Пропаганда

Исторические метатехнологии[1]:

  • 1. Рабское производство - ССМК 1 - традиционное мифологическое знание, энергетика - мускульная сила человека. Духовная зависимость от носителей знания.
  • 2. Феодальное - ССМК 2- коллективно-субъективное знание, энергетика - тягловое животное. Зависимость по предмету: материальному (производители - крестьяне и ремесленники), политическому (феодалы), духовному (духовенство).
  • 3. Капиталистическое - ССМК 3, ССМК 4, ССМК 5- объективно-научное знание, энергетика - машины. Предметнофункциональная зависимость: управление, создание программ, овеществление.
  • 4. Ноосферное- ССМК 6- переход к самореализации в условиях обеспечения потребностей человека в определенном равновесии ресурсов биосферы.

Типы господства:

  • Финансово-информационное - СМИ и финансовая система. Сейчас на Западе.
  • Машинно-технологическое - машинная техника, основанная на науке. В Западном мире до начала 70-х годов 20 века.
  • Человеко-энергетическое - система человек-человек. Сейчас на Востоке.

Синергетика - междисциплинарное научное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х годов, изучающее процессы самоорганизации в открытых нелинейных системах. Сейчас оно все больше превращается в новую научную парадигму. Под самоорганизацией понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в открытом неравновесном состоянии (динамическое равновесие), вблизи особых критических точек (точек бифуркации), в окрестностях которых поведение систем неустойчиво.

В этих критических точках система под воздействием (флуктуация) может резко изменить свое состояние по определенной линии своего развития из множества возможных при условии лавинообразного процесса обострения с положительной обратной связью[2]. Неустойчивость есть новый тип детерминации.

Одновременно в синергетике происходит переосмысление концепции хаоса как некоей сверхсложной упорядоченности, существующей неявно, потенциально и могущей обнаруживать себя в огромном многообразии структур. Путем рассеяния энергии (диссипация) избираются определенные пути развития элементов и образуется система в устойчивом состоянии [3] [4]. Отсюда конфликт понимается как функция любой социальной системы, адаптация к процессам во внешней среде и оптимизация ее составляющих. Конфликт есть постоянное качество, неустойчивое равновесие, нормальное состояние социальной системы.

Индустриал ьное общество

Информационное общество

Большинство людей хочет одного и того же от жизни, и для боль-шинсгва из них экономический успех является главной целью. Поэтому мотивировать их следует посредством экономического вознаграждения.

Основные базовые потребности людей удовлетворены, каждый из них хочет получить от жизни все, поэтому одно только экономическое вознаграждение недостаточно для мотивации

Чем больше компания, гем лучше, более сильной и доходной она должна быть

Существуют ограничения в раз-мерах как для корпорации, так и для правительственных организаций

Труд, сырье и капитал - главные факторы производства

Информация столь же, а возможно и более важна

Производство стандартизирован-ных товаров и услуг более эф-фективно, чем штучное ручное производство, в котором каждая единица продукции отличается друг от друга

Производство заменяется новой системой индустриального «ремесленного» производства, в ос-нове которой лежит умственный труд, базирующийся на инфор-матике и супертехнологии. Конечным продуктом такого производства являются индивидуальные продукты потребления и услуги

Технологическое движение способствует прогрессу

Не обязательно, более того, если развитие бесконтрольно, то оно может разрушить уже достигнутое

Технологическое движение направлено на стандартизацию производства

Работа для большинства людей долж- _ „3 на оыгь вариагивнои, ответственной

Массовая коммуникация

Меж.чичиостиое общение

Оносредованность общения техническими средствами

Непосредственный контакт в общении

Общение стратов

Общение в основном отдельных индивидов

Ярко выражается социальная направленность общения

Как социальная, также и индивидуальная ориентированность общения

Организованный, институциональный характер общения

В большой степени и спонтанный характер общения

Отсутствие непосредственной обратной связи между коммуникатором и аудиторией

Наличие непосредственной обратной связи

Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения

Более свободное отношение к формам общения

Однонаправленность информации и фиксированность социальных ролей

Попеременная смена направленности и коммуникативных ролей

Коллективный характер коммуникатора и его публичная индивидуальность

Индивидуальный характер коммуникатора и его приватная индивидуальность

Массовая, стихийная, анонимная аудитория

Реципиентом выступает отдельный человек

Массовость, публичность, актуальность и периодичнос ть сообщений

Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность сообщений

Преобладание двухступенчатого характера сообщений: информация СМИ воспринимается после общения с другими людьми

Преобладание непосредственного восприя тия сообщения

Духовная сфера:

Система СМК

Содержательная характеристика

ССМК 1 традиционного общества

Зарождение нотестарной общины (карнавал) - массовое действие карнавального гина, народные демонстрации, народный театр

ССМК 2 аграрного общества

Развитие сословного общества через оппозицию государство-община (собрание) - современный театр, митинг

ССМК 3 индустриального общества

Становление классового общества (книга) - печатные библиотеки, музеи

ССМК 4 информационного общества

Господство современных классовых обществ (клин) - кино, радио, ТВ, печать

ССМК 5 трансформационного общества

Будущее (голография) - виртуальная реальность, голография, интерактивное телевидение

Черты ССМК 1:

  • «все» - вся информация.
  • «для всех» - информирование всех.

Черты ССМК 2:

«коммуникатор» - разделение ролей реципиента и коммуникатора.

Черты ССМК 3:

«всегда» - зафиксированный на материальном носителе человеческий опыт.

Черты ССМК 4:

  • «сейчас» - информация в режиме реального времени.
  • «постоянно» - непрерывное получение информации.
  • «комплексно» - объединение отдельных текстов в программу.
  • «везде» - одновременный охват всего пространства.

Черты ССМК 5:

  • «отовсюду» - все несет информацию.
  • «участник» - потребитель как прямой участник. [5]

Три революции СМК:

  • 1. Появление аудитории, то есть части людей, пассивно воспринимающих зрелище.
  • 2. Текст, зафиксированный на материальном носителе.
  • 3. Средства технической коммуникации.

Аудиовизуальные средства:[6]

  • Трансляционные - одномоментное получение и передача информации (ТВ и радио).
  • Тиражные - создание и хранение зафиксированной информации (фотография, видео, текст)

ТВ

Кино

Картина

Фотография

Массовость аудитории

Публичное одиночество

Массовость аудитории

Публичное одиночество

Настоящее в настоящем

Настоящее в прошедшем

Настоящее в прошедшем

Настоящее в настоящем

Отстраненность

восприятия

Идентификация с героем

Идентификация с героем

Отстраненность

восприятия

Вмешательство

участия

Вмешательство

невозможно

Вмешательство

невозможно

Вмешательство

участия

Серийность

Завершенность

Серийность

Завершенность

Равноправие

Равноправие

Нет

Равноправие

Взаимосвязь типа культуры и ССМК:

Тип

культуры

ССМК 1

ССМК 2

ССМК 3

ССМК 4

Элитарная

Культура гос- подствую-щего класса

Культура господствующего класса

Культура господствующего класса и близких к нему

Некоторое размывание

Массовая

-

Предмассо-

вая

Массовая

Утонченная массовая кулыура

Народная

Племенная

Зрелая

народная

культура

Остатки

фольклора

вследствие

массовиза-

ции

Исчезновение, единый постмодернистский человек

Субкультура

-

Предсубкуль-

тура

Субкультура в конфликтном равноправии

Расцвет субкультур

Тип

человека

Человек

родовой

принадлежности

Цельный

человек

классической

культуры

Массовый

человек

Индивидуальный

массовый

человек

Типы пропаганды по источнику:

  • 1. Белая - ведется от настоящего источника.
  • 2. Черная - от неизвестного.
  • 3. Серая - выдает себя за другой, настоящий.

Типы пропаганды по содержанию:

1. Духовная - базовые принципы, наиболее трудноуловимая

часть.

  • 2. Идеологическая - экспорт идеологии.
  • 3. Социологическая - организация материальной культуры. Типы пропаганды по цели:[7]
  • 1. Конверсионная - полная смена мировоззрения у адресата.
  • 2. Разделительная - противопоставление различных стратов.
  • 3. Компрометация - нарушение доверия.

Развертывание пропаганды:

  • 1. История.
  • 2. Внешнее окружение.
  • 3. Ценности.
  • 4. Программа.
  • 5. Текущие цели действий.

Информационная инфраструктура включает:

  • • Информационные кадры.
  • • Информационные технологии.
  • • Информационные организации.
  • • Потребители информации и сферы использования информации.
  • • Информационная политика.
  • • Информационный рынок.

Виды информационных и связанных с ними услуг:

  • • Телекоммуникационные услуги и услуги связи (услуги доступа и передачи информации).
  • • Информационные услуги (предоставление и поиск информации).
  • • Программные продукты, компьютеры, телекоммуникационное оборудование, техническое обслуживание (доступ к информации).
  • • Реклама и полиграфические услуги (доступ к информации).

Печать

Радио

ТВ

Близость к межличностному общению

1

2

3

Легкость восприятия информации

1

2

3

Оперативность

1

3

2

Эффект присутствия

1

2

3

Свобода выбора первоочередной информации

3

1

1

Возможность совмещать восприятие информации с другими занятиями

1

3

2

Возможность вернуться к восприятию информации

3

1

1

Возможность иметь при себе

3

2

1

3 максимальных преимущества, 1 минимальное1

Содержание СМИ

Форма СМИ

Соответствующая маска

Идеологическая

Воспитательная

Трибун

Культурная

Г едонисгическая Образовательная

Шут

Учитель

Коммуникативная

Информационная

Солидарность

Глашатай

Передатчик

Практическая

Утилитарная

Инструктор

Средства внушения:

  • ? Организация структуры информационного материала.
  • ? Повторение в определенных комбинациях.
  • ? Имидж.
  • ? Стереотип.
  • ? Миф.
  • ? Фасцинация.

Зависимость восприятия информации от восприятия источника информации:

  • 1. Интернализация - информация принимается на веру, как не порождающая сомнений в силу неоспоримой компетенции ее источника.
  • 2. Идентификация - отождествление информации с источником, обладающим лишь внешней привлекательностью. В этом случае люди как бы заранее принимают все позиции, но глубокого усвоения информации нет.
  • 3. Податливость - источником информации является носитель власти, и если отпадет необходимость внешне демонстрировать свое согласите, то информация постепенно забывается.

Ориентация источников информации:

  • 1. представители уходящих в прошлое форм общественной жизни.
  • а) фактическая (сплетническая) ориентация.
  • ? Интерес к развлечениям.
  • ? Поиск времяпровождения.
  • ? Информированность через эхо. [8]
  • • Нет личного мнения.
  • 2. низкоквалифицированные рабочие и служащие исполнительского труда
  • б) потребительская ориентация.
  • • Интерес к развлечениям.
  • • Поиск времяпровождения.
  • • Низкая информированность.
  • • Подвержены мнению других.
  • 3. высшие страты.
  • в) духовно-личностная ориентация.
  • • Интерес ко всему происходящему.
  • • Поиск личностного.
  • • Высокая информированность.
  • • Чаще всего независимы.
  • г) профессионально-функциональная ориентация.
  • • Интерес к общественно-политической информации.
  • • Поиск рационального.
  • • Высокая информированность.
  • • Чаще всего лидеры.

Массовая культура интегрирует основную часть культуры массового общества, выражает его культурные запросы в условиях плюрализма. В условиях ухода патриархального культурного монизма сейчас происходит становление внутреннего плюрализма универсализма и субкультур, что вызывает кризис. Смена культурной парадигмы с приматом церкви и классической культуры на культурную индустрию и интенсивную дифференциацию воспринимается как потеря[9].

Культурная интеллигенция становится интеллектуалом, а не глашатаем и вождем. Массовая культура возникла из просветительской и сохранила ее формы. Если чистое искусство гипертрофирует условность, символику, культивирует эстетическую дистанцию, то массовая культура жизнеспособна. Переход к массовой культуре в западных обществах произошел на рубеже 19-20 веков.

Типы культуры по субъектам творчества :

  • 1. Коллективистки-анонимный субъект - культура народа.
  • 2. Институциональный - религиозная культура. [10]
  • 3. Индивидуально-личностный- профессионально-элитарная, светская культура, творцом которой является интеллигенция.

Со стороны функций культуры:

  • 1. Элитарная или высокая культура.
  • 2. Массовая культура.
  • 3. Остатки фольклора на селе.
  • 4. Субкультуры.

Базовые основы постмодерна:

  • 1. Размытость границ, что выражается в переплетенности линий истории.
  • 2. Внутренняя самодостаточность текста, из самого себя, отсюда для каждого реципиента скрытые множественные смыслы.
  • 3. Человек становится центром проблем бытия, он понимается как коллективное сознание вместо индивидуального «я».

Модернизм

Постмодернизм

Индивидуальный утонченный глубокий стиль

Поэтика общего места, нарочито стертый банальный язык

Произведение является продуктом авторского рефлексивного видения

Художник утрачивает привилегированное положение и акцент на безличный план

Целостность повествования благодаря сквозным символам

Фрагментарность, высокая неотделанность

Единое личностное сознание

Разорванное и переливающееся сознание

Авторский смысл однозначен

Открытый текст, допускающий множество интерпретаций

Композиционный каркас политической рекламы1:

  • 1. имя кандидата.
  • 2. содержание.
  • а) краткая биографическая справка.
  • б) программные тезисы.
  • 3. слоган.

Политические программы кандидатов :

  • • Констатация проблем.
  • • Основные меры по решению этих проблем. [11] [12]
  • • Возможный личный вклад кандидата в осуществление этих

мер.

• Призыв к избирательной поддержке каждого человека.

Последовательность телерадиороликов и материалов прессы в предвыборной кампании:

  • 1. Идентификационные - запомнить имя кандидата.
  • 2. Аргументационные - знакомство с программой кандидата.
  • 3. Негативные - атака на соперника.
  • 4. Итоговые - мысли кандидата о будущем.

Пропаганда повстанцев:

  • 1. Дискриминация в органах власти.
  • 2. Непропорциональный отток ресурсов.
  • 3. Угроза исчезновения.
  • 4. Внешние факторы.
  • 5. Насилие со стороны правительства.
  • 6. Возможность достижения победы.

Пропаганда правительства:

  • 1. Внешняя угроза.
  • 2. Лидеры повстанцев просто хотят получить власть.
  • 3. Наше насилие только ответное и вынужденное.
  • 4. Последствия приходя к власти повстанцев.
  • 5. Зверства со стороны повстанцев (именно так).
  • 6. Сотрудничество со стратами, от имени которых выступают повстанцы.
  • 7. Отток ресурсов носит временный характер.
  • 8. Устрашение.

Этапы социально- политического конфликта

Наиболее эффективные тезисы повстанцев

Наиболее эффективные тезисы правительства.

1

1,2,3

1,6,7

2

1,4,6

1, 2, 3, 4, 6, 7

3

5

1,2, 3,5

4

4,5

1,5,8

5

6

4,5

6

4,5

3, 4,6

  • [1] Вильчск В. Прощание с Марксом (алгоритмы истории). М., 1993. - С. 74-81.
  • [2] 2 Князева Е.И., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизующиеся сложные системы. М, 1994. - С. 33.
  • [3] Князева Е.И., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизующиеся сложные системы. М., 1994. - С. 82.
  • [4] Полякова Н.Л. От трудового общества к информационному: западная социология обизменении социальной роли труда. Л., 1990. - С. 124-125.
  • [5] Буданцсв Ю.П. Основы изучения и организации информационно-пропагандистскойработы (методология и методика изучения СМК). М., 1989. - С. 65-68.
  • [6] 2 Копылсва Р.Д. Открытый экран. Телевизионные зрелища и диалог. СПб, 1992. - С. 43.
  • [7] Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда: очерки теории и практики. М., 1984. —С. 95-97.
  • [8] Богомолова Н.И. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991. - С.51.
  • [9] 2 Разлогов К. По ту сторону наслаждения // Дар или проклятие? Мозаика массовой культуры. М., 1994. - С. 22.
  • [10] Сапунов Б.И. Три лика культуры и современная культурология (к вопросу о субъектахтворческой деятельности) // Культурология сегодня: основы, проблемы, перспективы.М., 1993.-С. 103-110.
  • [11] Политическая реклама. М., 1999. - С. 64.
  • [12] Ковлср А.И. Основы политического маркетинга. М., 1993. - С. 27.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >