декарт Р. Избр. произв. М., 1950. С. 276.
  • [14] Гегель. Соч. Т. 1. М.-Л„ 1929. С. 235-236.
  • [15] Крутов Н.Н. Мораль в действии. М., 1977. С. 10
  • [16] Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М. : Мысль, 1985. С. 21.
  • [17] Дробницкий О.Г. Природа морального сознания. Вопросы философии. 1968. №2. С. 27.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >