Психологические теории девиантного поведения.

Девиация как кризис идентичности по Э. Эриксону.

Эриксон ввел в научный оборот концепт «Я-идентичность», считая, что идентичность - важнейшая характеристика, описывающая становление личности, посредством преодоления психосоциальных кризисов. Состояние утраты «Я-идентичности» он определил как «кризис идентичности». Такое состояние характерно для многих подростков, испытывающих кризис идентичности на стадии несовершеннолетия, в возрасте 12-16 лет. Он проявляется в том, что подросток еще не может адекватно идентифицировать свою личность, определить свое «Я», понять «кто он есть, где находится, куда идет». Этот феномен обнаруживает себя в путанице ролей, состоянии ролевого конфликта[1].

Актуальны высказывания Эриксона относительно отрицательной стороны научно-технического прогресса и опасности утраты традиционных человеческих ценностей, в том числе утери идентичности. «Всегда остается надежда, что в последний момент появятся необходимые сдерживающие механизмы, корректирующие неизбежные издержки супертехнологии, и можно будет обойтись привычными принципами... Но до тех пор, пока новая этика не догонит прогресс, есть опасность, что пределы технологической экспансии и национального самоутверждения могут определяться не известными фактами и этическими соображениями, короче - определенной идентичностью, а игровым испытанием границ супертехнологии, на которую, таким образом, перекладываются функции человеческой совести»[2].

Утверждения Эриксона об утере идентичности в супертехнологичном обществе сходны проблематике, рассматриваемой в настоящем исследовании, выражающейся в «растворении» индивида в киберпространстве и утере им своей первоначальной идентичности под разрушающим (в конформистском понимании члена реального человеческого общества) воздействием. Хотя, вполне возможно, такой «уход» от первичной, на взгляд эскаписта, жестокой реальности и приобретением им новой виртуальной идентичности, как фактор активизации компенсаторных функций, представляется ему единственным спасением. До конца понять логику такого индивида людям с типичным взглядом на существующую реальность, с нормальными человеческими устоями и воззрениями, не дано. Характерной для большинства волевой чертой является борьба за жизненные блага и отстаивание своих интересов. Другие же члены общества предпочитают, в лучшем случае, безвольно смириться с неблагоприятными жизненными условиями и влачить существование, а в худшем - загонять себя в состояния забытья посредством алкоголя и наркотиков или же «уходить» из первичной действительности в виртуальную, где для них царят волшебные образы и сказочные грезы.

  • [1] См.: Райгородский Д.Я. Теории личности в западноевропейской и американской психологии: хрестоматия по психологии личности. - Самара, 1996. С. 316-374
  • [2] См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. С. 43 (344 с.)
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >