ВВЕДЕНИЕ

Итак, настоящая работа является первым учебником по исламскому государственному праву в истории современной России.

Вероятно, текст работы перегружен определениями, но это необходимо для понимания общей картины работы. Отметим, что данный учебник посвящен именно доктрине исламского государственного права, а не современному государственному праву мусульманских стран, это две больше разницы.

Желаю удачи в нелегком деле изучения сложных понятий.

СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА ИСЛАМСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Картина мира исламской цивилизации.

Исламская форма государства - такая система государственных институтов в исламском государстве, при которой данные институты построены на основе доктрины шариата, воплощают в себе народовластие и обеспечивают гарантии праведного правления для мусульман.

Праведное правление - правления главы исламского государства, при котором все мусульмане ощущают себя живущими по законам Аллаха и счастливыми в своем бытии, несут свет ислама и умма развивается в мире и согласии всех.

Исламское политико-правовое учение - система взглядов и представлений о политической стороне ислама и исламском государстве, формулирующая основные положения исламское правовой доктрины, исходя из Откровения Аллаха как источника права, последующего толкования муджтахидами и развития практики правления.

Современная картина мира:

Халифат - историческое государство под главенством арабского народа, во главе которого стояли халифы как олицетворение центральной власти, источником законодательства был бурно развивающийся шариат различных мазхабов, эпоха наивысшего расцвета и прорыва ислама, халифат развалился под влиянием внутренних причин дезинтеграции в силу неспособности вовлечь территории в процесс общего государственного строительства.

Халифат - в модернизме доктрина единого исламского государства как долг и обязанность каждого мусульманина по принципу «одно небо - одна истина - одна вера - один халиф», данное государство проистекает из суверенитета Аллаха над мусульманами, выборности халифа по согласию всех мусульман, федеративному характеру союзной государственности, шариата в его обновленном варианте.

Халифат - в джихадизме доктрина единого мусульманского государства без пределов распространения, долг каждого мусульманина всячески содействовать увеличению мощи халифата и распространению исламской веры, пропагандируется доктрина джихада меча, то есть вооруженного пути создания халифата.

Имамат - исторические государства в рамках исламского мира, основанные на концепции имама как источника религиозной и высшей власти в государстве, ориентация на наиболее жесткие толкования шариата, можно сказать, что это были государства идеологической утопии с доктриной непрерывного расширения.

Имамат - доктрина исламского государства, в основе которого лежит концепция имамата как религиозного лидерства главы государства, власть распространяется от духовенства, государство готовит мусульман к будущей жизни под сенью единого лидера.

Эмират - исторические и современные государства в рамках исламского мира, отличительными признаками являются небольшой размер территории и наследственный характер власти эмира, апеллируют к единой традиции правления у данного народа и шариату.

Эмират - часть союзного государства мусульман, источник делегирующей власти в договорной федерации в исламском мире, во главе стоит наследственный эмир из местной династии.

Эмират - по доктрине халифата эмират является союзным округом осуществления центральной власти халифа в государстве.

Эмират - провинция в королевстве исламского мира, главой которой является эмир из членов правящей монархической семьи.

Эмират - доктрина создания мусульманских государств в джи- хадизме, которые позднее образуются джихадистский халифат, появляются в результате вооруженной повстанческой борьбы.

Султанат - исторические и современные государства в рамках исламского мира, отличительными признаками которых являются долгая непрерывная традиция правления династии султана у данного народа, данные государства являются государствами традиционалистского типа.

Султанат - часть союзного государства халифата как конституционной федерации, во главе стоит либо султан из местной наследственной династии, либо выборное лицо.

Исламская федерация - союзное государство в рамках исламского мира, в основе лежит договорной характер власти, союз эми- ратств (могут называться и штатами), периодическая смена главе союза (провозглашаемая или реальная).

Королевство - современные государства в рамках исламского мира, основанные, по сути, на западной модели монархического типа наследственной династии с сильным влиянием шариата, опорой династии выступает госаппарат, духовенство и влиятельные племена.

Республика - современные государства в рамках исламского мира, основанные на западной модели демократии и власти народа как источника права, но самом деле государственная власть стремится построить светское государство, во главе которого стоит прозападная политическая элита, сводящая до минимума влияние шариата, но опирающаяся на армию и госаппарат.

Исламская республика - современные государства в рамках исламского мира, строящиеся в принципе на основе западных государственных институтов, даже на принятии религиозной модели, шариат в них играет заметную роль. Государство провозглашает себя государством мусульман.

Вилайет - провинция в унитарном государстве типа республики или исламской республики, а также в джихадистской концепции эмирата.

Что происходит в исламском мире (взгляды):

  • 1. Формирование единого мусульманского суперэтноса и процесс формирования вызывает крайне большое напряжение, требуя государственного оформления в едином государстве.
  • 2. Подходит к концу эпоха колониального доминирования Запада, и мы присутствуем при переформатировании системы международных отношений и Большого Ближнего Востока. Можно говорить о начале эпохи постколониального постхристианского мира.
  • 3. Завершается эпоха спящего исламского мира и пробуждается исламский дух. Исламский мир более не желает быть ареной борьбы западных государств, а сам хочет творить историю. Если раньше мусульмане выбирали между западной демократией и коммунизмом, то теперь побеждают и исламские идеи.
  • 4. Постоянное вмешательство Западного мира в Исламский мир крайне утяжеляет процесс формирования новой идентичности и приводит к кровавым эксцессам, порождая джихадистские движения.

Исламский проект - потенциальный глобальный проект мира ислама по мысли мусульманских ученых, позволяющий умме (общине) занять равноправное место в мировом сообществе цивилизаций и государств, заключающийся в создании исламской государственности на землях ислама, следовании шариату и воссозданию Халифата.

Халифат как духовная политическая связь мусульман Земли не может прерваться никогда, однако не всегда духовная составляющая находит свое выражение в государственности в реальности. Халифат как праведное государство является высшим императивом мусульманина, чтобы мусульмане могли жить под богоданной властью мира ислама.

Первый халифат - исторически существовавшее единое государство мусульман на Земле, начавшееся как государство с эпохи первых халифов, объединивших народы под единой властью халифа, правившего по всеобщему согласию мусульман при поддержке исламских ученых и духовных лиц в союзе с духовным лидером шейх-уль-ислам.

Второй новый халифат - воссозданное и продолженное единое государство мусульман на основе исламской государственности союза мусульманских народов как праведное государство истинных мусульман для служения Аллаху по пути во Вселенной.

Третий галактический халифат - продолженное путем преобразования из Второго халифата государство мусульман в Галактике при расширении пределов человечества и мусульман как его части во Вселенной, построенное как союз всех мусульман для общего блага.

Фикх или исламское право - система правовых норм, исходящая в основе своей из Корана (плюс Сунны - у суннитов), считающая необходимым строительство исламского государства, включающая многие нормы религиозного характера, но и не только, выступающая как составная правовая часть шариата.

Характеристики исламского государства.

Характеристики исламского государства (имеется в виду концепция):

Праведное государство - государство, построенное на началах первого государства халифата,

Вечная традиция правления - государственность халифата не прерывается никогда, даже если политически государство прекращает свое существование в результате вражды и междоусобиц,

Шариатское государство - государство, построенное на началах справедливости, воплощенной в шариате.

В западной традиции прав провозглашается система сдержек и противовесов, к которым относятся судебный конституционный контроль, разделение властей, правовое государство, парламентский контроль.

Была ли такая система сдержек в халифате?

Была и вот она:

  • 1. Судебный корпус кади сильно ограничивал произвол чиновников халифата, устанавливая единый правопорядок. Творя единое право, кади заставляли чиновников не преследовать только личный интерес, но и следовать общественному благу.
  • 2. Власть халифа была ограничена союзом с шейх-уль-ислам как главой духовенства, и духовенство выступало жестким противовесом светским властям.
  • 3 Власть халифа ограничивалась серьезно властью региональных султанов, в 10-12 веках халиф, по сути, был уже имамом, то есть духовным главой халифата, а султаны возглавляли региональные элиты управления, опираясь на центральную власть халифа.
  • 4. Бюрократия как опора халифа часто могла оппонировать через главного визиря к отмене того или иного решения халифа, вынося вопросы на обсуждение Дивана (Совета при халифе из чиновников).

Поэтому необходимо понимать, что никакой безраздельной власти у халифа не было и в помине.

Джихадат - исламистское государство, созданное в результате джихада меча, постулирующее непрерывную миссию расширения жизненного пространства, вступающее в прямое военное столкновение с другими государствами, провозглашающее крайне жесткие формы регулирования общественных отношений.

Джихадистское государство включает:

  • 1. Исламская форма правления. Исламская форма правления - ряд современных государств исламского мира в различной степени в рамках исламского мира, а также концепции государственного устройства, основанные только на религиозном понимании общественной жизни и, следовательно, полном подчинении государственности требования шариата как сформулированной доктрине, не подлежащей пересмотру с течением времени.
  • 2. Только унитаризм.
  • 3. Тоталитарный политический режим.

В джихадизме возможен только халифат или имамат с временным образованием эмиратов на пути строительства единого государства.

Исламское государство - структурная форма развития исламской общины на определенном историческом этапе, измененная коренным образом в связи с Откровения Аллаха Пророку и создавшая новую государственность на основе истины ислама, воплотившую дух шариата (фикха) и регулирующая отношения в таком государстве на основе принципов мироустройства ислама как всесторонней религии.

Исламское государство включает:

  • 1. Исламская национальная форма правления. Исламская национальная форма правления - форма правления в трансформирующихся модернистских национальных государствах исламского мира, опирающаяся на традиционные модернизируемые институты власти, играющие роль дополнительности к руководящей роли государства, вытекающая из религиозного союза государства и общества и имеющая в качестве идеологии исламское возрождение. Исламская национальная форма правления (другой вариант) - форма правления в рамках исламской цивилизации, основанная на гармоничном сочетании и взаимодополнении национальной традиции мироустройства и правления и картины мира Откровения в Коране, предписывающей устройство исламской государственности на началах соблюдения заветов и следовании пути.
  • 2. Исламская федерация или унитаризм небольшого государства.
  • 3. Демократический политический режим.

Черты исламского государства:

  • 1. внеисторичность, то есть факт его появления внеисторичен и не зависит от воли мусульман, а возникает оно по пути Господа в силу истины ислама, хотя и учитывает в определенной степени предшествующее развития данного народа.
  • 2. коренное изменение жизни уммы, то есть полное переформатирование и трансформация общественных отношений в связи с провозглашением такого государства.
  • 3. строится на основе живой практики шариата, вырабатывающей новые нормы в процессе государственного строительства.
  • 4. само общество в таком государстве строится на основе принципов исламского мироустройства, а не только государство как его форма.

Отличие джихадата от халифата или имамата заключается не том, что джихадат создается в результате вооруженной борьбы, халифат также допускает ведение освободительных войн, а в том, что провозглашается миссия расширения огнем и мечом до бесконечного предела, в том числе и путем обращения неверных.

В исламском государстве одинаково возможны халифат, имамат, эмират и султанат.

Исламское традиционное государство - государство традиционалистского типа в ряде стран исламского мира, провозглашающее непрерывную традицию государственности в условиях крайне осторожной модернизации государства со стороны правящей элиты, сохраняющей, прежде всего, сложившийся баланс интересов и систему институтов власти. Исламское традиционное государство включает:

  • 1. Исламская традиционная форма правления. Исламская традиционная форма правления - форма правления в ряде государств исламского мира на пути строительства национальных форм государственности, включает в себя крайне осторожную модернизацию сложившихся институтов власти и учитывает в крайне большой степени сложившую систему институтов власти и баланса интересов.
  • 2. Допустима автономия в унитарном государстве.
  • 3. Авторитарный политический режим.

В исламском традиционном государстве наиболее предпочтительны эмират и султанат.

Что же такое исламат.

Исламат - государство, основанное на исламской национальной форме правления, способное проводить модернизацию социальной жизни и государственных институтов, создающее новые формы общественных отношений, учитывающие традицию и опыт народа, а также достижения человеческой мысли (и не только в рамках ислама).

Государственные институты исламата:

Амир исламата

Меджлис аль байа

Меджлис аль шура

Конституционная шура

Правительство

Ведомства

Исламская судебная система во главе с Верховным шариатским

судом.

Система отраслей права в исламском праве.

Шариатские науки - одна из двух групп наук в Арабском халифате, созданная факихами и улемами, включала такие науки как

  • • Фикх
  • • Калам
  • • Нахв - грамматика
  • • Китаба - секретарское искусство
  • • Аруд - поэзия
  • • Тарих - история
  • • Тафсир.

Исламское государственное право - система правовых норм, возможная реализация которых строится в исламском государстве, воплощает в себе дух ислама как Откровения Господа, на основе которых выстраивается единая система государственных институтов уммы, направляемая путем Господним по воле мусульман и их лидеров для лучшего правления в единой семье уммы как обязанность каждого мусульманина.

Исламское административное право - система правовых норм, регулирующая отношения между мусульманами и органами управления по поводу участия мусульман в управлении государством и в связи с оказанием государством услуг по защите и реализации прав граждан.

Исламское гражданское право - система правовых норм, регулирующая хозяйственную и частную жизнь мусульман в исламском государстве, построенная на основе миропонимания ислама.

Исламское судебное право - система правовых норм, регулирующая устройство судебной системы исламского государства, право судопроизводства в судах государства и порядок исполнения судебных решений.

Исламское уголовное право - система правовых норм, регулирующая отношения, связанные с защитой исламского государства и уммы от незаконных посягательств.

Исламское международное право - система правовых норм, регулирующая отношения между государствами исламского мира и уммы в целом с другими цивилизациями и народами, согласно доктрине которой отношения между государствами исламского мира должны быть равноправными и союзными.

Дугой вариант изложения.

Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный интерес.

Отраслям публичного права являются:

  • • международное публичное право;
  • • конституционное право;
  • • административное право.

Международное публичное право вообще - система исторически изменяющихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых главным образом государствами в процессе их сотрудничества и соперничества, выражающих относительно согласованную волю государств и регулирующих отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения. Соблюдение норм международного публичного права обеспечивается индивидуальным либо коллективным принуждением его субъектов, пределы и формы которого определяются ими в процессе совместной деятельности.

Исламское международное публичное право - доктрина организации взаимодействия исламских государств на международной арене и порядка функционирования их совместных международных организаций.

Конституционное право вообще - это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы органов публичной власти.

Исламское конституционное право - это доктрина организации и функционирования государственной власти в мусульманском государстве (стране), регулирующая систему публичных институтов власти, положение личности мусульманина, взаимоотношения мусульманина и государства.

Таким образом, исламское конституционное право в отличие от конституционного права вообще является:

  • • Представляет собой доктрину, то есть совокупность основных взглядов мусульманских ученых.
  • • Затрагивает прежде всего организацию государственной власти как прямо влияющую на благополучие мусульман и соблюдение ими канонов ислама до Судного дня.
  • • Касается организации власти в мусульманских государствах.

Административное право вообще - это система правовых норм

конкретной страны, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу реализации исполнительной власти.

Исламское административное право - это доктрина организации и функционирования органов исполнения (более узко - исполнительной власти) в мусульманском государстве по поводу исполнения публичных функций.

Модернизм и шариат.

Какова концепция и что может предложить исламский модернизм в области исламской государственности?

Разработками является концепция исламата как правового исламского социального государства для всех граждан государства, построенного на началах уважения к верховенству права, защите прав национальных меньшинств, соблюдению прав человека, демократическому устройству власти, делегированию власти общинам. В этой концепции шариат предполагается динамически изменяющейся системой права в соответствии с доктриной исторического времени.

Исламская форма правления - широкий комплекс воззрений исламских ученых и представителей духовенства на структуру и роль исламского государства, его взаимоотношения с другими государствами, взаимодействие мусульман и национальных меньшинств в рамках такого государства.

Шариатское правление - правление, основанное на догматическом применении шариата как неизменной системы права, не подлежащей в принципе какому-либо изменению в чем-либо. Любые такие изменения объявляются нововведениями (бида) и не подлежат соблюдению. Такое государство является крайне жестким и очень быстро в нем наступает застой. Оно по сути своей враждебно к модернизму.

Изменение шариата может основываться на следующих принципах:

  • 1. Доктрина исторического времени предполагает разное действие разных норм в разное время, то есть не все нормы шариата действуют одновременно. Необходимо понимать, что многие нормы были выработаны для того, чтобы ислам был принят конкретным кочевым обществом арабских бедуинов Аравии и начал, таким образом, распространяться.
  • 2. Определяющим является мнение исламских ученых, а не исламского духовенства. Духовенство не может передать новое Откровение до Судного дня, а должно служить лишь отправлению культа и соблюдению религии.
  • 3. Решение принимает представительный корпус мусульман, выражающий всеобщее согласие мусульман на изменения путем избрания представителей в Меджлис аль Умма.

В шариате можно выделить следующие механизмы изменений.

Первая группа концепций - положительная.

  • 1. Доктрина исторического времени, согласно которой разные нормы шариата действуют по-разному в разное историческое время и могут отмирать в силу исторического прогресса.
  • 2. Концепция социальных ценностей, в соответствии с которой возможны изменения в шариате через принятие социальных законов, то есть правил, установленных самим обществом.
  • 3. Доктрина общего блага мусульман, согласно которой норма не должна действовать, если нарушает принцип общего блага. Норма не должна действовать ради нормы.

Вторая группа концепций - отрицательная.

  • 1. Концепция необходимости нововведений. Невозможно отрицать социальные изменения и вызванные этим изменения правовых норм, требуя неукоснительного соблюдения мертвых по своей сути норм.
  • 2. Доктрина возможности толкования норм права. «Врата ид- жтихада» должны снова распахнуться и дать простор исламской политико-правовой мысли.

Исламский миропорядок - концепция миропорядка, продвигаемая исламскими государствами для равноправных отношений с западной цивилизацией. В основу концепции положена исламская солидарность - единство исламских народов на мировой арене, в отношениях между исламскими государствами надлежит придерживаться начал взаимоуважения и невмешательства.

Исламское возрождение - пульсирующий и тяжелый процесс самосознания мусульманами своей политической идентичности и выработки единой доктрины построения исламского демократического государства как блага для всех мусульман на землях ислама.

Исламское развитие представлено в теоретической концепции исламской модернизации и практической концепции исламского модернизма.

Исламская модернизация - концепция изменения политических институтов исламских государств и превращения их в государства ислама, основанные на праведном правлении лидеров и шариате как законе Аллаха, понимая под шариатом динамическую систему изменения правовых норм, а не застывший каркас права.

Исламский модернизм - концепция пути изменений по всеобщему согласию мусульман на основании мнения исламских ученых и по решению представителей мусульман.

Классическая исламская политико-правовая доктрина - система взглядов и представлений об исламском государстве в виде целостной доктрины, сложившаяся в исламском мире к 14 веку и затем не пересматривавшаяся долгое время, заключавшаяся в необходимости существования только одного истинно исламского государства халифата как дома всех мусульман на Земле, все остальные государства рассматривались как временное явление на пути к халифату. Главным источником права признавался шариат без каких-либо нововведений.

Модернистская исламская политико-правовая доктрина - система взглядов и представлений об исламском государстве, являющаяся предметом острых дискуссий и идейных столкновений начиная со второй половины 20 века, главным постулатом которой является умеренность в политико-правовой практике ислама, признание необходимости строительства национальных государств в рамках исламского мира, необходимости плюралистического сосуществования различных источников права.

Джихадистская или исламистская, или салафитская политикоправовая доктрина - система взглядов и представлений на практику строительства исламистского (джихадистского) государства у фундаменталистов, сложившаяся в жесткую и целостную доктрину, не терпящую критики, смысл которой в постулировании вооруженного пути создания джихадистского государства как единственно правильного пути в условиях «прогнивших прозападных режимов в исламском мире» и невозможности построить его через смену политической власти на выборах в мусульманских государствах, опирающихся на поддержку Запада.

Фундаменталистская политико-правовая доктрина - система взглядов и представлений на теорию строительства исламистского (джихадистского) государства, сложившаяся в жесткую и целостную доктрину, не терпящую критики, смысл которой заключается в исламизме как глобальной идеологии строительства исламистского государства в любой точке земного шара, где есть исламская община, на основе крайне жесткого понимания шариата и провозглашаемого идеала государства эпохи первых халифов. По сути, это строительство тоталитарного религиозного государства, где место глобальной мессианской идеологии (аналог коммунизма или фашизма) займет исламизм (джихад изм).

Халифат - глобальный проект мусульманского мира, долг и обязанность каждого мусульманина построить лучшее и справедливое общество на Земле в Доме Аллаха, по законам Аллаха для праведной жизни.

Уровни организации власти в Халифате:

  • 1. Верховная власть халифа при благословении и поддержке шейх-уль-ислам.
  • 2. Союзные власти (исполнительная, судебная и представительный корпус парламента).
  • 3. Территориальная организация союзных властей.
  • 4. Власти федератов (членов союза).
  • 5. Территориальные общины мусульман.

Имамат - менее значимый, преимущественно шиитский глобальный проект исламского государства во главе с имамом - религиозным лидером из духовенства, основанный на прямом религиозном руководстве мусульманами.

Исламская политико-правовая доктрина - доктрина фикха (исламского права), организация политической власти и институтов исламского общества, построенного по законам Аллаха.

Государственность - суть развитого общества и одновременно его свойство; создание политические структуры для управления социальными делами и регулирование общественных отношений данного общества.

Государство - система политических институтов общества публичного характера для упорядочивания социальных структур общества и регулирования публичных отношений.

Исламское государство - система политических институтов в исламском обществе, основанная на шариате как законе Аллаха, власть в котором носит исламский характер, права мусульман в таком государстве защищены с точки зрения религиозных свобод, во внешней политике проводится линия на создание исламского миропорядка.

Исламская государственность - развитие динамической системы политических основ исламского общества во временной перспективе.

Исламская цивилизация - система культурно-исторического развития исламского общества, обладающая уникальностью ценностей и основанная на Откровении Аллаха.

Халифат.

Элементы исламского проекта:

  • 1. Халифат как всемирное исламское государство для всех мусульман.
  • 2. Халифат как мечта каждого мусульманина о праведной жизни на земле по законам Аллаха.
  • 3. Халифат как ядро исламской цивилизации в сообществе других мировых цивилизаций.
  • 4. Халифат как хранитель шариата для соблюдения законов

Аллаха.

5. Халифат как место развития исламского мира.

Базовые характеристики халифата и имамата:

1. Представительство от земли, то есть территорий

Халифат отрицает союз народов, представительства народов быть не может, может быть только представительство государств как членов федерации.

Имамат отрицает какое-либо представительство территорий, «имам знает всегда лучше».

2. Представительство мусульман в Меджлисе

Халифат опирается на представительство мусульман в Меджлисе аль Шура, так как каждый мусульманин равен по рождению халифу, халиф только лучший политический лидер, выбранный по согласию.

Имам не нуждается в наставлениях от мусульман для своего руководства уммой, ему даровано знание в силу святости и мудрости.

3. Сущность верховной власти

Халиф не обладает божественной мудростью, он только правит по согласию мусульман в союзе с шейх-уль-ислам, он просто лучший политический руководитель мусульман.

Имам обладает божественной волей, так как познал Откровение и является проводником воли Господа на Земле.

4. Вероятность строительства на Земле до Судного дня

Халифат как обязанность мусульман построить его до Судного

дня, так как духовно традиция халифата не прервется никогда до Судного дня.

Имамат как последний и глобальный проект возможен только в Судный день, когда придет сокрытый имам, но это не значит, что не могут быть временный имаматы, просто глобальный последний имамат как последняя истина возможен только в Судный день.

Халифат является союзным государством всех мусульманских народов, входящих в его состав. При подготовке Основного низама Конституционной комиссией высказывалось мнение, что возможен вариант регионалистского государства, но для всеобщего блага решено было следовать лучшим образцам доктрин муджтахидов.

Халифат есть исламское государство не только в том смысле, что продолжено для мусульман, оно выражает дух ислама, закон Аллаха для мусульман и его понимание мусульманами так, как оно было дано людям. Исламский характер выражается во всем бытии государства и обнимает мусульманина.

Халифат является правовым государством, следующим шариату. Никто не может нарушать шариат, и никому это не позволено. Только Меджлис аль Умма может изменить человеческое понимание шариата. Шариат является высшим критерием оценки деятельности государственных деятелей и высшим мерилом для судей.

Халифат идентифицирует себя как социальное государство, где долг пронизывает все. Каждый помогает каждому при помощи государства. Охрана семьи, материнства и детства, пенсионное обеспечение, молодежная политика, защита прав потребителей, блага культуры и науки, занятость - вот основные направления социальной политики Халифата.

Халифат есть демократическое государство мусульман, где все обладают избирательными правами с 18 лет и имеют доступ к государственной службе в соответствии с законом. Высший суверенитет принадлежит Аллаху, но на Земле до Судного дня он вручил его мусульманам, и источником власти в стране выступает только исламская нация.

Халифат постулируется как союз султанатов, то есть мусульманских народов в едином государстве. Федератами или союзниками выступают государства-нации мусульман в прошлом, а сейчас это народы-федераты, образующие свои территориально-административные части Халифата - султанаты. Халифат является не договорной, а конституционной федерацией - союзом, и выход султаната из него не допускается. Исключением являются решения Меджлиса аль Умма, принимаемые в специальном порядке.

Халифат вытекает из самой сути веры исламской, и он существует до тех пор, пока есть мусульмане. Даже час тяжких бедствий уммы может только временно прервать нить традиции, но она будет неизбежно снова восстановлена. Пока мусульмане тверды в вере и крепость веры неизменна, Халифат будет продолжаться.

В чем разница между концепцией имамата и халифата.

Есть широко распространенный штамп в российской науке, кочующий из одного академического учебника в другой, что имамат у шиитов, а халифат у суннитов.

То, что был Кавказский имамат у суннитов Северного Кавказа, как правило, не замечается. Да и вообще, как могли быть имамы Кавказа.

Имамат - это не просто религиозный лидер, высшее духовное лицо, это лицо, обладающее лидерством в силу познания Откровения лучше всех равных среди мусульман, так как обладает соответствующими душевными качествами, в том числе умением управлять, понимать Коран, благочестием и так далее.

Халиф - это не просто светское лицо, а высшее выборное лицо по согласию всех мусульман, он олицетворение единой воли уммы на правление.

Халифат означает строительство дома мусульман на Земле, защитника исламской цивилизации, а не только факт того, что халифат будет восстановлен в Судный день, то есть духовный халифат в сердцах мусульман дополняется и земным политическим.

Имамат означает коллективное служение мусульман общей цели поклонения Аллаху в своих делах, то есть государство опекает и следит, наставляя.

Главное отличие халифата от имамата не в названии высшего должностного лица, а в функции государства: в имамате государство следит и опекает, а в халифате помогает плюс в халифате разделение светских и духовных властей, а в имамате единство, но это следствие.

Также важным является вопрос о концепции Махди как сокрытого имама.

Данная концепция свойственна опять не только шиитам. Однако она занимает разное место в халифате и имамате. Махди это мессия, проповедник истины накануне Судного дня, но если в имамате Махди становится вместо имама, то в халифате он просто главный религиозный лидер, не отменяющий даже полномочий шейх-уль-ислам.

То есть Махди в халифате как Сергий Радонежский у русских или Гази-Хаджи у чеченцев, лицо, обладающее высшим религиозным авторитетом, находящееся вне официальной иерархии, как бы светоч истины.

Махди в имамате потому и становится на место имама, так как должен силой государства увлекать колеблющихся и сомневающихся, то есть аналог советской системы воспитания. В принципе имамат можно расценивать как государство идеологической утопии. Отсюда халифат можно оценить, как обмирщенное государство, хотя и построенное на общих религиозных основаниях как самоидентификация граждан халифата.

Можно ли создать халифат до Судного дня или он будет воссоздан только в Судный день?

Халифат подразумевает духовное и политическое единство исламских народов на Земле в едином государстве халифата как долг и обязанность каждого мусульманина. Недостаточно хранить верность в душе, существуют и общественные дела, и социальный долг, повелевающие исполнить предначертанное для построения справедливого и лучшего общества для мусульман. Только халифат может быть домом для мусульман, защищающим их перед лицом других мировых народов. Мусульманин не может самоустраниться в семье и личной жизни от социальных обязанностей.

Следование Халифату и его поддержка является вечным долгом каждого мусульманина. Он вечен, так как существование Халифата, даже если оно временно прекратиться, лежит в природе вещей мусульман. Долг мусульманина абсолютен, но относителен в историческое время, так как восстание против правителя и сам Халифат не одно и то же.

Связь каждого мусульманина как политико-правовая (гражданство) и духовная принадлежность не прерывается никогда. Каждый мусульманин может обратиться к защите Халифата, и он ее получит по праву веры. Халифат обнимает каждого мусульманина и помогает ему во всем. Халифат стремится помочь достойным и немощным.

Халифат перед Аллахом выступает как высшее единство его творения на Земле. Только единство позволяет мусульманам обеспечить свое счастье и благополучие на Земле до дня Страшного суда. Халифат всеобъемлющ и всеохватен для каждого мусульманина.

Концепции халифата:

1.государственность

Халифат - в модернизме доктрина единого исламского государства как долг и обязанность каждого мусульманина по принципу «одно небо - одна истина - одна вера - один халиф», данное государство проистекает из суверенитета Аллаха над мусульманами, выборности халифа по согласию всех мусульман, федеративному характеру союзной государственности, шариата в его обновленном варианте.

2. верховная власть.

Халиф есть слуга господень над рабами божьими, посланник бога на Земле, выбранный мусульманами по праву лидерских качеств и мудрости из рода курайшитов, обладающий светской политической властью от имени халифата в едином союзе с шейх-уль-ислам.

Халиф есть временный правитель в силу того, что сам халифат на Земле простирается до Судного дня, когда он шагнет в вечность. Поэтому халифат как единое государство возможен и до Судного дня, а глобальный имамат может появиться только в Судный день.

3. представительный орган

Власть халифа опирается на представительство мусульман в Меджлисе аль Шура, халиф и данный орган дополняют друг друга каждый в рамках своей компетенции. Халиф не может стать выше Меджлиса аль Шура, так как все мусульмане наместники бога на Земле, а халиф посланник Господа, то есть первый среди равных. Халиф не обладает божественным знанием, но мудростью в делах государственных, а шейх-уль-ислам печется о душах мусульман как наиболее просвещенный среди духовенства, но не в силу Откровения.

4. правительство.

Правительство являются временным, то есть исполняет обязанности до Судного дня как администрация халифа, все органы правительства являются ведомствами и возглавляются исполняющими обязанности эмирами ведомств.

5. устройство.

Халифат не стирает различия между народами, хотя отрицает федерацию народов, халифат это конституционный союз исламских государств.

6. опора государства.

Халифат опирается на чиновничество (бюрократию), армию и духовенства как столпы государства.

Основания халифата:

  • 1. Доктрина единой судьбы - у всех мусульман единая судьба повиноваться воле и законам Аллаха на протяжении всей своей жизни.
  • 2. Доктрина создания государства до Судного дня - мусульмане не могут жить под властью неисламских правителей и неисламских государств, такая жизнь противоречит призванию мусульман.
  • 3. Доктрина союзного характера халифата - халифат выступает нерасторжимым союзом мусульманских народов единой уммы.
  • 4. Доктрина вечности халифата - халифат неуничтожим даже если в реальности он прекратит существование по каким-то причинам, он все равно будет воссоздан вновь.
  • 5. Доктрина выборной власти - халифат основывается на выборности всех государственных лиц на всех уровнях, причем мусульманином должен быть только халиф.
  • 6. Доктрина безусловного повиновения - все мусульмане обязаны повиноваться власти халифа как выборного лидера всех мусульман.
  • 7. Доктрина согласия - халифат будет воссоздан по согласию всех мусульман и единой воле исламского мира, в основе лежит единый выбор мусульман.
  • 8. Доктрина света ислама - халифат одним своих существованием несет свет ислама, выступая единым домом для всех мусульман.
  • 9. Доктрина невидимой связи - каждый мусульманин с рождения до смерти связан с халифатом как общим долгом содействия и повиновения.
  • 10. Доктрина земли ислама - на землях ислама не может быть неисламских государств, мусульмане должны жить под заботой исламской власти.

Халифат был создан мусульманами по воле Аллаха для благополучия мусульман и познания Аллаха до дня Страшного суда. Высшая цель Халифата - благополучие и правильный путь мусульман для того, чтобы они попали в Рай. Эта цель не может быть пересмотрена или отменена никем. Халифат стремится поддерживать исламское духовенство и культовые сооружения, а также учебные заведения ислама.

Халифат, исходя из природы вещей, был создан вечным в сознании людей и появился с началом Истины среди мусульман. Халифат будет всегда, пока есть мусульмане.

Халифат есть наследие мусульман как существовавший исторически. Новый (Второй) Халифат был только восстановлен и воссоздан с учетом нового понимания мусульман. Халифат для мусульман есть высшая ценность, так как только он способен обеспечить спокойное развитие и процветание мусульман.

Имамат.

Концепции имамата:

1. государственность.

Имамат - доктрина исламского государства, в основе которого лежит концепция имамата как религиозного лидерства главы государства, власть распространяется от духовенства, государство готовит мусульман к будущей жизни под сенью единого лидера.

2. верховная власть.

Имам есть божественная субстанция на Земле, рука и слова Гос- пода для лучшего правления над душами мусульман, неограниченный религиозный лидер уммы, обладающий властью в силу Откровения.

Однако эта концепция власти касается глобального имама в Судный день, но могут быть и временный имаматы как приготовление мусульман к такому имамату.

Имам во временном имамате (например, Имамат Шамиля) - неоспоримый и неограниченный религиозный лидер мусульманского государства имамат, обладающий мудростью правления и воинскими качествами, ведущий мусульман по дороге служения богу.

3. представительный орган.

В имамате, как временном, так и глобальном, представительство мусульман как власть народа необязательно, так как имам обладает просветленной сущностью и имеет знания от бога как управлять мусульманами. Главный принцип «имам знает лучше как голос Господа».

4. правительство.

В имамате правительство существует как совещательный орган Диван из числа наиболее приближенных к имаму чиновников.

5. устройство.

Имамат не разделяет никого, вся территория имамата делится на единые провинции по критерию эффективности и удобства государственного управления. Для имама все мусульмане равны в своей вере и нет выделения кого-либо.

6. опора государства.

Имамат опирается на новое сословие политических и религиозных лидеров во главе с имамом, возглавляющих госаппарат, армию, духовенство и все государственные структуры управления (то есть религиозная знать, обязанная имаму).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >