Методологическая роль категорий эстетики в формировании эстетической культуры личности

Предметностью эстетического знания является рассмотрение мира в его разнообразных эстетических составляющих. Эстетическое- это многообразная действительность, значимая для человека. Эстетическое является базовой категорией эстетического знания, т. к. именно такое воззрение на окружающую действительность формирует эмоциональную сферу человеческой личности. Гамма индивидуальных чувств, возникающих у человека при соприкосновении с миром художественной культуры, характеризует его эстетические качества. Зачастую человек не в состоянии дать объяснения обуревающим его чувствам, испытывая лишь эмоции и желание продолжать чувствовать.

Эстетические категории призваны скоординировать чувства и эмоции человека с мнением окружающих, т. к. они направлены на выделение ценностного содержания в проявленных чувствах, а значит, и координацию человеческих действий. Эстетическая категория - это наиболее общие стороны проявления эстетического, отражающие общечеловечески значимые свойства действительности, которые выражают степень освоения обществом жизненных явлений. Так, эстетически категориальное знание указывает человеку на конкретные действия, мотивирует на определенные поступки. Сотрудники полиции защищают ценности общечеловеческой значимости. И труд сотрудника правоохранительной сферы отличает умение видеть в многообразии жизненных ситуаций конкретные проявления общечеловеческого. Реализация подлинного гуманизма характеризует деятельность участкового уполномоченного, оперуполномоченного, если их чувственноэмоциональные и эмоционально-волевые качества при работе с гражданами определяются четкими рамками процессуальных документов.

Ценностные категории эстетики, являясь общечеловечески значимыми, ценностями культуры, тесно связаны с моральной оценкой обществом тех или иных жизненных явлений. Поэтому они всегда выявляют четкое определение обществом противоположного. Таким образом, ценностные категории эстетики находятся в соотношении друг с другом, определяются одна через другую. Сотрудник полиции необходимо различает основные эстетические категории, выделяя негативное в общественных явлениях из осуждающегося обществом.

Прекрасным общество называет явления высшей ценности. Прекрасное определяется гармонией, целесообразностью, внутренне присущей предметам мира, соразмерностью в отношениях и явлениях. Прекрасное - это эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства. В определении этой меры совершенства тех или иных явлений каждый человек абсолютно свободен. Эстетически идеальное как совокупность представлений о степени совершенства в той или иной сфере формируется и реализуется в индивидуальных действиях. Выделить общечеловечески значимое в проявлении прекрасного в этом случае достаточно непросто. В истории эстетического знания были сформированы три базовых подхода к пониманию сущности прекрасного. Во-первых, прекрасное - это объективное свойство самих вещей в качестве признаков, существующих реально и независимо от человека. Красота мироздания, гармония в природе естественно воспринимаются как позитивно оцененные человеком. Во- вторых, можно утверждать, что прекрасное получает свою характеристику, благодаря результату определенного восприятия каждым конкретным человеком явлений действительности в то время, как действительность эстетически нейтральна. Источник прекрасного в этом случае таится в душе человека, раскрывается богатством его внутреннего духовного мира в его суждениях. В-третьих, прекрасное - это результат соотнесения свойств объективной действительности с практическими потребностями человека, его эстетическим идеалом, где прекрасным, а значит, совершенным является предпочтительное для конкретной ситуации.

Согласно третьему подходу, прекрасное является результатом эстетически-духовного отношения человека к миру, которое вырабатывается в рамках эстетической культуры личности и не является от природы присущим вещам. Особого рода свойство вещей быть обозначенными как прекрасные во многом характеризуется как общественночеловеческая ценность, воплощающая утверждение человечества в мире и характеризующая его свободу. Задачей сотрудника полиции является не только видение прекрасного как совершенного, но и защита этой значимой в общественных связях ценности осмысления окружающей действительности.

С позиций гносеологии эстетического, в осознании прекрасного оно является мысленным образом реального предмета. Мысленное представление основывается на отображении исключительно совершенных качеств реального предмета, доводя его до гармоничности. В этом плане прекрасное- это построенная воображением мысленная модель предмета, гармоничные черты и совершенство которого доводятся мыслью до предела, до степени определенной идеализации отражаемого предмета. Такая мысленная модель позволяет так или иначе аттестовать реальную действительность более индивидуалистично, т. е.

различными мерами совершенства, а это означает реализовать завершающий элемент эстетической культуры личности - возможность выбора действия на основании эстетической оценки. Замысел действия воспринимается как то, что воплотится в реальности в виде этой совершенной модели прекрасного для человека, в выборе которого он свободен как в мыслях, так и в действиях. Осознание человеком прекрасного как совершенного для него самого зачастую и приводит человека к руководству такими действиями, которые, имея фактический характер, могут нести опасные последствия для общества в целом. Поэтому сотруднику полиции необходимо различать индивидуалистическое понимание физических лиц и категориальное знание прекрасного как ценности общечеловеческой значимости, охраняя права и свободы человека и гражданина от противоправных посягательств.

Категория «красивое» не тождественна прекрасному. Красивое означает внешний облик явления, зачастую не совпадающий с его внутренним содержанием. Человек может быть красив, но его действия не прекрасны, наполнены неприемлимым для общества содержанием. Прекрасное оценивается как совершенное благодаря целесообразно внутренне присущей предмету гармоничности, пропорциональности, симметричности, соразмерности, ритмичности. Поэтому прекрасное характеризует, с точки зрения общества, совпадение внешней и внутренней красоты, обозначает высшую степень представления о совершенном.

Если не представляется возможным отыскать баланса между внутренним и внешним, то такие эмоции и чувства можно обозначить как проявление безобразного. Безобразное противоположно совершенному как упорядоченному в явлении. Безобразное - это эстетическая категория, характеризующая беспорядочные, хаотичные черты того или иного явления в противоположность гармонии. Общечеловеческая значимость безобразного состоит в негативной, но еще не осуждающей, оценке обществом явлений безобразного. Размышления о безобразном доводят до предела разрушения явления, лишенные целостности. Безобразное - это значит «без образное», т. е. то, что невозможно представить в целостном виде. Лишенные образа, меры, порядка, патологичные, неодухотворенные явления не осуждаются человеком, т. к. их даже представить, а значит рационально осмыслить, достаточно сложно.

Тесно связанная с этическим эстетическая категория безобразного осмысляется в искусстве как изображение сущности зла, человеческой греховности, во многом свидетельствуя о наглядном. Так категория безобразного переходит в уродливое. Однако в подлинно безобразном заложено стремление упорядочить, гармонизировать явления и предметы в противоположность хаосу настоящего. Бесконечно многообразные жизненные ситуации вызывают у сотрудника полиции стремление исправить ситуацию, помочь нуждающимся, оказать поддержку, восстановить справедливость - в этом состоит позитивная ценность безобразного, видимая только в ситуации приложимости действия по искоренению недостатков, устранению самих причин безобразий. И именно таким образом безобразное и прекрасное теснейшим образом связаны друг с другом. В многообразии жизненных ситуаций сотрудник полиции видит специфическую модель, определяющую диалектическое совпадение стихийного и упорядоченного, хаоса и гармонии, в применении мер воздействия.

Особые категории ценностно определяют разделение прекрасного и безобразного, разграничивают гармоничные и хаотичные явления, доводя их до выхода за пределы всякой меры. Такие категории осмысляют чрезмерное выражение упорядоченного и стихийного и называются категориями возвышенного и низменного. Возвышенное качественно определяется как прекрасное, только это качество проявляется как чрезмерно прекрасное, прекрасное в высшей мере, как безмерно прекрасное. Эта безграничность осознается человеком и поэтому вызывает восхищение. Если прекрасное всегда характеризуется конкретной формой, наложенным ограничением, а значит, тем, что понятно и объяснимо, то сущность возвышенного заключается в его безграничности, бесконечном величии по отношению к человеку, а значит, в несоизмеримости с человеческой способностью созерцания и воображения, восприятия и осмысления.

Возвышенное - это эстетическая категория, характеризующая ценность явлений и предметов, которые обладают положительной значимостью для общества, но в силу своей колоссальной мощи и масштаба не могут быть положительно освоены обществом и личностью. С точки зрения вызываемого эстетического чувства, различают две разновидности возвышенного: пафосно-величественную форму, приподнимающую достоинство человека, и грозно-устрашающую форму, подавляющую человека. Острые шпили готических соборов выражают путь, ведущий человека к постижению Бога, путь, который может осуществить человек, рвущийся увидеть почти непостижимое и способный это сделать. С другой стороны, грандиозность и монументальность египетских пирамид подавляет человеческую личность, утверждая величие божественного проявления, на фоне чего человек представляется ничего не значащей песчинкой. Пафосно-величественная форма возвышенного демонстрирует особые взаимоотношения человека с миром, отношения, наполненные надеждой, а следовательно, интенсивные, ярко эмоциональные. Масштабность грозно-устрашающей формы возвышенного удваивает мир, наполняет его чем-то, что управляет человеком. Поэтому возвышенное - это сфера относительной несвободы человека, который свободен в своих чувствах и эмоциях, но ограничен в понимании. Страстность преодоления, пафос победы, чувство страдания характеризуют явления возвышенного в жизни.

Линия относительной несвободы в возвышенном усугубляется в проявлениях низменного, которое таким образом противопоставляется возвышенному, демонстрируя явления полной, а не относительной, несвободы человека. Низменное - это эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие большой отрицательной общественной значимостью и несущие угрозу для общества и личности. Если возвышенным характеризуется чрезмерно прекрасное, то низменным - крайняя степень безобразного. Негативная оценка обществом предметов и явлений низменного формирует этические установки для разнообразных конструкций социальных норм мифов, морали, права. Как низменное обычно воспринимаются и характеризуются такие черты характера и поступки людей, как подлость, обман, накопительство, жадность, развращенность, психофизиологическая зависимость от стихийных природных и общественных сил, а также социальная зависимость. В качестве ярких проявлений низменного в общественной жизни можно рассматривать такие социальные явления, как военные действия, эксплуатация человека человеком, ограничение прав и свобод личности, подавление личностного начала. Обозначенные обществом как низменные, такие явления разрушают человеческую личность, превращая ее, по сути, в полуживотное существо, что необходимо оценивается сотрудником полиции как объект для применения мер пресечения. Однако сотрудник полиции должен реализовывать свои действия упорядоченно, согласно процессуальным положениям, не допускать проявления безобразного, что подчас никак не расценивается как положительное в облике полицейского.

Линию взаимодействия прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного продолжают категории трагического и комического, которые выявляют противоречивость жизненных обстоятельств, представляя социальные отношения, столкновение жизненных позиций и судеб людей.

Трагическое - это эстетическая категория, отражающая острейшие жизненные противоречия (коллизии), ситуации и обстоятельства, развертывающиеся в процессе взаимодействия свободы и необходимости и сопровождающиеся человеческими страданиями, смертью и уничтожением важных для жизни ценностей. Трагическое является родственной категорией для прекрасного и возвышенного, т. к. трагическое утверждает идею достоинства и величия человека, проявляющихся как в свободном действии человека, так и в страданиях, которые сопровождают эти действия в столкновении с силами необходимости. Трагическое осмысление получает свободное действие человека в ситуации его самоопределения, за что он несет полную ответственность, осознавая последствия своего деяния. Противоречивость трагического заключается в осознании свободного действия, за которым необходимо следуют последствия неотвратимого характера, настигающие его именно там, где он пытался преодолеть их или уйти от них.

Главным предназначением трагического является катарсис - очищающее воздействие на психику человека, призывающее на противодействие силам зла. Осознание противоречивости жизни соответствует переходу состояния скорби в эмоции радости, сочетанию глубокой печали и высокого восторга в эмоциональной сфере. Осмысливая уничтожение важных для жизни общества ценностей, возможно даже гибель неповторимой индивидуальности, как непоправимое, сотрудник полиции осознает устойчивость, вечность, бесконечность порядка мироздания, несмотря на уход из него конкретного существа. Трагическое призывает к самоотверженной жертвенности, утверждая достойное поведение сотрудника полиции, при котором он способен выражать значимость своих требований в любой обстановке. Осознание противоречивости жизненных ситуаций приводит сотрудника к стремлению расширить его возможности, запредельно и активно выразить свое стремление к идеалу. Во многом именно это и помогает сотруднику достойно переносить условности и трудности службы.

Трагическое воспринимается как взаимодействие личностного и судьбы в связи с предназначением человека выполнить значимую для общества роль. Так, судьба понимается как безличная сила необходимости, а личностное - как значимые для общественных идеалов качества человека, реализующего свою ответственность за тот или иной поступок. Общество, с одной стороны, выступает необходимой силой, требующей выполнение поступка, а с другой - свободная воля человека позволяет ему исполнить нечто, предназначенное именно для него. В пассивном восприятии общественных требований отсутствует свобода, а значит, трагическое проявляется в добровольном и волевом следовании должному, в борьбе. В этом и состоит победа свободы личности - в добровольном следовании неизбежному, где даже смерть утверждает жизненные ценности, раскрывает смысл существования. Поэтому трагическое связывается с категориями прекрасного и возвышенного посредством героического. Героизм может быть воинским или трудовым, что предполагает выполнение особо важного задания в кратчайшие сроки или способность к упорному и качественному выполнению обязанностей в течение долгого времени. И в том и в другом случае, героизм происходит из верности общественному долгу.

Специфика героизма сотрудника полиции состоит в одновременно воинском и трудовом героизме, проявляемом при несении службы, - в одновременной мобилизации к рутинной работе и к рискованным действиям, например, задержанию преступника. При этом значение работы полицейского состоит в совершении поступков во имя интересов общества, граждан и, если посмотреть шире, всего человечества. В этом и состоит реализация гуманизма как принципа деятельности сотрудников полиции, чей повседневный героизм и заключается в борьбе не за личные, а за общественные интересы, выражающие ценности общечеловеческой значимости. Героическое в деятельности сотрудников полиции противоположно ценностям индивидуализма. Героическое характеризует осознанное выполнение общественного долга и требует напряжения всех нравственных и физических сил человека. Героическое предполагает определенную оценку поведения человека с позиций ценностей общечеловеческой значимости, которые призваны защищать сотрудники подразделений полиции. А это, в свою очередь, является связью трагического с героическим через прекрасное как совершенное в действиях полицейского, где героическим является наиболее полное воплощение совершенного поведения личности сотрудника органов внутренних дел. Разумеется, при этом героическое оценивается как полностью общественное, а прекрасное все-таки имеет двойственное основание одновременно объективного и субъективного характера. Прекрасное поведение человека может проявляться как в действиях героического характера, так и в негероическом. Эстетическое воздействие прекрасного в поведении сотрудника может вызвать стремление стать лучше, подражать прекрасному и бороться с безобразным и низменным. Но не всякая борьба носит героический характер. Прекрасное в трагическом очищает человека, в то время как героическое провоцирует на активные волевые действия, требующие напряжения сил.

Наиболее тесно героическое связано с возвышенным. Категории героического и возвышенного выражают положительную общественную значимость. Однако оценка героического отличается от чувств и эмоций, вызываемых возвышенным. Героическое вызывает чувство гордости, сопричастности, эмоции радости и восхищения. В восприятии героического преодолевается чувство страха, проявляется стремление побороть страхи, возвыситься над низменным. Возвышенное же вызывает чувство страха и даже ужаса, победить которые человек может разумным усилием, рационально объяснив особенности ситуации и способы выхода из сложившейся ситуации. Эстетическая категория страшного связана с наглядной действительностью, понятной человеку. В то время как эстетическая категория ужасного выражает состояние безнадежности человека в обстоятельствах, которыми человек свободно не владеет, показывает кризисные ситуации неразрешимости проблемы, за чем следуют катастрофичные последствия, разрушающие мировосприятие человека. Ужасающая реальность демонстрирует безысходность существования человека в осознании им грани между бытием и небытием, т. е. становится способом его существования и глобальной катастрофой. Действительная свобода героического сотрудника полиции демонстрирует выдержку человека, который ни при каких обстоятельствах не изменяет долгу, необходимым является единство личных интересов и общественных ценностей.

Противовесом трагическому в многообразных его вариациях является комическое - это эстетическая категория, отражающая социально значимые противоречия действительности с точки зрения эмоционально-критического к ним отношения. Комическое возникает в ситуации контрастирования иных эстетических категорий: противостояния безобразного прекрасному, низменного - возвышенному. Комическое связано с эмоциональной составляющей в виде психофизиологической реакции человека в виде смеха, улыбки. Этот контраст комического отмечается человеком в той ситуации, когда он знает, как необходимо было поступить, знает этическую приложимость. Однако если человек, оказавшись в подобной ситуации, засмеялся, то такая разновидность комического называется смешным. Смешное отрицает ситуационные моменты, разрушает противоречивость. Комическое, в отличие от смешного, характеризуется критическим отношением рассудительного и основательного к нелепым явлениям мнимой значимости. Сотрудник полиции воспринимает порочные явления ложной значимости, выявляя свойства отрицательной общественной значимости и обозначая таким образом положительное. Критически относясь к несовершенству, комическое стремится искоренить недостатки, разрушить существующую несправедливость и создать новую, принципиально отличную систему социальных отношений.

Смешное предполагает сознательное и активное восприятие несовершенства мира и дробится, согласно эмоциональной окраске, на различные виды: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Юмор - это вид смешного, где специфическое переживание противоречивости воспринимаемого объекта выражается положительной оценкой. Юмор является свойством характера человека, предполагающим умение видеть возвышенное в ограниченном и малом, значительное в несовершенном. Юмор не осмеивает явление, но примиряет с существующими явлениями, выражается в улыбке, отражающей внутреннее принятие мира, несмотря на все его несовершенства. Духовная способность сотрудника полиции с юмором относиться к жизненным явлениям предполагает высокие эстетические идеалы, иначе юмор неизбежно меняет форму, теряет свой очищающий момент, превращаясь в цинизм и пошлость. Исключительно дружелюбный смех демонстрирует положительную сущность явлений, раскрывая гуманистическую составляющую деятельности сотрудников полиции. Ирония - это вид смешного, раскрывающий ценностный смысл предметов и явлений с помощью такого осмеяния, когда за внешне положительной оценкой располагается внутреннее отрицание. Поэтому ироническое отношение имеет двойной смысл: прямой, буквальный, и скрытый, обратный, который необходимо понять.

Сатира - это вид смешного, выражающийся в особо острой и язвительной форме критики, раскрывающей суть явления с помощью преувеличения как чего-то не сообразного действительности, несостоятельного, деформированного. Положительное в сатире демонстрируется и утверждается как бы от противного, через обличение искаженного состояния явления. Для выделения положительного элемента сатира должна быть современной и злободневной, неожиданно сопоставившей разные стороны явления и выражающей противопоставление данному явлению высокой эстетически идеальной конструкции. Сарказм - это вид смешного, делающий объектом изобличения явления, особо опасные по своим общественным последствиям. Саркастический смех усиленно подчеркивает противоречивость внешнего смысла и подтекста, не прямо обличая негативную для общества сущность явления, но иносказательно уничижая. Саркастическое подчас может быть истолковано как трагическое, обличая ужасающую ситуацию, над которой человек уже не в состоянии смеяться. Гротеск - это вид смешного, чрезмерно преувеличивающий отдельную сторону явления, разрушая существующие в действительности связи явления, заменяя их контрастной стороной. Гротеск характеризует болезненный смех «сквозь слезы» или «убийственный» смех, поэтому гротескные образы чаще вызывают не улыбку и смех, а чувства отвращения, негодования, презрения, страха. Сотрудник полиции стремится упорядочить подобные противоречивые смешения, смещения, подмены, путаницы, представляя оппозиционность представлений граждан для преодоления высмеиваемых недостатков системы общественных отношений, указывая на определенную меру соотношения хаотического и упорядоченного, присущую различным модификациям общественных отношений, демонстрирующих эгоистические интересы человека как своеобразные орудия психологической агрессии.

Эстетическая культура личности, составленная из трех базовых элементов - совпадающих ценностного и нормативного, идеального и предпочтительного - формируется на основании освоения эстетических категорий как общечеловеческих составляющих той или иной социокультурной ситуации. Конкретный опыт осмысления практических отношений человека и мира позволяет трансформировать категориальное знание в собственную позицию человека, выраженную в осознаваемых приемах и правилах поведения. Поэтому категории эстетического знания формируют эстетическую культуру личности в трехэтапном развитии. Во-первых, при освоении эстетических категорий человек научается видеть сущность разнообразных явлений жизни, выделяя их единые для общественных отношений наиболее значимые стороны. Во-вторых, эстетические категории позволяют человеку выстроить четкую методику определения своего собственного поведения, определить соразмерность своих действий и общественных отношений, творчески самоопределиться. И в-третьих, эстетические категории формируют жизненную позицию человека по отношению к миру, позволяющую ответственно избрать определенную стратегию в отношении конкретных проблем и поставленных перед человеком, в частности перед сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, задач.

Таким образом, эстетические категории позволяют соединить возможности и интересы свободной творческой индивидуальности с программами конкретно-исторической культурной действительности в их ценностном содержании общечеловеческого характера, что охраняется правовой составляющей регулирования общественных отношений.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >