Право Древнего Рима

Источники права. На протяжении римской истории наибольшее значение имели следующие виды источников права: 1) обычное право; 2) закон; 3) конституции; 4) деятельность римских юристов; 5) кодексы римского права.

Обычное право являло собой самую давнюю форму образования римского права, восходящую к обычаям первобытного общества. С развитием цивилизации возникает писаное право в такой его форме, как закон. Законами были как отдельные постановления народных собраний (например, Закон Петелия и др.), так и своды законов, — например, Законы XII таблиц (V в. до н.э.). «Слуги бога» — жрецы, будучи первыми юристами и монополистами в знании норм обычного права, сыграли определенную роль в разработке и принятии данного памятника древнеримского права.

В середине V в. до н.э. большинство римского народа (плебеи), страдая от произвола жреческих судов, требовали от находящейся у власти аристократии (патрициев) введения светского суда и записи норм обычного права. В 462 году до н.э. Рим направил десять юристов в Грецию, которые, ознакомившись с афинским правом, разработали десять таблиц законов. Народное собрание и сенат Рима их одобрили, добавив две таблицы от себя. Эти законы были написаны на 12 деревянных досках, которые выставлялись на городской площади. Никто поэтому не мог «отговариваться незнанием закона». От всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть — считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина. Законы XII таблиц в течение многих веков считались в Риме основным источником права. Сами законы до нашего времени не дошли, и подлинный текст Законов XII таблиц не сохранился. Их нормы известны лишь по отрывкам, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов, — Цицерона, Улъпиана, Гая и др. Дальнейшее развитие римского права в значительной мере осуществлялось путем толкования Законов XII таблиц и издания на их основе преторских актов.

В период принципата на смену закону постепенно пришли постановления сената и конституции императоров. Постановления прин- цепсов (императоров), именуемые «конституциями», были четырех видов: 1) эдикты — общие распоряжения, обращенные к населению; 2) рескрипты — распоряжения по отдельным делам; 3) мандаты — инструкции императоров своим чиновникам; 4) декреты — решения по спорным делам, которые поступают на рассмотрение императора.

Источником права была также многообразная деятельность римских юристов, составлявших формулы различных частноправовых актов, дававших советы относительно предъявления иска и порядка ведения дела. Благодаря своему авторитету и глубокому пониманию римского права профессиональные юристы — такие, как Лабеон, Про- кул, Сабин и др. — весьма заметно влияли на развитие римского права. Правовую силу получили также консультации юристов, их научные и учебные труды. Но основным источником римского права в период поздней Республики и Империи являлся закон.

Римские юристы подразделяли право на публичное, регулирующее государственно-правовые отношения, и частное, регулирующее гражданско-правовые отношения. Частное право в свою очередь подразделялось на право цивильное (jus civivile) в состав которого входило собственно римское право (право римских граждан), применявшееся только к римским гражданам, и jus gentium, включавшее в себя нормы римского права и нормы, заимствованные из права других народов (в особенности греческого права) и применявшиеся как к римским гражданам, так и к перегринам (чужеземцам). Особую категорию составляло^ naturale — естественное право.

Право собственности. Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на два вида — res mancipi и res пес mancipi. к первому виду относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, т.е. объекты традиционно общинной собственности; ко второму — все прочие вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.

Для отчуждения вещей первой категории — продажи, мены, дарения и пр. — требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от «manus» — рука и заключало в себе образное представление о переходе права собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: «Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов...» (т.е. потомков обожествленного Ромула-Квирина). Уплаты денег было недостаточно для возникновения права собственности — только манципация устанавливала для приобретателя неоспоримое право на вещь. [1]

Передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты — асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникнет связанный с ней спор относительно права собственности. Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, т.е. без формальной передачи, на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и т.д.

Уже в древнейший период складывается порядок, в соответствии с которым право собственности на вещь могло возникнуть вследствие длительного владения вещью; давность владения в отношении земельного участка устанавливалась в два года, в отношении всех других вещей — в один год.

Обязательственное право. В условиях неразвитости товарно-денежных отношений (появление собственно монет в Древнем Риме относят к середине V в. до н.э.) такая форма фиксации обязательств, как договор (контракт) использовалась крайне редко и отличалась ярко выраженным формализмом. При одностороннем характере древнейших договоров (право требования принадлежало только одной стороне, а обязательства возлагались на другую сторону) именно внешняя формальная сторона определяла характер контракта. Наиболее ярко раннерабовладельческое право отражалось в договорах самозаклада (пехит), при этом Законы XII таблиц не разделяют сделки самозаклада и отчуждения вещи, регулируя и те и другие общей статьей законов.

В этой же форме осуществлялись и договоры займа, регулированию которых Законы уделяют особое внимание. Должник после признания за собой долга или после принятия против него судебного решения получал тридцать льготных дней. Если же в течение этого льготного срока задолженность не погашалась, кредитор получал право «наложить руку» на должника, т.е. доставить его к месту судопроизводства. Законы XII таблиц строго регламентируют процедуру принуждения должника к исполнению обязательств, не допуская самоуправства кредитора и однозначно требуя судебного решения для ограничения прав должника. И хотя наказание для несостоятельного должника могло быть очень жестоким, от продажи в рабство и смертной казни до пропорционального расчленения сообразно претензиям кредиторов, законы регламентировали движение ссудного капитала, ограничивая размеры взимаемых процентов, наказывая ростовщичество крупным штрафом. Только в 326 г. до н.э. Законом Петелия договор займа был реформирован и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Законы XII таблиц определяли также ряд обязательств, которые возникали вследствие причинения вреда, и рассматривали их не как правонарушение, а как посягательство на права частного лица (частные деликты), которое ставило обидчика в положение должника пострадавшего. К категории таковых частных правонарушений относились личная обида, которая наказывалась штрафом в 25 ассов. Особо жестоко наказывалась клевета или позорящие слова (смертная казнь). Обязательство в виде штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось в случае порубки чужих деревьев, неосторожного уничтожения чужого имущества, хранения краденых вещей, ростовщичества, предъявления суду поддельных вещей, потравы или кражи урожая в ночное время (для несовершеннолетних). При этом наряду со штрафами сохраняется древнейший принцип талиона.

Брачно-семейное право. Римская семья была семьей строго патриархальной, находящейся под неограниченной властью домовлады- киpaterfamilias, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все подвластные домовладыке были друг другу агнатами. Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи: так, дочь домовла- дыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи; когнатом становился и сын, выделившийся из семьи с разрешения отца. Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью становился по отношению к ней агнатом — со всеми связанными с тем правами, в том числе и на законную часть наследства.

Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейшие и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В первом случае (confarreatio) брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма (coemptio) брака состояла в форме покупки невесты в форме манципации. В Таблицах обе эти формы предстают в виде брака сит тапи — «брака с рукой», т.е. с властью мужа. Знают Законы XII таблиц и другую форму брака — sine тапи, т.е. «без власти мужа», где женщина приобрела значительную свободу, включая свободу развода, которой она не имела в «правильном браке». С разводом женщина забирала свое личное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, равно как и приобретенное лично ею после вступления в брак. Особенностью брака sine тапи было то, что его следовало ежегодно возобновлять, иначе на основании законов супруг получал все права как в браке сит тапи в силу давности владения. Для сохранения брака в форме sine тапи жена в положенный день на три дня уходила из дома мужа — как правило, к родителям, — и тем прерывала срок давности.

Наследственное право. В римском праве существовало два способа наследования — по закону и по завещанию.

После смерти домовладыки имущество семьи переходило ближайшему агнату, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества — как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца. Наследники могли не делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

Имущество вольноотпущенника наследовалось его патроном и переходило из семьи вольноотпущенника в семью патрона, в случае если первым не оставлено формального завещания. Долги и невозвращен- ные покойному ссуды распределялись между наследниками пропорционально их долям в наследстве.

Преступление и наказание. Современное понимание уголовного преступления как социально опасного деяния в Законах XII таблиц распространяется только на преступления против Римской республики. Все прочие преступления рассматривались в качестве деяний, причиняющих вред отдельному гражданину Рима, однако рассмотрение правонарушений через призму применяемого наказания позволяет отнести к этой категории следующие преступления, караемые Законами XII таблиц:

  • ? кража, при поимке с поличным наказывалась телесным наказанием и последующей выдачей потерпевшему — для свободных, телесным наказанием и смертью — для рабов, для несовершеннолетних — телесным наказанием или простым возмещением убытков. При этом совершение кражи в ночное время могло повлечь за собой убийство преступника на месте, при этом убивший освобождался от ответственности, однако в случае, если совершающий кражу в дневное время защищается с оружием в руках, убийство его могло вызывать неприятные последствия для убийцы, ибо Законы XII таблиц повелевали созывать народ для задержания преступника. Вместе с тем, если вор не был пойман с поличным, на него лишь налагался штраф в двойном размере стоимости украденной вещи;
  • ? потрава поля, преднамеренный поджог — карались смертью;
  • ? лжесвидетельство — каралось смертной казнью (уличенный в нем, как правило, сбрасывался с Тарпейской скалы);
  • ? хранение краденой вещи — штраф в размере тройной суммы стоимости вещи;
  • ? убийство, очевидно, также наказывалось смертной казнью;
  • ? коррупция — уличенные в мздоимстве судьи и посредники подлежали смертной казни.

Суд и судебный процесс. Характерной чертой судебной системы Рима явилось то, что органы, осуществлявшие государственную власть и управление, одновременно отправляли и правосудие: так, если преступление было направлено против государства, преступник отвечал перед народным собранием или царем. Некоторое время часть преступлений против религии (вероятно, тяжкие, за совершение которых виновные подвергались проклятию) рассматривались коллегией жрецов. Что касается правонарушений в отношении частных лиц, то длительное время потерпевшие защищали свои права сами.

Древнейшей римской формой судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется Законами XII таблиц, выступал легисакцион- ный процесс состоявший из двух стадий: первая, строго формальная, называлась injure, вторая, характеризовавшаяся свободной процедурой, — in judicio. В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, как правило, к претору, второму после консула магистрату Рима. После произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данною случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в кассу понтификов в виде залога правоты. Малейшее нарушение формальной стороны процесса рассматривалось как вмешательство богов и влекло за собой проигрыш дела. Проигрыш дела вел к утрате залога, и таким образом суд Рима защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакци- онного процесса завершалась.

На второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации [2]

древнейшее право Рима не знало. В соответствии с нормой Таблиц любое судебное разбирательство должно было закончиться в тот же день.

Истец обязан был сам найти и доставить на разбирательство ответчика, а суд (магистрат) всего лишь слушал и выносил решение, при этом и истец, и ответчик в равной степени обязаны соблюдать необходимые формы произнесения тех или иных фраз в точной последовательности, ибо малейшая ошибка или запинка в этих формах могли повлиять на решение магистрата в ту или иную сторону, так как в этом случае эта ошибка рассматривалась магистратом как некий знак, указывающий на несостоятельность доводов истца или ответчика.

С течением времени легисакционный процесс вытесняется формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, являвшейся юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения. Позже появляется экстраординарный судебный процесс.

  • [1] От слова «цивитас», что значит «город», «городская община»; так, право Таблицназывали «цивильным», т.е. принадлежащим данной совокупности граждан. От «цивитас» происходит и доныне существующий термин «цивилистика», означающий «гражданское право», совокупность институтов, служащих регулированию имущественныхотношений.
  • [2] От legis actio — совокупность ритуальных и строго формальных действий, жестови слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом.
 
Посмотреть оригинал