Низкоуровневое проектирование пользовательского интерфейса. Методики юзабилити-тестирования

Цель юзабилити-тестирования пользовательского интерфейса - выявить на этапе проектирования его недостатки, мешающие эффективной работе пользователя. В соответствии с [23] юзабилити есть восприятие того, насколько пользовательский интерфейс согласован, эффективен, продуктивен, организован, легок в использовании, интуитивен и прост. При подготовке к юзабилити-тестированию необходимо выполнить ряд действий:

  • 1. Определить общую пользовательскую задачу для тестирования.
  • 2. Декомпозировать задачу на несколько подзадач и разработать тестовые сценарии.
  • 3. Классифицировать пользователей, которые примут участие в тестировании.

Тестовые сценарии состоят из подзадач, которые должен выполнить поставленных пользователю, а также сопутствующих им эргономических показателей, тестовых заданий пользователям и признаков успешности выполнения пользовательской задачи. Пользовательская подзадача состоит из одной или нескольких операций, выполняемых пользователем. При выборе пользовательских подзадач для юзабилити- тестирования необходимо учитывать следующее:

все подзадачи должны соответствовать фактической деятельности пользователей в процессе работы с тестируемым программным приложением (информационной системой) в процессе его нормального использования;

подзадачи должны выполняться всеми пользователями (часто выполняемые задачи);

подзадачи могут выполняться в программном приложении плохо или приводить к возникновению ошибок.

Тестовое задание позволяет провести пользователя через фрагмент интерфейса системы и определить характеристики этого фрагмента. Тестовые задания должны обладать следующими свойствами:

однозначность (формулировка тестовых заданий должна быть такая, чтобы исключалось их неправильное толкование пользователем);

полнота (в тексте задания присутствует вся информация, необходимая для работы пользователя);

краткость (для того чтобы длительность чтения задания не влила на скорость работы пользователя, задания должны быть достаточно краткими);

отсутствие подсказок (в тексте задания не указан порядок действий);

Также в тестовом задании должна быть указана точка начала выполнения (диалоговое окно, с которого пользователь должен начинать работу). Если очередное тестовое задание начинается с начального диалогового окна программного приложения, то в конце предыдущего тестового задания должно быть написано «вернитесь на главный экран». Если следующее тестовое задание должно продолжать работу предыдущего тестового задания, то предыдущее задание должно заканчиваться словами «закончив, не закрывайте текущее окно/останьтесь на этом экране».

Для одной пользовательской подзадачи может быть составлено несколько тестовых заданий. Помимо тестовых заданий, в которых пользователь должен выполнить одно действие, допустимы двойные тестовые задания, в которых пользователь должен принять решение о выполнении. Для каждой пользовательской подзадачи должны быть выбраны оцениваемые эргономические параметры.

Если в процессе тестирования возможно возникновение ситуации, когда необходимо принудительно изменить состояние программного приложения, то перед выполнением очередного тестового задания может быть дополнительно вставлено другое задание, с помощью которого пользователь должен самостоятельно изменить состояние программного приложения.

Рекомендуется делать большое число коротких тестовых заданий, требующих от пользователя перемещения по пользовательскому интерфейсу на 1-2 диалоговых окна. Первое тестовое задание пользовательской задачи обычно предназначено для введения пользователя в процесс тестирования. «Вводное» тестовое задание должно быть простым (при этом его результаты не учитываются).

Перед началом юзабилити-тестирования необходимо проверить, что тестовые задания могут быть выполнены за ожидаемое время. Если времени не хватает, то список сценариев должен быть сокращен. Также перед проведением юзабилити-тестирования необходимо описать инструментарий для проведения исследований: компьютер (ноутбук); установленное программное обеспечение;

видеокамеры для записи поведения пользователей и их мимики; преобразователи развёртки для записи того, что происходит на экранах мониторов;

секундомеры для фиксации временных показателей работы пользователя;

диктофоны и записывающая аудиоаппаратура для протоколирования вербального общения и записи вербальных протоколов;

односторонние зеркала, позволяющие наблюдателям и экспериментатору оставаться невидимым для участников тестирования и так далее.

Также необходимо описать требуемый персонал: один или несколько экспериментаторов, который будет проводить тестирование (оглашение темы, объяснение плана тестирования, непосредственная работа с пользователями);

один-два наблюдателя (помощники экспериментаторов); наблюдатели - участники проекта, имеющие непосредственное отношение к разработке программного приложения (информационной системы) и пользовательского интерфейса.

Юзабилити-тестирование состоит из следующих этапов [7]:

  • 1. Ввод пользователя в выполняемую задачу. Введение респондента в задачу состоит в том, что пользователю вы последовательно объясняются правила тестирования.
  • 2. Выяснение у пользователя ожиданий о работы с программным приложением (информационной системой).
  • 3. Тестирование интерфейса.
  • 4. Выяснение, насколько оправдались ожидания пользователя в процессе тестирования.
  • 5. Завершение теста.

В качестве методик юзабилити-тестирования с использованием пользователей для проведения тестирования могут быть рассмотрены следующие методы [5, 23, 82]: фокус-групп;

наблюдение за реакциями пользователя;

«мысли вслух»;

исследование качества восприятия; измерение производительности; карточная сортировка;

RAFIV-метод.

Самым главным недостатком юзабилити-тестирования с привлечением группы пользователей является высокая стоимость.

Возможности по снижению стоимости юзабилити-тестирования предоставляет экспертная оценка (определение проблем пользовательского интерфейса с помощью оценки профессиональным дизайнером интерфейса, юзабилити-специалистом или экспертом). Главным достоинством экспертов является то, что они знают стандарты на разработку пользовательских интерфейсов, а также то, что они располагают опытом, позволяющим безошибочно определять ошибки пользовательских интерфейсов, которые проявлялись ранее в профессиональной деятельности. Поэтому эксперт способен даже без тестирования выявить проблемы пользовательского интерфейса.

Недостатком экспертной оценки является, прежде всего, субъективность мнения эксперта (плохо проведенная экспертная оценка может показывать несуществующие проблемы пользовательского интерфейса). Один эксперт, как правило, не в состоянии выявить все проблемы пользовательского интерфейса. Поэтому для повышения качества экспертной оценки необходимо увеличение количества экспертов, которое допустимо до определенной меры, так как может привести к высокой стоимости экспертной оценки. Виды экспертной оценки пользовательского интерфейса [7]:

проверка по контрольному списку; эвристическая оценка; мысленная прогонка по интерфейсу.

Контрольные вопросы по главе 2

  • 1. Что такое юзабилити пользовательского интерфейса?
  • 2. Основные параметры, характеризующие эргономичность пользовательского интерфейса в соответствии с методикой Шнейдермана.
  • 3. Перечислите основные подходы к разработке пользовательского интерфейса.
  • 4. Перечислите основные этапы эргономического проектирования пользовательского интерфейса. Дайте краткую характеристику каждого этапа
  • 5. Перечислите основные особенности предварительной оценки скорости работы с пользовательским интерфейсом с помощью метода GOMS.
  • 6. Перечислите стандарты, определяющие эргономические требования к тактильному взаимодействию и кратко охарактеризовать их содержание.
  • 7. Какие существуют прототипы пользовательского интерфейса? Показатели для оценки юзабилити пользовательского интерфейса.
  • 8. Сети переходов. Структуры управления для каждой вершины сети переходов.
  • 9. Назвать методы юзабилити-тестирования с привлечением пользователей.
  • 10. Назвать методы юзабилити-тестирования с привлечением экспертов.
 
Посмотреть оригинал