Судебник царя Хаммурапи

Общая характеристика.

  • - Источники права:
    • а) обычай,
    • б) писанные законны.
  • - Причины появления:
    • а) необходимость сгладить социально-экономические противоречия между классами в обществе,
    • б) стремление укрепить и усилить царскую власть,
    • в) закрепить главенствующее положение в обществе мелких и средних рабовладельцев.
  • - Хронологический этап:
    • а) 1792 - 1750 гг. до н.э.
  • - Состав:
    • а) вступление,
    • б) основная часть: примерно 282 статьи,
    • в) заключение.
  • - Отличительные черты:
    • а) казуистическая форма - не предусматривают различных явлений жизни,
    • б) отсутствие системы,
    • в) содержит пережитки родового строя в форме, принципа талиона, использование ордалий, чрезмерно суровые наказания основной целью которых является - устрашение.
  • - Историческое значение:
    • а) первый в истории человечества НПА закрепляющий и развивающий принципы и устои рабовладельческого общества и государства,
    • б) первый в истории человечества НПА закрепляющий и развивающий принципы частной собственности.

Право собственности.

Земельная собственность существовала в следующих формах:

  • - царские земли,
  • - храмовые земли,
  • - общинные земли,
  • - частные земли.

С земельной собственностью допускалось совершать следующие сделки:

  • - купля-продажа,
  • - аренда,
  • - наследование.

Каких-либо ограничений на данные сделки практически не предусмотрено.

Обязательственное право.

В законах Хаммурапи, одно из центральных мест занимает регулирование правоотношений по аренде земельной собственности, основные правила аренды сводились к установлению размера арендной платы: одна треть урожая.

Срок арендных отношений: один или два года.

В законах Хаммурапи, получили развитие различные виды имущественного найма, в регулировании которых делается разница в зависимости от предмета сделки:

  • - помещения,
  • - домашние животные,
  • - суда,
  • - телеги,
  • - рабы.

В законах Хаммурапи, урегулированы вопросы связанные с платой за найм вещей, ответственностью в случае утраты или гибели нанятого имущества.

В виду того что в то время договор личного найма получил практически повсеместно распространение, то и законы Хаммурапи, регулированию данных договорных отношений отдают особое значение, определяя порядок оплаты труда, ответственность за результаты труда.

Достаточно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной особенностью законодательства Хаммурапи является стремление к защите должника от кредитора, предотвращая долговую кабалу. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничения процентов, ответственность кредитора в случае смерти должника вследствие плохого с ним обращения (ст. 113; 115; 116; 117).

В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество развития приобрел договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота считалась недействительной (ст. 9 - 13; 36).

Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения, поручения (ст. 120, 124).

Законам Хаммурапи были известные обязательства, вследствие причинения вреда (ст. 53 - 54; 199; 231; 245).

Брачно-семейное право. Брак считался разновидностью договора, который обычно заключался между родителями жениха и невесты. Согласия последних не требовалось.

Будущий зять платил тестю за невесту выкупную плату, обменивался с ним подарками. Дочери принадлежало приданое. Закон уже не квалифицировал брак как сделку купли-продажи. Приданое и подарки от жениха давали будущей жене некоторые гарантии материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвинялась в неправильном образе жизни) (ст. 138; 141).

Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми. Муж - авилум, оставляя ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Она могла выйти замуж вторично по своему желанию. Это пример одного из древнейших видов алиментных обязательств.

Жена могла уйти к другому мужчине, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств существования. Однако если он возвращался, то жена была обязана вернуться к нему, а дети «должны были идти за своими родителями».

Но если муж-авилум оставлял семью и бежал из своего поселения, а потом возвращался, его жена не была обязана возвращаться к нему. Авилум мог оставить жену, если она не могла родить детей. В этом случае ей возвращался выкуп и приданое или мина серебра[1] (ст. 138). Мушкенум при таком разводе платил пол мины. При бездетной семье мужчина имел право привести в дом наложницу, но не мог этого делать, если жена привела рабыню, которая родит ему детей. Муж- авилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте в письменной форме она не была от этого защищена.

Закон говорит о некоторой правоспособность замужней женщины. Жена авилума имела право заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела широкую гражданскую дееспособность.

Закон устанавливал тяжелые наказания за супружескую измену, но это касалось только жены. Жену принадлежало утопить в реке, если она во время пребывания мужчины в плену вела себя аморально.

Законы Хаммурапи ухудшали положение женщин-вавилонянок по сравнению с законами шумеров. Девушка могла появляться на улице и в общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе она считалась распутницей. Если дочь не выходила замуж, отец мог передать ее храму на положения блудницы (жрицы любви), что не считалось позорным.

Законник закреплял почти неограниченную власть отца над

детьми.

Наследственное право. Законы Хаммурапи различают наследования по закону и по завещанию. Предпочтительным способом является наследование по закону. Наследниками могли быть: дети (сыновья, дочери), усыновленные дети, внуки, дети от рабыни, если отец признавал их своими. Отец мог лишить сына наследства - получив санкцию суда.

Уголовное право. Как и другие древние кодификации, Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех деяний, признаваемых преступными. Ничего не упоминается в законах Хаммурапи о государственных и религиозных преступлениях, которые карались смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против лица, имущественные и против семьи.

Среди преступлений против личности называется неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится), например, - действия строителя, который построил дом, который обрушился, и повлек смерть хозяина (ст. 229 - 231). Подробно в Законах говорится о различных телесных повреждениях: повреждения глаз, зубов, костей. В этих случаях при определении наказания действует принцип талиона. Однако он действовал только среди лиц, равных по общественному положению. В случае нанесения побоев взимался штраф (ст. 198; 199; 201 - 209; 211 -214).

К имущественным преступлениям, указанным в Законах, следует отнести кражу скота, рабов. Сокрытие рабов, снятие рабского знака относятся к преступным действиям. Как отдельное преступление Законы называют грабеж. Все имущественные преступления карались очень строго: смертная казнь, членовредительство, штраф.

Среди преступлений против семьи Законы называют прелюбодеяние (но только со стороны жены), кровосмешение. Названы преступными и действия, подрывающие родительскую власть (ст. 192; 195).

Наказание - смертная казнь применяется в различных вариантах: сжигание, утопление, также применяли наказание в виде: отрубание руки, отрезание пальцев, языка; штрафы, изгнание. Цель наказания - возмездие.

Доказательства: показания свидетелей, клятва, ордалии.

  • [1] 1 мина - 504 гр
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >