Влияние высшего военного образования на систему ценностей курсантов

В современном российском обществе длительное время продолжается процесс коренных социально-экономических и политических изменений, создания качественно новых экономических условий жизнедеятельности, формирования принципиально новых социальных отношений, ориентированных на рынок. На протяжении последних двух десятилетий качественно изменилась структура общества и социальный статус большинства его членов. Ключевыми проблемами его развития стали проблемы имущественного и социального неравенства, появление полярных социально-экономических групп, дифференциации общества по различным критериям.

С дифференциацией социальной структуры в России произошла и ценностная переориентация различных социальных слоев и всего общества в целом. Все это не могло не отразиться на изменении общесоциальных ценностей и формировании новых личностных, профессиональных и духовно-нравственных ориентаций, что особенно проявляется в мировоззрении, прежде всего, учащейся молодежи как социальной группы с еще не устоявшейся системой ценностей.

На рынке труда потеряли общественную ценность и признание традиционно приоритетные виды деятельности и профессии, которые требовали от человека, прежде всего самоотдачи, высоких моральных качеств, стремления не к личному обогащению, а социальному благу. Не смотря на это, одним из важнейших видов человеческой деятельности, обладающим спецификой и уникальностью, во все времена была и остается воинская деятельность. Однако транзитивное состояние современного общества, оказывающее влияние на функционирование всего социума, привело к тому, что объективные условия воинской деятельности в нашей стране за последние годы кардинальным образом изменились. В связи с этим возрастает необходимость усиления внимания к системе жизненных ценностей военнослужащих и, прежде всего, ценностям молодежи, учащейся в военных вузах. Военная молодежь составляет значительную часть в структуре российского общества, в связи с чем, анализ аксиологической системы данной социальной группы является приоритетной задачей современной науки, так как по системе ценностей можно судить о культуре, гуманистическом потенциале, перспективах развития общества, о том, какие перемены ожидаются.

Прежде чем приступить к анализу динамики ценностей учащейся военной молодежи ответим на вопрос - что же такое ценности? В науке существует множество определений данного понятия, в связи с его многогранностью. Изучение ценностей человека попадает в поле исследовательского интереса множества наук - это и философия, и социология, и педагогика, и этика, и антропология и т.д. В связи с этим каждая из комплекса гуманитарных наук исследует ценности в своем ракурсе. Первичное философское осмысление категории «ценность» уходит корнями в античную Грецию, где в трудах Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Сократа, Диогена закладывались основы содержания аксиологического категориального аппарата. Решающее слово в проблеме научного обоснования ценностей принадлежит И. Канту.

Огромное влияние на изначальное формирование проблематики молодежных ценностей оказали мыслители Х1Х-ХХ вв. Среди научных исследований по изучению ценностных ориентаций большое значение имеют монументальные, труды ученых - Т. Парсонса, Р. Мертона, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, К. Мангейма и др. Российские философы и социологи вложили неоценимые усилия в формирование аксиологии молодежи как науки, ее развитие (Г.С. Иконникова, В.Т. Лисовский, И. Ильинский, С. Григорьев, В. Журавлев, Л. Коген, В. Криворученко, С. Кугель, В. Левичева, В. Луков, Ю. Ожегов и др.).

Изучением динамики ценностей в системе образования занимались О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, Л.А. Липская. Отдельная группа современных отечественных ученых посвятила свои труды проблеме динамики ценностных ориентиров в реформируемом российском обществе - Вишневский Ю.В., Шапко В.Т., Соколов А.В., Щербакова И.О., Алексеенко Т.Ф., Рудакова И.А., Зубок Ю.А., Чупров В.И. и др., связывая основные тенденции современной динамики аксиологической системы молодежи с коренными трансформационными процессами, происходившими в российском обществе в 90-е годы.

Для изучения аксиологических ориентиров личности через призму военного образования очень важны исследования, посвященные становлению личности профессионала и профессиональному самоопределению. Условия формирования профессионально-ценностных ориентаций изучали О.Г. Васюков, К.Н. Ковыляев, Е.В. Дермелена, И.С. Петронюк, И.И. Савич, М.Л. Сологуб.

В теоретических концепциях ценность определяется как идеал (Виндельбанд); ценности образуют ядро мировоззрения (Вундт); ценности существуют в объективной реальности (Дюркгейм); ценности - это объективный предмет или объект (Л.А. Леонтьев); Ценности, писал М. Вебер, составляют благо, являются основой поведения людей, фундаментом социальной системы[1] [2]. Ценности являются «побудителями и регуляторами человеческого поведения, основой формирования смыс- ла жизни, идеалов и ориентиров», - пишет В.Ю. Дементьева .

По мнению Э. Дюркгейма ценности личности смежны с идеалами и жизненными целями, представлениями человека о том, что еще нет в реальности[3] [4] . Дюркгейм пришел к выводу о том, что на великих ценностных идеалах формируются и базируются целые цивилизации. Он утверждал, что основой успешного функционирования общества является определенная иерархия базовых ценностей[5]. Эту мысль следует продолжить, несколько изменив, адаптируя к условиям современного российского общества, в результате чего приходим к выводу о том, что для рыночных отношений требуемые категории ценностей должны быть точно идентифицированы и вычленены из каждой из предшествующих стадий модернизации, в результате которой создается определенная комбинация ценностных факторов. Полученная иерархия базовых ценностей должна свидетельствовать не только о готовности общества к переменам, которые несет с собой рынок, и не только дать реальное представление об их целях и средствах их достижения, но и мотивировать само стремление достаточного числа социальных групп взять на себя задачу выступать субъектами этих изменений.

По мнению А.Г. Здравомыслова, «ценности служат социальным индикатором качества жизни, а система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей, она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших стимулов социального действия, поведения индивидов».

Сегодня «ценности», без сомнения относятся к самым общим и чаще всего используемым понятиям в гуманитарных науках, в научной литературе зарегистрировано свыше 400 разных определений этого понятия, варьирующиеся, естественно, в зависимости от отрасли. Автор понимает под ценностями общезначимые, общепринятые представления, идеалы, цели и средства их достижения, разделяемые индивидом, социальной группой, обществом в целом.

Система ценностей образует ценностные ориентации личности, которые по Р.М. Рахимовой определяются как «зафиксированные в сознании социальные установки, мотивирующие действия субъекта в соответствии со значимостью целей и идей»[6]. Ценности являются базисным основанием для формирования ценностных ориентаций личности (впервые вводит понятие «ценностная ориентация» Т. Парсонс), под которыми имеется в виду комплекс духовных детерминант деятельности отдельной личности или группы (социума), а так же соответствующих им социально-психологических образований, которые интерпретируются в положительном ракурсе их значения. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, интересы, мотивы, идеалы, а так же установки, стереотипы и переживания людей, выступающие в качестве целей и основных средств их достижения.[7] [8]

Установлено, что система ценностных ориентаций личности имеет многоуровневую структуру, вершину которой составляют ценности, тесно связанные с ее идеалом. Это своего рода нравственный эталон, синтезирующий в себе требования, предъявляемые обществом к человеку и человеком к самому себе. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, итогом усвоения господствующих в обществе ценностно-нормативных установок. То, какие компоненты являются ведущими, предопределяет общий характер направленности личности, ее социальное ядро, ценностные ориен- тации .

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ценностные ориентации - это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности и ее поведение. Можно с полной уверенностью утверждать, что ценности и ценностные ориентации являются главным механизмом действия человека или социальной группы. Они представляют собой одновременно и желаемую цель для человека, и потребность, которая обусловила ее появление, и способы достижения поставленных целей, и нормы, которыми руководствуется индивид при выполнении социального действия, и самооценку индивида, и базу для оценивания себя и окружающего мира. Имея представление о механизмах формирования ценностных ориентаций, представляется возможным эффективно влиять на вектор их трансформации у человека и направлять в социально-одобряемое русло, что крайне важно для образования, как института, транслирующего подрастающему поколению определенную систему ценностей.

Существует несколько различных классификаций ценностей. Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

  • - терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
  • - инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.[9] [10]

Несмотря на довольно обширную теоретическую базу исследования аксиологической системы молодежи вообще и военной в частности, данная проблематика не теряет актуальности на сегодняшний день, да и наверное не потеряет никогда. Связано это с тем, что молодые люди очень чувствительны к любым изменениям, которые происходят в обществе, моментально отражая все негативные и позитивные стороны трансформаций, поэтому, опираясь на молодежные ценности, интересы, взгляды, идеалы, представляется возможным прогнозировать будущее как минимум на одно поколение вперед.

Система ценностных ориентаций неоднородна и представляет собой некий аксиологический треугольник, в основе которого лежат ценности, ориентирующие на средства, на медиане располагаются целевые ориентации и верхний (идеальный) уровень составляют смысложизненные ценности. Именно верхний уровень определяет направленность личности. В.А. Ядов отмечает, что вершину ценностей личности «составляет «жизненный идеал» - социально-политический и нравственный образ желаемого будущего. Ценностные ориентации, так или иначе, согласуются с идеалом, формируя собственную иерархию жизненных целей» . Он приходит к выводу, что «ценности-цели более стабильны, чем ценности-средства...», «на самом деле имеет место диалектика перехода целей в средства и наоборот».

Особый интерес в складывающейся ситуации приобретают базовые ценности общества. В настоящее время можно констатировать тот факт, что они носят транзитивный характер, и на этом сходятся большинство исследователей. Вторая проблема состоит в том, что так называемые сегодня «базовые ценности» мало к чему мотивируют. Социум остается разрозненным и никаких внутренних горизонтальных социальных институтов, которые бы занимались анализом базовых ценностей (особенно среди молодежи), нет.

На повестке дня в социуме стоит проблема - какие все-таки существуют ценности в обществе помимо сферы частных интересов, которая продолжает доминировать. Ответа на этот вопрос нет[11]

В становлении аксиологической системы личности участвуют все институты социализации, однако институт образования играет важнейшую роль, транслируя определенную систему общечеловеческих и личностных ценностей, как традиционных, так и наиболее актуальных в тот или иной период общественного развития. Институт военного образования несет в себе огромный потенциал исконно российских традиционных ценностей. Исторически сложилось так, что военная служба воспитывала не только человеческое тело и ум, но и его душу, формируя у каждого военнослужащего твердое убеждение в том, что защитить свою Родину - это Великий долг и честь.

Не смотря на то, что институт военного образования испокон веков был самым консервативным социальным институтом, однако и он в настоящее время подвержен изменениям, отражая трансформационные процессы российского общества. Процесс обучения и воспитания социально-значимых ценностей военной молодежи направлен на формирование всесторонне развитой гармоничной личности, достигающийся в процессе образования путем сознательного восприятия каждым курсантом общечеловеческих духовно-нравственных, а так же востребованных сегодня, «рыночных» ценностей, и включения их в индивидуальную систему аксиологических ориентаций. Военное образование - древнейший институт, воплотивший в себе драгоценное наследие предков, которое в настоящее время теряется под влиянием новых веяний, а также сложных экономических и организационноструктурных преобразований, поставивших его в тяжелые условия выживания.

Институтом военного образования транслируются ценности особого вида государственной службы - физической выносливости и военной выправки, способности преодолевать тяготы и лишения военной службы; в воспитательной работе, через существующие структуры по работе с личным составом транслируются ценности любви к Родине, патриотизма, общечеловеческие ценности. Однако необходимо отметить, что значимость данных ценностей для современной молодежи снижается[12].

Военное образование играет мощную роль в становлении личности военнослужащего и, конечно же, оказывает решающее влияние на формирование системы ценностей курсантов, выступая транслятором общечеловеческих, профессиональных и духовно-нравственных ценностей военной службы, которые, преломляясь через призму личностного восприятия, становятся личными ценностями каждого курсанта, регулирующими его социальное поведение длительный период времени. С целью выявления динамики аксиологической системы курсантов военного вуза под влиянием обучения и современной социально- экономической и политической ситуации в стране автором в январе- феврале 2011 года было проведено социологическое исследование.

В качестве объекта исследования выступили курсанты первого и пятого годов обучения Филиала Военной академии связи им. маршала Советского Союза С.М. Буденного (г. Новочеркасск, Ростовская область).

Предметом исследования является динамика ценностнонравственных ориентаций субъектов названного высшего военного учебного заведений в процессе обучения в современных условиях социальной трансформации российского общества.

Основным методом проведенного социологического исследования является анкетирование. При составлении анкеты исследования автор использовал собственные вопросы, раскрывающие степень патриотической настроенности курсантов, а так же стандартную методику исследования ценностных ориентаций молодежи М. Рокича.

Выборка респондентов осуществлялась из числа курсантов названного вуза первого и пятого годов обучения. Численность курсантов первого года обучения составляла на момент проведения социологического исследования 65 человек, из которых все приняли участие в исследовании. Численность курсантов пятого года обучения составляла 521 человек, в исследовании принимал участие каждый пятый курсант по спискам личного состава, то есть 104 человека. Таким образом, к исследованию привлекалось 169 человек.

По полому признаку все респонденты - юноши. Средний возраст курсантов первого года обучения составляет 18 лет, пятого - 22 года. По национальному составу это представители в основном русской национальности (85%).

Результаты исследования свидетельствуют о преобладании в аксиологической иерархии курсантов инструментальных ценностей, эта тенденция в целом отражает общероссийскую. Однако, по нашим исследованиям разрыв между терминальными и инструментальными ценностями достаточно низок и составляет соответственно - 7,4 и 8,1 баллов, да и вообще курсанты продемонстрировали довольно высокие баллы практически по всем категориям ценностей.

Наиболее важными терминальными ценностями современные курсанты называют здоровье, уверенность в себе, внутреннюю гармонию, свободу от внутренних противоречий, наличие хороших друзей, любовь как духовную и физическую близость с любимым человеком, счастливую семейную жизнь, активную деятельную жизнь, познание (образование, кругозор), жизненную мудрость.

Далее по значимости следуют такие аксиологические ориентиры как материально обеспеченная жизнь, очень большое значение современные курсанты придают такому фактору как развитие в смысле работы над собой, постоянного духовного, физического и нравственного совершенствования. Значительную долю в аксиологической системе молодежи занимают гедонистические ценности, стремление к разного рода удовольствиям, необременительному времяпрепровождению, отсутствию обязанностей, развлечениям.

В середине аксиологического ряда курсантов автор выявил такие ценности как свобода, самостоятельность, независимость в суждениях и поступках; счастье других; благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом. Наименее значимыми терминальными ценностями для респондентов явились общественное признание, творческая самореализация, красота природы и искусства.

Анализ ранжирования терминальных ценностей курсантов военного вуза позволяет сделать вывод о том, что мало того, что они пользуются меньшей популярностью, чем инструментальные, но и в их структуре наблюдается две равнозначные тенденции. Первая заключается в доминировании традиционных сугубо российских ценностей (друзья, семья, интересная работа), другая же представляет собой равнозначное гипертрофированное стремление к потреблению, обладанию ничем не подкрепленными материальными благами любыми способами (то есть типично западная тенденция).

Распространению второй тенденции активно способствуют средства массовой информации, интенсивно пропагандирующие культ индивидуализма. Данный тип ценностей связан в первую очередь с представлением о том, что каждый человек - творец своего счастья, а счастье заключается в достижении личного благополучия. Однако достичь этого можно, имея определенную степень свободы, что не предусмотрено ни в рамках социального института военного образования, ни во время службы в войсках в должности офицера, хотя это одна из ценностей среднего класса в развитых западных странах[13].

Аналогичные результаты мы находим в исследовании А. Фомина, которым были опрошены курсанты 1-го и 5-го курсов военных институтов внутренних войск МВД России в Новосибирске, Санкт- Петербурге и Саратове. В опросе приняло участие 593 человека. Так, на первом месте оказалась сугубо прагматичные индивидуалистские ценности: карьерный рост, материальное обеспечение, возможность руководить, качество профессиональной деятельности.[14]

Как показывают социологические исследования, потребность в профессиональном совершенствовании снижается. При этом многие указывают невозможность практически заняться профессиональным ростом (причины: отсутствие времени, сокращение количества тренировок, учений, физическое и моральное устаревание военной техники и систем вооружений, загруженность хозяйственными задачами). Уменьшилась значимость романтики офицерской службы. Существенно вырос прагматичный взгляд на военную службу как источник существования семьи кадрового военнослужащего, получения специальных льгот и преимуществ[15].

Подобным же образом проанализируем доминирующие инструментальные ценности курсантов названного высшего военного учебного заведения. Вершину аксиологического треугольника в данной ситуации занимают следующие ценности: эффективность в делах, (трудолюбие, продуктивность), ответственность, образованность, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, рационализм, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения, честность, правдивость, искренность.

Середину аксиологического ряда респондентов представляют ценности, способные помочь молодому человеку в профессиональной самореализации, повышении своего квалификационного уровня, и, соответственно, в получении более высокооплачиваемой работы. К ним относятся: воспитанность; хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения; аккуратность, чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел; исполнительность, дисциплинированность; образованность, широта знаний, высокий культурный уровень; самоконтроль, сдержанность, самодисциплина.

Все эти аксиологические ориентиры показывают прагматическую настроенность личности респондентов, готовность приложить определенные усилия для достижения желаемой цели, однако происходит это в целом положительное явление на фоне снижения ценности духовно-нравственного содержания деятельности, человеколюбия, гуманизма, порождающее ситуацию, когда «человек человеку - волк», происходит эгоизация и индивидуализация межчеловеческих отношений, которые переводятся в русло полезности и выгоды. Об этом свидетельствуют очень низкие оценки следующих аксиологических ориентиров: терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения; непримиримость к недостаткам в себе и других. В то же время, как ни странно, снижается ценность высоких запросов как повышенных требований к жизни и высоких притязаний. Сама по себе такая ситуация порождает некоторый парадокс. С одной стороны, молодые люди стремятся всеми правдами и неправдами получить желаемые материальные блага, а с другой стороны, уровень их жизненных притязаний в общем-то не высок.

Скорее всего, как считает автор, такая ситуация возникла вследствие полной переориентации молодых людей на ценности общества потребления, отражающейся в том, что большинство людей считает удовлетворительным для себя определенный образ жизни, статус, доход, но в то же время стремиться получать больше, и этот процесс без разумного, осмысления может длиться бесконечно. Индивидуалистические ценности уже проникли в сознание молодых людей, они ими руководствуются, все чаще и полнее применяют в своей жизни, постепенно нивелируя традиционную аксиологическую систему. В этой погоне за благами теряется ценность собственной жизни, каждого ее момента, красоты окружающего мира, прелести общения со знакомыми, друзьями, детьми, родителями, да и просто людьми, занятия любимым, а не высокооплачиваемым делом.

Подобные же результаты мы видим и у других исследователей аксиологической системы военнослужащих. Как отмечает Кравец А.В., старшее поколение офицеров (выпуски из военных институтов до 1990 г.) сохраняют профессиональную общность, критические и экстремальные ситуации и трансформации в социуме не смогли разрушить их ценностей. Однако молодое поколение выпускников военных институтов придерживается других ценностей.

Данные выводы также подтверждаются и его социологическими исследованиями, проведенными среди курсантов Новосибирского военного института внутренних войск МВД России (численность выборки составила 600 человек) и офицеров Новосибирского гарнизона (численность выборки - 395 человек)[16].

Результаты нашего исследования в целом отражают картину, полученную Якушиной Н.В. в 2008 году, проведшей сплошной опрос по аналогичной методике (генеральная совокупность не превышает 500 человек) военнослужащих войсковой части №03013. Ей изначально была поставлена гипотеза о превалирующей важности материальных ценностей для военнослужащих российской армии по сравнению с духовными. Гипотеза подтвердилась следующими результатами: лишь 10,7 % военнослужащих и 21,1 % солдат срочной службы поставили материальную обеспеченность на первое место.

Для опрошенных самыми важными ценностями оказались здоровье — 44 % всех респондентов и счастливая семейная жизнь — 22 % соответственно. На второе место одинаковое количество респондентов поставили любовь и материальную обеспеченность (по 23 % респондентов). Причем гражданские служащие вариант «любовь» не выбрали вообще, а вот у солдат срочной службы данная ценность набрала 21,1

%,а материальная обеспеченность всего 10,5 %. У военных эти ценности набрали примерно одинаковое количество процентов: любовь — 25,3 %, материальная обеспеченность — 26,7 %.

Большинство гражданских служащих поставили на второе место такие ценности, как здоровье и счастливую семейную жизнь (по 33 % респондентов). Последняя оказалась на втором месте и у большинства солдат-срочников (26,3 %).

На третьем месте у респондентов стоят: здоровье — 22 %, материальная обеспеченность — 17%, любовь — 13 % и счастливая семейная жизнь — 11%.

Самое последнее 36 место занимают такие ценности, как высокие запросы — 24 %, непримиримость с недостатками — 15 %, чуткость — 13 % и развлечения — 10 % респондентов соответственно[17].

Как показал анализ проведенных социологических исследований, ценностные ориентации молодого поколения офицерского корпуса существенно отличаются от таковых среди офицеров старшего поколения. Существенное ослабление внимания социума к подготовке офицерских кадров привело к разрушению ценностного смыслового ядра и в дальнейшем может вызвать цепную реакцию непредсказуемых последствий.

Отмечается падение образовательного уровня поступающих в военные вузы. В ценностных ориентациях молодых людей офицерская служба как долг перед Родиной не рассматривается. Существенное значение приобрели ценности военной службы, имеющие преимущественно индивидуалистский оттенок: возможность испытать себя в сложных условиях; приобретение необходимых для жизни знаний и навыков; возможность увидеть жизнь в других регионах.

Особый интерес представляет вопрос о том, как же менялась аксиологическая система курсантов изучаемого военного вуза в процессе обучения. Для максимально наглядной иллюстрации процесса динамики ценностных ориентаций курсантов приведем сравнительный анализ основных терминальных и инструментальных ценностей, основываясь на результатах нашего исследования.

Анализируя динамику терминальных ценностей курсантов с первого по пятый год обучения (см. рис. 1) можно проследить отчетливую тенденцию увеличения к концу обучения показателей по таким основополагающим аксиологическим ориентирам как наличие хороших друзей, развитие (совершенствование), счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь, характеризующаяся полнотой и эмоциональной насыщенностью жизни, познание (образование, кругозор), жизненная мудрость, отражающая зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту. Наибольшее значение для пятикурсников имеет свобода, общественное признание, материально обеспеченная жизнь, что свидетельствует о том, что тенденции, появившиеся в период перестройки продолжают быть актуальными и до сих пор.

Рис. 1. - Динамика терминальных ценностей курсантов в процессе обучения в военном вузе.

Однако в то же время наблюдается снижение значимости для личности таких ценностей как уверенность в себе, внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, интересная работа, в настоящее время курсанты ориентированы на получение не интересной им работы, а максимально более высокооплачиваемой, не профессиональной самореализации, а получение материальной выгоды без учета своих способностей, интересов и желаний. Такое положение дел провоцирует развитие у человека неудовлетворенности собственной работой и жизнью, сомнения в своей квалификации и личностных качествах, фрустрации, снижению качества жизни, неуверенности в правильности выбора жизненного пути, потере смысла жизни.

Не смотря на то, что у курсантов первого года обучения ценность творчества и творческой самореализации, творческого подхода к жизни получила сравнительно невысокую оценку, к пятому году этот показатель значительно возрос, и не удивительно. Современные рыночные условия требуют от человека гибкости, мобильности, нестандартности, человек, надеющийся преуспеть в жизни, должен подходить к ней (самой жизни, себе, работе, отношению к окружающим) более креативно, потому что условия жесткой конкуренции действуют по принципу естественного отбора, когда выживает тот, кто ярче всех выделяется из серой массы, большинство же остаются на периферии жизни с собственными нереализованными желаниями и потребностями.

Наиболее сильно потеряла в весе такие ценности как красота природы и искусства, переживание прекрасного в природе и в искусстве и счастье других, благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом. Это так же косвенное свидетельствует об усиливающейся прагматизации и индивидуализации российской военной молодежи. Данные ценности не приносят никакого материально выражаемого, физически ощутимого блага, вот и остаются позабытыми и незамеченными. Точно так же происходит и с другими объектами духовного мира, в настоящее время эта сторона жизни приобретает все меньшую ценность и значимость, провоцируя обнищание духовно-нравственного мира современной молодежи.

В вопросе о динамике инструментальных ценностей курсантов в процессе обучения в военном вузе ситуация так же интересна (см. рис. 2).

Рис. 2. - Динамика инструментальных ценностей курсантов в процессе обучения в военном вузе.

Проведенный нами анализ дает возможность проследить отчетливую тенденцию увеличения в процессе обучения показателей по такому аксиологическому ориентиру как непримиримость к недостаткам в себе и других, резкий скачек у курсантов пятого года обучения получает такая ценность как высокие запросы. Это подтверждает рост амбициозности курсантов, что само по себе явление положительное, если подкреплено соответствующими физическими, интеллектуальными и моральными возможностями человека.

Интересно, что очень сильно сдает позиции к пятому году обучения такой показатель как твердая воля, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями. На самом деле немного странная ситуация, ведь современные российские экономические условия, общая нестабильность в стране и неуверенность в завтрашнем дне ориентируют человека на уверенность исключительно в собственных силах. Современная молодежь уже практически отошла в настоящее время от па- терналистического мировоззрения, вера в то, что в любой ситуации тебе поможет, поддержит и защитит государство, уже потеряла свою актуальность. Напротив, такие воззрения являются показателем наивности и неумения ориентироваться в современных российских реалиях. В связи с этим, жизнь человека, его благополучие, благосостояние зависят исключительное от его же способностей и возможностей, в результате чего огромную важность приобретает именно твердая воля, способная организовать личность на выполнение тех или иных действий, даже если они противоречат собственным желаниям, именно воля превращает «хочу» в «надо» и делает человека хозяином собственной жизни, что в современных условиях является главнейшей предпосылкой социальной успешности личности.

Очень важное место в аксиологической структуре курсантов занимают такие ценности, как жизнерадостность, ответственность, независимость, воспитанность, смелость в отстаивании собственного мнения, рационализм, широта взглядов. Все эти аксиологические ориентиры очень важны для личности курсантов и в целом либо немного увеличились к окончанию обучения в вузе, либо особо не изменили своего места в аксиологическом ряду.

Настораживает тот факт, что многие ценности в курсантской среде не пользуются популярностью и к пятому курсу теряют в весе. К таким аксиологическим ориентирам относится терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения, а так же непримиримость к недостаткам в себе и других людях. Эта тенденция во многом объясняет массовое появление в молодежной среде экстремистских групп, рост агрессивности, напряженности и недоверия. По мнению автора, это явление полностью отражает ситуацию в стране.

Не смотря на то, что институт военного образования наиболее консервативен, все же он не отделим от общества, функционирует и развивается в нем, поэтому течение времени и событий накладывает свой отпечаток и на него, заставляя менять образовательные программы, системы воспитания и обучения, что, конечно же, не может не привести к изменению транслируемой им системы ценностей. Сложно оценить насколько положительно это явление, здесь можно обнаружить и конструктивные и деструктивные последствия, однако с точной уверенностью можно утверждать, что ценности военной молодежи, как специфической социальной группы всегда были и остаются индикатором качества проведения социальных, экономических политических и военных реформ. Изучение ценностных ориентаций военной молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал.

Таким образом, трансформация ценностей в социуме, а вслед за ними и ценностных ориентаций молодежи повлекла за собой адаптацию внутреннего уклада социального института высшего образования к требованиям личности; что касается социального института военного образования, то нормы и ценности последнего не менялись и входят в противоречия со складывающимися реалиями в обществе. Данный процесс привел социальный институт военного образования в дисфункциональное состояние, выражающееся в выходе на первый план латентных функций. Сама же система военного образования не соответствует ни резко изменившимся потребностям человека и общества, ни вызовам, с которыми сталкивается Россия.[18]

  • [1] Вебер М. Основные социологические понятия.// Избранные произведения. - М.:Прогресс, 1990 - 808 с. - С. 628.
  • [2] Дементьева В.Ю. Профессиональное самоопределение студенческой молодежисреднего российского города./ Диссертации кандидата социол. наук. -Новочеркасск, 2006. - С.53.
  • [3] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука, 1991. - С. 294.
  • [4] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука, 1991. - С.299
  • [5] 4 Здравомылов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. -С.62.
  • [6] Рахимова Р.М. Ценностные ориентации молодежи Юго-востока Татарстана. //Регионология. - 2002. - № 2. - С. 243.
  • [7] Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Монография. - Кемерово: КузбассИздат., 2000, 204 с.
  • [8] Попов Ю.Н., Исламишин В.Г. Изменение мотивационно-ценностных ориентацийучащейся молодежи.// Социологические исследования. - 1999 - № 6.
  • [9] Лапин Н.И. Ценности как компонент социокультурной эволюции современнойРоссии.// Социологические исследования. - 1994 - № 5.
  • [10] Ядов В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальныхперемен.// Социальная идентификация личности., Книга 2. - М. ИС РАН, 1994, 457с. - С.47, С.50, С.52.
  • [11] Федорович В.О. Аналитический обзор современной системы ипотечного кредитования в России [Текст] / Проблемы учета и финансов. - 2012. - №4(8). -
  • [12] Кравец А.В. Профессиональная идентификация офицера и ее формирование укурсантов военного вуза// Новые тенденции развития общественных наук. Сборникнаучных трудов по итогам международной научно-практической конференции. -Ростов н/Д: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. - 35 - 38 с.
  • [13] Фролова Л. В. Ценности военного образования [Текст] / Л. В. Фролова //Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы V Междунар.науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. —Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 75-79. — 18В1Ч 978-5-906626-96-7
  • [14] Фомин А. Аксиологические детерминанты выбора военной службы.//Государственная служба. Научно-политический журнал, № 6, 2014, С. 108-112
  • [15] Кравец А.В. Технология управления процессом социальной адаптации курсантовв военных вузах как решение проблемы социальной дезадаптации обучаемых[Текст] / Наука и образование: современные тренды. - Чебоксары: Центр научногосотрудничества «Интерактив плюс», 2015. - №2(8). - С. 404^-20.
  • [16] Кравец А.В. Социальная адаптация курсантов (на примере Новосибирского военного института внутренних войск) и ее последующая динамика при прохождениислужбы в войсках [Текст] / Наука и образование: современные тренды. - Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. - №2(8). -С.421-437.
  • [17] Якушина Н.В. Ценности и ценностные ориентации военнослужащих российскойармии.// Вестник Санкт-Петербургского Университета - Серия 12 - 2008 - выпуск 3-С. 325-336
  • [18] Фролова Л. В. Ценности военного образования [Текст] / Л. В. Фролова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы V Междунар. науч,-практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 75-79. — 18ВЫ 978-5-906626-96-7.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >