Факторный анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности активно результативных подростков музыкантов

Как подчеркивал В.В. Белоус, «каждая структура - это уникальная и неповторимая взаимосвязь разноуровневых свойств интегральной индивидуальности» (Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: Подходы, факты, перспективы. Пятигорск, 1998. С.81). На этом основании критерием развития интегральной индивидуальности мальчиков и девочек являлось своеобразие характера разноуровневых связей. Статистически значимыми мы считали веса, превышающие 0,40 (Небылицын В.Д. Психофизиологическое исследование индивидуальных различий. Наука. 1976. С.21-68).

Факторный анализ проводился по методу Тэрстоуна. Результаты изучались по трем критериям:

  • - по средней величине насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности значимыми факторными весами; чем больше среднее значение уровня интегральной индивидуальности, тем выше его приспособительная значимость;
  • - по наполняемости каждого фактора конкретными разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности; чем полнее структура фактора, тем более развитой и гармоничной является пологендерная структура индивидуальности мальчиков и девочек;
  • - по характеру межфакторных связей свойств интегральной индивидуальности (ортогональные или обличе- ские); причем ортогональные связи сужают и ограничивают возможности человека, в свою очередь облические связи придают гибкость и пластичность приспособления индивидуальности мальчиков и девочек к изменяющимся условиям субъективной ситуации.

Рассмотрим извлечённые факторы пологендерной структуры интегральной индивидуальности музыкально одаренных, активно результативных в конкурсной деятельности мальчиков. Полученные результаты представлены в таблице 9.

Таблица 9

Уровни

ИИ

№/

пи

Показатели

Факторы

1

2

3

Психодинамический

1

Экстра-инроверсия

0,386

-0,451

2

Эмоциональная стабильность-нестабильность

0,565

0,800

3

Тревожность

0,690

0,904

4

Ригидность

0,599

5

Моторная активность

0,514

0,477

Личностный

6

Организованность

0,580

7

Трудолюбие

0,712

8

Коллективизм

-0,624

9

Любознательность

0,801

10

Эстетическое развитие

0,536

0,588

11

Личностная тревожность

-0,805

12

Мотивация достижения успехов

-0,533

-0,548

13

Самооценка

0,570

0,439

14

Уровень притязаний

-0,435

0,433

15

Сила воли

0,635

16

Терпеливость

0,757

0,450

17

Настойчивость

0,784

-0,498

18

Упорство

0,409

Социальнопсихологический

19

Соперничество

0,594

0,673

20

Сотрудничество

0,829

21

Компромисс

0,576

22

Избегание

0,440

23

Приспособление

0,687

-0,596

Извлеченные факторные структуры интегральной индивидуальности музыкально одаренных, активно результативных мальчиков_

В структуре интегральной индивидуальности музыкально одаренных, активно результативных мальчиков выделяется три целостных фактора.

Фактор 1 (активно результативные мальчики) - социально-психологический, полный, представлен всеми участвующими уровнями интегральной индивидуальности: психо динамическим (пок. 1, 2, 3), личностным (пок. 7, 10, 13, 14, 16, 17), социально-психологическим (пок. 19, 20, 21, 23). По средней величине насыщенности значимыми весами доминирует социально-психологический уровень (3,48) над психо динамическим (2,61), личностным (2,01). Поскольку в этом факторе среднее значение насыщенности значимыми весами выше у социально-психологического уровня интегральной индивидуальности мальчиков, и его приспособительная значимость выше остальных, мы назвали весь фактор социально-психологическим.

Фактор 2 (активно результативные мальчики) - психодинамический, полный, представлен всеми участвующими уровнями интегральной индивидуальности: психодинамическим (пок. 2, 4, 5), личностным (пок. 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17), социально-психологическим (пок. 19, 23). По средней величине насыщенности значимыми весами доминирует психо динамический уровень (2,61) над личностным (2,34) и социально-психологическим (1,74). Поскольку в этом факторе среднее значение насыщенности значимыми весами выше у психодинамического уровня интегральной индивидуальности мальчиков, и его приспособительная значимость выше остальных, мы назвали весь фактор психодинамическим.

Фактор 3 (активно результативные мальчики) - психодинамический, полный, представлен всеми участвующими уровнями интегральной индивидуальности: психодинамическим (пок. 1, 3, 5), личностным (пок. 6, 8, 12, 14, 16, 18), социально-психологическим (пок. 22). По средней величине насыщенности значимыми весами доминирует психодинамический уровень (2,61) над личностным (2,01) и социально-психологическим (0,87). Поскольку в этом факторе среднее значение насыщенности значимыми весами выше у психодинамического уровня интегральной индивидуальности мальчиков, и его приспособительная значимость выше остальных, мы назвали весь фактор психодинамическим.

В двух факторах из трех доминирует психодинамический уровень, следовательно, в организации интегрального портрета мальчиков темперамент играет ведущую роль. В связке с социально-психологическими свойствами, свойства темперамента оказывают наибольшее влияние на формирование положительной мотивации и потребности в систематических музыкальных занятиях и победе в конкурсах, развитие чувства уверенности, самоценности

Межфакторные отношения по преимуществу относятся к разряду облических, то есть гибких, которые придают пластичность приспособления индивидуальности мальчиков к изменяющимся условиям объективной ситуации, их насчитывается 12, ортогональных, то есть однозначных и жестких, которые сужают и ограничивают возможности мальчиков музыкантов 11.

Ведущий симптомокомплекс, качественно определяющий интегральный пологендерный портрет мальчиков, активно результативных в музыкальной концертно- конкурсной деятельности, включает в себя следующие свойства: экстраверсия, эмоциональная стабильность, тревожность, моторная активность, эстетическое развитие, мотивация достижения успехов, высокая самооценка, высокий уровень притязаний, терпеливость, настойчивость, соперничество, приспособление.

Рассмотрим извлечённые факторы пологендерной структуры интегральной индивидуальности музыкально одаренных, активно результативных в концертноконкурсной деятельности девочек. Полученные результаты представлены в таблице 10.

Таблица 10

Уровни

ИИ

№/

пи

Показатели

Факторы

1

2

3

Психодинамический

1

Экстра-инроверсия

0,624

2

Эмоциональная стабильность-нестабильность

0,595

3

Тревожность

0,409

0,681

4

Ригидность

0,466

5

Моторная активность

0,439

Личностный

6

Организованность

-0,483

0,708

7

Трудолюбие

-0,545

0,537

8

Коллективизм

0,681

9

Любознательность

-0,519

10

Эстетическое развитие

0,439

0,559

11

Личностная тревожность

-0,483

-0,612

12

Мотивация достижения успехов

-0,499

0,434

13

Самооценка

-0,802

14

Уровень притязаний

0,659

0,712

15

Сила воли

0,426

16

Терпеливость

0,800

17

Настойчивость

0,676

0,457

18

Упорство

0,711

0,550

Социальнопсихологический

19

Соперничество

0,642

0,689

20

С отр удн ич еств о

0,985

0,426

21

Компромисс

0,750

22

Избегание

0,358

0,607

23

Приспособление

0,478

0,715

Извлеченные факторные структуры интегральной индивидуальности музыкально одаренных, _активно результативных девочек_

В структуре интегральной индивидуальности музыкально одаренных активно результативных девочек выделяется три целостных фактора.

Фактор 1 (активно результативные девочки) - социально-психологический, полный, представлен всеми участвующими уровнями интегральной индивидуальности: психо динамическим (пок. 3), личностным (пок. 6, 7, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 18), социально-психологическим (пок. 19, 20, 21, 22, 23). По средней величине насыщенности значимыми весами доминирует социально-психологический уровень (4,35) над психодинамическим (0,87), личностным (3,01). В этом факторе среднее значение насыщенности значимыми весами выше у социально-психологического уровня интегральной индивидуальности девочек, и его приспособительная значимость выше остальных, поэтому мы назвали весь фактор социально-психологическим.

Фактор 2 (активно результативные девочки) - психодинамический, полный, представлен всеми участвующими уровнями интегральной индивидуальности: психодинамическим (пок. 1, 2, 3), личностным (пок. 6, 10, 11, 12, 15, 18), социально-психологическим (пок. 19, 20). По средней величине насыщенности значимыми весами доминирует психо динамический уровень (2,61) над личностным (2,01) и социально-психологическим (1,74). Поскольку в этом факторе среднее значение насыщенности значимыми весами выше у психодинамического уровня интегральной индивидуальности девочек, и его приспособительная значимость выше остальных, мы назвали весь фактор психодинамическим.

Фактор 3 (активно результативные девочки) - личностный, полный, представлен всеми участвующими уровнями интегральной индивидуальности: психодинамическим (пок. 4, 5), личностным (пок. 7, 8, 9, 13, 14, 17), социально-психологическим (пок. 22, 23). По средней величине насыщенности значимыми весами доминирует личностный уровень (2,01) над психо динамическим (1,74) и социальнопсихологическим (1,74). Поскольку в этом факторе среднее значение насыщенности значимыми весами выше у личностного уровня интегральной индивидуальности девочек, и его приспособительная значимость выше остальных, мы назвали весь фактор личностным.

Во всех трех факторах доминируют разные уровни, поэтому однозначной картины, что в организации интегрального портрета девочек играет ведущую роль, определить невозможно. В данном случае можно сказать, что в равной степени все три уровня психодинамический, личностный и социально-психологический оказывают влияние на стремление девочек к победе, практически все разноуровневые показатели играют важную приспособительную роль в концертно-конкурсной деятельности, помогают адаптироваться в фрустирующей ситуации, снизить тревожность, развить чувство уверенности, самоценности, стимулировать волевые качества.

Но можно выделить ведущий симптомокомплекс, качественно определяющий интегральный пологендерный портрет девочек, активно результативных в музыкальной концертно-конкурсной деятельности; он включает в себя следующие свойства: психодинамическая тревожность, организованность, трудолюбие, эстетическое развитие, личностная тревожность, мотивация достижения успехов, высокий уровень притязаний, настойчивость, упорство, соперничество, сотрудничество, избегание конфликтных ситуаций, приспособление.

Межфакторные отношения по преимуществу относятся к разряду облических, т.е. гибких, которые придают пластичность приспособления индивидуальности девочек к изменяющимся условиям объективной ситуации, их насчитывается 13, ортогональных, то есть однозначных и жестких, которые сужают и ограничивают возможности девочек музыкантов 10.

Следовательно, на основании факторного анализа, можно констатировать, что, интегральные пологендерные портреты мальчиков и девочек, активно результативных в музыкальной концертно-конкурсной деятельности, достаточно схожи. Оба портрета гармоничные (выделено по три полных фактора), облические, то есть гибкие и пластичные в разных условиях деятельности. Но, несмотря на обнаруженные общие черты, структуры интегральной индивидуальности активно результативных мальчиков и девочек имеют определенные различия.

По критерию межфакторных связей свойств интегральной индивидуальности, мы можем утверждать, что у девочек интегральный пологендерный портрет индивидуальности немного более гибкий и пластичный, так как в их факторных структурах насчитывается облических связей 13, а у мальчиков - 12, в то время как жестких ортогональных - 10, а у мальчиков 11. Ортогональные связи сужают и ограничивают возможности человека, а облические связи придают гибкость и пластичность приспособления индивидуальности мальчиков и девочек к изменяющимся условиям субъективной ситуации.

По критерию средней величины насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности значимыми факторными весами наблюдается тоже определенная разница в интегральных пологендерных портретах индивидуальности мальчиков и девочек. Существенность этих различий наглядно демонстрируется в табл. 11 и на рис. 4,5.

В интегральном портрете мальчиков ведущую организующую роль играет психодинамический уровень, а у девочек - социально-психологический уровень интегральной индивидуальности.

Таблица 11

Факторные структуры интегральной индивидуальности активно _результативных музыкантов мальчиков и девочек_

Критерии

развития

ИИ

Приспособительная значимость уровней

Наполняемость факторов

Характер межфакторных отношений

пд

У

ЛУ

СП

У

Пол

ная

Час-

тичн

Обли-

ческий

Орто-

гональн

Мальчики

2,61

2,12

2,03

3

0

12

11

Девочки

1,74

2,34

2,61

3

0

13

10

Примечание: ПДУ - психодинамический уровень

ЛУ - личностный уровень СПУ - социально-психологический уровень

Средняя величина насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности активно результативных музыкантов мальчиков и девочек значимыми факторными

Рис. 4. Средняя величина насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности активно результативных музыкантов мальчиков и девочек значимыми факторными

весами

Характер межфакторных связей свойств интегральной индивидуальности активно результативных музыкантов мальчиков и девочек

Рис. 5. Характер межфакторных связей свойств интегральной индивидуальности активно результативных музыкантов мальчиков и девочек

Таким образом, на основании проведенного математико-статистического анализа, можно утверждать, что структуры интегральной индивидуальности активно результативных музыкантов подростков мальчиков и девочек обнаруживают много сходства, но, однако есть и различия. Обе структуры одинаково гармоничны (выделено по три полных фактора). Межуровневая структура интегральной индивидуальности девочек несколько более уплотнена и упорядочена и согласована, чем межуровневая мальчиков. Пологендерные портреты девочек несколько более гибкие и пластичные по сравнению с мальчиками, но это различие невелико. У мальчиков организующую роль в интегральном портрете играет психодинамический уровень, у девочек - социально-психологический.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >