Техника создания социального плаката

Простота создания социального плаката всё время привлекала многих художников к решению целого ряда социальных проблем посредством этого вида творчества. Возможность в одном рисунке, в одном слове выразить многообразие идеологических доктрин часто завораживала даже самых маститых гениев пера и кисти. Такие имена как Пабло Пикассо, Василий Кандинский, Сальвадор Дали и Диего Ривера говорят о многом. Поэтому на рынке создания социального плаката в мировой практике сложилось целая культура ведения борьбы за лучшее будущее своей страны, своего народа, своего социального класса или своей веры. Нам вряд ли удастся рассмотреть детально все нюансы этого великого течения творческой мысли, но всё же мы постараемся уделить максимум внимания наиболее базовым видам этого художественного и идеологического мастерства.

Самая привычная форма исполнения социального плаката связана с техническими возможностями, которые были у художников позапрошлых веков - это бумага или холст, кисти и краски. Именно поэтому вначале социальный плакат родился в технике рисунка. Авторами создавалось живописное полотно, графика, либо портрет, на который добавлялась фраза, сообщающая о том, с какой целью создатель плаката обращается к зрителю и каково его социальное предложение. Всё это богатство мысли могло быть отражено на огромном холсте, а могло стать и крохотной открыткой или листовкой. Удивительное дело, но именно форма рисунка в социальной пропаганде наиболее актуальна и сегодня. Проведение Национального конкурса социального проектирования «Новое пространство России» в Российской Федерации прекрасно доказало, что в этом творчестве могут принять участие не только взрослые люди, но даже пятилетние дети. Многие из них отлично понимают, каков должен быть социальный рисунок, защищающий семью и её ценности, определяющий родину и выражающий такое понятие как любовь к ближним. В массовой практике эти рисунки просты и позитивны. Остаётся добавить лозунг и рисунки малышей, выполненные карандашами, фломастерами и гуашью готовы шагнуть на наружную рекламу городов и посёлков любой страны.

Рисунок - это уже отражение некоторого мировоззрения личности, это уже настроение и желание выразить свои мысли для публичного диалога с обществом или близкими людьми. Поэтому если к рисунку, который дети создают на уроках рисования или в художественных школах, добавить несколько умных, точных, добрых слов, то мы немедленно получим очень личную, сильную и качественную социальную информацию. Сегодня многие рекламные агентства, как в нашей стране, так и за рубежом используют в основе целого ряда социальных рекламных постеров не только известные художественные произведения и коллажи, но и детские рисунки. Этот элемент примитивизма и откровенности давно стал принятой практикой ведения социальных кампаний. Поэтому жалко видеть, когда папки архивов с качественными детскими рисунками лежат без дела вместо того, чтобы служить обществу в виде художественного произведения или эффективной социальной информации.

Как вы понимаете, художники всех времён и народов не стояли на месте, они всегда искали наиболее выразительные формы социально-ориентированного живописного искусства. Именно так рождались новые возможности отражения социальной мысли в форме художественного полотна, а затем плаката, эффективно служащего людям и сегодня. Основой многих рисунков социального характера становились такие приёмы выражения мысли как утверждение морали, противопоставление позитивных и отрицательных образов, формирование образа подвига, устрашающие образы, сатира, юмор и духовный образ. Все эти приёмы невозможно было бы реализовать, если не использовать некоторые «хитрости», которые скрываются в тексте и новых формах изобразительной манеры социального языка. А ведь тексты социального плаката часто могут носить весьма многообразную форму: прозаическую, историческую, диалоговую, басенную, лозунга, поэтическую, цитатную, и, наконец, просто рекламную. И совершенно разный характер: назидательный, критичный, юмористичный, обвинительный, хвалебный, разъясняющий, перспективный и множество их сочетаний. Именно из этого богатства художественного и литературного творчества родились столь основополагающие формы плакатной социальной пропаганды как карикатура - то есть преувеличенный по смыслу образ, шарж- гипертрофированный образ известной рассматриваемой социальным плакатом личности и комиксы - миниатюрные истории, рассказывающие с плакатов и журнальных листов о социальных проблемах и путях их решения.

Вначале, чтобы проникнуть в самую глубину психологии и языка социального плаката, уделим внимание карикатуре. Надо сказать, что эти миниатюрные сатирические формы внесли не только свежесть активной мыли в социальную пропаганду, но в дальнейшем стали переходным звеном между техникой рисунка и мультипликацией и кинофильмом. Это произошло, когда много лет назад в карикатуре, которая вначале была статичной в виде одного рисунка, произошло изменение, и она начала оживать, превращаясь в серию изображений, рассказывающих зрителю о начале социальной проблемы, о ходе её созревания и о печальных последствиях, которые могут быть неизбежны. Либо, наоборот, вела своего зрителя от социальной проблемы к её решению. Эти две сюжетные дороги социальной пропаганды в изобразительной форме имеют своё наименование: в первом случае - это критика, во втором - конструктивизм. Использование этих сюжетов в социальном творчестве стало основой социальной рекламы на многие десятилетия.

Современный плакат, как правило, представляет один из видов этих сюжетов, совмещая в одном изображении весь процесс социальных изменений от причины к следствию. Первые карикатуры, ставшие достоянием широких масс, как прообраз современной социальной рекламы, появились во времена, предшествующие и периода французской революции. В этих живых рисунках изображения коронованных особ, жирондистов и сторонников Робеспьера представлялись порой комично, а иногда и вульгарно именно в карикатурной технике исполнения. Эти выразительные образы не нуждались в сопровождении надписями, поэтому этот вид художественной социальной борьбы полюбился народу, который в то время в большинстве не умел читать, но был талантлив и социально активен. В XX веке техника карикатуры также прочно вошла в политическую жизнь многих стран. В России многим известны такие имена как Денни, Кукрыниксы, Борис Ефимов. В мировом сообществе эта сфера творческой мысли богато украшена именами датского художника Херлуфа Битструпа, французского мастера карандаша и острого ума Жана Эффеля и многих других талантливых и небезразличных к социальным проблемам людей. В наше время образы карикатуры охватили не только политическую и государственную рекламу, но и сферу личности человека, его душевных и духовных переживаний, что определило соответствующий комплекс социальной проблематики. Стоит отметить, что карикатура не остановилась на достигнутом. Анимация карикатурных изображений позволила в дальнейшем создать такую художественную форму как комикс, а впоследствии и мультипликацию.

И всё же социальный плакат в наше время в большей степени использует в своей основе не только рисунок, но и иные техники изобразительного искусства. Одной из них является техника коллажа. Это слово, пришедшее в Россию из французского языка, означает наклеивание. В двадцатые годы прошлого столетия фотомонтаж, совместно с изобразительным искусством позволял художникам достигать чрезвычайной выразительности образов в социальных плакатах, посвящённых борьбе с алкоголизмом и иными социальными проблемами. В последнее время работа с компьютером позволила вдохнуть в коллаж новую жизнь и вывести эту технику изображения на первое место в деле создания социальной рекламы. Большинство предлагаемых сегодня социальных плакатов выполнены в технике коллажа, где посредством компьютерных программ совмещается целый ряд изображений. Особенностью этой техники и цель её создания состоит в том, чтобы достичь эффекта неожиданности от сочетания изображений и материалов, которые совмещаются на одной основе. Так могут выглядеть сочетание осибапа - техники приклеивания природных материалов, например, различных листьев деревьев, квиллинга- техники закрученной в образ бумаги и слайда в виде подложки, которые в совокупности способны дать очень наглядный пример того, каковы экологические проблемы современного мира. Бесспорно, что подобное сочетание техник и фактур обратит на себя внимание, а, значит, наилучшим способом донесёт до зрителя соответствующую социальную информацию. Конечно, тиражирование подобных особых произведений социального искусства не всегда представляется возможным, но современные технические средства уже позволяют превратить один коллаж в слайд, а его отпечатать в виде обычного плаката тысячным и даже миллионным тиражом. Поэтому техника коллажа совершенно объективно может и даже всецело служит многим целям современной социальной пропаганды даже в самых уникальных формах выражения творческой мысли.

Также сложно отделить от техники коллажа такую разновидность художественного творчества, как технику аппликации - художественное вырезание и наклеивание бумаги, ткани иных материалов на бумагу или ткань с целью создания узора или иного изображения. Ведь сегодня социальная информация шагнула не только на улицу и в телевизионный эфир, но и на одежду и её аксессуары. На каждом молодёжном мероприятии сегодня используются такие носители социальной информации и рекламы как футболки, бейсболки, значки, зонтики, сумочки и бумажные, тканые и полиэтиленовые пакеты. Всё это тоже носители социальной информации, имеющие свои качественные отличия, и требующие знаний о том, что уместно и эффективно ляжет на их поверхность, а что окажется бесполезным. Поэтому аппликация, вышивка или трафаретная печать помогут качественно провести многие социальные информационные мероприятия, если всё сделать в соответствии с техническими условиями их производства. Эти носители стоит причислить к плакатной форме социальной пропаганды, так как они статичны, размещены на плоской поверхности и вначале рождаются в виде эскиза на листе бумаги или компьютерном экране.

Уделим внимание и технике фотографии, фотомонтажа, монтажа, объёмных изображений, конструкций и граффити. Это тоже разновидности плакатного творчества, пригодные и используемые сегодня в создании социальной информации. Можно сказать, что именно фотомонтаж в последние десятилетия стал коньком всей плакатной социальной пропаганды. По существу фотомонтаж - это разновидность коллажа, только в новом техническом решении. И всё же надо учитывать, что как у любого дерева есть корень, который переходит в ствол, удерживающий на себе все ветви и листья, по существу каждый из которых уникален, таковы и метаморфозы человеческого творчества. И это понятно, ведь один вид творчества часто приводит людей к его усовершенствованию, тиражированию и переосмыслению, что рождает новый виток его развития. Именно так произошло и с техникой коллажа, соприкоснувшейся с фотографией, что стало основой рождения совершенно нового явления плакатного изображения.

Очевидно, что фотография сама по себе может иметь очень глубокий социальный смысл, вмещающий одновременно и задачу, и её решение. Всё зависит от мастерства, художественного опыта и социального чутья фотографа. Поэтому сегодня в век всеобщего технического прогресса качественная социальная пропаганда в виде фотографии, без текста - это большая редкость. Так на помощь современному повсеместному торопливому, поверхностному подходу к решению творческих и социальных задач вновь пришла человеческая смекалка и наука. В итоге родилась техника фотомонтажа, в которой в одном визуальном образе соединяются несколько снимков, возможно разных временных периодов, разных тематик и разных типов фотосъемки. Этот способ монтажа изображений помог людям получить очень эффектное средство для описания и содействия в решении огромного спектра существующих социальных проблем. Именно эта техника в последнее время с развитием компьютерных технологий обработки изображений заняла доминирующее положение в сфере социальной пропаганды. Но с достижениями пришли и проблемы. Внешняя простота создания образов через технические новшества у многих дизайнеров создала ощущение доступности социальной информации без глубокого изучения психологии личности и социальных институтов. Это привело к тому, что социальные плакаты стали не только яркими и броскими, но и пустыми, откровенно глупыми, а порой даже опасными для окружающих людей. Доступность инструментов ещё не означает мастерство и глубину, поэтому при создании социальной пропаганды важно уделять внимание не только техническим приёмам, но, прежде всего, идее, психологии социального посыла и правильному подбору средств выражения социальной мысли.

Наряду с ранее представленными формами плакатной социальной информации необходимо сказать несколько слов и о таких формах социальной пропаганды как передача информации через объёмные изображения и конструкции. Объем в социальном плакатном творчестве используется с целью повышения восприятия зрителем предлагаемой информации и может быть выражен через ряд различных технических приёмов, например, фактурную и голографическую печать или трёхмерное изображение. Когда искусный коллаж фотографии и компьютерной графики переносит зрителя в подводное царство или в космическое пространство, то трёхмерное изображение может особенно подчеркнуть фантастичность этого замысла и придать ему последовательность разворачивающихся событий и необходимого психологического замысла. Ну, а если плакат обращается к аудитории через главного героя, который указывая на зрителя взглядом или рукой, приглашает его к свершению социального действия, то здесь трёхмерное изображение может стать просто неподражаемым. Единственным минусом этой технологии сегодня является её высокая стоимость производства. Кроме голографии и трёхмерного изображения объем также можно передать через конструирование информационного объекта из нескольких плоских плакатов, превращающихся либо в скульптуру, либо в сооружение - что и называется конструкцией. Подобные виды информационных носителей сегодня часто используют в выставочном деле, а также для коммерческой рекламы в больших торговых зонах. Они легки в изготовлении, сравнительно дешевы и эффектны. Социальная пропаганда в последнее время также, всё больше и больше пользуется этой формой выражения творческой мысли, что в ряде случаев даёт высокоэффективный социальный результат. Сегодня объёмное конструирование в социальной пропаганде можно увидеть во многих технических формах носителей - от уличных и шоссейных муляжей работников дорожной инспекции до художественных решений из разноцветных воздушных шаров, дирижаблей, монгольфьеров и динамических праздничных и надувных развлекательных сооружений.

Особой формой создания наружного уличного плаката стала техника граффити. Этот сравнительно молодой вид художественного творчества сегодня становится всё более и более модным. Правда, часто он приносит не только положительные художественные и социальные решения, но и наносит вред окружающей культурной среде. Слово граффити значит «нацарапано». Эту технику изобразительного искусства использовали ещё до нашей эры, но в основном в гончарном деле. Сегодня граффити преобразилось. Вместо резцов появились краски, а вместо поверхности амфоры используются стены домов и заборы. В древние времена в этой технике создавались смешные картинки с басенным смыслом. Сегодня при помощи граффити всё больше и больше создаются художественные полотна социального характера, реклама музыкальных и социальных групп молодёжи, а порой это становится и формой социального противостояния между маргинальными группами молодых людей и обществом. Переходным периодом от античной техники царапания поверхности к чудовищным текстам на заборах и стенах современных зданий можно считать технику фрески, воспетую гением Микеланджело и Леонардо да Винчи. Как правило, сегодня граффити - это форма самовыражения молодёжи. Молодые люди, создающие граффити часто называют себя райтерами, от английского слова райт, то есть писать. Техника граффити, какой мы её видим сейчас, зародилась в Нью-Йорке как часть хип-хоп культуры в 70-х годах XX века. Первоначально для этих работ использовались обычные маркеры для граффити и аэрозоли, немало инструментов изготавливалось самостоятельно. «Исторически» техника рисунка прошлого века граффити развивалась из так называемых тэгов, авторских логотипов, объектами для которых становились поезда подземки. Можно сказать, что граффити сегодня - это во многих случаях не санкционированная социальная реклама. Молодые художники через свой рисунок или слово хотят сообщить миру о той социальной проблеме, которая назрела и требует своего решения. Как вы понимаете, крик о помощи или шаг самоутверждения - это только первый шаг к качественной социальной пропаганде. Кроме обозначения социальной проблемы в социальной информации должно быть и решение, притом конструктивное решение, способное действительно помочь. Иначе социальное послание превращается в опасную критику, которая способна только пробудить агрессию и противостояние, но не сможет решить существующей проблемы. Поэтому, когда в городе появляются любители граффити и есть заброшенные места замороженных строек, старые, грязные заборы, способные стать хорошей основой для размещения социальной информации, то с юными творцами необходимо найти общий язык. Тогда возникает реальная возможность совместно создать качественную социальную информацию, способную помочь их сверстникам решить ряд возникших социальных затруднений. Важно понимать, что молодые художники уже готовы к этой работе. От взрослого человека требуется только услышать их мнение, отнестись к нему с уважением и пониманием, разобраться в возникшем социальном противоречии личностного или социального характера, научить их создавать настоящую, а значит, позитивную социальную рекламу, таким образом, помогая реализовать их творческий и гражданский потенциал в наиболее созидательной форме.

Теперь несколько слов о том, как лучше создавать граффити. Здесь рецепт прост, как при создании самого обычного плаката - вначале создаётся сценарий, в котором описывается социальная проблема и её решение или социальная идея, которую необходимо осветить. Затем идея превращается в эскиз рисунка и того места или ландшафта, где предполагается разместить граффити. После происходит согласование творческого процесса с администрацией города или посёлка и владельцем «холста», а затем эскиз воплощается в граффити. Именно так создаётся наиболее качественная и эффективная уличная плакатная социальная пропаганда, приносящая всем участникам радость творчества, созидательный потенциал социального решения и гармонию искусства.

Сделав небольшой шаг от плоской поверхности плаката к переходным формам изобразительных носителей социальной пропаганды динамичного и объемного характера, мы не можем не сказать несколько слов о таком виде информационных носителей как инсталляция. Эта техника представляет собой пространственную композицию, создаваемую художником или дизайнером из бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой или визуальной информации. Можно сказать, что ряд предметов, превращаясь в форму нового художественного замысла, освобождаются от своего бытового назначения и приобретают новую смысловую символическую социально-значимую функцию. Кому-то может показаться, что столь изысканные новые формы художественного мастерства далеки от общепринятых форм социальной пропаганды. Но это далеко не так. Практика использования этой техники социальной информатизации хорошо доказала, что инсталляция в иллюстрации экологической катастрофы загрязнения природного ресурса планеты, изготовленная из пустых баллончиков от лака, химических реагентов и красок, зарекомендовала себя как практичный и эффективный способ профилактики социальной проблемы. Особенно ярко и объективно этот образ не раз подчёркивал трагизм сложившейся экологической ситуации на планете при проведении всемирных выставок, посвящённых решению социальных проблем, связанных с ростом техногенного развития цивилизации. И это далеко не единственный пример, использования инсталляции в общеупотребимой практике социальной пропаганды.

Часто социальные информационные образы по решению социальных проблем создаются посредством тех технологий, о которых многие и не догадываются, но подсознательно принимают их и даже используют на практике. Примером этому может послужить излюбленный способ предупреждения автолюбителей от злоупотребления нарушением правил дорожного движения государственной дорожной постовой службой. Редко когда мы не встречаем на въезде в любой город России стенда, на котором стоит искорёженная в аварии машина, как безмолвное напоминание о страшных последствиях бездумного вождения автотранспортного средства. А ведь это тоже образец техники инсталляции, носящий совершенно полноценный смысл социальной пропаганды. Таких грозных примеров использования этой техники социального информирования людей можно привести достаточно много особенно в сфере профилактики террористических акций, милитаризма, неизлечимых заболеваний и наркомании. И всё же необходимо понимать, что эта форма социальной пропаганды всегда погранична с очень критичной информацией, так как носит характер сильного, а часто и шокового воздействия на психику зрителя. Поэтому в каждом отдельном случае необходимо строго соизмерять используемые методики, технику исполнения социального послания с реальной актуальностью их реализации.

В итоге рассмотрения различных техник создания социальной пропаганды в виде плаката хочется перейти к тонкостям этого социального творчества, которые граничат с видео технологиями, но всё же их можно причислить к разновидности плакатной живописи. Одна из них - это техника боди-арта. «Искусство тела» - одна из интереснейших форм авангардного социального творчества, где основой, можно сказать, рекламным или информационным носителем и полотном становится тело человека. Конечно, первыми в использовании боди-арта были туземцы далёкой Африки, Америки и Австралии, которые и до наших дней раскрашивают свой кожный покров ритуальным рисунком, символизирующим силу, принадлежность роду и многое иное, что важно в их локальной социальной среде. В цивилизованном мире эта техника социальной информатизации впервые была использована в XX веке в 1910-м году русскими футуристами, провозгласившими, что «пора искусству вторгнуться в жизнь» и что «раскраска лица - начало вторжения». Именно накануне революции в творческой среде людей искусства появился этот термин, словно символизируя о том, что подходит время новых социальных решений. Начиная с 1960-ых годов бо- ди-арт начал интенсивно развиваться и в Европе, как часть эстетической революции авангардизма, направленной против духовной косности общества, как противопоставление себя прежним и в особенности общепринятым потребительским традициям жизни, равно как и всем окружающим социальным стереотипам в целом. Бесспорно, что этот вид социального искусства использует в качестве сильнейшего способа влияния на психику зрителя бессознательные, сексуальные мотивы восприятия информации. Поэтому содержание подобного социального живого плаката для зрителя и участника социальной информационной акции раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело образов и знаков. Объектом боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела. Этому искусству не чуждо чувство юмора и театральное мастерство. Так социальная рекламная акция, проведённая в конце 90х годов XX века, в основу которой было положено «превращение» посредством искусства бодиарта известных актёров разных стран в образы исчезающих видов животных, внесённых в красную книгу, позволила привлечь массовое внимание людей к социальной проблеме. В результате ряд видов животного и растительного мира планеты были сохранены.

Сказав слово о боди-арте, мы не можем не сообщить о том художественном течении, которое породило этот вид социального художественного творчества. Этим интереснейшим явлением техники передачи социальной информации стал перформанс. Это слово пришло в русский словарь от английского термина, обозначающего выступление или представление. Можно сказать, что это форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. Но удивительно то, что столкнувшись с перформансом, вы всё равно увидите всё тот же сюжет плаката, только сыгранного в лицах, оживающего с целью подчеркнуть особые стороны социального сюжета, решающего данную социальную проблему. Сегодня к перформансу можно отнести любую искусственно созданную ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело и одежду художника, а лучше сказать актёра, и отношение художника и зрителя к поставленной социальной проблеме. В этом отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение окончательно выражено только выставленным объектом. В отличие от статичного объекта перформанс позволяет, словно в видеосюжете, обыграть данную тематику с разных сторон и по ходу представления видоизменить его. Не стоит удивляться, но перформанс часто встречается в обычной жизни, важно только отделить предубеждение к этому явлению как к высокохудожественному творчеству, от той реальности, которая окружает нас. Примером может послужить ещё один сюжет из жизни Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Известно, что многие из водителей, увидев патрульную машину автомобильной инспекции, тут же начинают снижать скорость, даже если нет нарушения установленных правил дорожного движении. И это понятно, ведь в большинстве случаев люди не хотят обращать на себя излишнее внимание грозного блюстителя порядка. А вдруг что-то не в порядке?! Эту особенность психологии водителей заметили и работники транспортной полиции, что послужило основой для создания и установки не только в нашей стране, но во многих других странах мира целого ряда социальных постеров на обочинах дорог, изображающих посредством фотографии инспектора дорожной службы и дорожного средства транспортной инспекции. В этой форме подачи социальной пропаганды соприкоснулись две техники её исполнения - объёмная конструкция и перформанс. Это стало эффективной социальной рекламой по предупреждению нарушений скоростного режима движения автотранспорта на многих дорожных магистралях. Вы удивитесь этому выводу, но если рекламный постер в образе работника ГИБДД осуществляет регулирование движения, значит, и сам работник транспортной инспекции одним своим видом уже становится настоящим социальным информационным носителем, только в технике перформанса. То есть, если бы на месте работника безопасности дорожной службы находился актёр в его форме, то для водителя он оставался всё тем же самым инспектором ГИБДД, а значит, носителем информации о необходимости быть правопослушным и аккуратным в своих действиях, тем самым, осуществляя профилактику конкретной социальной проблемы. Этот пример хорошо отражает суть технологии перформанса, когда оживающая картинка плаката становится наиболее эффективной для решения того или иного социального затруднения.

Такие технологии социальной пропаганды как боди-арт и перформанс чрезвычайно хорошо соединяются с видеозаписью этого действия для дальнейшего транслирования в качестве социальной видеорекламы. Таким образом, усилия актёров и вейзажистов получают вторую жизнь, так как рисунок на теле не сохраняется долго, да и перформанс не рассчитан на многократное повторение. Далее рассказывая о процессах оживления социального плаката, невозможно не сказать об огромном социальном значении решения социальных проблем посредством театрального искусства и особенно такой техники как пантомима. Этот вид искусства особенно близок к социальному плакату, так как он безмолвен и служит для передачи социального смысла через пластику человеческого тела и жестов. Если мы сравним работы карикатуристов с образами создателей пантомимы, то найдём много общего. Отчасти пантомима является частью перформанса, а перформанс может перейти в пантомиму и даже полноценное театральное представление. Как видите, здесь многое взаимосвязано, и в случае глубокого профессионального подхода к реализации задуманного сюжета сможет помочь донести социальное решение до самых различных зрителей, как разновозрастной, так и многоязычной среды. Всё это богатство социальной пропаганды - не что иное, как живое творчество, поэтому в процессе погружения в ход создания и реализации социальной информации важно научиться сочетать не только технические возможности создания информационного послания, но и учитывать психологию зрителей с поставленной социальной задачей.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >