ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Предметом этой главы будет история политических учений, начиная с возникновения политики (и до этого момента) и до возникновения политологии как науки. Все политические учения можно разделить на идеальные, предлагающие наилучший общественный строй (впоследствии они получили название утопических, от греческого слова «утопия» — место, которого нет на земле, но которое может быть) и консервативные, целью которых является обоснование правомерности формы правления, существующей в данное время. Самые древние политические учения возникли в Китае, и это связано с общей социально-политической направленностью китайской культуры, в которой не было развернутой мифологии и философской метафизики.

Идеальное государство Конфуция

Крупнейшим мыслителем Китая и автором первого социального утопического проекта был Конфуций (552—479 гг. до н.э.). Он считал, что идеальное государство должно строиться по аналогии с хорошей семьей, т.е. напоминать большую семью, в которой правитель, как отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья. Конфуций уподоблял государство живому организму. «Правитель в столице страны как сердце в теле [человека]» (Древнекитайская философия : в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1972. С. 22). Отголоски подобных представлений дошли до наших дней, когда правителя называют «царь-батюшка», «отец родной», ко всем гражданам обращаются «товарищ», а в монастырях — «брат» и «сестра».

Государство необходимо, по Конфуцию, для справедливого и достойного существования людей, которые разделены на чиновников и простолюдинов, занимающихся соответственно умственным и физическим трудом. «Тот, кто является правителем над людьми, озабочен [мыслями о судьбе страны], но не трудится [физически]; народ же трудится [физически], однако не озабочен [такими мыслями]» [Там же, с. 21—22]. Конфуций сформулировал принцип социальной гармонии. «Верхи [должны] добросовестно заботиться о низах, а низы [должны] честно служить верхам» [Там же, с. 15]. Тогда образуется «моральное согласие».

Правильное управление государством — основа благосостояния народа. Во главе государства должны стоять мудрые люди, а самые лучшие правители — это совершенномудрые, которые от рождения несут в себе знание, дарованное им небом, и передают его людям. Правитель должен быть «величественным, но не заносчивым; строгим, но не жестоким» (История китайской философии. М.: Прогресс, 1989. С. 74].

Искусство управления заключается в «исправлении имен», т.е. в том, чтобы каждого поставить на должность, на которой тот способен приносить наибольшую пользу государству. Требование «исправления имен» означает, что правителем должен быть человек, могущий править, слуга же должен служить и быть способен к этому; отец должен исполнять обязанности отца, сын — сына и т.д. Если «имена неправильны, речь противоречива; когда речь противоречива, дела не завершаются успехом; когда дела не завершаются успехом, не процветают правила поведения и музыка; когда не процветают правила поведения и музыка, наказания и штрафы налагаются неправильно; народу некуда поставить ноги и положить руки» (Лунь Юй, XVI в.).

Стремление к реалистичности привело Конфуция к следованию правилу «золотой середины» — избегания крайностей в деятельности и поведении. Благородный муж «[строго придерживается] середины и не склоняется ни в одну сторону. Именно в этом и состоит подлинная сила! Когда в государстве царит порядок, [он] не отказывается от того поведения, [какое у него было раньше]... Когда в государстве отсутствует порядок, [он] не изменяет своим принципам до самой смерти» (Древнекитайская философия. Т. 1. С. 121]. Того же мнения придерживались и греческие философы. Благородный муж не безрассуден. «Когда в государстве царит порядок, его слова способствуют процветанию; когда в государстве нет порядка, его молчание помогает ему сохранить себя» [Там же, с. 132].

Конфуций ищет идеал в прошлом, предлагая распространить этику, господствующую, как сказали бы современные социологи, в малых группах, на сверхбольшие группы. Конфуций взял за основу своей концепции генетический аспект. Государство произошло из родоплеменной организации. На тех чертах, которые наиболее характерны для семьи, должны, по Конфуцию, основываться и взаимоотношения в государстве.

Свое учение об идеальном государстве Конфуций создавал в полемике с так называемыми «законниками» (легистами) — социальной школой, представители которой считали, что залог благосостояния и могущества государства в хороших законах. Возражая «законникам», Конфуций говорил, что хорошие законы без добродетелей у членов общества не приведут к социальной гармонии, так как население будет уклоняться от их исполнения, в то время как высокий уровень нравственности гарантирует процветание государства без наличия строгих законов. Философ К. Поппер считал, что невозможно создать институты, «которые работали бы независимо от того, какие люди их обслуживают» [33, т. 1, с. 293]. Невозможно идеальное общественное устройство без идеального человека. Две проблемы — социального и личностного прогресса — тесно связаны друг с другом и неразрешимы одна без другой. Это хорошо понимал самый известный китайский философ.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >