Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Психология массовой коммуникации
Посмотреть оригинал

ПСИХОЛОГИЯ МОДЫ

Понятие моды

Важность моды признается многими. Ей посвящаются целые журналы, выделяются телевизионные каналы, показы моды являются событием, как для людей искусства, так и для изготовителей одежды, маркетологов, распространителей модных образцов и просто модников по всему миру. Но отношение к этому социальному феномену было и остается неоднозначным. Так, Константин Станиславский считал, что мода - это отсутствие вкуса. Мишель Монтень презрительно называл моду манией, которая «кружит головы и превращает даже умнейших из людей в бабуинов» [12, с. 384]. Иммануил Кант в моде видит подражание без всякой пользы, которую можно отнести равно как к «рубрике тщеславия», так и к «рубрике глупости». Так как в моде присутствует «некоторое принуждение - поступать в рабской зависимости исключительно от примера, который дают нам в обществе многие» [38, с. 12].

Но есть и те, кто в моде не видит ничего плохого. Марсель Пруст считал моду искусством. Кристиан Диор видел в моде «нечто религиозное» и противопоставлял ее фальши [79, с. 9].

Что представляет собой этот феномен? Какие факторы являются определяющими в развитии моды? Какие психологические закономерности поведения влияют на нее?

Существуют различные определения моды. У С. И. Ожегова мы находим следующее определение: «Совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной общественной среде в определенное, обычно недолгое время» [68, с. 359]. В философском словаре мода (лат. modus - мера, правило, образ) определяется как непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего окружения людей [65, с. 435]. Психологический толковый словарь трактует моду как «принятую модель поведения, характерный способ действий» [13, с. 455].

Как видно все эти определения по-разному рассматривают данный феномен. Даже причинно-следственные связи в определениях иногда представлены диаметрально-противоположным образом. Например, социальный психолог Имори Богардус считает моду процессом, создающим массовое поведение, а в философский и психологический словарь как мы уже видели, рассматривают моду как форму массового поведения [39].

Мы будем исходить из того, что мода это сложное социальнопсихологическое явление, которое можно понимать как «специфическую и весьма динамичную форму стандартизированного массового поведения, возникающую преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов и увлечений» [72, с. 477].

Для теоретического анализа данного феномена нам необходимо дать определение также следующим понятиям: модные стандарты, модные объекты, поведение участников моды.

Модные стандарты - наименее устойчивый элементы моды, которые можно определить как определенные способы или образцы поведения, которые время от времени сменяют друг друга. Они фиксируются в культуре особыми средствами хранения и передачи информации: от одежды и танца, до печатного текста и магнитной записи. Модные стандарты чаще всего реализуются с помощью модных объектов, но, могут быть и «безобъектными». Например, может быть в моде определенный тип фигуры. Изменения стандартов и объектов, как привило, представляют собой лишь вариации основных культурных образцов и не выходят за их рамки [22].

С модными объектами чаще всего ассоциируют одежду и аксессуары. Такое понимание модных объектов представляется слишком узким. В качестве модных могут выступать, в принципе, любые объекты: пища, алкоголыше напитки, табачные изделия, автомобили произведения музыки, живописи, литературы, архитектурные модели, стиль жизни, виды спорта и т.п. Они могут быть как материальными, так и идеальными. Сравните: мода на отдельные марки автомобилей и определенные философские и религиозные учения. Одни предметы и типы поведения чаще оказываются в роли модных объектов, другие реже. В большей степени подвержены моде объекты, удовлетворяющие факультативные потребности человека. Такие как ювелирные украшения, музыка, фасоны одежды и т.п. И, наоборот, чем важнее объект для выживания человека, тем менее подчинен он моде. Как сказал В.Зомбарт, «чем бесполезнее предмет, тем более подчинен он моде» [34, с. 15]. Модным может быть как сам объект, так и его свойства.

Следует отметить, что сам по себе объект не обладает характеристиками, превращающего его из немодного в модный. Данное положение может быть проиллюстрировано схемой английского исследователя истории костюма. Д. Лэйвера.

Один и тот же костюм будет:

> непристойным - за 10 лет до своего времени;

> неприличным - за 5 лет;

> экстравагантным - за 1 год;

> изящным - в свое время;

> безвкусным - 1 год спустя;

> отвратительным - 10 лет спустя;

> забавным - 30 лет спустя;

> причудливым - 50 лет спустя;

> очаровательным - 70 лет спустя;

> романтичным - 100 лет спустя;

> прекрасным - 150 лет спустя [143, с. 202].

Таким образом, «модность» определяется восприятием объекта людьми, и зависит от ценностей, которые разделяются в обществе или в социальной группе.

Моду нельзя рассматривать безотносительно социальных норм и ценностей, которые господствуют в том или ином обществе. В качестве социальной нормы мода предписывает членам данного общества определенную модель потребительского поведения. Нарушение установленных в данном обществе норм влечет за собой определенные санкции. Однако они не носят жесткого характера. Распространенным наказание является избегание индивида, не следующего предписаниям моды, принятым в той или иной социальной группе. Когда мы говорит об относительно «мягких» санкциях, то, исходим из сравнения их с другими принятыми в обществе формами наказания. В этом смысле отсутствие контактов с определенными людьми, конечно, несравнимо с тюремным заключением. В то же время даже насмешка и порицание может субъективно восприниматься человеком очень болезненно и иметь самые различные последствия. Эффект от такого рода санкции зависит от разных факторов, и, в частности, от возраста человека. Так, в подростковом периоде, игнорирование в социальной группе будет, в большей степени восприниматься как серьезное наказание, так как именно в этом возрасте общение со сверстниками представляет ведущую деятельность, и является условием нормального развития личности.

Если внешние по отношению к индивиду социальные нормы, интериоризируются, они приобретают статус самостоятельной ценности, и тогда, не нуждаются в общественном контроле. Мода становится внутренней потребностью и желанием. В этом случае люди добровольно стремятся ей следовать [35].

Модное поведение является завершающим компонентом моды, и опирается в свою очередь, на модные стандарты, модные объекты и ценности [22].

 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы