СУЖДЕНИЕ

В предыдущей главе мы часто называли понятие формой мышления, и в дальнейшем нам придется называть таким же образом и суждение, и умозаключение. С представлением о форме мышления связан целый ряд сложных логико-философских проблем. Из всего сказанного ранее вытекает, что обозначение понятия как формы мышления прежде всего объясняется его предельной универсальностью в качестве логического инструмента. Какой бы материал мы ни осмысливали, к каким бы областям действительности ни обращались, подвергая ее рассмотрению, в любом случае мы должны представить мыслимое содержание в виде понятия. Оно в этом смысле не зависит от содержания; наоборот, понятие представляет собой некий выработанный практикой стандарт, шаблон, через который мыслимый материал оформляется, в нем выделяется набор универсальных характеристик: единичное или общее, отношения совместимости или несовместимости и пр. Не в том, конечно, дело, что понятие не имеет содержания, а в том, что это содержание всегда в нем логически оформлено, благодаря чему его можно подвергать логическим операциям, в частности создавать с помощью понятий суждения — более сложную форму мышления.

 
Посмотреть оригинал