РЕФОРМЫ ПАВЛА I

Павел I, сменивший на троне Екатерину (1796—1801), во внутренней политике сделал многое вопреки нелюбимой матери — убийце отца и вошел в историю как политик-самодур, лишь унаследовавший от своего слабовольного отца страсть к прусской армии. Так ли это на самом деле? По сути, Павел пополнил галерею русских царей еще одной противоречивой и трагической фигурой — не случайно А. С. Пушкин назвал Павла «романтический наш император» (подобную характеристику поэт дал Павлу в связи с заботами государя о Мальтийском рыцарском ордене, гроссмейстером которого он стал по собственному волеизъявлению), а последующие историки «открывали» в деятельности Павла I такие стороны, которые позволяют говорить о том, что он во многом опережал свое время.

С первых же месяцев своего правления Павел, помимо смены фаворитов Екатерины на своих единомышленников, амнистирования пугачевцев, возвращения из ссылки А.Н. Радищева и других опальных вольнодумцев и реформирования русской армии на манер прусской (муштра, мундиры, чины и звания, введение телесных наказаний для унтер-офицеров из дворян), начал незамедлительно проводить политику ограничения привилегий дворянства. Павел ликвидировал свободу от обязательной службы, от податей и повинностей (сбор на дворян обозначил в 2 млн руб. — пополнение казны шло на нужды армии), резко ограничил свободу дворянских собраний и выборов. Впервые в истории послепетровской России Павел I установил жесткий порядок престолонаследия, реформировал Сенат и «око государево» — прокуратуру, централизовал управление флотом, реорганизовал ряд коллегий (Адмиралтейскую, Берг-коллегию), были восстановлены Камер- и Коммерц-коллегия, тем самым сосредоточив власть над ними в своих руках. Император предоставлял руководителям всех рангов самые широкие полномочия под контролем государя. Были проведены централизация, упрощение и удешевление местного управления. В течение 1796—1797 гг. число губерний сократилось с 50 до 41, были упразднены некоторые органы местного судопроизводства и управления, уменьшены расходы на их содержание.

В детстве и юности главным воспитателем Павла был граф Н.И. Панин, он внушал способному к наукам ученику и мысли о его высоком предназначении. Следуя благородным идеалам, император Павел не только ввел в русский обиход слово «гражданин», но и за короткий срок своего правления успел осуществить такие преобразования, как ограничение барщины тремя днями, запрет продавать дворовых и безземельных крестьян с молотка, запрет продавать крестьян без земли. Павел также обеспечил удельных и казенных крестьян наделами, хотя 12 декабря 1796 г. был издан указ, запрещающий переходы крестьян в южных губерниях России и разрешающий помещикам закреплять их за собой как пропущенных или числившихся по последней ревизии. Фактически это превращало беглых и свободных людей в крепостных. Одновременно император разрешил крестьянам подавать жалобы на притеснения помещиков в суд, губернаторам и императору.

Во времена правления Павла I Россия в союзе с Австрией воевала с Францией, в 1799 году русская армия во главе с А. В. Суворовым совершила беспримерный переход через Альпы и выбила французов из северной Италии, а русская эскадра под командованием Ф.Ф. Ушакова взяла с моря крепость на острове Корфу и нанесла поражение французам в южной Италии.

Задуманный Павлом новый военный поход в завоеванные Англией индийские земли был уже продиктован разрывом отношений с Англией и сближением с Францией, но экономически разрыв с Англией был невыгоден крупным помещикам, имевшим с ней торговые отношения (сбывали лен, пеньку и пр.) Зревшее и ранее недовольство дворян переросло в заговор, и в ночь на 12 марта 1801 г. Павел быт убит заговорщиками, официальная версия смерти императора Павла I гласила, что он умер «от апоплексического удара».

Начало XIX в. в России совпало с началом правления Александра I.

Такова внутренняя политика российского самодержавия во второй половине XVIII в. Наиболее характерным явлением социально- экономической жизни России было формирование капиталистического уклада и появление первых серьезных симптомов разложения феодального способа производства. Век Екатерины стал «золотым веком» для российского дворянства. Крепостное право достигло своего апогея.

В целом же преобразования второй половины XVIII в. во многом продолжили реформы Петра Великого и еще больше углубили цивилизационный раскол российского общества. Западный уклад получил более благоприятные условия для развития, но корпоративность общества сохранялась. Своеобразным бунтом «почвы» против преобразований стало восстание под предводительством Е.И. Пугачева. Это движение стремилось улучшить положение своего уклада и законсервировать в социальной жизни времена Московского царства.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >