Развивающаяся системаидей и воззрений на высшее юридическое образование как философско- правовой и социальный феномен в Древние века

Обучение должно быть развивающим и природосообразным, согласованным с законами мышления, поэтому на основании наблюдений и опытов выясняются законы саморазвития умственной силы и вытекающие из них естественные принципы развивающего обучения.[1]

Древнейшие государства в истории человечества, скорее всего, правомерно отнести к долине Двуречья (особенно южной ее части, известной под названием Месопотамия). В течение трех тысячелетий в очаге цивилизаций между Тигром и Евфратом (Пуратту) сменились такие государства, как Урук, Лагаш, Аккад, Вавилон (Вавилония). Как бы обретя собственную жизнь, культуры Междуречья, взаимообогащаясь, развивались даже при падении или исчезновении тех или иных государственных образований. Позже государство со своей самобытной культурой возникло также в северном Междуречье (Ассирия). Замечательного расцвета в Двуречье достигли математика, астрономия, механика, агротехника, различные искусства. Была создана не только письменность, но даже система музыкальной записи. В древних городах возводились дороги и каналы, мосты и акведуки, роскошные дворцы. Появились такие спутники культурной жизни, как бульвары и парки. В число семи «чудес света» вошли с 1Хв. до н.э. висячие сады Семирамиды (ассир. Шамурамат, или Шамирам).[2]

В Древней Индии воспитание и образование прошло две стадии, соответственно дравидско-арийскому и буддийскому (с VIb. до н.э.) этапам истории. Цивилизация дравидских племен, коренного населения полуострова Индостан в III и II тысячелетиях до н.э., в целом соответствовала культурному уровню Двуречья. Сходные черты имело и образование. Школы появились здесь также в течение указанного периода почти в каждом городе хараппской культуры, имевшей тесные связи с Месопотамией. Древнейшие сведения об образовании содержатся в ведийских Упанишадах (букв, «сидящий у ног учителя», VIII— VIIbb. до н.э.), священных наставлениях, включающих также основные положения мифологии и религии.[3]

В течение II—I тысячелетий до н.э. территория современной Индии заселялась арийскими племенами, которые на базе отношений с коренным населением создали кастовый строй. Три высшие касты составили потомки ариев — брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы). Низшей кастой была шудра (наемные работники, слуги, рабы). Но еще более бесправными и презираемыми были потомки дравидов — парии.[4]

Впервые антропоморфные мифологические представления о природе, стихийные наблюдения над особенностями познания мира, разрозненные этические, правовые и политические идеи объединяются во всеохватывающих философских системах. Органичной составляющей таких систем были концепции образования. По существу философия образования берет начало в Древней Греции.[5] Не принимая на себя материальных забот относительно преподавателей высших наук, греческие правительства тем менее склонны были поддерживать денежной помощью студентов, поставленных в затруднительные материальные условия. По крайней мере, за все время существования даже афинской республики, наиболее просвещенной среди остальных эллинских государств и дававшей детям павших воинов даровое воспитание в институте эфебов, даже в Афинах известен лишь один пример особого милосердия их правительства к студенческой бедности. Это было в начале III в. до Р.Хр., когда в школе Зенона-стоика появился из Малой Азии молодой человек настолько бедный, что он вынужден был добывать себе хлеб ночною работой по поливки садов и в пекарнях.

Афинский ареопаг, узнав о чрезвычайном научном прилежании этого бедняка, предложил ему помощь в 10 мин. Но Зенон отсоветовал своему слушателю принимать это пособие, вероятно с тем, чтобы сохранить независимость духа и научиться в юности выносить испытания судьбы. Живя собственными средствами в течение почти пяти столетий, философские школы Афин дорожили своей самостоятельностью. А потому, когда в 305 до Р.Хр. издан был закон, запрещавший философам принимать управление школой или открывать новые места преподавания их наук без соизволения на то ареопага и народа, философы покинули Афины. Это событие вызвало затем целую бурю в городе, но философы возвратились лишь на следующей год, по уничтожении этого закона и по наказании гражданина, его предложившего, пеней в 5 талантов. После этого опыта афинские философские школы, подобно школам риторов, жили своей, ничем не стесняемой жизнью. Философы и риторы не раз оказывают важные услуги государству и иногда удостаиваются почетных отличий. Так, например, в честь Зенона, основателя стоической школы, составлено было народное постановление о награждении его золотым венком, о погребении его и о надгробном памятнике ему на государственный счет.

Текст этого документа редактирован был в самых почтительных выражениях, с указанием его заслуг как учителя нравственности молодого поколения. В знак почета, в его дом клались на хранение ключи от городских ворот. Ему было предложено и право афинского гражданства -честь, которую Зенон, однако, отклонил, гордясь званием гражданина своего родного города Кития на о-ве Кипре.

Но если греческая республики остались чуждыми идее материального обеспечения преподавания высших наук, то республиканское правительство Рима до самого начала I в. до Р. Хр. принимало все меры к преграждению доступа философским и риторским школам, старательно изгоняя греческих философов и риторов, появлявшихся в Риме, и ведя в этом случае открытую борьбу с высшим обществом, которое ревностно училось по-гречески и усваивало произведения греческой литературы. Допустив, наконец, преподавание греческой риторики и упражнения в красноречии только на греческом язык, оно еще в 92 году до Р. Хр., когда Цицерону шел уже 14-й год, издало в лице своих цензоров знаменитый своей запоздалостью запрет на латинские риторские школы. При таком отношении римского республиканского правительства к высшему образованно, о материальной помощи преподаванию наук со стороны государства там нечего было и думать — вплоть до эпохи римской империи.

Заботы о материальном обеспечении процветавшая в высших наук и об их распространении в возможно широких кругах населения составляют в древнем мире неотъемлемую заслугу монархических правительства Позволительно думать, что Александр Македонский, ученик Аристотеля, если бы ему суждена была более долгая жизнь, сам бы заложил и открыл знаменитый Александрийский Мусей, который потом сыграл такую блестящую роль в истории высшего образования времен последующих.

Но как бы то ни было, фактически начало обеспечения преподавателей наук освобождавшем их от материальных забот у греков было положено главным образом в Александрии при первых двух Птолемеях, с основанием Мусея и библиотеки, когда ряд знаменитых ученых, принятых туда на полное содержание, получил себе ничем не стесняемую возможность заниматься наукой и преподавать ее другим. Развившаяся впоследствии высшая школа с кафедрами филологии, риторики, философии, математики, стала надолго одним из наиболее видных центров высшего просвещения во всем древнем мире. Большою славою пользовалась и медицинская школа Александре.

Как верно пишет И.В. Цветаев, начиная с Юлия Цезаря, римские властители не перестают совершенствовать быт школ по всей империи, увеличивая их число и поднимая, по мере сил и обстоятельств, материальное и нравственное положение учащегося сословия. Одни из них назначают денежное содержание преподавателям из средств государственной казны; другиее даруют им права и преимущества по освобождению от различных государственных повинностей, обеспечивая им этими мерами покой, необходимый для ведения научного дела; третьи защищают их от произвола муниципальных властей в вопросах материального вознаграждения; четвертые ставят предметом своих попечений учреждение новых или поддержку старых школ как в Риме, так и по всем провинциям. Один из императоров принимает к сердцу интересы бывших учеников, даруя им пособия на получение ими образования. Создаются правительственные университеты в Афинах, Риме, Константинополе, открывается юридическая школа в финикийском городе в Берите; целая сеть высших школ учреждается по греческому востоку и в западной части Империи, в Испании, Галлии и даже Британии.

До тех пор пока преподавание высших наук было делом частным, государственная власть обыкновенно не касалась вопроса о замещении учительских или профессорских вакансий.[6] [6] [8] Школы в этом случае управлялись сами собою. Когда у афинских философов умирал их представитель, следующей схоларх заступал на его место или по назначению умершего, или по выбору членов школы, часто из числа лиц, указанных в духовном завещании прежним схолархом. Но иной порядок должен был наступить, когда правительства приняли интересы высшего образования под свое особое покровительство и стали оказывать ему материальную помощь. Это прежде всего должно было случиться в Александре с основанием Мусея, члены которого избирались и назначались уже царскою властью.

Пример Птолемеев мог послужить здесь образцом для римских императоров. Веспасиан, первый государь, назначившей жалование из государственной казны профессорам греческой и латинской риторики в Риме, был, следует предполагать, и первым из императоров, который сам назначал оплачиваемых таким образом преподавателей этих наук."

Об Адриане существует свидетельство, что этот император отпускал с отличиями и хорошим вознаграждением учителей, оказывавшихся за старостью или по каким-либо другим причинам неспособными продолжать свое дело). И если таким образом этого государя занимали вопросы увольнения преподавателей, то следует думать, что в одинаковой степени должно было интересовать его и определение их на службу. Известно, что Марк Аврелий, основывая университет в Афинах, сам назначал при этом профессоров красноречия, предоставив замещение кафедры философии своему бывшему наставнику, знаменитому в свое время оратору и руководителю молодежи в науке красноречия, видному дипломату и прославленному своими колос сальными благотворениями Героду Аттику.

Серьезное внимание воспитанию и обучению придавалось в античные времена. Древнегреческое общество и его образование и культура внесли существенный вклад в развитие юридической науки. Уже в 621 г. до н.э. были изданы легендарные законы Драконта, текст которых до нас не дошел. Серьезная законодательная реформа, проведенная в начале VI в. до н. э. Солоном была направлена на сглаживание острого социального кризиса, возникшего в этот период в Афинах. В более поздний период развитие афинского права, его систематизация, повышение уровня юридической техники

наталкивались на сложную и громоздкую, хотя и очень демократическую судебную и правовую систему. Они не позволяли создать более совершенную кодифицированную систему

законодательства и эффективную систему отправления правосудия.[9] [10]

В древнейших цивилизациях (Шумеры и Египет) появившаяся пять тысяч лет назад письменность стала существенным фактором для межпоколенческого диалога, для накопления и хранения знаний. Начала педагогики отыскиваются уже в странах Древнего Востока и доколумбовой Америке. Можно предположить, что в то время основным предметом изучения была религия, на основе которой строилась социальная жизнь. Усложнение древнейших обществ, активное распространение кроме религиозных гражданских и профессиональных форм деятельности означало появление потребности в подготовке людей к исполнению этих обязанностей. Эта задача решалась непосредственно в самих организациях: в храмах, армии, различных лечебницах. Со временем государственных и военных чиновников начали готовить в специальных школах, где обучение и воспитание было в основном организовано путем устной передачи и заучивании необходимых для их деятельности знаний, а также наказаниях за недобросовестную учебу. Так на найденном археологами древнеегипетском папирусе написано: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют».

Греки продемонстрировали первый пример массового образования в Европе. Само слово «педагогика» греческого происхождения (paidagogike) и этимологически означает «ведущий ребенка». В Древней Греции человека, присматривающего за детьми состоятельных граждан, называли педагогами. Здесь же получили путевку в жизнь и такие основные педагогические понятия как школа и гимназия. В мировой фонд образования навечно вошли Академия Платона и Лицей Аристотеля. В учениях Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и многих других философов обосновывалась необходимость совместного духовного и физического развития личности, рассматривались составляющие человеческой мудрости и методы овладения ею. Спартанское и классическое обучение и воспитание подрастающих поколений древних греков и римлян до сегодняшнего дня являются образцами для подражания.

В афинском праве сохранялись пережитки глубокой древности. Право у афинян, как писала Аннерс, «не должно представлять собой

3

трудную для соблюдения и сложную в техническом отношении категорию, присущую только профессиональным юристам, а, наоборот, оно должно применяться в соответствии с теми требованиями в соблюдении морали и здорового благоразумия, которые господствуют в данном конкретном обществе...», а «право как таковое представляет собой комплекс этических правил, воплощенных в понятии справедливость». Причем последняя зиждется на принципе эквивалентности. Участие широких слоев населения в государственном управлении и в отправлении правосудия, систематическая ротация состава таких учреждений привели к тому, что в Афинах формирование отдельной юридической профессии и юридической науки в собственном смысле слова не состоялось. Но в Греции имелись свободные адвокаты, институт которых вырос из обязанностей членов общин взаимно поддерживать друг друга. Первоначально каждая фила обязывалась представить определенное число защитников для разбора судебного дела. Последним вменялось в обязанность дача краткой характеристики поведения сторон. Со временем такие лица стали принимать непосредственное участие в процессе, но взимание какой-либо платы им было запрещено. Адвокаты могли вести дела политических объединений, партий и городов. Только в период Римской империи они превратились в постоянных чиновников. В птолемеевском Египте это была уже профессиональная деятельность с установленными государством правами и обязанностями.[11]

Юридическая подготовка осуществлялась в Древней Греции в различных учебных заведениях, где преподавались философия и риторика. В рамках последней, например, в школах стоиков, преподавалось судебное красноречие. Специальное юридическое образование на данном этапе еще отсутствовало.[5]

В интеллектуальной культуре Античной Греции формируются представления о различных формах знания. Среди них: докса — знание обыденное; техне — практическое знание; матема — знание, полученное в процессе обучения и направленное на формирование этических добродетелей; эпистема — знание теоретическое, прототип знания научного; софия — теоретическое умозрение. Продвижению культуры рационализма способствовало образование. Идеалом греческого образования было свободное добровольное занятие наукой. Воспитание, формовка здорового духа в здоровом теле обозначалась термином пай- дейя. В античной культуре бытовали представления, согласно которым решающую роль в формировании духовной природы человека играют словесность, поэзия, риторика, история и философия. Помимо этого, в

Древней Греции возникают элементы юридического образования — некоторые сведения о праве включались в систему общего образования, а в школах стоиков обучали судебному красноречию.[13]

Создателем целостной концептуальной системы знаний относительно государства и права является Платон (427-347 гг. до н.э.). Вместе с тем, концепция Платона носит ярко выраженный философский характер.[14] Описываемое Платоном в диалоге «Государство» идеальное государство принадлежит миру эйдосов — идей. Оно может быть реализовано в мире вещей — земной политико-правовой жизни, однако идеальная форма государства первична и независима от людей. Таким образом, по Платону, идеальный образ государства не извлекается из эмпирической реальности, но конструируется умозрительно в результате также умозрительно усмотренного структурного тождества между Вселенной в целом, человеческой душой и государством. В идеальном государстве Платона правители — философы управляют «по добродетели и науке».[5]

Своеобразным питомником кандидатов на должности профессоров в Афинах были профессорские помощники и частные преподаватели высших наук или приват-доценты. Сложность и разнообразие обязанностей заставляли профессоров, пользовавшихся известностью в обществе и собиравших большую аудиторию, иметь при себе помощников (так называемых subdoctor's). Как правило, это были их ученики.[16] Естественно, что эти люди (ученики), знакомые с научным миром, бывавшие в кругу профессоров и в кругу их студентов, надеялись сделаться впоследствии профессорами сами.[17] Интересно, что на очередных выборах (перевыборах) кандидатов на должности профессоров предпочтение отдавалось наиболее опытным и уже зарекомендовавшим себя профессорам, их обычно переизбирали. Поэтому молодым приходилось ждать, иногда до кончины профессора, чтобы занять его место.[18]

Дальнейшая практика показывает, что хотя и бывали отдельные случаи назначения профессоров исключительно императорской властью, без всяких иных формальностей; но обыкновенно получению правительственной кафедры предшествовал конкурс, происходивший в присутствии избранных судей, из лучших, более просвещенных граждан. В более важных случаях председательствовал в провинциальных городах при этом представитель императорской власти, проконсул области. Здесь аспиранты на звание официального профессора должны были доказать способности и знания перед своими соперниками. Конкурентам ставились вопросы для решения и предлагались темы для обсуждения, которые произносились или по приготовлению или тут же экспромтом.

В Средневековье античные идеи воспитания и образования в Европе были преданы забвению, образцом для юношества стал монашеский образ жизни. В соответствии с христианской идеологией на первый план в воспитании вошла практика умерщвления плоти и духовного смирения человека как основных средств поддержания благочестия. Обучение строилось на заучивании библейских догматов, строгом следовании христианским канонам.[13]

В эпоху Возрождения пробуждается интерес к античным идеям о всестороннем развитии личности. Такие европейские мыслители, как Т. Мор, Т. Кампанелла, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень и другие, мечтая о создании нового общества, выдвинули немало прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и догматизм, выступали за гуманизм в отношениях между людьми, за освобождение личности от средневековых религиозных оков.[10]

Требуются серьезные концептуальные исследования, включающие философию образования, общую и педагогическую психологию, дидактику и направленные на анализ таких полярных категорий как «принуждение «свобода», «насилие», «собственное желание», «жесткость», «доброжелательность» и др. применительно к вузовскому учебному процессу, вскрывающие и анализирующие массу накопившихся противоречий и предлагающие конструктивные методы их разрешения. Так, «вырвавшийся» из средней школы абитуриент, поступив в вуз, очень удивляется поначалу множеству предоставляемыхему степеней свободы, а затем во время сдачи различных промежуточных, а еще в большей степени во время сессионных контрольных рубежей доводит себя до стресса и нервного истощения, будучи не в силах справиться с тем огромным количеством учебного материала, которое востребуется на коллоквиуме, контрольной работе, зачете или экзамене.

Потому актуальна и значима разработка и внедрение в вузовский учебный процесс «нервосберегающих» технологий и методик, в частности, ставящих студента перед необходимостью заниматься систематически в течение всего семестра, тем самым обеспечивая качественную подготовку к экзамену. Одной из широко распространенных в последнее время в отечественных вузах методик является так называемая рейтинговая система оценки познавательной деятельности студента97, которая условно может быть определена как система «пошагового» контроля и выражаемой в баллах оценки успешности усвоения студентами различных блоков учебного материала. Основными принципами функционирования большинства разработанных и внедренных в учебную практику рейтинговых систем являются:

  • 1) суммирование баллов, полученных студентами на различных этапах, и выведениерезультирующего балла;
  • 2) наличие системы специальных коэффициентов, учитывающих своевременность выполнения студентом той или иной формы контроля, степень оригинальности предлагаемых решений, уровень решаемых задач, а также позволяющих находить эквиваленты различных форм познавательной деятельности в общем рейтинге;
  • 3) гибкость и маневренность.

Древняя Греция в отличие от стран Древнего Востока не являлась единым государством, а представляла собой совокупность небольших общин-полисов (или городов-республик). Общественным строем в них была греческая демократия, при которой все важные решения принимались сообща — народным собранием. Чтобы принять решение, его надо было сначала обсудить, а потом убедить всех в его правильности.

Большую роль в общественной жизни греков играла судебная власть. Греки очень любили судиться. Вспомним Сократа, на которого подали в суд его ученики, обвинив учителя в растлении молодежи; или Демосфена, вынужденного защищать свои имущественные права. А чтобы выиграть дело, надо было также иметь завидное красноречие.

Древние греки понимали, что ораторское искусство не дар богов, ему можно научиться. «Поэтами рождаются, ораторами становятся», — говорили древние. Так появилась наука об ораторском искусстве — риторика. Получившая свое дальнейшее развитие в Древнем Риме, античная риторика не погибла вместе с древнейшей цивилизацией, а продолжала жить в средние века и в новое время. Для нас наибольшее значение имеет античная риторика, так как именно в ней были сформулированы основные законы и правила красноречия, которым обучали будущих юристов, а все последующие теоретические работы развивали и конкретизировали идеи древних греков и римлян.[21] С поправкой на изменения в терминологии и акцентах все основополагающие принципы, включенные в современные учебники по искусству публичной речи, соответствуют тому, что мы находим в классических трудах ученых древности. Итак, риторика родилась в античности и называла себя практической философией. Риторика — это особая наука о законах «изобретения, расположения и выражения мыслей». Первое целостное представление об античной риторике мы получаем из источников эпохи Перикла (5 в. до н.э.), выдающегося политического деятеля и оратора своего времени. Основы науки заложили софисты Коракс, Лисий и Г оргий.

Коракс, политический оратор и адвокат, так определял риторику: «Красноречие — это служанка убеждения». Ему принадлежит первый трактат о риторике. Один из первых учебников по красноречию был написан софистом Горгием. Однако расцвет ее наступил позднее, к 3-2 вв. до н. э., когда к искусству риторики обратились Аристотель, Дионисий Галикарнасский, Псократ. Это были величайшие теоретики риторики. Античные философы, Платон и Аристотель, рассматривали красноречие как способ познания и толкования сложных явлений. Тех же, кто использовал риторические приемы на практике, называли ораторами.

Одним из самых выдающихся ораторов Древней Греции считался Демосфен (384-322 до н.э.). Он был представителем рабовладельческой знати. Его жизнь нельзя назвать легкой. Рано умерший отец назначил ему опекунов, которые обобрали Демосфена, присвоив его состояние. Когда Демосфен стал взрослым, то захотел вернуть себе наследство отца. Не имея денег на адвокатов, он сам решил отстаивать свои права в суде. Для этого требовалось владение искусством речи. Но врожденные недостатки Демосфена препятствовали этому. Плохая дикция, нервный тик в виде подергивания плеча помешали бы оратору. Но Демосфен не сдавался. Он уединился в пещере, вдали от людских глаз и стал упорно трудиться над своей дикцией, техникой речи, познавая искусство изложения мыслей. Чтобы не поддаться соблазну все бросить и выйти к людям, он обрил себе часть головы: так было стыдно показаться на глаза кому-либо. Чтобы избавиться от нервного тика, он повесил меч над своим телом и всякий раз при подергивании меч больно вонзался ему в плечо. Упорным трудом он довел свое риторическое мастерство до совершенства.

  • [1] См.: История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Подред. З.И. Васильевой. 3-е изд., стереотипное. — М.: Издательский центр"Академия", 2006. — С. 147.
  • [2] См.: Торосян В.Г. Теория гуманитарного процесса. Теоретический курс.Краснодар, 1994.
  • [3] См.: Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.
  • [4] См.: Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную педагогику. М., 1995.
  • [5] См.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.
  • [6] См.: Цветаев И.В. Из жизни высших школ Римской империи / /Вопросыфилософии и психологии. — М., 1902. — Год XIII, кн. 62 (II). — С. 954-1030; годXIII, кн. 63 (III). — С. 1091-1136.
  • [7] См.: Цветаев И.В. Из жизни высших школ Римской империи / /Вопросыфилософии и психологии. — М., 1902. — Год XIII, кн. 62 (II). — С. 954-1030; годXIII, кн. 63 (III). — С. 1091-1136.
  • [8] См.: Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебнометодические рекомендации к семинарским занятиям. — Великий Новгород:НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — 52 с.
  • [9] См.: Педагогика: учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Высшееобразование, 2007. — С. 103.
  • [10] См., наир.: Смирнов И.П. Теория профессионального образования. — М., 2006;Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. — М., 2003.
  • [11] См.: История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемыантропосоциогенеза. М., 1983.
  • [12] См.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.
  • [13] См.: Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. Ч. 1.
  • [14] См., напр.: Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии. 1993. №9;Торосян В.Г. Чему могут научить концепции современного естествознания // Народноеобразование. 1999. №9; Фактор четыре. Доклад Римского клуба // Вопросы философии.1997. №11; Философия человека. Традиции и современность. М, 1992.
  • [15] См.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.
  • [16] См.: Цветаев И.В. Из жизни высших школ Римской империи // Вопросыфилософии и психологии. — М., 1902. — Год XIII, кн. 62 (II). — С. 954-1030; годXIII, кн. 63 (III). — С. 1091-1136.
  • [17] См.: Цветаев И.В. Там же. — С. 1091-1136.
  • [18] См.: Королев С.В., Коровяковский Д.Г. Научно-образовательная системастратегического планирования для целей управления демографическимипроцессами в России как фактор национальной безопасности // Национальныеинтересы: приоритеты и безопасность. 2014.№14. С. 58-64.
  • [19] См.: Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. Ч. 1.
  • [20] См., наир.: Смирнов И.П. Теория профессионального образования. — М., 2006;Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. — М., 2003.
  • [21] Михайличенко Н.А. Основы риторики: Учебное пособие. — М., 1994. С. 9.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >