Медийный дискурс Краснодарского края
Подавляющее число публикаций, освещающих ситуации с участием землячеств и диаспор, приходится на региональные новостные издания. Число публикаций с контентом «диаспора» составляет 466 публикации, и более 80% (362) публикаций приходится на 7 региональных изданий («Кубанские новости», «Вольная Кубань», «Краснодарские известия», «Кубань сегодня», «Еркрамас», «Зори ст. Кубани», «Новая газета Кубани»). Другими словами, если для исследования медийного дискурса республики Адыгея ситуация проста, поскольку большая часть публикаций приходится на газету «Советская Адыгея», то в Краснодарском крае нет одного издания, формирующего региональный медиа-дискурс.
Наличие в рейтинге газеты «Еркрамас», принадлежащей армянской диаспоре, является очень показательным для этнической ситуации Краснодарского края, где армянская диаспора является наиболее заметной в публичном пространстве. Электронное издание с аналогичным названием является самым активным Интернет источником, репрезентирующим тему «диаспора»: на него приходится почти половина (753 из 1417 статей) краснодарских электронных публикаций. Вторым электронным изданием участвующем в формировании регионального дискурса о диаспорах является портал Южного региона (http://www.yuga.ru/) и на него приходится 223 статьи (16 %). Остальная доля публикаций относительно равномерно распределена примерно еще по 20 электронным региональным изданиям.
Проблематика «землячества» является намного менее популярной и содержится в 112 печатных публикаций, причем 70% (79) статей относятся к 5 изданиям («Вольная Кубань», «Краснодарские известия», «Кубанские новости», «Кубань сегодня», «Советская Кубань») и в 140 статей в интернет-медиа (основным источником информации является портал Южного региона http://www.yuga.ru/).
Анализ динамики упоминания основных объектов (региональные, федеральные и международные объекты) показывает, что Краснодарский край и Российская Федерация имеют примерно одну и ту же степень значимости для региональных СМИ. Однако на конкретных публикациях видно, что Краснодарский край выступает самым значимым объектом, тогда как упоминание Российской Федерации и Москвы имеет опосредованное значение[1] как регулирующего или оказывающего влияние на конкретную ситуацию в крае. Республика Адыгея в СМИ Краснодарского края репрезентируется первую очередь как субъект Российской Федерации. Объектную картину также разнообразит издание «Еркрамас», среди «контрфигур» которого существенную позицию занимают Турция и Азербайджан. С 2014-го г. в качестве объекта в контексте начинает фигурировать Украина.
Интерес региональных СМИ к темам, охватывающим вопросы «диаспора» и «землячества», характеризуется неравномерностью. Начиная с 2010 г. происходит постепенный рост числа публикаций (55 статей). Он достигает максимального значения в 2012 г. (104 публикации) и в 2013 г. (102 публикации). Затем интерес начинает постепенно снижаться и уже в 2014 г. было 81 публикации (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Динамика распределения публикаций по запросу «диаспора» по годам в печатных СМИ Краснодарского края (1 января 2010 - 30 июня 2015 гг.)

Динамика распределения числа публикаций в Интернет- изданиях по годам характеризуется другой тенденцией: очень медленный рост числа публикаций в 2010 (71 статья) -2012 гг. (171 статья) и резкий всплеск их числа в 2014 г. (628 статей) (диаграмма 2).
Диаграмма 2
Динамика распределения публикаций по запросу «диаспора» по годам в электронных СМИ Краснодарского края (1 января 2010 - 30 июня 2015 г.)

Схожую картину можно наблюдать по распределению числа публикаций, охватывающих тематику «землячество»: практически одинаковое количество статей по годам по «диаспоре» с пиком в 2013 г. (31 публикация) в печатных изданиях и максимальное число электронных публикаций в 2013 г. (51 статья) и в 2014-м г. (48 статей) (диаграмма 3).
Диаграмма 3
Динамика распределения публикаций по запросу «землячество» по годам в печатных СМИ Краснодарского края (1 января 2010 - 30 июня 2015 г.)

Содержательно повышение динамики связано как с количеством информационных поводов, так и с их качеством. Если в количественном отношении речь идет о числе событий, которые послужили поводом для конкретного сообщения, то в качественном смысле нас интересует содержание сообщений: основные интенции, действующие лица, негативный-позитивный характер оценки.
Анализ печатных и электронных текстов позволяет выделить несколько основных тем, в контексте которых происходит про- блематизация диаспор и землячеств и социальных ситуаций с их участием. Но для начала посмотрим, каким образом региональные медиа определяют, что такое диаспора, и затем, — что такое землячество.
Для медиапространства Краснодарского края свойственны следующие, наиболее распространенные варианты понимания диаспоры. Во-первых, это люди, уехавшие со своей исторической родины и проживающие вне ее пределов; во-вторых, это сообщества этнических россиян за рубежом; в-третьих, это национальные организации и объединения; в-четвертых, это чужаки, чье поведение отличается от поведения остального населения; наконец, это необычное этнокультурное явление, проявляющееся в высокой степени этничности без государства.
«Землячество» понимается в двух основных значениях. Во- первых, как надлежащие, хорошие отношения между представителями одного этноса, земляками надо гордиться, им необходимо содействовать. Например, в статьях о строительстве олимпийских объектов «земляками» обозначаются как представители других этносов, так и жители Адыгеи на территории края. Земляческие отношения и термин «земляк» наиболее часто упоминаются в сфере достижений «наших в другом регионе».
«...Мы гордимся тем, что наши земляки добились таких успехов в профессиональной деятельности. Будем рады видеть их на родной земле. Мы направили им приглашение вступить в пензенское землячество. Это некоммерческая организация, которая ставит перед собой патриотические задачи и нацелена на укрепление имиджа Пензенской области, — говорит член правления Содружества пензенских землячеств Евгений Шилов» (Наталья Саванкова, Назначенцев кремля пригласили в пензенское землячество. // Российская газета # Кубань. Северный Кавказ.ш, Краснодар, 14 мая 2014).
Во втором значении речь идет о землячествах как о сообществах «чужих», основное качество которых — способность к консолидации. Наконец, термин «землячество», так же как и «диаспора» упоминается как синоним общественных организаций.
«... представитель парламентской фракции «Республиканская», председатель земляческого союза «Джавахк» Ширак Торо- сян, касаясь заявления президента Грузии Георгия Маргвелашвили о том, что проблемы грузино-российских отношений должны решаться путем диалога». (Экономический интерес во власти политических амбиций — вопрос абхазской железной дороги. // Еркрамас (yerkramas.org), Краснодар, 24 февраля 2015 г.).
Земляческие отношения и землячество как явление оцениваются положительно как родственные, близкие отношения людей связанных общей Родиной.
«Мы, майкопчане, держимся все вместе. Именно вдали от родных мест ощущается землячество. Привет ребятам, всем, кто нас помнит, и совет им — идите служить в армию, это долг каждого мужчины. Честное слово, армейская дисциплина неплохо вправляет мозги, вся «гражданская» ерунда, чем страдают почти все ребята-подростки, мигом улетучивается» (Служат наши ребята // Советская Адыгея # Майкоп, 24 июля 2012 г.).
Традиционно-фоновые сообщения относятся исключительно к духовной жизни Краснодарского края, краевой столицы и Республики Адыгея, межкультурному взаимодействию. Фоновые сообщения из года в год актуализируются датами, праздниками, юбилеями деятелей культуры и просветителей.
Упоминание и обсуждение ситуаций с участием «диаспор» в региональных печатных и электронных СМИ происходит в контексте следующих тем:
- 10. Историческое развитие региона, в том числе история этнического и культурного взаимодействия.
- 11. Изменение ситуации в крае вследствие внешней трудовой миграции в первую очередь из Средней Азии, численность которой возросла в связи со строительством объектов для олимпиады в Сочи. Миграция часто интерпретируется как нелегальная, приводящая к социальной напряженности, а также представляющая угрозу национальной безопасности: «Как отметили на встрече, в последние месяцы в Сочи и
других городах побережья нарастает напряжение во взаимоотношениях местного населения и приезжих. Неконтролируемая миграция и некорректное поведение гостей региона вызывает беспокойство у представителей всех диаспор» (Александр Ткачев: «Любой человек, приехавший на Кубань, должен соблюдать законы и уважать местные традиции!» // Краснодарские известия, Краснодар, 14 августа 2012).
12. Обсуждение необходимости партнерства и толерантности между представителями различных этнических групп в «многонациональной Кубани». «Национальный вопрос» представлен как поле интеграции, при этом актуальность деление на «мы» и «они» происходит не внутри региона, и даже не внутри России, а в международном политическом пространстве: «мы» — это граждане России, а «они» — это западный мир.
«Терпимость к представителям других национальностей должна быть неотъемлемой частью жизни всего края, говорили за круглым столом. У власти с руководителями национальных диаспор уже отлажен конструктивный диалог, и такой опыт необходимо транслировать в многонациональное кубанское общество» (Александр Ткачев: «Любой человек, приехавший на Кубань, должен соблюдать законы и уважать местные традиции!» // «Краснодарские известия», Краснодар, 14 августа 2012).
13. Взаимодействие региональных властей и представителей
этнических объединений (часто в контексте политических компаний, когда «этнический вопрос» используется как ресурс). Официальная позиция власти по поводу
«национального вопроса» в политике может быть проиллюстрирована словами начальник управления по работе с политическими партиями, общественными объединениями краевого департамента внутренней политики Петра Лыкова:
«Кубань — перспективный регион, где общественно- политическая и экономическая стабильность придают уверенность в завтрашнем дне пяти миллионам жителей, которые
представляют более 120 народностей. На Кубани национальные общины сохраняют свои особенные черты, образ жизни, продиктованный культурной спецификой. Центры национальных культур проводят праздники, творческие встречи, выставки». (Кто приезжает в гости к нам? // Кубанские новости, Краснодар, 29 ноября 2013).
- 14. Проблематика культуры и искусства занимает одну из ведущих позиций (особенно для фоновых сообщений) и по содержанию представляет собой следующую основную тематику. На первом месте стоят сообщения связанные с национальной культурой, традициями отдельных народов, обычаями и отражении связанных с этой сферой событий в медиа пространстве. Далее идут сообщения достижениях в культуре и искусстве представителей конкретно взятого этноса.
- 15. Сфера национальных праздников местных культур представляет особую группу публикаций, сфокусированных на проблеме национального самосознания и сохранения идентичности.
«Толерантная площадка. Более 28 национальных творческих коллективов приехали на XII городской фестиваль национальных культур «Краснодар — город межнационального
сотрудничества»... — Яркий праздник, в котором принимают участие многие национальные диаспоры...» (Краснодар и краснодарцы. // Вольная Кубань, Краснодар, 22 октября 2013 г.).
16. «Армянский вопрос»: во-первых, это обсуждение проблемы геноцида армян (контекст: Турция не признает факт геноцида, тогда как он признается Россией (контекст внешнеполитический); во-вторых, жизнедеятельность армянской диаспоры в крае и ее связи с Арменией. Соответственно данные темы являются центральными для армянской газеты и армянского портала «Еркрамас», которые помимо информационного источника, являются также одним из влиятельных диаспорных институтов и одним из показателей высокой степени самоорганизации армянской диаспоры в Краснодарском крае.
«Министерство диаспоры Республики Армения в декабре
прошлого года пригласило группу специалистов и аналитиков в Ереван для обсуждения меняющейся ролы Диаспоры в жизни Родины. Обсуждение было посвящено вопросам организованности Диаспоры, имеющимся вызовам, партнерству Армения-Диаспора, усовершенствованию более тесного сотрудничества между Арменией и Диаспорой, поиску новых форм, а также способам и перспективам работы. Мы должны сделать все возможное, чтобы у нас была мощная Родина, а также сильная Диаспора». (Меняющиеся взаимоотношения между Арменией и диаспорой. // Еркрамас, Краснодар, 21 марта 2014 г.).
Что касается представленности отдельных конкретных диаспор и землячеств, то в медиа пространстве Краснодарского края при всем многообразии национальных культур упоминаются далеко не все. Наиболее ярко, как говорилось выше, представлена армянская, а также греческая, грузинская, азербайджанская диаспора, а также, представители черкесских этносов. Характерно, что большое число сообщений об адыгах идет в историческом контексте и традиционной системы отношений. Данный аспект получает свое отражение в представленности адыгской диаспоры на различных праздниках и мероприятиях, «...адыги не только достойно живут в нашей стране, но и имеют все возможности для дальнейшего развития экономики, культуры, образования и других сфер» (Весь мир очарован Кавказом! // Вольная Кубань, Краснодар, 27 февраля 2014).
Ряд эносов, такие как, например курды, несмотря на видимое присутствие в крае практически не отражены в прессе. Можно наблюдать также определенную стереотипизацию представителей некоторых диаспор в связи со сферами занятости: армяне, евреи — торговля, наука, малый бизнес; греки — владельцы гостиниц, малый бизнес, адыги — джигитовка, в том числе и в ее современной форме— на автомобилях, сельское хозяйство и т.д.; представители Средней Азии — мигранты, «гастарбайтеры».
Показателен и тот факт, что при всей территориальной и социокультурной близости республика Адыгея, как правило, не рассматривается в качестве повода для актуализации «национального вопроса». В этой связи стоит отметить, что данный факт компенсируется публикационной активностью изданий республики Адыгея, поэтому и нет необходимости в создании специализированного издания по аналогии с «Еркрамас» ввиду территориальной близости и высокого коэффициента межкультурной интеграции.
- [1] Кроме случаев, когда в региональных изданиях перепечатываются материалы федеральных СМИ.