Социальное творчество - перспективный институт воспитания

Социальное творчество - одна из самых удивительных и можно сказать сокровенных сфер жизни человеческого общества. Это тот механизм, который недоступен случайным прохожим и не профессионалам, который требует глубокого погружения в его сущность, поэтому часто является недоступным для широких слоёв населения как открытая технология влияния на качество жизни. Дело в том, что социальное творчество побуждает личность к самосознанию и осмыслению качества своей жизни и окружающего социального пространства, тем самым, раскрывая истоки своих потребностей и гуманистических принципов жизни человека, пробуждая к осмыслению ценностей, в т.ч. и своих прав, а также защите свобод. Во всём этом мы обнаруживаем необходимость говорить об интеграции социальной деятельности и личностного развития. Эти слова можно отнести к таким категориям самовосприятия, как счастье, любовь, вера, добрая воля и сознание, но не стоит забывать о значении в жизни человека тех социальных явлений, от которых эти качества могут зависеть, например, свобода, творчество, взаимопонимание, право. В данном случае мы видим, что социальная информация должна способствовать формированию навыка, а в каком-то смысле, и привычки осмысления собственной жизни, сопоставления причин и следствий событий, а также поступков людей, окружающих нас, ребёнка, подростка или молодого человека. Через подобное осмысление появляется реальная возможность привести подрастающее поколение к истинной свободе мнения, привить им нравственные ценности и помочь стать полноценными гражданами страны и даже целой планеты.

Какие же этапы воспитательной практики стоит пройти в процессе работы с социальной информацией? Попробуем подойти к решению этой задачи, используя системный, культурологический и синергетический подходы, чтобы социальная информация, личность, нравственные ценности и общественные взгляды были едины и не конфликтовали между собой. В качестве примера используем номинации проводимого в России с 2006 года ежегодного открытого Национального конкурса социального проектирования «Новое пространство России», отражающие весь спектр социальных перспектив, ценностей и проблем, встающих сегодня перед каждым членом общества.

Девиз предлагаемой конкурсной работы сегодня обозначен в следующей фразе: «Измени мир к лучшему!» Конечно, не хотелось бы переводить материал книги в сугубо конкурсное мероприятие. Конкурс - это только модель, можно сказать стартер педагогического механизма социального творчества и только. А предлагаемый материал относится ко всему спектру социальной информации, а, значит, имеет непреходящий и всеобъемлющий смысл своего применения. Важно понимать, что говоря о качестве жизни, мы соприкасаемся с осмыслением такого явления, как добродетели, тем самым, проникая в основы социального творчества, всегда стремящегося к объединяющей всех идее высшей справедливости. На первый взгляд любой идеал является недостижимой мечтой и всё же только утопия по своей природе способна объединить людей, найти ту синергетическую точку, которая порождает согласие между миллионами индивидуальностей, соединяя потребности отдельных людей в гражданское общество. Этим удивительным инструментом, созидающим столь уникальные процессы, является, рассматриваемое здесь, социальное проектирование, опирающееся на совершенно конкретные шаги формирования личности, способной к осмыслению и генерации таких идей. Эти шаги мы называем воспитанием, процессом способным привить как отдельной личности, так и обществу в целом комплекс нравственных ценностей - важнейшего строительного материала системы ценностей в мировоззрении человека, способных привести его к новому наиболее лучшему качеству счастливой жизни.

Воспитание - это процесс привития человеческой личности: разуму, душе и сознанию тех ценностей и качеств характера, которые определяют индивидуума как личность, как человека, как гражданина своей страны и общества в целом. Для многих это может звучать идеалистично, но стоит повториться, что именно формирование идеалов, утверждение нравственных норм и ценностей в мировоззрении личности и является тем социальным продуктом, который необходим сегодня человеческому обществу.

Само собой разумеется, что говоря о добродетелях и нравственных ценностях, мы перечислим их и свяжем с теми решениями, которые могут помочь современному обществу преодолеть комплекс укоренившихся социальных проблем. Шаг за шагом от малого к общему социальная информация способна не только раскрыть перед каждым ребёнком и подростком спектр социальных механизмов гражданского образования, но и привить практику их применения. Сегодня мы можем сделать это не формально, ни с помощью «сухих» параграфов в книге, а описать языком живых примеров социального участия в жизни близких людей, нуждающихся в помощи и поддержке. Именно такова полноценная практика социального творчества, предлагаемая молодым людям. Необходимо учитывать, что знание о наличии социальной проблемы и источников её происхождения - это ещё не есть её решение. Решение приходит только тогда, когда мы не только осведомлены о проблеме, но и обладаем способностью сопереживания, проникая в её истоки, преодолевая её в своей душе, сердце и разуме, на практике действия избавляясь от неё и искренне сострадая тем, кому хотим помочь. Подобным образом в социальном проектировании взрослый человек, подросток или ребёнок должен найти образ решения социальной проблемы в своей жизни, а после из своего сопереживания и понимания вынести его в качестве личного опыта в социальную работу, предлагаемую им обществу. Именно этот огромный и сложный процесс стоит называть воспитанием.

Занимаясь социальным творчеством, создавая информацию, каждый творец находит решение наиболее близкой ему социальной проблемы, что и является тем важнейшим итогом, который должен остаться с человеком на всю его жизнь. Особенно важно это понимать, когда творцом становится дитя или молодой человек. Поэтому во взаимодействии с детьми и подростками не столь важно качество работы - высокохудожественно ли созданное произведение или нет. В большей степени важна та глубина сопереживания и осознания ребёнком или молодым человеком социальной проблемы, которую он решает в результате творческого процесса. Надо понимать, что создание социальной информации - это не развлечение, не праздный досуг, реализация социального проекта - это огромная реабилитационная практика по созиданию, а порой и восстановлению человеческой души и нравственного мировоззрения личности. Именно детальное проникновение в причинно-следственную связь формирования человеческого мировоззрения, характер личности и социальных отношений позволит каждому юному творцу более глубоко и точно воспринять и осмыслить основы социальных перспектив и отыскать источники возникновения большинства существующих социальных проблем, предупредив в себе их развитие. Посредством этого творчества мы не просто займём досуг человека полезным делом, но, прежде всего, получим возможность излечить ребёнка и молодого человека от уже сложившихся отрицательных качеств характера, а также проведём серьёзную социальную профилактику проблем, которые могут его окружать.

Как известно, всё в жизни человека начинается с детства, семейного уклада, отношений с близкими людьми. Первые трагедии, первые социальные проблемы часто рождаются у разрушающегося семейного очага, когда в нём появляются разлад и недоверие. Именно поэтому разговор о воспитательном потенциале социального творчества стоит начать с одной из главных составляющих нравственных ценностей - семейных ценностей. Важно понимать, что эти ценности говорят не только о взаимоотношениях взрослых людей между собой и детьми, но и о гораздо более глубоких явлениях человеческой жизни. Дело в том что, когда люди размышляют о таких социальных проблемах как: рост химической зависимости (наркомании), компьютерной зависимости, табакокурении и алкоголизме, об асоциальном поведении подростков, о снижении интереса к чтению книг, распространению некомпетентности, социальной инфантилизации молодого поколения, росте количества нетрудоспособного населения, иждивенческого потребительства и суицида в молодёжной среде, о падении рождаемости и росте интоле- рантного поведения, то не надо забывать, что девяносто девять процентов всех этих проблем зарождаются из-за утраты обществом и личностью семейных ценностей. Все эти страшные язвы нашего времени - это последствия взаимной невнимательности людей, отсутствия любви и доверия в семье, из-за появления в человеческом сердце холода одиночества, замкнутости и агрессии. Мы говорим о том, что создание социального проекта, в т.ч. и информации, направленной на решение этой социальной проблемы, требует от родителей, педагогов и особенно от ребёнка понимания и осознания всей глубины и важности развития и сохранения этих основ.

Обращая внимание на состав семейных ценностей, важно понимать, что психологические проблемы, бытовые конфликты между людьми и некомпетентное отношение к воспитанию часто приводят к травматизации психики человека, особенно в детском возрасте. Наш опыт работы с педагогами, психологами и психиатрами свидетельствует о том, что основным источником любого асоциального поведения человека является психологическая или физическая травма его головного мозга. Особенно опасно, когда это происходит на ранней стадии развития человека, в детстве и подростковом возрасте. Каковы же симптомы этих трагических явлений, которые приводят к столь страшным последствиям? Всё начинается с нелюбви отца и матери друг к другу, с нелюбви матери к ребёнку, с ненависти и страха, с обмана и взаимного недоверия, с подлога и обвинений, с возникновения двойных стандартов в межличностных отношениях. Так невнимательность, неуважение к людям, ревность и грубое слово способны в одно мгновение расколоть счастливый мир детства. Пьянство и наркомания, часто передающиеся по наследству, могут стать настоящим проклятием для будущего человека. Эти проблемы окружают нас повсеместно, поэтому отнесёмся к ним с наибольшим вниманием. Спасительной панацеей от легиона перечисленных социальных проблем становятся семейные ценности, воспитание которых гарантирует обществу и личности возможность жить иначе - благополучно, в любви и согласии.

За многие века и даже тысячелетия человеческой культуры состав семейных ценностей обозначен и описан во многих философских, литературных и духовных трудах: любовь, доверие, верность, согласие, дружба, уважение, послушание, традиции, преемственность поколений, воспитание, отцовство и материнство. Заметьте, именно воспитание - это неотъемлемая часть семейных отношений, а государство, общество, учитель и школа являются важнейшей частью системы воспитания, поэтому ребёнок воспринимает своих родителей и учителя, как образец поведения, как самую существенную часть своей жизни. Общество, родители и педагог через совместное социальное творчество способны внести семейные ценности в жизнь каждого ребёнка и подростка. Через игру, через обсуждение, через личный пример и осмысление - наблюдение, описание и наглядное художественное творчество, в т.ч. социальную информацию, осуществляется не только профилактика социальных проблем, но и изначальное формирование личности. Так на образе помощи ближнему, стремясь сформулировать необходимые для решения социальной задачи нравственные качества человека, учитель привносит эти ценности и в мир ребёнка, в том числе и в его семью, тем самым, укрепляя в жизни молодого человека необходимые добродетельные, а лучше сказать, добрые качества.

В процессе создания социальной информации, работа с ребёнком или подростком по формированию нравственных ценностей и решению социальных проблем становится одним из эффективнейших инструментов профилактики и устранения существующих психологических трудностей. Уделение внимания социальным проблемам, поиск социальных решений в качестве помощи близким людям помогает многим детям и особенно из так называемой «группы риска» найти и излечить ту психологическую травму, которую им нанесло общество. Мало того, активное социальное творчество способно не только оказывать терапевтический эффект, но и сформировать мировоззренческую позицию ребёнка, тем самым, оказывая влияние на будущие отношения с теми, кто будет ему дорог. Стоит уделить внимание и вовлечению родителей в социальное творчество по созданию социальной информации, что позволит укрепить межпоколенческие связи в семье, а также послужит профилактикой явлений жестокости и насилия во внутрисемейных отношениях. Национальный конкурс социального проектирования выносит эти ценности в целом ряде номинаций, предлагаемых к ведению урока: «Любовь и доброта - основа крепкой семьи», «Любовь - это...», «Семейные ценности». Здесь нет принуждения к формальному созданию тех или иных образцов социальной информации и рекламы. Необходимо совершенно иное - осмысление ребёнком и подростком существующих ценностей, нахождение им своих определений этих жизненно важных краеугольных опор его настоящей и будущей жизни.

В дальнейшем, каждый человек, выходящий из лона семьи, вступает в мир социальных отношений. Именно здесь перед ним появляются два очень важных взаимодополняющих и взаимопроникающих источника социальных отношений, неотъемлемо связанных с качеством человеческой жизни. Это личные или общественные ценности. Часто они словно спорят между собой о главенствующей роли в жизни человека, рождая в людях множество противоречий, выливающихся в целый ряд социальных проблем. Здесь скрываются те механизмы, которые способны сделать нас личностью или низвергнуть в бездну страстей и неудовлетворённости, приобщить к жизни общества или изгнать в мир одиночества. В этой работе важнейшей отправной точкой социального миропонимания является человеческая личность и то, как мы себя воспринимаем. От нравственной развитости самосознания человека зависит его образ жизни и уровень гражданской активности личности. Незрелая личность часто не способна разрешить внутренние конфликты, что ведёт к нарушениям идентификационных процессов, освоения социальных ролей, несамостоятельности, недееспособности, профессиональной неопределённости, развитию страха перед изменениями в социальной жизни. Часто такие социально инфантильные личности выбирают криминальные или асоциальные практики: безответственность при управлении автомобилем, беспорядочную интимную жизнь, уход от уплаты налогов, алиментов, неучастие в воспитании детей, взяточничество, преступления, участие в радикальных движениях и пр. Как правило, всё это ещё и последствия конфликта между человеческой личностью и обществом.

Почему они возникают, почему индивидуальные пожелания часто не соединяются с предлагаемыми обществом условиями жизни, законами и правилами поведения? Ответ на этот почти риторический вопрос содержится в анализе предшествующих реформенных 80х и 90- х годах прошлого века нашей страны, когда в обществе разрушались модели воспитания и трансляции социального опыта, а на смену им ничего не было предложено. Только сегодня при обсуждении политической элитой путей модернизации страны проблемы воспитания и образования стали одними из центральных. Наиболее ярким дискуссионным вопросом стало пристальное рассмотрение нравственного воспитания подрастающего поколения, его основ и принципов. Отсутствие точных определений, критериев, законов и философской базы стало очевидной преградой для преодоления существующих трудностей. Повсеместная подмена этих ценностей в угоду потребительским и корыстным интересам, безграмотности, частной политике, некомпетентности и вкусовщине, служащих сиюминутным задачам отдельных лиц, эксплуатирующих социальные отношения в личных интересах, привело к омертвению целого ряда социальных норм, в том числе, системы комплексного гражданского и духовно-нравственного воспитания личности.

Речь идёт о таких личных ценностях человека как: жизнь и здоровье, мир и счастье, честь и достоинство, свобода и творчество, справедливость, вера и любовь. Для общества раскрытие этих ценностей реализуется на уровне общественно одобряемых социальных норм поведения', патриотичность, уважительное отношение к старшим, уважение прав людей, уважение семейных отношений, любовь к детям, бережное отношение к природе. За каждым из этих слов скрывается целый мир того, что должно быть нам дорого, что должно быть осмысленной частью каждой человеческой личности. Ведь всё это является основой человеческого мировоззрения. И если это не так, то на месте нравственной ценности тут же возникает пустота, которая притянет к себе соответствующие негативные качества, рождающие в личности духовное одичание, выражаемое не только в образе мышления, но и в делах и поступках, которые впоследствии становятся самой настоящей социальной проблемой. Создавая социальную информацию, а, значит, решая соответствующие социальные затруднения, тем самым, конкретно утверждая добродетель, мы должны очень точно осознавать ту нравственную основу, которую предлагаем аудитории. Здесь не может быть ошибки и уж тем более малейшей подмены понятий и критериев. Создавая подобные инструменты необходимо понимать, что общество и личность есть единый непрерывный процесс взаимодействия, взаимосотрудничества и взаимовлияния. Поэтому рассматривая личность, её потребности и ценности, мы строим будущее всего общества в целом. Будет правильным соединить эти решения с теми ценностями, которые предлагает общество: образование, культура, знания, право, безопасность, демократия, толерантность, служение. Совокупность этих ценностей способна раскрыть перед учениками и аудиторией наиболее благополучные перспективы социализации, способные сделать их полноценными и счастливыми. И это понятно, ведь личность без проявления в социуме не может раскрыться и стать полноценной. Без практики общения человек не может осознать даже качества своего характера. Общество - это зеркало, отражающее личность - её внутреннее и внешнее состояние. Являя миру своё социальное творчество, знания, опыт и навыки, подросток предоставляет взрослым объективный итог своего развития, своей зрелости в материальном, культурном, разумном и душевном плане.

Именно из внешнего мира, то есть от общества каждый человек в начале жизни получает знания и основы своего мировоззрения. Далее осмысливая их, переплавляя в творческом процессе самовосприятия и самовыражения, он осуществляет самый важный шаг в своей жизни - это синтез полученных знаний и навыков в новый творческий продукт - ремесло, науку, культуру и духовный опыт, то есть мировоззрение. В этом процессе, как никогда, ему необходимы социальные ценности, чтобы найти точку опоры для каждого мгновения своей жизни. Только впоследствии, привнося эти ценности в своё бытие через институт семьи, трудовой жизни, веры и гражданской инициативы индивидуум формирует багаж ценностей личных. В итоге комплексность и полнота личностных ценностей позволяет ребёнку и подростку не только сформировать своё отношение к окружающей действительности, общественным институтам и гражданскому обществу, но, прежде всего, воспитать и проявить в своём характере самые высшие ценности человеческой жизни - добродетели.

Здесь мы вновь упомянем о Национальном конкурсе социального проектирования «Новое пространство России». Условия конкурса, требующие позитивного взгляда в каждой творческой работе, подчёркивают важнейшую опору воспитательного процесса социализации личности. Решать социальные проблемы через позитивный взгляд - один из самых сложных приёмов социального творчества. Задумайтесь о том, легко ли через сочинение, плакаты, рисунки, видеоролики наглядно и убедительно предотвратить увлечение наркотиками или алкоголем без применения и отражения противопоставления позитивного образа жизни и законодательных угроз или устрашающих образов смерти? Сложно! И всё же это возможно, если проникнуть в психологию молодого человека и понять, что его толкает к этим трагическим последствиям. Опасные шаги к гибельным последствиям часто скрываются за глубокой несостоятельностью, одиночеством и горящим желанием личности противопоставить себя тому или иному противоречивому образу жизни своих родителей. А ведь такими он видит и всё общество - эгоистами, безразличными, алчными, лживыми, несостояв- шимися людьми или просто алкоголиками и сумасбродами - такова картина мира в мышлении большинства асоциальных подростков.

При работе с этими детьми необходимо особое внимание к позитивности их мышления. На рисунке, в тексте и в видеоряде, создаваемого ими социального проекта, первые попытки изобразить протест, выразить агрессивное отношение к обществу или применить карательные меры к нарушителям должны постепенно, с осмыслением применяемых механизмов социализации личности, перейти к совершенно новому качественному результату их мышления. От критики и обвинений рисунки и сочинения-сюжеты способны привести подростка вначале к внешнему утверждению позитивных норм и правил, а после научить явлению личного примера, соответствующему образу жизни и поведению. Социальное творчество должно сообщить этому озлобленному, брошенному на произвол судьбы, утерявшему связь с собственной душой, беззащитному и очень опасному для общества юному человеку, как жить иначе. Как стать счастливым, как вырваться на свободу из темницы сложившихся обстоятельств, привычек и деструктивного образа жизни. Со временем в его социальном творчестве должно появиться всё то, что отсутствует в жизни, всё то, что ему не додали родители, учителя и общество. В этих словах мы вновь говорим о добродетелях, о той основе всех нравственных ценностей, которые и созидают истинную добрую, одухотворённую человеческую жизнь. То, о чём здесь говорится это: любовь, доброта, вера, милосердие, послушание, скромность, трудолюбие, целомудренность, мужество, мудрость. Таковы эти истоки нормальной жизни и всеобщего согласия. Они дарят человеку самое главное, что становится началом его новой, доброй жизни - надежду и доверие.

Добродетели - это высшие духовные идеалы человека. Именно стремление к ним позволяет личности проявить в своей жизни те нравственные ценности, о которых мы говорим, и исправить те «недочёты», которые так часто превращают жизнь многих людей в самое настоящее наказание. Для этого понадобится научиться работать не только с психологическими и духовными понятиями, но суметь их изобразить, описать, смонтировать и опубликовать. Социальное проектирование выражает эти вехи нравственного становления человеческой души в следующих номинациях конкурса: «Мир начинается с уважения», «Дорогой добрых дел», «Служу Отечеству», «Милосердие - души усердие». Кажется просто, но создать образ, который будет понятен и доступен каждому, который коснётся души и не вызовет противоречий, является высочайшим креативным и гуманистическим мастерством.

Чтобы проникнуть в суть решения социальных проблем стоит уделить немного внимания их составу. Несомненно, социальная информация общего характера, основанная лишь на пожеланиях добрых мыслей полезна, но она не даст обществу конкретного, прикладного результата в решении возникших социальных вопросов. Чтобы проникнуть в глубину процесса решения каждой отдельной социальной проблемы, необходима детализация целого ряда частностей психологии личности, наглядно отражающая механизм восприятия информации личностью во всех деталях. Отправной точкой этой работы становится понимание того, что многие социальные проблемы общества не только взаимосвязаны, но являются по существу единой цепочкой событий, происходящих в жизни человека. Понимая это, мы всегда сможем найти ту отправную точку возникновения социальной проблемы, которая требует своего решения. Поэтому попробуем обозначить эти исходные точки возникновения социальной напряжённости, приводящие отдельных людей и общество в целом к более обширным деструктивным социальным процессам.

Из череды социальных затруднений, в первую очередь, перед каждым человеком поднимается вопрос поддержки здорового образа жизни, так как именно от этого зависит комфортность психологического самовосприятия личности и рождаемость, а значит численность и работоспособность людей и общества в целом. Этот аспект незримо связан и с вопросами экономики, так как каждый человек платит налоги, которые в свою очередь становятся заработной платой государственных служащих, пенсионным фондом, службой социального обеспечения, системой образования, службой коммунального хозяйства и благоустройства каждого муниципалитета, источником укрепления безопасности и обороноспособности страны. Качество здоровья человека во многом влияет на его психические и физические способности, что немедленно сказывается на тонусе и настроении личности. Большинство межличностных конфликтов и неудовлетворённостей неотъемлемо связано с физическими и психическими недомоганиями человека. Когда мы начинаем разбираться в том, что мешает человечеству вести здоровый образ жизни, то тут же поднимаются все те социальные проблемы, которые мешают людям жить хорошо. Это и экологические язвы планетного, общегосударственного и местного характера, включающие уплотнительные застройки и вырубку лесных массивов. И трудности слабеющего здравоохранения из-за нехватки медикаментов, устаревшей технической базы и неразвитой системы неотложных, профилактических и диагностических мер. Это и снижение рождаемости из-за экономической нестабильности общества, и бесперспективность жизни в удалённых от городских и культурных центров точках. Беспорядочное сексуальное образование в сфере планирования семьи, то забегающее вперёд вплоть до детского сада, то исчезающее вовсе даже из высших ученых заведений. Это и растущая распущенность отношений и праздность жизни молодых людей, побуждаемая ростом иждивенчества, безнравственной информации в СМИ, книгах, учебниках и рекламе. В том числе это и прогрессирующая наркомания, компьютерная зависимость, ранний алкоголизм и табакокурение, стремительно распространяющиеся на территории Российской Федерации из- за массового падения нравственных устоев. В конце концов, это просто растущая гиподинамия, отсутствие системного подхода к физической культуре подрастающего поколения, к умению организовать отдых и здоровое питание детей, подростков и взрослых людей. Итогом становится высокая и главное ранняя смертность населения, рост демографических проблем, а значит повышение иммиграции, падение традиционных национальных, культурных и нравственных ценностей, снижение трудоспособности людей, исчезновение чувства патриотизма, что в совокупности можно назвать повсеместным ростом социальной напряжённости.

Социальное проектирование уже решает эти проблемы, предлагая молодым людям задуматься над этими источниками беспокойства через номинации конкурса и выразить своё здоровое решение в форме медиатекста социальной информации в ряде соответствующих номинаций: «Жизнь без вредных привычек», «Если хочешь быть здоров»,

«Мир равных возможностей». Каждому явлению этой социальной проблематики можно и даже нужно найти своё решение, ведь это жизнь детей, которые постоянно сталкиваются со всем спектром этих социальных недочётов. Основную ответственность в этом процессе должны взять на себя взрослые люди, которые обязаны не только стать примером для подражания, но и помочь молодёжи найти соответствующие позитивные решения, в том числе, и посредством социальной информации. Однако, уже одно только привитие позитивных мировоззренческих основ подросткам и молодым людям, включающее всестороннее рассмотрение состава причин и следствий социальных проблем, является лучшим пособием по их социализации, духовнонравственному и гражданскому воспитанию.

Вторым наиболее глобальным аспектом социальной стабильности общества являются образование и воспитание. Государство, считающее себя самостоятельным и зрелым, желающее достичь качественной социальной стабильности, прежде всего, должно уделять стратегическое внимание вопросам образования. В основу этого процесса вкладываются его идеологические принципы, которые включают в себя: национальные особенности, социальные и политические идеалы, основы веры и культуры страны, превращающие жизнь отдельных граждан в единое созидательное коллективное творчество. Важнейшим результатом подобной национальной политики является то, что обуславливает преемственность этих процессов и утверждает соответствующие перспективы развития общества - это формирование комплексного гражданского, духовно-нравственного мировоззрения личности. В случае, когда часть этих основ формирования социальной стабильности отсутствует, либо претерпевает лишения, то на государство и его народ обрушиваются социальные проблемы.

Изучение истории роста и падения многих великих цивилизаций наглядно показывает, что исчезновение идеологических основ, традиций, национальной идеи и патриотичного мировоззрения в образовании всегда приводило людей к массовой депрессии, недееспособности, утере культурных и духовных ценностей. Вначале через эти упущения происходит размывание устоев семейных ценностей, в частности разрушается преемственность поколений, впоследствии ослабевает добрая воля личности, в итоге исчезает взаимопомощь и взаимопонимание между людьми. Одновременно с падением нравственных устоев личности происходит рост асоциального поведения людей, что повышает конфликтный и криминогенный фон, приводящий к внутреннему и внешнему снижению жизнеспособности страны, а часто и к её гибели. Например, такая внешне малозаметная в образовании сфера, как профессиональная ориентация и подготовка детей, в случае исчезновения из образовательных дисциплин, приводит ко многим необратимым трагическим социальным последствиям. Люди перестают создавать династии, отрываются от земли и оседлой жизни, теряют культурное наследие и традиции своих предков, прародителей и родителей, в результате становясь безнравственными, нетрудоспособными, безграмотными, интолерантными, невостребованными и, в конце концов, потерянными для общества. При отсутствии воспитания растёт эгоизм личности, потребительский беспредел, правовой нигилизм. Можно сказать, что именно ослабление образования и воспитания человека является корневой проблемой общества, так как из неё произрастает и падение жизненных стимулов, а соответственно и здорового образа жизни нации. В конкурсе социального проектирования, рассматриваемом нами в качестве примера, уже есть ряд необходимых социальных образов в форме номинаций: «Учение - свет», «Знание - сила» и «Без труда нет доброго плода». Ведь из должного и своевременного обучения произрастает и третья базовая социальная основа жизни общества, которая также нуждается в своём осмыслении и выражении в образе социальной информации.

Таким институтом общественного спокойствия становится гражданская ответственность личности. Этот особый институт общественной стабильности говорит о том, что государство и нация имеют ряд законов, определяющих соответствующие условия социальной жизни личности. Соблюдение этих норм и правил приводит к повышению качества жизни общества, их утеря разрушает общественный порядок и жизнедеятельность государства. Правовые вопросы имеют, казалось бы, только внешние условия воздействия на людей, определяя их права и обязанности друг перед другом. Но каждый взрослый человек знает, что индивидуальная правовая послушность произрастает не только из страха наказания за нарушение законов, а прежде всего, из личностных нравственных установок. Гражданская ответственность - это разумное, осмысленное отношение личности к социальным нормам жизни, это совесть, сообщающая человеку о тех гранях дозволенного и опасного, которые касаются его и требуют соответствующего своевременного решения. Именно из этого единого корня произрастает вся мотивация социальных действий потенциального, законопослушного гражданина. Если в душе молодого человека воспитан нравственный комплекс гражданского самосознания, то он не будет мусорить на улице и перебегать дорогу в неположенном месте. Не будет использовать нецензурную брань и распивать крепкие напитки на детской площадке. Будет следить за порядком на лестнице и не посмеет опаздывать на работу. Пойдёт на выборы, защитит слабого и поможет своим родителям жить долго и счастливо. Именно из этих качеств человеческой души и сердца рождаются терпимость и толерантность, способность быть внимательным к окружающим людям. Всё это причины и следствия, которые становятся тезой и антитезой для использования в воспитательном процессе посредством социального творчества. «Новое пространство России» также отозвалось на эти тенденции рядом номинаций: «Совесть - основа порядка», «Мир и согласие своими руками». Но нужно помнить, что основой этой огромной науки добра является то, что сокрыто от посторонних глаз в образовании и воспитании. Именно из добродетелей - основы нравственных ценностей, произрастают все созидательные качества личности и общественные дисциплины, превращающие толпу в нацию, дикаря в гражданина, хулигана в добровольца, а эгоизм в любовь. Так не заметно для неопытного глаза духовность и нравственность человеческой культуры, веры и самосознания веками управляют миром людей, вопреки всем ошибкам и проблемам, которые так часто порождает человеческое общество. Важно понимать, что именно это должно лечь в основу каждого социального проекта, в т.ч. социальной информации, разговаривающей с детьми и взрослыми людьми языком фотографий, рисунков, девизов, текстов, обращений и монтажа.

Осталось сказать несколько слов и о четвёртом, можно сказать, самом главном институте формирования гражданских основ - духовнонравственном воспитании личности. Именно из этого источника рождаются все нравственные ценности, в том числе, патриотизм, милосердие, гуманизм, миротворчество, взаимное уважение и гражданская ответственность. Основой этой важнейшей доминанты построения гражданского общества являются соответствующие науки, которые мы уже называли - это человеческие добродетели. Именно они превращаются через социализацию личности в справедливые государственные законы, в этику, мораль, демократичность, гуманизм и нравственность человеческого общества. Если процесс воспитания нарушается, то мы сразу ощущаем дисбаланс в жизни, так как в культурные будни людей немедленно вторгается несправедливость. Вначале она искривляет существующие социальные нормы, правила и законы, после подрывает веру, затем наваливается на общество шовинистическим эгоизмом, безразличием, разнузданностью и безнравственностью коррупции, и, наконец, подменяя одни понятия на другие, становится «нормой» в общественной морали и средствах массовой информации.

Так, через унижение культуры, отрицание законов и насмешки над мудрым, великим и добрым, приходит падение всех социальных институтов. Общество начинает пропитываться безжизненностью правовых норм государства, разрушением целостности экономики, приводящей к формализации, профанации и гибели институтов образования и медицины. Эти этапы - это тоже повод к социальному творчеству, к тем образам, которые могут предотвратить или хотя бы приостановить подобные нарушения. Мы видим, что посредством предлагаемых инструментов социального проектирования можно начать ликвидацию существующих социальных проблем через разговор с детьми и подростками о том, как подступиться к их решению. Так вначале необходимо утвердить те точки гражданского и нравственного мироустройства, которые вы считаете отправной точкой этого творчества. Важно понимать, что ребёнок в соответствии с условиями возрастной психологии личности до соответствующего возраста не способен и не должен соприкасаться со всеми теми шокирующими «откровениями», которые составляют палитру социальных проблем современного мира взрослых людей. Такие вопросы уместно рассматривать через идеализированные образы природы, сюжеты сказочных и литературных героев, примеры поведения его сверстников. Целью этой работы становится формирование общего представления юной личности о причинах и следствиях происхождения в жизни вначале всего хорошего, созидательного, доброго и только затем критичного и отрицательного. Именно из этого материала может сформироваться полноценное, духовнонравственное мировоззрение ребёнка, способное организовать его собственную жизнь и оказать помощь и поддержку его друзьям и близким. В итоге этот кропотливый труд становится основой создания настоящего живого, позитивного и действительно эффективного процесса воспитания, умело использующего инструменты всей палитры социального проектирования.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >