Исторический процесс развития брака, его уровни и типы

В ходе общественного развития вместе с семьёй претерпевают изменения и брачные отношения. Правомерно выделить три основные формы исторической эволюции брака: групповой, парный, моногамный.

Групповой брак ограничивал круг взаимных половых партнеров определённой группой. Он был характерен для кровнородственной и пуналуальной стадий развития семьи. До этой формы брака было состояние безбрачия (агамия), когда временное половое табу (подготовка мужчин к охоте, к массовому улову и др.), чередовалось беспорядочными оргиями мужчин и женщин из разных коллективов (деревень, родов). Заключался групповой брак не между отдельными людьми, а между родами, представители которых оговаривали возможность установления половых отношений между мужскими и женскими группами.

В древнюю эпоху из двух родов, связанных узами брака, один всегда выступал по отношению к другому только как своеобразный групповой «муж», а второй по отношению к нему как групповая «жена». При этом рода могли заключать брачные союзы с несколькими родами, имея несколько коллективных «жён» и «мужей».

Парный брак предполагал наличие относительно устойчивых брачных пар. Он строился уже с учётом взаимных симпатий и влечений людей, составлявших пару. Общество (род) сохраняло за собой право одобрения - санкционирования такого брака. Однако партнёры по парному браку не вели общего хозяйства, сохраняли за собой право вступать в такие же парные отношения с другими лицами. Следовательно, как мужчина, так и женщина могли иметь несколько супругов. Отец в данном случае был приходящим и уходящим, то есть не постоянным родителем. Воспитание и содержание детей в таком браке становилось делом матери и её родственников.

Моногамия или единобрачие - это такая форма брака, когда супругами могли быть только одна женщина и один мужчина. Супружеский союз, созданный на основе моногамного брака, существовал долго (иногда длился всю их жизнь). Супруги входили в состав одного домохозяйства и могли теперь передавать по наследству нажитое имущество своим детям.

Моногамный брак и ныне является единственно законным в большинстве стран мира. Это говорит об универсальности такой традиционной формы семейно-брачных отношений, как моногамия.

В зависимости от направленности важнейших проявлений супружеских отношений, исследователи выделяют различные уровни семейно-брачной жизни, уровни брака. По справедливому мнению С.В. Петрушина можно выделить три таких уровня:

  • - социальный,
  • - эмоциональный,

~ I

- сексуальный.

Социальный уровень брака предполагает официальное оформление отношений между супругами (регистрацию). Этот уровень отсутствует в гражданских браках. Ведь регистрация брака означает принятие супругами социальных обязательств не только друг перед другом, но и перед обществом. К проявлениям социального уровня брака можно отнести распределение супружеских обязанностей и выполнение супружеских ролей. Как отмечал С.В. Петрушин, одним из условий успешности брака на социальном уровне является представление о супружеских ролях, то есть супруги должны договориться об этом друг с другом. «Самое простое действие, - писал он, - каждый сообщает свои представления о роли мужа и жены, потом супруги их согласовывают и находят один, приемлемый для обоих вариант. При этом надо понимать, что этот договор не на всю оставшуюся жизнь, а на определенный срок, по истечении которого его можно пересмотреть».[1] [2]

В рамках социального уровня брака супруги могут по-разному договориться о специфике своих отношений. Это может быть семейная модель с доминированием одного из супругов или же партнерский брак.

Эмоциональный уровень брачных отношений связан с проявлением супругами внимания, душевной заботы, сочувствия и сопереживания. Он не может регулироваться с помощью каких-либо супружеских договоренностей. Этот уровень имеет внутренние побудительные мотивы.

Сексуальный уровень брака охватывает интимную сторону брачно-супружеских отношений. От него в значительной мере зависит прочность и благополучие семьи.

Многие психологи полагают, что супруги должны стремиться к тому, чтобы в их браке присутствовали все три уровня отношений, рационально сочетаясь. Если в семье преобладает социальный уровень, то это деловой брак. В семье с доминированием эмоционального уровня зачастую превалируют эмоции и страсти. Наконец, в браке, где преобладает сексуальный уровень, семейная стабильность всецело зависит от состояния половых отношений между супругами.

Разнообразие типологических построений брака определяется критериальным подходом. По мнению некоторых социологов (А.И. Кравченко и др.) основными критериями семейно-брачной типологии могут быть: выбор брачного партнера, состав супругов, а также их местожительство.1

В зависимости от особенностей супружеского выбора браки можно подразделить на следующие типы:

  • • эндогамные и экзогамные;
  • • браки по расчету и на основе чувств (по любви);
  • • брачные союзы на основе свободного выбора брачующихся и на основе выбора их родителей.

При эндогамном браке партнер выбирается из той социальной группы, к которой относится сам (из той же общины, сословия, класса, нации, территориальной группы, возрастной категории и др.). Экзогамный брак предполагает выбор брачного партнера из иной социальной группы.

Разновидностью экзогамных браков являются межнациональные семьи. В СССР к 1990-му году в каждой шестой-седьмой семье муж и жена принадлежали к разным национальностям (т.е. примерно 17-14 процентов).[3] [4] В некоторых республиках бывшего Советского Союза этот процент был ещё выше. Так, в Латвии около 25% всех семей составляли смешанные, в У крайне-около 22%. Почти столько же их было в Казахстане.[4]

После распада СССР количество интернациональных браков стало уменьшаться. Ведь интернациональное оказалось не в почете. На рубеже XX-XXI в. в Российской Федерации произошло резкое сокращение количества межнациональных браков.[6]

Вторым типом браков по критерию супружеского выбора являются браки по расчету или по желанию (любви). Особенностью первого из них является то, что в нем нередко отсутствует эмоциональная составляющая, глубокое чувство.

Брак по расчету зародился ещё в первобытную эпоху. Как пишет социолог А.И. Кравченко, первобытная женщина отдавалась мужчине, чтобы тот принёс кусок свежемороженого мамонта и на ее долю.[7]

Известно, что в Древнем мире, в Средние века, а также в Новое время многие правители отдавали своих дочерей в жёны наследникам престолов зарубежных стран. Такие династические браки позволяли добиться определенных политических и дипломатических выгод, а иногда и примирить враждующие государства. Предводитель горцев в Кавказской войне Шамиль, будучи в преклонном возрасте, получил от российского императора согласие на выезд в Мекку для совершения хаджа. По пути он был принят турецким султаном. В то время отношения султана с египетским правителем были крайне напряженными. Эти страны находились на грани войны. Шамилю, как человеку, пользовавшемуся большим авторитетом в исламском мире, удалось их примирить. По его предложению для закрепления миролюбивых намерений правителей Турции и Египта было решено заключить брак между их детьми. Конечно, никто не спрашивал о том, а хотят ли этого сами молодые. Однако не исключено, что некоторые браки по расчету (династические) со временем могли стать и браками по любви. В ряде случаев при их оформлении жених предварительно знакомился, мог общаться со своей возможной невестой и принимать решение с учетом личных симпатий.

Не без основания многие исследователи относят к разновидности брака по расчету и международные браки по объявлениям. Они получили в Российской Федерации массовый характер на рубеже XX- XXI веков, когда некоторые молодые женщины, мечтая переселиться за границу и жить более обеспеченно, оформляли брак с иностранцами.

Одной из наиболее удачных разновидностей брака является брак по желанию, на основе чувства любви. Он предполагает наличие не только страсти, желания обладать близким человеком, но и духовной близости, интеллектуальной общности будущих супругов.

Ещё одной разновидностью браков по критерию специфики супружеского выбора являются браки по личному выбору или настоянию родителей. Одно дело, когда сами молодые делают свой выбор, но другое, когда за них (чаще за неё) такой выбор делают родители. Особая роль родителей в супружеском выборе детей традиционно сильна на Востоке. Она существует и в республиках Российской Федерации, где прочны исламские традиции. Здесь бывают случаи, когда родители оговаривают вопрос о женитьбе, выдаче замуж своих детей, задолго до того, как они достигнут совершеннолетия. При этом случалось и так, что девочка, подрастая, формируясь как женщина, влюблялась в другого парня. Однако воля родителей («слово данное отцом») зачастую играла решающую роль, и девушка была вынуждена с этим смириться.

Браки на основе родительского выбора нередко бывают калым- ными, т.е. покупными. Выкуп за невесту первоначально, ещё в древности, выплачивался роду, а позднее - родителям как компенсация за потерю работницы. В нынешних условиях смысл калыма изменился. Сегодня - это денежные средства, которые передаются невесте, а значит и создаваемой ей семье, то есть по сути дела и мужу - плательщику калыма. В результате молодая семья получает определенные финансовые средства, которые могут быть потрачены на нужды её становления.

Более того в соответствии с традициями считается, что если парень не может заработать даже на калым, то он будет плохим мужем. А раз так, то родителям невесты следует подумать о том, отдавать ли за него замуж свою дочь.

В Чеченской Республике применительно к практике калыма с 1 января 2011г. на официальном уровне были внесены интересные новшества. Здесь многократно увеличили размер калыма для тех мужчин, которые вступали во второй, третий или даже четвертый брак.1 Это сделано было для того, чтобы в определенной мере финансово осложнить устремление мужчин вступать в браки несколько раз.

Если критерием типологии браков выступает количественный состав супругов, то можно выделить два типа брака: моногамный и полигамный. Именно первый тип брака, как уже отмечалось, признается единственно законным в большинстве стран мира.

Полигамия, то есть многобрачие бывает в двух формах: поли- гинный и полиандрийный браки. Первый представляет собой брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами, а полиандрийный брак - это союз одной женщины с несколькими мужчинами.

Полигамия в форме полигинии допускается почти в пятидесяти странах мира и прежде всего в исламских государствах, где по нормам религии разрешено иметь до четырех жён. Однако полигамия не стала преобладающим явлением в сфере семейно-брачных отношений большинства мусульманских стран. Например, в Египте она охватывает менее 3% семей.[8] [9] В Ливане полигамные браки разрешены, но являются редким явлением.

Шариатом регламентированы основные аспекты мусульманской полигамии. Прежде всего, оговорено, что все жёны мусульманина являются законными, каждая из них должна быть осведомлена о наличии других жён. Когда мусульманин вступает в первый брак, невеста вправе потребовать от него соблюдения единобрачия. Если он не соглашается с этим, то невеста может отменить бракосочетание.

По шариату мусульманин обязан содержать всех своих жён на одинаковом материальном уровне, не делая между ними никакого различия. Каждой из них он должен предоставить отдельное помещение со всей необходимой обстановкой и утварью для ведения хозяйства. Кроме того, мусульманин должен содержать всех детей от своих жён, не делая между ними никакого различия.

Мужская полигамия существует не только в ряде исламских стран, но и в некоторых других государствах, где на официальном уровне провозглашена моногамия. Например, в ЮАР моногамия в реальной жизни сочетается с полигамными племенными правилами. В этой стране мужчина может официально объявить, что живёт по племенным законам. В таком случае он может иметь столько жён, сколько установлено в данном племени, и все браки будут признаны действительными.

В африканских племенах шангаан, зилу и в некоторых других первую жену сыну выбирают родители, вторую выбирает первая жена, когда ей становится трудно управляться с хозяйством. Третью и всех последующих жен выбирают опять же его супруги, когда им нужна помощь по дому. Мужчина не может отказаться от очередной жены, выбранной для него его женщинами. Он в этой ситуации особого слова не имеет. Как отмечает английская исследовательница Екатерина Олдридж, суть такой организации семейной жизни заключается в том, чтобы женщины между собой ладили, а мнение мужчины в данном вопросе особой роли не играет.1

Практика полигамных браков существует и в ряде религиозных общин стран Запада. Например, в США, в штате Юта более половины населения являются в религиозном отношении мормонами. В соответствии с их священными книгами разрешены полигамные браки. В этом американском штате сегодня десятки тысяч человек живут в полигам- ных семьях. Для того чтобы не иметь проблем с законом, такие мужья-многоженцы официально оформляют брак лишь с одной женщи- [10] [11]

ной, хотя реально проживают и ведут совместное хозяйство с несколькими женщинами.

Женская полигамия встречается значительно реже, чем мужская. Хотя в древности она была широко распространена. Например, в III тыс. до н.э. в шумерских городах-государствах женщина имела право не только расторгать брак, но и иметь двух мужей. В тот период правитель одного из влиятельных шумерских городов-государств Лагаша могущественный Урукагина запретил полигамию для женщин. За нарушение этого запрета была установлена строгая кара. Однако, по мнению некоторых ученых, определённые черты матриархата - и в частности многомужество - ещё некоторое время сохранялись в семейном быту шумерской знати.1

Многомужество, существовавшее в Индии в XIX в. было в определенной мере разновидностью группового брака. Специфика такого сочетания женской полигамии с проявлениями группового брака была описана в трудах западного антрополога Дж.Ф. Мак-Леннона и видного западноевропейского мыслителя - материалиста Ф. Энгельса. Многомужество существовало тогда у некоторых племен южной Индии. Так, у одного из индийских народов - наяров трое, четверо и более мужчин имели одну общую жену. Однако каждый из таких мужчин мог совместно с другими тремя и более мужчинами иметь вторую жену, равно как и третью, четвертую и т.д. И далее Энгельс писал, что многомужество здесь сочеталось в реальной жизни с многожёнством, приобретая форму группового брака.[12] [13]

Следует заметить, что у некоторых племен Индии и сегодня сохраняется женская полигамия. Например, в племени тодо распространена фратернальная (по брату) полиандрия, когда у одной женщины бывает одновременно от двух до пяти мужей. Здесь молодая девушка выбирает себе понравившегося мужчину. Он становится её мужем, но, если, у него есть братья, то и они становятся её мужьями.

Полиандрийные браки существует сегодня в одной из тибетских горных стран - Мустанге. Это государство находится по соседству с Непалом. Местная королевская власть поддерживает ограниченные связи с миром и то через Непал.

В Мустанге маленькие земельные наделы, которые передаются по наследству только старшей дочери. И только она имеет право выходить замуж за старшего сына другой семьи. А все его братья становятся её сомужьями, чтобы мужчины вместе обрабатывали этот трудный участок горной земли для получения урожая для всего их общества. Все остальные женщины и мужчины в брак не вступают, но зато для них узаконена полная сексуальная свобода.1

В современной России получила распространение особая форма полиандрии, когда семья распадается, но в силу жилищных проблем экс - муж остается на прежней территории. У экс - жены появляется другой мужчина. Он, как отмечают психологи, поначалу агрессивно настроен к первому, но поскольку любит свою избранницу, то зачастую вынужден мириться с ситуацией. А женщина, сохранившая привя- занность к бывшему мужу, не исключает близости с ним.

Говоря об общественном мнении в отношении полигамии, следует заметить, что в условиях ослабления традиционных основ семьи, оно становится нейтральным и более терпимым (по сравнению с прежними десятилетиями). Например, аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) в феврале 2008 г. провел опрос 1000 россиян на тему моральной приемлемости в их жизни различных явлений, в том числе и многожёнства. Многожёнство считают приемлемым в моральном отношении 16% опрошенных, резко отрицают его - 61%.[14] [15] [15]

Наконец, ещё одним критерием брачной типологии является местожительство супругов. С учетом этого обстоятельства можно выделить следующие типы браков:

  • - брак супругов, проживающих совместно в своём или съёмном жилье;
  • - брак супругов, проживающих с родителями в жилье последних;
  • - гостевой брак, когда супруги не проживают постоянно вместе.

По мнению многих психологов, наибольшую устойчивость семьи обеспечивает первый тип брака. При проживании же с родителями возникают риски появления проблем, связанных с разным восприятием действительности молодыми супругами и их родителями. Хотя в таком проживании имеются и свои преимущества. Они становятся вполне очевидными, когда в молодой семье появляется ребёнок (дети).

Термин «гостевой брак» пришёл к нам из Франции. Существуют различные его варианты. Может быть такая ситуация, что муж и жена проживают в одном городе, каждый в своей квартире. При этом они периодически встречаются для выполнения супружеского долга. В таком случае «гостевые супруги» освобождают себя от «рутины повседневных обязанностей» и сложностей быта.

Особым вариантом гостевого брака является проживание супругов долгое время в разных городах и даже странах. Они лишь изредка навещают друг друга. Такая ситуация сложилась у некоторых российских певцов, композиторов, артистов и других представителей творческой интеллигенции.

Гостевой брак может быть не только между супругами, официально зарегистрированными, но и между сожителями. Гражданский гостевой брак получил распространение в последние десятилетия. Именно так строят свои отношения уже несколько лет известный российский певец Николай Басков и Софи Кальчева. Живут они отдельно: она в загородном доме, а он в квартире в центре Москвы. Сам Басков считает, что гостевой брак очень популярная в наши дни форма супружества. «Хотя старшему поколению, - замечал он, - такая форма отношений может показаться аномальной. Но, поймите, мне с моей сумасшедшей жизнью (постоянными гастролями и съёмками) такой союз удобен. Мы видимся у меня, хотя чаще я приезжаю к Софи. У неё мама - прекрасный профессиональный повар, она так великолепно готовит, что пальчики оближешь...У Софи есть сын Богдан, замечательный парень, которому уже 10. Мы с ним прекрасно ладим, общаемся, но я стараюсь себя вести при этом деликатно, зная, что у мальчика есть отец, поддерживающий с ним постоянные отношения. Сегодня гостевой брак устраивает и меня, и Софи. И я не хочу думать о том, что будет завтра или через год».[17] Действительно, если строить отношения, которые не рассчитаны на будущее, такой брак, а точнее сожительство может оказаться вполне приемлемой формой отношений.

В историческом отношении вместе с развитием семьи эволюционировал и брак. Многовековой опыт семейно-брачной жизни подтверждает универсальность моногамного брака. Стабильность и благополучие семейно-брачных отношений во многом определяется рациональным сочетанием их основных уровней. Важнейшим аспектом осмысления проблем брака является анализ его типологии. Он свидетельствует, что в определенной мере изменения в типологии отражают процессы общей эволюции института брака.

  • [1] Петрушин С.В. Любовь и другие человеческие отношения. Изд. 2-е, доп. СПб.: Речь, 2006. С. 18.
  • [2] Там же. С.25.
  • [3] Кравченко А.И. Социология. М: Проспект, 2012. С.299.
  • [4] Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. С.308.
  • [5] Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. С.308.
  • [6] Григорьев С.И. Основы виталистской социологии XXI века. М: Гардарики, 2007. С.73.
  • [7] Кравченко А.И. Социология. М: Проспект, 2012. С.309.
  • [8] Ибрагимов Р.В. В ЗАГС после медосмотра// Мир новостей. 2011. №2 (889). 4 января.
  • [9] Верб Л.Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога. СПб.: Питер, 2003.С.34.
  • [10] Олдридж Екатерина. Англичанка в дебрях Африки // Эхо планеты. 2008. №46. 5-11 декабря.С.37.
  • [11] Воропаев В. Мормонам позавидовали// Российская газета. 2011. 21 июля.
  • [12] Всемирная история. Первобытные культуры и цивилизации древности/ А.Н. Бадак, Н.Е.Войнич, Н.М. Волчек и др. Т.1. Минск: Соврем, литератор, 2007. С. 185-186.
  • [13] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т.З. М: Политиздат, 1979. С.261.
  • [14] Пессель М. Путешествия в Мустанг и Бутан. М: Мысль, 1978. С. 123.
  • [15] Гарифулин Р. Психология многомужества. URL:http://www.webroyalty.ru/tag/mnogomuzhestvo/ - 24.03.2011.
  • [16] Гарифулин Р. Психология многомужества. URL:http://www.webroyalty.ru/tag/mnogomuzhestvo/ - 24.03.2011.
  • [17] Николай Басков: жизнь со мной не сахар, но Софи терпит. Очень личное. // Антенна. 2016.25-31 января. 8-11 с. С. 10.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >