Библейское мировоззрение, обычно-правовые нормы по охране водных фондов в истории человеческой цивилизации

Библейские подходы к охране водных фондов при сотворении Земли

Исследуя вдумчиво и непредвзято Священное Писание, а также извлекая уроки из живой «книги», сотворенной Богом и оскверненной человеком природы, мы можем если и не поверить, то, во всяком случае, многое понять. Оглянувшись вокруг, порой трудно удержаться от эмоций. Окружающая нас природа и поет, и плачет. Поет, прославляя Создателя жизни - Бога, и плачет, проклиная губителя жизни - человека1. Такую двойственность легче всего заметить горожанину, выбирающемуся время от времени «на природу». Также и боговдохновенные авторы Библии, взирая на окружающий мир, приходили и к радостным, и к печальным заключениям.

Мысль о том, что природа свидетельствует о своем Создателе, встречается в Писании неоднократно[1] [2]. В книге пророка Исаии, Сам Господь указывает на природные явления как на иллюстрацию силы Своего слова: «Как дождь и снег нисходят с неба и туда не возвращаются, но напояют землю, и делают ее способною раждать и произра- щать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Пс. 55:10-11). Бог заботится не только о человеке, но и о львах, сернах, диких ослах, «зверях полевых», «кедрах ливанских», птицах и даже о «пресмыкающихся, которым нет числа» (Пс. 103, ср. Пс. 35:7).

На земле существуют огромные запасы воды, которая обладает жизненно важными свойствами. Она имеется в большем изобилии, чем любое другое вещество. Одно из многих благоприятных свойств воды заключается в том, что она встречается как газ (водяной пар), как жидкость (вода) и как твердое тело (лед) - все это в пределах земных температур. Кроме того, тысяча разных веществ, необходимых людям, животным и растениям, должны транспортироваться посредством какой-нибудь жидкости, например, крови или растительного сока. Для этой цели вода идеальна, так как она растворяет больше веществ, чем любая другая жидкость. Без воды не могло бы осуществляться питание, потому что живым организмам вода необходима в качества растворителя питательных веществ.

Необычен также способ, каким живительная влага попадает в области, отдаленные от рек, озер и морей. Под влиянием солнечного тепла миллионы кубометров воды превращаются в пар. Под влиянием ветра и воздушных потоков облака пара приводятся в движение и под влиянием благоприятных условий выпадают в виде дождя. Причем дождевые капли укрупняются лишь до определенных размеров, чтобы не повредить растительность и другие Божьи творения. Восхитительно, какие великолепные свойства отражаются в воде (Псалом 103: 1, 10- 14; Екклесиаст 1:7).

Описывая Бога, как того, кто «утвердил вселенную (плодородную землю) мудростью Своею» (Иеремия 10-12), эта «плодородная земля» - почва нашей планеты - есть нечто впечатляющее. Ее состав свидетельствует о мудрости Творца. Почва обладает теми свойствами, которые необходимы для роста растений. Растения соединяют питательные вещества и воду из почвы с углекислым газом из воздуха и при участии света производят органическое вещество, идущее в пищу (Иезекииль 34: 26, 27).

Почва содержит химические элементы, которые нужны для поддержания жизни людей и животных. Но сначала растения должны сформировать эти элементы таким образом, чтобы они могли усваиваться живыми существами. В этом с ними сотрудничают крошечные живые организмы. В одной только чайной ложке почвы их насчитывается много миллионов. По своему строению они бесконечно разнообразны, но все они заняты возвращением в пригодную для использования форму отмерших листьев, травы и других органических остатков или взрыхлении почвы, чтобы в нее могли проникать воздух и вода. Определенные бактерии превращают азот в соединения, необходимые для роста растений. Верхний слой почвы благодаря тому, что черви и насекомые, прорывая ходы в почве, постоянно выносят на поверхность частицы подпочвы.

Для большей убедительности о роли воды при сотворении Земли проанализируем обзор «дней», о которых говорится в Бытии. «Первый день». «Да будет свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Бытие 1:3, 5).

Второй «день». Да будет твердь (пространство) посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая над твердью от воды. И стало так. И назвал Бог твердь небом» Бытие (1:6, 8). «По тверди небесной (пространству небес) могли летать птицы, как это излагается в Бытии 1:20.

Третий «день». Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собирание вод назвал морями» (Бытие 1:9, 10). Дальше в библейском сообщении говорится: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так» (Бытие 1:11).

Четвертый «день». «Да будут светила на тверди небесной (в пространстве небесном), для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так» (Бытие 1: 14-16; Псалом 135:7-9).

Пятый «день». «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую (да закишат воды множеством живых душ); и птицы да полетят над землею, по тверди небесной (пространству небес). И сотворил Бог рыб больших (большие морские чудовища), и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, всякую птицу пернатую по роду ее» (Бытие 1:20, 21).

Шестой «день». Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов (домашних животных), земных по роду их. И стало так. Итак, в шестой «день» появились наземные животные, охарактеризованные как дикие и домашние. Но на этом последний «день» еще не закончился. Еще один, последний, замечательный «род» должен был быть создан. И сказал Бог: «Сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил» (Бытие 1: 26, 27). Таким образом, Бог сначала творит среду обитания, а лишь потом населяет её организмами, соответствующими данной среде[3].

Господь творил все сущее с любовью. Этот мир был благим, и его венцом стал человек, наделенный теми свойствами, которыми не обладает ни одно другое творение. Появился Адам с его местом жительства в Саду с названием «Едем» и женщина Ева - его жена. По словам Владимира Лосского человек был призван распространить рай по всей земле. Так было задумано Творцом.

Самым ярким примером Божьей любви к избранному народу является освобождение сынов Израилевых. Во второй книге Моисея Исходе Бог повелевает Моисею вывести Свой народ из Египта. Согласно Исходу 3 Библии Моисей пас овец. Однажды он провел стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился к нему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел Моисей, что терновый куст горит огнем, но не сгорает. Господь увидел, что Моисей идет смотреть и воззвал к нему Бог из среды куста: «Моисей! Моисей». Он сказал: «Вот я». И сказал Всевышний: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исход 3: 1-6.

Далее Господь сказал: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; я знаю скорби его; и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев» (Исход 3: 7-9). Господь сказал Моисею: «Я пошлю тебя к фараону, выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых; я буду с тобою и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исход 3: 10-12).

Господь в столпе облаченном и огненном выводит Израильтян из Египта. В Исходе (13: 17-19) сказано, что когда фараон отпустил народ, Бог не повел его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: «Чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет». И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному (Красному) морю. И вышли сыны Израилева вооруженные из земли Египетской.

И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни. Господь же шел в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем, и ночью (Исход 13:20-21). В Исходе 14 Господь сказал Моисею: «Скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом перед Пи-Гафирофом, между Мигдолом и морем, перед Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря». И скажет фараон о сынах Израилевых, что они заблудились в земле сей, заперла их пустыня. «А я ожесточу сердце фараона,-сказал Господь,- и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают Египтяне, что Я Господь. И сделали так» (Исход 14: 1-4).

Фараон ... взял 600 колесниц и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими. И ожесточил Господь сердце Фараона, царя Египетского, и он погнался за сынами Израилевыми. Фараон приблизился и сыны Израилевы оглянулись. Египтяне идут за ними, и весьма устрашились, и возопили сыны Израилевы к Господу. Моисей сказал народу: «Не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне, которое он сделает Вам ныне, ибо Египтян, которых видите

Вы ныне, более не увидите вовек (Исход 14: 5, 10)».

Господь повелел сынам Израилевым идти, а Моисею простереть руку с жезлом на море, разделить его и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше. А Египтяне пойдут следом (Исход 14: 13-16. В Исходе (14: 19-20) сказано, что двинулся Ангел Божий, шедший перед станом сынов Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их. Затем вошел в средину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других; и не сблизились одни с другими во всю ночь.

И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря (Исход 14: 27). И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них (Исход 14: 28). А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян от рук Египтян. И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь свою (Исход 14: 28-31).

Не менее важным является Библейский рассказ об извлечении воды из скалы. Всего есть два варианта описаний о том, как Моисей ударил в скалу посохом, после чего хлынула вода. Один из них содержится в Книге Исхода, а другой в Книге Чисел. В нынешнем Пятикнижии их разделяет большой промежуток повествования, но в обоих случаях это происходило в разделе с одним названием Мерива.

Приведем содержание обоих рассказов. Начнем с версии, изложенной в стихе: «Вода из скалы: Исход 17:2-7». И укорял народ Моисея, говоря: «Дайте нам воды пить!» И сказал им Моисей: «Что вы укоряете меня? Что искушаете Яхве»? И жаждал народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: «Зачем ты вывел нас из Египта, уморите жаждою нас и детей наших и стада наши?»

Тогда Моисей возопил к Яхве и сказал: «Что мне делать с этим народом? Еще немного, и побьют меня камнями». И сказал Яхве Моисею: «Пройди перед народом, возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударишь по воде, возьми в руку твою, и пойди. Я стану пред тобою на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ». И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Яхве, говоря: есть ли Яхве среди нас или нет?

По второй версии «Вода из скалы: Числа 20:2-13» следовало: «Народу в пустыне нечего пить. Поднимается недовольство. Яхве стоит на скале. Моисей ударяет посохом в скалу и из нее выходит поток». Этому, по мнению автора, предшествовало следующее. Не было воды для общества и собрались они против Моисея и Аарона. И возроптал народ на Моисея, произнося: «О, если бы лишились жизни тогда и мы, когда лишились жизни братья наши пред Яхве! Зачем вы привели общество Яхве в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? И для чего вывели Вы нас из Египта, чтобы привести на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья»?

И пошел Моисей и Аарон от народа к входу скинии собрания и пали на лица свои, и появилась им слава Яхве. И сказал Яхве Моисею: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду. И так изведешь им воду из скалы и напоишь общество и скот его».

Взял Моисей жезл от лица Яхве, как Он повелел ему. Собрали Моисей и Аарон народ к скале, сказав им: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду»? Поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.

И сказал Яхве Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою перед очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». Это вода Мери- вы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Яхве, и Он явил им святость Свою.

Из проведенного анализа отметим главное: в Книге Исхода удар посохом в скалу правилен, а в Книге Чисел - неправилен. В Книге Исхода это знак послушания, а в Книге Чисел - знак непослушания, причем непослушания очень серьезного, худший проступок Моисея. Соответственно, Моисей терпит, пожалуй, самое неприятное для себя наказание: он не доживет до входа в Землю обетованную. И Аарон, который лично ничего худого в данном случае не сделал, несет то же наказание за действие Моисея. Кара свершается далее: Аэрон и Моисей умерли незадолго до входа народа в Землю обетованную.

Выше сказанное наглядно подтверждает величайшую милость Бога Всевышнего, поскольку вода является жизненно необходимой для жизнеобеспечения людей, животных и растений (всего живого на земле).

В Откровении Апостола Иоанна повествуется о том, что Иисус, проходя через Самарию, около колодца в городе Сихарь встретил самаритянку и попросил испить воды. В ответ она сказала, что иудеи и самаритяне не общаются между собою. Иисус сказал ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе «дай Мне пить», то сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Усомнившись в этом, она спросила, что неужели он больше их отца Иакова, давшего им этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус на это ответил: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять. А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоанна 4: 1-14).

Бог помогает праведным людям избавиться от страха. Так, ханаанский царь Иавин на протяжении 20 лет «жестоко притеснял» израильтян. С военной точки зрения они были плохо вооружены: у них не было ни оружия, ни доспехов. А во вражеском войске было 900 колесниц с железными косами (Суд. 4:1-3, 13; 5:6-8).

Иегова через пророчицу Девору повелел Вараку: «Пойди, расположись на горе Фавор и возьми с собой десять тысяч человек из сыновей Неффалима и из сыновей Заулона. И я приведу к тебе в долину реки Киссон Сисару, начальника войска Иавина, с его боевыми колесницами и его войском, и предам его в твои руки» (Суд. 4:4-7).

Во время их битвы в Фаанахе внезапно начался сильный ливень, и вся местность превратилась в болото. Варак преследовал войско Си- сары 24 километра. В какой-то момент Сисара соскочил со своей уже бесполезной боевой колесницы, побежал к шатру Иаиль, где во время сна был убит. В (Судей 5:20, 21) говорится, что «Звезды воевали с неба, воевали против Сисары со своих орбит». В Библии не говорится, кто мог вызвать проливные дожди. Но кто как не Бог мог вызвать именно в том месте и в то время, из-за чего 900 боевых колесниц увязли в грязи? В Судей 4:14, 15 победа трижды приписывается Иегове. Никто из 10000 израильтян, которые вызвались пойти в бой, не мог похвастать тем, что именно он принес победу своему народу.

Библейские учения свидетельствуют о том, что Бог прибегает к воде и как к орудию уничтожения всего живого на земле за грехи против Бога (всемирный потоп). Как отмечает С.Ф. Хрибар, из истории о Потопе «мы можем извлечь следующие уроки:

  • 1. Человеку предлагается разделить Божье отношение к живому.
  • 2. Все проявления жизни дороги Богу, а значит, достойны бережного отношения со стороны людей.
  • 3. Человек отвечает перед Творцом за сохранение жизни во всех её формах.
  • 4. От поведения человека зависит благополучие всего живого»1.

Поручая Адаму «дать имена», а Ною «сохранить племя», Бог не

давал указания пытаться творить новых созданий. Мысль об объективной ценности жизни и всего живого прослеживается и в Евангелии. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога» (Лк. 12:6). Так сказал единородный Сын Божий, умерший на кресте за каждого из нас. Своей жертвой Он искупил от вечной смерти и человека, и всё живущее (ер. Рим. 8:18-23).

Следует помнить об одной важной черте характера Бога: у Него не бывает «мелочей». Если бы на Земле жил хотя бы один грешник, нуждавшийся в спасении, Иисус пошёл бы на Голгофу, чтобы спасти только его одного . Для Бога каждое творение уникально, а значит, несказанно дорого и каждое живое существо имеет свое назначение. Подобно тому, как каждому виду Творец определил свою экологическую нишу, каждого из нас Он наделил особым талантом для особой миссии и каждого призывает к покаянию, исправлению и сотрудничеству, обращаясь при этом к каждому индивидуально.

К сожалению, лишь немногие из нас понимают важность сохранения всех видов живого. Пренебрежительное отношение обывателя к вымирающим видам обусловлено его мировоззрением. Большинство людей склонны произвольно разделять составляющие окружающего мира на важные и ничтожные, что чаще всего осуществляется по принципу: важно только то, что приятно (выгодно) и понятно.

Такой взгляд на мир диаметрально противоположен Библейскому. В Священном Писании важно всё: Слово Божье не разделяет заповеди на более и менее важные (Иак.2:10-11; Мтф.5:19), когда Господь указывает путь, каждый этап этого пути необходим (каким бы незначительным он нам ни казался). И в Библии, и в природе всё сделанное, сказанное, показанное или сотворённое Богом, имеет свой смысл и [4] [5]

свою ценность. Для знающего Бога христианина должно быть дорого всё, что исходит от любящего Отца. Дорого потому, что «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19), и человека, верящего в примирение, отличают покой и доброжелательность к окружающему.

Анализируя содержание книги о Потопе (Книга Бытия 6:5-8:22): «И увидел Яхве, что велико развращение людей на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Яхве, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем». И сказал Яхве: «Истреблю с лица земли людей, которых я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо я раскаялся, что создал их». Ной же обрел милость пред очами Яхве. Вот поколение Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в поколениях своих. Ной холил перед Богом.

Но земля растлилась перед Богом и наполнилась злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растлена, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи». Бог дал повеление Ною: «И сделай его так: длина ковчега триста локтей, ширина его пятьдесят локтей, а высота - тридцать локтей; дверь в ковчег сделай сбоку, устрой в нем нижнее, второе и третье жилье».

Бог поставил своей целью навести на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Ною же Господь сказал: «Но с тобою, Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; самцом и самкою они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются. И будет она для тебя и для них пищею». И сделал Ной все так, как повелел ему Бог.

В «Бытие 7 дано повеление Всевышнего Ною:

  • 1. И сказал Яхве Ною: «Войди ты и весь дом твой в ковчег, ибо тебя увидел я праведным предо мною в этом поколении.
  • 2. Из всякого чистого скота возьми по семь пар, мужчину и его женщину, а из скота нечистого по два, мужчину и его женщину; также и из птиц небесных по семи, самцов и самок, чтобы сохранился их род на земле.
  • 3. Ибо через семь дней я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что я создал, с лица земли».
  • 4. Ной сделал все, что Яхве повелел ему.
  • 5. Ной же был от роду шестисот лет, как водный потоп пришел на землю.
  • 6. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.
  • 7. И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле.
  • 8. По двое вошли к Ною в Ковчег, самцы и самки, как Бог повелел Ною.
  • 9. Через семь дней воды потопа пришли на землю.
  • 10. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца.
  • 11. В этот день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились.
  • 12. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.
  • 13. В этот самый день вошел в ковчег Ной, и его сыновья с женами.
  • 14. Они и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающие по роду их, все птицы, все крылатые, и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни.
  • 15. И самцы и самки всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. А ковчег прикрыл Яхве.
  • 16. И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею.
  • 17. Вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
  • 18. И усилилась вода на земле чрезвычайно так, что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом.
  • 19. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись

горы.

  • 20. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди.
  • 21. Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
  • 22. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.
  • 23. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

В (Бытие 8:1) сказано:

  • 1. «И вспомнил Бог о Ное и всех зверях, и всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.
  • 2. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.
  • 3. Вода же постепенно возвращалась с земли и стала убывать по окончании ста пятидесяти дней.
  • 4. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.
  • 5. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.
  • 6. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега.
  • 7. И выпустил ворона, который вылетев, отлетал и прилетал, пока высохла вода на земле.
  • 8. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли.
  • 9. Но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.
  • 10. И помедлил еще семь дней, и опять выпустил голубя из ковчега.
  • 11. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, оторванный масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.
  • 12. Он помедлил еще семь дней и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.
  • 13. Шестьсот первого года к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.
  • 14. И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла».
  • 15. И сказал Бог Ною: «Выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою.
  • 16. Выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти из птиц и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле».
  • 17. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним.
  • 18. Все звери и все гады, и все птицы, все движущиеся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.
  • 19. И построил Ной жертвенник Яхве; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
  • 20. И обонял Яхве приятное благоухание, и сказал Яхве в сердце своем: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как я сделал:
  • 21. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».

Подводя краткий итог этому разделу, отметим, что в современной интерпретации Альберта Гора[6] Бог повелел Ною сохранить биологическое разнообразие. При этом Ной разделял интересы Небесного Отца, проникаясь Его отношением ко всем живым существам, независимо от их привлекательности или так называемого "хозяйственно-промыслового значения". Можно сказать, что среди господствующей в мире эгоистичной культуры полезности Ной был редким носителем культуры достоинства, подразумевающей, что всё живое ценно само по себе.

Основатель Персидской империи и завоеватель Вавилона Кир II Великий, царь Вселенной, великий царь Вавилона, Шумера и Аккада, царь четырех стран света являлся потомком царей Аншана (Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. Ч. 2. С. 20). О раннем периоде жизни Кира II известно, что согласно Диодору Сицилийскому (I в. до н.э.), Кир начал править в первый год 55-й Олимпиады, или в 560/559 г. до н.э., унаследовав престол от своего отца Камбиза I. Кир известен победами лидийского царя Крёза, обладавшего огромным богатством, а также завоевал Сарды. Подчинил себе ионийские города и сделал всю Малую Азию частью Персидской империи. Тем самым за несколько лет стал главным противником Вавилона и его царя Набонида.

С того момента, как Кир приготовился к борьбе с могущественным Вавилоном, он начал участвовать в исполнении Библейского пророчества. В боговдохновенном пророчестве Исаии о восстановлении Иерусалима и храма этот персидский правитель назван по имени как тот, кто назначен Иеговой Богом, чтобы завоевать Вавилон и освободить иудеев, которые будут находиться там в плену (Иса 44:26—45:7). Хотя это пророчество было записано до его рождения, почти за два века до прихода Кира к власти и хотя земля Иуды была опустошена, Иегова объявил, что Кир будет действовать как его «пастырь» на благо иудейского народа (Иса 44:28; ср. Рм 17).

Ввиду этого сделанного заранее назначения Кир был назван «помазанником» Иеговы (Иса 45:1). То, что Бог заранее назвал Кира по имени (Иса 45:4), не означает, что он дал ему имя при рождении. Просто Иегова знал, что появится человек с таким именем и Он призовет конкретно его. Таким образом, без ведома царя Кира Иегова Бог, выражаясь образным языком, взял его «за правую руку», чтобы вести и укреплять его, опоясал его, подготовил и выровнял перед ним путь, чтобы он выполнил Божье намерение, завоевав Вавилон (Иса 45:1, 2,_5, сноска).

Как Тот, кто рассказывает «с самого начала о том, что будет в конце, и с древних времен— о том, что еще не сделано», Всемогущий Бог повлиял на дела людей так, чтобы его замысел полностью исполнился. Он призвал Кира «с востока», из Персии (на Восток от Вавилона), где находился город Пасаргады, любимая столица Кира. Кир должен был, подобно «хищной птице», стремительно напасть на Вавилон (Иса 46:10, 11).

В Библейских пророчествах о завоевании Киром Вавилона предсказывалось, что воды Евфрата высохнут и его ворота не будут закрыты, что нападение на город будет внезапным и вавилонские воины не окажут нападавшим сопротивления (Иса 44:27; 45:1, 2; Иер 50:35—38). По словам Геродота, Вавилон был окружен глубоким, широким рвом и в стенах, которые тянулись вдоль Евфрата, пересекавшего город, было много медных ворот. Ееродот (I. 191) описывает действия Кира, осадившего город: «Царь отвел реку с помощью канала в озеро...и таким образом старое русло сделалось проходимым. После того как вода в реке спала настолько, что доходила людям приблизительно до колена, персы по старому руслу вошли в Вавилон».

Если бы вавилоняне заранее узнали замысел Кира или вовремя заметили его действия, то, конечно, не только не позволили бы персам проникнуть в город, но даже уничтожили бы врага. Ведь они могли просто запереть все ведущие к реке ворота и, взойдя на стены по обоим берегам реки, поймать персов, как в ловушку. Однако персы внезапно напали на Вавилонян. В огромном городе люди, жившие в центре, даже не знали о занятых врагами окраинах, веселясь по случаю праздника. (Ср. Дан 5:1-4, 30; Иер 50:24; 51:31, 32.

Согласно рассказу Ксенофонта, воины Кира под командованием Гобрия и Еадата застали охрану врасплох и вошли в ворота дворца по обмелевшей воде. В одну ночь «город был взят, а царь погиб», и вавилонские воины, занимавшие окружавшие цитадели, сдались на следующее утро (Ксенофонт. Киропедия. VII. 5. 33; ср. Иер 51:30).

Располагая Библейскими предсказаниями о возвращении иудеев в Иерусалим, чтобы отстроить храм, Кир признал: «Иегова, Бог небес, отдал мне все царства земли и велел построить ему дом в Иерусалиме, что в Иудее» (Езд. 1:1, 2). Издав указ о возвращении иудеев из плена, Кир исполнил свою роль помазанного Иеговой «пастыря» Израиля (2Лт 36:22, 23; Езд 1:1-4).

Итак, основанное на Библии христианство может дать необходимую духовную основу для развития экологической культуры. Полное доверие Священному Писанию исключает сугубо потребительское отношение к природе, которое господствует сейчас. Однако, борясь со злом, следует помнить: чтобы победить зло в окружающей среде, необходимо избавиться от него самому. Как это сделать, рассказывает Книга книг Библия. Хочется пожелать, чтобы глубокое и непредвзятое изучение Священного Писания помогло многим избавиться от пороков и научиться правильным отношениям с природой и её Создателем. «Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11:28) .

Чтобы понять Библейский взгляд на отношения «человек - природа», недостаточно прокомментировать лишь те тексты, где об этом говорится напрямую. Подход Библии к экологической, равно как и к любой другой, проблеме отличается широтой и комплексностью, в ней отношения «человек - природ» теснейшим образом переплетены с отношениями «человек - Бог» и «Бог - человек». Рассматривая экологический кризис через призму Священного Писания, невозможно не затронуть вопросов, касающихся отношений человека с Создателем, служения Иисуса Христа ради спасения человека и Вселенной. Чтобы понять проблему глубже, необходимо рассмотреть ее во взаимосвязи с другими насущными проблемами.

Остановимся подробнее на вопросе о «конфликте и примирении» или взаимоотношении человека с природой и Богом. Экологический кризис, по сути, - конфликт человечества с окружающей средой. Если исследовать сюжет, объединяющий все книги Библейского канона, нетрудно заметить, что Библия - это Книга о конфликте и примирении. Конфликт человека конфликтует с Богом, влечет за собой и конфликт человека с природой. При этом инициатива конфликта принадлежит человеку, а примирения - Богу. Рассмотрим описанный в Библии конфликт применительно к экологической проблеме в целом.

Чтобы осмыслить причины экологического кризиса и найти его пути преодоления, необходимо определиться в понимании статуса че- [7]

ловека, его прав и обязанностей по отношению к другим творениям и Творцу. Наибольшее распространение получили две противоположные точки зрения. Согласно первой человек - царь природы и центр Вселенной, другая - рассматривает человека как существо, равное всем прочим живым организмам и ничем принципиально от них не отличающееся. Рассмотрим, какую «экологическую нишу» должен занимать и занимает человек согласно Библейскому пониманию.

В самом начале Ветхого Завета есть слова, адресованные человечеству: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). Неудивительно, что некоторые читатели усматривают в Библии намеки на то, что человеку дано право делать с природой все, что вздумается, и видят в христианстве источник всех нынешних экологических бед[8] [9].

Действительно, может создаться впечатление, что человек призван господствовать над окружающей средой и может угнетать соседей по планете, а печально известный лозунг «Человек - царь природы» изначально провозглашен в Библии. Однако не стоит делать далеко идущие выводы из одной фразы. Попробуем разобраться, что имеется в виду в Быт. 1:28, а именно: какое положение занимает человек в окружающей среде и как рассматриваются в Библии его отношения с природой в целом и ее отдельными компонентами.

Обратимся к древнееврейскому оригиналу и уточним значение слов «обладайте» и «владычествуйте». Как отмечает С.Ф. Хрибар, вполне логично, что Творец поставил человека отвечать за Землю, быть управляющим планеты Земля, несущим ответственность перед ее хозяином - Богом . Эта мысль наиболее четко прослеживается в притче о благоразумном рабе (Мф.24:42-51), а в аналогичной притче, изложенной в Евангелии от Луки (Лк. 12:40-46), такой раб назван «домоправителем» (греч. - oikonomoz [ойкономос, экономос], от слова oikoz- дом, также как и слово «экология»[8], что само по себе наводит на определенные размышления. Несомненно, что для заботы о вверенном «имении» нужны определенные полномочия, и Господь дает человеку власть, отрицать наличие которой невозможно.

В Библии человек наделяется правами и обязанностями подотчетного Богу управляющего. Согласно Писанию, дело человека «возделывать и хранить» землю (Быт.2:15), сотрудничая при этом с Богом. Отметим, что Библейский взгляд на статус человека исключает как сугубо потребительское отношение к окружающей среде со стороны самозванного царя природы (человека), так и наивность тех, кто по излишней скромности считает себя частью природы, приравненной в правах, обязанностях и возможностях к прочим существам.

Человек, согласно Священному Писанию (Homo sapiens), в отличие от других творений несет ответственность за происходящее в биосфере и в этом отношении уникален как вид. С другой стороны, судьбы человека и других созданий тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Не случайно, еврейское слово [адам], ставшее именем первого человека, созвучно слову [адама] - земля, а данное человеку при сотворении «ды- хание жизни» (Быт.2:7) имеют и другие живые существа (Быт.7:15, 22) .

Правомерность Библейской оценки человека подтверждается практикой. Ландшафто-образующая деятельность людей существенно изменила лик земли, что свидетельствует о больших человеческих возможностях. Однако, видя, что подобные изменения угрожают дальнейшему существованию цивилизации, мы убеждаемся, что эти возможности используются нами неправильно. Печальные последствия использования человеком своих прав управлять самостоятельно, а значит, настоящий Властелин Земли отнюдь не человек, а Бог, перед которым мы в ответе и за себя, и за биосферу.

Выделить в Библии экологическую программу буквально невозможно, т.к. Писание не рассматривает природоохранные проблемы изолированно. Плохие технологии, вредные выбросы, неправильное поведение человека - все это следствия экологического кризиса. Причина же его в том, что природа человека ослаблена в результате разрыва с Богом. Следовательно, Библейская «экологическая программа» состоит в примирении человека с Богом, результатом которого станет бережное отношение к природе. Обращаясь к Христу, каждый человек может примириться и с Творцом, и с совестью, и с другими людьми, и с животными, и со всей окружающей средой, «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19).

Следовательно, причина продолжающегося до наших дней конфликта с Богом, о котором свидетельствует и экологический кризис, в нас самих, а точнее, в нашем нежелании поверить в прощение и покаяться. Опыт показывает, что полное и искреннее доверие Христу делает людей чище и добрее (в т.ч. и по отношению к природе), а безбожие и формальная религиозность ведут к моральному разложению. Но поверить современному человеку, воспитанному на материализме и скептицизме, очень трудно.

Мысль о том, что природа свидетельствует о своем Создателе, встречается в Писании неоднократно[11]. Библия предлагает надёжную нравственную основу для экологического воспитания. Указывая на ответственность человека перед Создателем и близость Второго пришествия Христа, открывая Божью любовь, Писание подводит читателя к мысли о покаянии и изменении жизни в сторону согласия с Творцом и бережного отношения к Его творениям. Для Бога несложно осуществить в нас такие изменения. Дело стало за человеком, от которого требуется желание и доверие. Таким образом, судьба планеты и нас самих зависит от наших отношений с Небесным Отцом, путь исправления которых мы находим, исследуя Книгу книг - Библию.

Рассмотрим составляющие экологического кризиса с библейских позиций, в частности, загрязнение окружающей среды (со всеми вытекающими последствиями), нехватку природных, в том числе и в первую очередь водных фондов, перенаселение, снижение биологического разнообразия, а также низкий уровень экологической воспитанности населения[11]. Книги Библии были написаны задолго до осознания данных проблем человеческим обществом. В то же время означенные нами вопросы, с одной стороны, прекрасно иллюстрируют ряд важнейших составляющих христианского мировоззрения и образа жизни, а с другой - применение предложенных в Библии подходов может существенным образом способствовать распространению экологической этики.

Физическое загрязнение окружающей среды проистекает из духовного загрязнения внутреннего мира человека. Прежде чем осквернять экосистему оксидами серы или азота, радиоактивными частицами, солями тяжёлых металлов и т.п., человек засоряет свою душу гордыней, эгоизмом, идолопоклонством, жадностью, завистью, жестокостью и многими другими пороками, разделяющими человека с Создателем.

Нередко загрязнение души приводит сначала к загрязнению тела (например, алкоголем, табаком или наркотиками, блудом), а затем - среды обитания и всей биосферы. Тот, кто не заботится о чистоте своего собственного тела и, тем более, души, вряд ли будет способен сохранить в чистоте окружающий мир. Иными словами, причина глобального загрязнения биосферы состоит в загрязнении локальном, проистекающем из индивидуального загрязнения человеческого сердца. Как сказал Иисус Христос, «из сердца исходят злые помыслы» (Мк.7:21) и «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34), а значит, и совершаются неправедные дела. Творец не пытается переделать внутренний мир человека насильно, и, чтобы очищение души стало возможным, необходимо согласие самого человека, которое дают, отнюдь, не все. Воистину «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:14).

Прогресс очищения от греха возможен лишь на уровне индивидуального духовного роста. Что же касается массового сознания, то, хотя со временем общество и сможет выглядеть более «цивилизованным», зло будет процветать в нём по-прежнему, меняя лишь внешнюю форму. Об этом говорят и библейские пророчества: «В последние дни наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:1 - 5). Если столько пороков загрязняют многие миллионы человеческих сердец, очищения окружающей среды ожидать трудно1. Человечество в полной мере испытает последствия своей нечистоты.

Учитывая склонность человека к неограниченному потреблению, Библия учит нас быть не столько людьми потребляющими, сколько сберегающими и раздающими (Лев. 27:30; Втор. 14:22-23). Воздержание как одно из неотъемлемых составляющих «плода духа». Греческому слову egcrateia [эгкратэя], переводимому обычно как «воздержание», соответствует и более понятное для современного читателя слово «самообладание»[13] [14]. В послании Павла к Галатам воздержание

(самообладание) отмечается как одно из девяти неотъемлемых составляющих совершенного характера - «плода духа» (Гал.5:22-23).

Человек, наделённый этим качеством, способен быть господином над всеми своими «хочу ещё». Кстати сказать, именно человеческое - «хочу еще» привело к истощению природных ресурсов. Поэтому в наше время проблема ограничения плотских желаний становится всё более актуальной. Поскольку ресурсосбережение- дело каждого, вполне закономерен вопрос: как научиться воздержанию, если хочется иметь всё больше и больше?

К воздержанию и разумному использованию ресурсов побуждает и вера в приближение Второго пришествия Христа, когда и человечество, и каждый отдельный человек окажется в положении отчитывающегося перед хозяином управляющего (Мф.24:44-51; 25:13-30; Лк. 12:35-48). Однако не столько страх наказания, сколько любовь к Богу и желание быть его сотрудником учит христианина быть рачительным Божьим домоправителем .

Итак, если верующий любит Творца, он будет стараться, не впадая в накопительство, сберечь и использовать для дела Божьего всё, чем располагает: время, деньги и силы, пищу, воду и электроэнергию. «Только самоограничение, предельная экономия ресурсов и отношение к окружающему миру не как к чуждой среде, а как к дару благости Божией могут удержать человечество от соскальзывания в техногенное самоубийство», говорится в итоговом документе межконфессиональ- ной конференции, посвящённой 2000-летию христианства .

Скромная жизнь с умеренными потребностями и здравомыслие в вопросах природопользования помогают сохранить ненарушенные природные комплексы, преодолевая ресурсный кризис. Те, кому дорого общение с Создателем, подчиняют свои страсти разуму, освящённому Его влиянием. Такие люди смогут быть мудрыми управляющими планеты Земля. «Благо тебе, земля, когда ... князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения» (Еккл. 10:17).

Как известно, современные мероприятия по сохранению биоразнообразия не ограничиваются созданием охраняемых территорий. Нередко деградация природных сообществ и вымирание редких видов достигают такого уровня, что спасать приходится уже не популяции, а отдельные особи. Библейским примером подобных ситуаций может [1] [16]

служить всемирный потоп (Быт.6-8 гл.). Накануне неотвратимой катастрофы Ной берёт в ковчег «из всех животных и от всякой плоти по паре, ... мужеского пола и женского» (Быт.6:19). При этом были спасены представители как «чистых», так и «нечистых» (т.е. непригодных для жертвоприношения) животных, «чтобы сохранить племя для всей земли» (Быт. 7:3) .

Христианство - это религия убеждений, определяющих поведение в повседневной жизни, а не религия традиций и обрядов. Самое действенное участие Церкви в природоохранной работе состоит в соответствующем духовно-нравственном просвещении людей. «Идите, научите все народы, ... уча их, соблюдать всё, что Я повелел вам», - поручил Христос своим ученикам (Мф.28:19). Распространение учения, преобразующего жизнь человека, вот главная задача Церкви.

К сожалению, христианские миссионеры нередко игнорируют природоохранную этику и экологическую составляющую искупления, что не лучшим образом сказывается на жизни обращённых. Например, столь характерное для язычества многих коренных народов щадящее традиционное природопользование было забыто с обращением этих народов в христианство. В то же время Библия не только поощряет бережное отношение к природе, но и придаёт ему новые, в современных условиях, может быть, даже более действенные мотивы. Осуждая «поклонение твари вместо Творца» (Рим. 1:25), Писание призывает, поклоняясь Творцу, беречь творения (Прит.12:10 и др.)[17] [18].

Иисус называл своих учеников «солью земли» и «светом миру» (Матф.5:13-16). Это значит, что христиане в современном мире должны показывать жизнью (Флп.2:15) и отстаивать словом (1Петр.З:15, Рим. 10:14) высокие нравственные нормы, в том числе и природоохранные. Но, защищая нравственность, нельзя забывать и о такой её составляющей, как экологическая этика[18].

Необходимо, чтобы в христианских семьях родители старались воспитывать в детях интерес, любовь и бережное отношение к окружающей природе. «Итак, положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, ... и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь; ... дабы столько же много было дней ваших и дней детей ваших на той земле, которую Господь клялся дать отцам вашим, сколько дней небо будет над землёю» (Втор. 11:18-21).

Это обращение Иеговы к Израилю подразумевало обучение детей всему Божьему закону (в т.ч. и природоохранным заповедям) в повседневной жизни. Очевидно, что такое обучение отличалось практической направленностью и имело целью научить применять нравственные нормы во всех жизненных ситуациях. Сегодня необходимость житейского воспитания не менее очевидна, а область применения нравственных принципов не менее широка.

При чтении Библии и изучении сотворённой Богом природы у нас появляются все основания для дружбы с Богом. Когда человек осознаёт смысл своего существования и убеждается в любви, проявленной к нему свыше, желание исполнить волю Божью начинает совпадать с личными желаниями. При этом то «благоговение перед жизнью», подразумевающее «ответственность за всё, что живёт», к которому призывал Альберт Швейцер2, становится естественным. Как писал Ян Коменский, «основание нравственности есть такое настроение человеческого духа, в силу которого человеку приятно вести себя так, чтобы нравиться Богу и добрым людям» .

Искренний христианин - друг Бога. Он бережно относится к природе из любви к своему Спасителю (1 Ин.4:18) и опасения утратить с Ним связь (Исх.33:15-16, Втор.23:12-14). Сознание того, что все, чем мы «владеем», есть Божий подарок, побуждают беречь своё окружение, распространяя этические принципы, как на людей, так и на других обитателей планеты. Из этого следует, что любовь к природе в целом и природным объектам, в частности, и чувство ответственности рождаются сами собой, как результат преобразования совести (Пер.31:31- 36). Поэтому доверие сказанному в Книге книг может стать основой для развития экологической воспитанности.

При внимательном исследовании Книги книг можно заключить, что тема отношений «человек-природа» проходит через всё Священное Писание. Она переплетается с учением о взаимоотношениях человека с Творцом и Божьей любви, явленной в жизни, смерти и воскресении Его Сына. Решение нравственно-экологической проблемы теснейшим образом связано со многими из тех духовных вопросов, которые под- [20]

нимаются и рассматриваются в Библии. Проанализировав библейский взгляд на экологическую проблему, подведём некоторые итоги.

Убеждённость в Божьей любви побуждает уверовавшего к покаянию и изменению взаимоотношений с Богом, ближними и природой (Деян.3:19), рождает в его сердце печаль о содеянном зле, радость прощения и ответную любовь к Творцу (1Ин.4:11-12). Такая любовь побуждает, исполняя Божьи заповеди (Ии. 14:15), бережно относиться к другим творениям (Прит.12:10).

Согласно Библейским пророчествам духовное возрождение человечества и преодоление экологического кризиса одними лишь человеческими усилиями невозможны (Мф.24:12; 2Тим.3:1-5). Ожидая Второе пришествие Спасителя (2 Петр.ЗТЗ), христианин имеет надежду на разрешение всех проблем нашей жизни, не исключая и проблемы экологической (Отк. 22:3). При этом ожидание обновления земли в будущем усиливает заботу о ней сегодня (Мф.24 гл.).

Наиважнейшая задача нравственно-экологического воспитания состоит в сближении с Богом (Иак.4:8; Ии. 15:1-14). Прежде чем пытаться исправить поведение, необходимо сначала изменить мировоззрение и характер. Чтобы отношения человека с природой и Богом изменились в сторону сотрудничества, человеку следует поверить в Божью любовь и довериться преобразующему влиянию Святого Духа (Рим.8:1-11).

Церковь и отдельные верующие могут и должны способствовать сохранению природы, проповедуя словом и жизнью поклонение Творцу и бережное отношение к Его творениям (Отк. 14:7). Основанное на Библии христианство может дать необходимую духовную основу для развития экологической культуры. Полное доверие Священному Писанию исключает сугубо потребительское отношение к природе, которое господствует сейчас. Борясь со злом, следует помнить: чтобы победить зло в окружающей среде, необходимо избавиться от него самому. Как это сделать, рассказывает Книга книг Библия. Хочется пожелать, чтобы глубокое и непредвзятое изучение Священного Писания помогло многим избавиться от пороков и научиться правильным отношениям с природой и её Создателем. «Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28) . [21]

  • [1] См. подробнее: Хрибар С.Ф. Экологическое в Библии, http://www.ecoethics.ru/b46/).
  • [2] Василенко Л.И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму//журни. «Вопросы философии». № 3. 1995; Гайденко В.П. Природа в религиозном восприятии //журн. «Вопросы философии». № 3. 1995; Комендант Г.И. Отношение христианина кприроде //газ. «Спасение». № 3. 1991; Кротов Я. Экология и христианство в историческойперспективе //Экотеология: голоса Севера и Юга. М. 1997.
  • [3] Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М: НИИ Природа.,1992.
  • [4] Хрибар С.Ф. Экологическое в Библии, http://www.ecoethics.ru/b46/).
  • [5] Уайт Э. Путь ко Христу. П. Заокский: Источник жизни. 1994.
  • [6] Гор А. Земля на чаше весов. М.: ППП. 1993. Гл. 13.
  • [7] Хрибар С.Ф. Основы экологического воспитания с позиций библейского христианства //Кноосфере через нетрадиционные методы экологического воспитания и образования. М-лы IIнаучно-практич. конференции. М: МГПУ, 1996; Хрибар С.Ф. Экологическая проблема иэкологическое воспитание в библейской традиции //IV Международная конференция по экологическому образованию "Стратегия экологического образования и воспитания в XXI веке".М.: Изд. МНЭПУ, 2000.
  • [8] 1 Уайт Л. мл. Исторические корни нашего экологического кризиса //Глобальные проблемы иобщечеловеческие ценности. М.: Прогресс. 1990; Журавлев С. Экология формы //жури. «Сила тяготения». № 4. 2000. 2 Хрибар С.Ф. Экологическое в Библии, http://www.ecoethics.ru/b46/).
  • [9] Novum Testamentum graece. Stuttgard, Deutsce Bibelgesellschaft, 1998 und 1993; Вейсман А.Д.Греческо-русский словарь, репринт V издания. 1899; Греческо-русский словарь Нового Завета. Перевод Краткого греческо-английского словаря Нового Завета Б.М. Ньюмана. М: РБО,1997.
  • [10] 1 Уайт Л. мл. Исторические корни нашего экологического кризиса //Глобальные проблемы иобщечеловеческие ценности. М.: Прогресс. 1990; Журавлев С. Экология формы //жури. «Сила тяготения». № 4. 2000. 2 Хрибар С.Ф. Экологическое в Библии, http://www.ecoethics.ru/b46/).
  • [11] Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М.: НИИ Природа,1992; Реймерс Н.Ф. Экология. М.: Россия молодая., 1994.
  • [12] Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М.: НИИ Природа,1992; Реймерс Н.Ф. Экология. М.: Россия молодая., 1994.
  • [13] Хрибар С.Ф. Библия о взаимоотношениях человека с природой и Богом //жури. «Экология ижизнь». 1997. №4. 1998. № 1.
  • [14] Novum Testamentum graece. - Stuttgard, Deutsce Bibelgesellschaft, 1998 und 1993; ВейсманА.Д. Греческо-русский словарь, репринт V издания. 1899; Греческо-русский словарь НовогоЗавета. Перевод Краткого греческо-английского словаря Нового Завета Б.М. Ньюмана. М.:РБО., 1997.
  • [15] См. подробнее: Хрибар С.Ф. Экологическое в Библии, http://www.ecoethics.ru/b46/).
  • [16] «Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же» (Евр.13:8). Христианство на пороге третьего тысячелетия. Материалы юбилейной международной, межконфессиональной конференции, посвященной 2000-летию христианства. М., 1999. С. 109.
  • [17] 1 ХрибарС.Ф. «Экологическое в библии»: http://www.ecoethics.ru/H46/ 1 Хрибар С.Ф. Участие христиан в охране природы: доктринальные основы и практическиевозможности //"Заповедное дело в общественном сознании: этические и культовые аспекты".Материалы Международной школы-семинара "Трибуна-8". Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2002.
  • [18] Palmer М. The Protestant tradition, 1992 //Christianity and Ecology, ed. Breuilly E., Palmer M.WWF, N.Y.; Rajotte F., Breuilly E. Treatment for Earth's sickness - the Church's role, 1992//Christianity and Ecology, ed. Breuilly E., Palmer M. WWF, N.Y.
  • [19] Palmer М. The Protestant tradition, 1992 //Christianity and Ecology, ed. Breuilly E., Palmer M.WWF, N.Y.; Rajotte F., Breuilly E. Treatment for Earth's sickness - the Church's role, 1992//Christianity and Ecology, ed. Breuilly E., Palmer M. WWF, N.Y.
  • [20] Коменский Я.А. Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году //Избранныепедагогические сочинения. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.
  • [21] Хрибар С.Ф. Основы экологического воспитания с позиций библейского христианства //Кноосфере через нетрадиционные методы экологического воспитания и образования. М-лы IIнаучно-практич. конференции. М.: МГПУ., 1996; Хрибар С.Ф. Экологическая проблема иэкологическое воспитание в библейской традиции //IV Международная конференция по экологическому образованию «Стратегия экологического образования и воспитания в XXI веке».М.: Изд. МНЭПУ., 2000.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >