Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow История
Посмотреть оригинал

Отличительные черты греческого предпринимательства до начала «Великих реформ» в России.

Поскольку центральной темой данной работы является предпринимательская деятельность греков на территории Донского края, то вполне естественным будет обращение к проблеме общего и особенного в деловом искусстве греческих негоциантов. Как уже было отмечено, предпринимательская деятельность греков на территории Донского края до середины XIX века представляла собою обычные посреднические торговые операции между представителями греческой диаспоры и коренным населением. Направлены они были, естественно, на получение дохода в денежной или в иной материальной форме. Греческий предприниматель в начале XIX века представлял собою хозяйственный субъект, который, благодаря наличию определенной совокупности черт, воплощал на практике функции предпринимательства (творческую, ресурсную, организующую) и за свой труд получал предпринимательский доход, минимум - нормальную прибыль.

Образование греческих поселений на Юге России имело огромное значение для дальнейшего развития Донского края, причем это влияние не следует оценивать как простой товарообмен между представителями народов, достигших разного уровня развития культуры. Модель мультикультурализма юга России предполагает легитимацию различных форм культурной инаковости, которая лаконично выражена в формуле «интеграция без ассимиляции». Это подразумевает, что в границах одного государства сосуществуют различные этнокультурные, конфессиональные и другие образования, имеющие право на публичную репрезентацию и сохранение своих особенных национальных черт и образа жизни.

Формированию греческого мира в городах Донского края, сохранению национальной культуры и поддержанию связей греческой общины города со своим народом способствовало и то, что в городе выходило множество газет на греческом языке. Безусловно, возможность использовать свой родной язык в повседневной жизни вело к тому, что греки, достаточно гармонично интегрируясь в общественно- политическую жизнь России, не растворялись и не ассимилировались, а сохраняли важнейшие черты менталитета и культуры своего народа.

Структуризация самосознания и национальной идентичности предпринимательства греков - это сложный исторический процесс, протекавший на разных уровнях и отличавшийся различной степенью вовлеченности в него отдельных элементов. В ходе этого процесса имела место борьба различных концепций и взглядов, как на прошлое страны, так и на ее будущее, а постепенное осознание греками себя единой нацией наталкивалось на сильное противодействие традиции в виде клановости и общинного уклада жизни в пределах замкнутого и отрезанного от остального греческого мира пространства.

На протяжении всего рассматриваемого периода важную роль в становлении греческого предпринимательства и формировании национальной самоидентификации греков играла диаспора, в том числе и на юге России. Представленная в основном греками-переселенцами конца XVIII столетия, во второй половине XIX - начале XX вв. греческая диаспора на юге России представляла собой достаточно заметное явление. Помимо существенного удельного веса греков в населении региона этому способствовал еще ряд факторов. Главным среди них можно назвать те благоприятные условия, в которых проходила их деятельность. Они никогда не ощущали себя ущемленным в правах национальным меньшинством, вынужденным жить в чужой стране, но, наоборот, были полноправными членами общественно-политического организма Российской империи. Во многом это объясняется давними традиционными связями двух народов. Большую роль играл и религиозный фактор, общее православное вероисповедание. Значительное положение греческой диаспоры на юге России делало заметным ее деятельность не только в регионе, но во всей России и даже в Греции. Едва ли не единственным средством, с помощью которого греки могли оказать помощь своей исторической родине, были их капиталы. Отправляя значительные суммы в Грецию, греки диаспоры содействовали становлению, укреплению и подъему национальной экономики молодого Греческого государства.

Сочетание донского многонационального общества, географического положения и предпринимательского духа поневоле сделало греков капиталистами-торговцами. Торговля позволяла держать капитал в постоянном обращении, тем самым делая его в определенной мере недоступным для поборов. Греки были основными организаторами торговли в городе Таганроге. Они же занимали ведущие позиции на торговых путях Средиземного и Черного морей. Греки были весьма искусными мореходами и кораблестроителями. В процессе осуществления своих торговых операций греки также расширяли свои контакты в Европе и свой кругозор.

У греков торговля не была уделом исключительно небольшой группы богатых купцов. Напротив, пробовали свои силы на этом привлекательном, но далеко не всегда безопасном поприще многие простые менее зажиточные греки, которые в складчину формировали начальный капитал для строительства судна и начала торговой деятельности.

Вот как описывают архивные данные известного греческого предпринимателя Вальяно, который только начинал свое дело и не имел достаточных капиталов для желаемого результата. «Каждый матрос вначале служит на торговом судне без жалованья, но по месту, им занимаемому, получает известную часть в грузе. Таким образом, имея в корабле и грузе свою собственность и будучи большей частью ближайшими родственниками, в барышах и убытках каждый равное принимает участие, отчего и должность воспринимается с большим рвением1.

Безусловно, совместное ведение хозяйственной деятельности в виде долевого участия в операциях того или иного предприятия способствовало формированию клановой структуры греческого общества, которое было связано далеко не всегда исключительно родственными узами, но и экономическими интересами. Немаловажным результатом подобного рода хозяйственной деятельности была и социальная мобильность греческого общества. Начиная простым матросом без жалования, в случае коммерческого успеха грек мог в будущем превратиться в богатого торговца. Подобная социальная мобильность неизбежно порождала и другое качество греков - их демократизм. Поэтому реальными лидерами нации постепенно становились люди, уважение к которым было основано на их личных талантах, успехах и достижениях. Обратимся к воспоминаниям русских путешественников, где можно найти описание отличительных предпринимательских черт, присущих греческим негоциантам. Причём, упор в этой характеристике был сделан на то, как предприимчивость греков зачастую перерастала в алчность и в жажду наживы любой ценой.

«У всех греков блистает еще то остроумие, которое прославило Платонов и Демосфенов, с тем только различием, что они употребляют на обман, притворство и лицемерие, - писал о греках М.Г. Коковцев. - Сребролюбие владычествует над сердцами их... Греки стараются сыскать оное обманом; ежели видят случаи воспользоваться прибытком, рады жертвовать блеску металла самыми лучшими друзьями и родственниками».[1] [2]

Впрочем, следует отметить, что русские путешественники, привыкшие к совершенно иным условиям жизни и мыслившие в иных категориях, при поверхностном знакомстве с греками едва ли могли до конца осознавать, что в большинстве случаев у греков редко оставался иной или, правильнее сказать, лучший выбор. Многие отрицательные стороны греческого характера на самом деле были ничем иным, как защитной реакцией на неблагоприятные условия жизни. Не в России, конечно, наблюдались, а во всей исторической судьбе этого древнего народа. Поэтому в определенной мере многие моральные принципы, казавшиеся абсолютными для русских путешественников, были относительными для греков. Деньги не всегда воспринимались ими как ценность в себе, а были зачастую лишь важным способом достижения своих целей: «К преимуществам купеческих привилегий совсем не чувствительны. Хотя при встрече с иностранцем они и именуют себя титулами древнейших фамилий, обращаются с последним работником как себе равным, подобно ему трудятся в поле или в тесной лавочке продают мелочные вещи. Вся разность состоит в том, что богатый грек, нанимая поденщиков, не оставляет себе легкое упражнение и не считает за стыд трудиться для себя вместе с ним»[3]. Такой, вот, демократизм греческого народа, сумевшего сохранить свое национальное самосознание на Юге России, и стал тем объединяющим началом, который позволил сплотиться греческой диаспоре на Дону.

Можно выделить несколько главных объединяющих начал, которые цементировали греческое купеческое общество на начальных этапах становления их торгового дела и послужили в дальнейшем основой формирования предпринимательской греческой активности.

В основе этого объединения лежала языковая общность греков, приверженность к исторической родине, природная инициативность и предприимчивость, своеобразная национальная культура торговли, заложенная еще в древности на их исторической родине. Однако пожалуй, лучше всего ответить на вопрос об успешной предпринимательской деятельности, высоком уровне самосознания и приверженности своей новой родине позволяет рассмотрение завещания Ивана Андреевича Варваци, выехавшего в 1824 году в Грецию для борьбы с турками, и скоропостижно скончавшимся в одном из военных госпиталей в 1825 году. [4] И.А.Варваци часть своего имущества завещал городу Таганрогу большой дом, где позже была основана больница, на строительство мужского училища для греков и русских православного происхождения и ремесленного училища.[5]

В соответствии с его завещанием Благотворительному Обществу Варваци оставил по 2% своего наследства. Доходы от этих денег он поручил ежегодно 9 и 25 ноября давать беднейшим греческим жителям Таганрога градоначальства на пропитание, одежду и топливо. Образуемый из передаваемых им денег фонд должен был называться его именем. Согласно завещанию Варваци, по 0,5% его имущества предназначались Иерусалимскому Александровскому греческому мужскому монастырю в Таганроге построенного ко всему сказать на его средства. Иван Андреевич завещал также 1,5% своего наследства малоимущим греческим детям Таганрога которые были талантливы для того чтобы они смогли получить достойное образование...»[6].

Следует отметить и тот факт, что, согласно его завещанию, значительная часть имущества передавалась именно греческому населению родного города. Однако самым любопытным разделом завещания является, пожалуй, та часть, которая касается средств, передаваемых старшим братом семьи Варваци греческому правительству, а именно: 10% своего наследства он передал на устройство в Греции начальных училищ своего имени для детей обоих полов; 10% - на учреждение лицея в Афинах, носившего впоследствии его имя.[7]

Сразу бросается в глаза, что доля завещанного Греции имущества значительно превышает всю вместе взятую сумму, завещанную местным заведениям и обществам. Какова причина такого решения? Что побудило этого зажиточного российского предпринимателя завещать своей исторической родине огромную часть своего имущества? Причины, побудившие Варваци принять такое решение, похоже, надо искать в его национальном самосознании. Принято считать, что человек перед лицом смерти, когда ему уже нечего терять, полностью открывает все свои самые сокровенные мысли и чувства, не стесняясь дать волю эмоциям, а холодный разум и расчет отступают на второй план. Возможно, именно эти качества и проявились у Ивана при составлении завещания, которое дает однозначный ответ, что, несмотря на свою любовь к городу Таганрогу и России, где он прожил всю свою жизнь, в душе этот представитель семейства всегда сохранял привязанность к Греции, чей дух культивировался в семье, болел душой за молодое государство, сопереживал его трудности и неудачи и радовался его успехам. И перед лицом неотвратимой смерти Иван делает свой последний и, может быть, самый выразительный жест, указывающий на его родство с греческим народом, завещая большую часть своего имущества именно грекам, проживавшим как в Греции, так и на Юге России.

Именно эта, объединяющая диаспору клановость, позволила грекам самоидентифицироваться и выделиться из общей массы донского торгового общества. На работу на свои предприятия греки старались привлечь своих соплеменников. К примеру, в экспортно-импортной конторе Луки Петровича Скамаранги трудились греки-мужчины. Тот факт, что работниками-мужчинами в экспортной конторе были в основном греки, говорит о тесных связях Л.П. Скамаранги с греческой общиной Донского края. По-прежнему ощущая себя греками, они стремились максимально содействовать благосостоянию своих «соплеменников». Поначалу представляется логичным предположить, что Скамаранга должен был бы предпочесть и женщин-гречанок. Однако, по-видимому, социальное мировоззрение греков Таганрога в значительной мере сохраняло патриархально-традиционалисткие черты, когда работа считалась мужским занятием, а семья и дом - уделом женщин.

Хотя возникновение экспортно-импортной конторы и происходило в самый начальный период развития капиталистических отношений в России, можно говорить о достаточно прогрессивных формах взаимоотношений работодателей и работников, существовавших на предприятии. В них не было элементов «диких» форм первоначального накопления капитала и жесточайшей эксплуатации рабочих. Наверное, не будет преувеличением сказать, что социальная защищенность рабочих была выше, чем на многих других предприятиях России и даже стран Западной Европы в период становления капитализма. Прежде всего, следует отметить, что для рабочих конторы было организовано медицинское обслуживание в виде амбулатории, размещавшейся в административном здании. Все эти услуги оказывались за счет фирмы.[8]

Но, пожалуй, самым прогрессивным социальным нововведением на предприятии была оригинальная для того времени касса взаимопомощи. С каждого работающего бухгалтерия ежемесячно удерживала 5% оклада, такую же сумму отчислял со своей стороны и сам Л.П. Скамаранга. Обычно перед праздником Пасхи выдавались наградные: рабочим - двухнедельный оклад, а служащим - месячный. Из этих сумм бухгалтерия удерживала 10%, которые записывались на лицевой счет кассы. Со стороны администрации отчисления подобного рода не делались. В случае выхода рабочего или служащего из членов кассы он забирал все свои отчисления в кассе. Что же касается хозяйских взносов, то рабочий имел право претендовать на них после как минимум пятилетней работы на предприятии, да и то не на все сразу.[9] Можно предположить, что по мере увеличения стажа работы человека на предприятии доля хозяйских отчислений, которую работник забирал при выходе из кассы взаимопомощи, возрастала. По сути, в некоторой степени работники конторы воспринимались Лукой Скамарнга как часть его большой семьи, нежели некая безликая масса, рабочий инструмент. В результате сочетание традиционалистско-общинного менталитета и предпринимательской хватки привело к достаточно прогрессивным формам социальных гарантий рабочим, которые на многих других предприятиях - как в России, так и в других странах - появятся намного позже, да и то в результате политической и экономической борьбы рабочих.

Из всего этого становится ясно, что еще до периода модернизации греческие предприниматели были одними из первых, кто заложил основы социального обеспечения своих сотрудников, что соответственно мотивировало их к труду и повышало работоспособность предприятия, увеличивая при этом ее прибыль.

Независимо от подданства, греки с самого начала своего поселения в Таганроге были, пожалуй, ведущими предпринимателями в городе. Такое положение дел представляется вполне естественным, ибо предприимчивость, способность адаптироваться к новой, пусть даже не всегда самой благоприятной среде, выработались у греков за долгие годы турецкого ига. Что же касается юга России, то благоприятные условия хозяйственной деятельности, созданные в результате покровительства русского правительства, позволили грекам в полной мере раскрыть и реализовать свой деловой потенциал.

Предприимчивость греков, которые нередко не гнушались и обманом, стала неотъемлемой частью южнорусского фольклора. Недаром известная пословица, имевшая хождение на юге России в XVIII столетии, гласила: «Мужика обманет цыган, цыгана обманет еврей, еврея обманет армянин, армянина - грек, а грека - только черт, да и то, если ему Бог попустит».[10] Вполне естественно, что представителям маленького и разбросанного по всем странам света народа, который достаточно поздно обрел свое национальное независимое государство, не представляло большой сложности адаптироваться к условиям юга России, в результате чего многие греки по праву вошли в элиту местного общества.

Слава и деятельность многих представителей греческой общины, к примеру, Таганрога простиралась даже за пределы города и навсегда вошла в новую историю Греции. Донская греческая община всегда отличалась большой активностью. Предпринимательство греческой общины Дона- это историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Развитие греческого предпринимательства, являющегося продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего. Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы греков всегда была торговая деятельность.

Поскольку производство в своей массе еще не было ориентировано для работы на рынок, деятельность греческих купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служила разница в ценах на перемещаемые с рынка на рынок товары.

По мере углубления товарного характера общественного хозяйства, особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства становится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности повлекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника. Предпринимательская деятельность греков заключалась, прежде всего, в их интеллектуальной деятельности энергичной и инициативной. Анализируя характер греков, отмечая черты, которые могли способствовать развитию греческого предпринимательства, выделим основные из них: природная предприимчивость и инициативность, трудолюбие; чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, соразмеряет важность различных целей и наличных способов их достижения; приверженность своим историческим традициям, верность культурным ценностям; объединяющие начала в диаспоре, сплоченность позволяющая помогать друг другу в сложных ситуациях; практический расчет - умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями; самообладание; трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от поставленной задачи, от начатого предприятия; сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию.

Именно эти черты, в чём-то роднящие предпринимателей-греков с их собратьями из числа русских купцов и промышленников, и стали фундаментом для развития греческого предпринимательства и определяли его успех на протяжении многих лет. Предпринимательство греков в разных экономических областях различается по форме и, особенно, по содержанию операций и способам их осуществления. Но характеры торговли накладывают значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые греки-предприниматели производили или оказывали. В зависимости от содержания и направленности греческой предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, выделим два основных вида греческого предпринимательства, производственное и коммерческое, и рассмотрим их отличительные черты.

Что касается участия греков в производственном предпринимательстве. Оно называется таковым, если сам предприниматель, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

Производственное предпринимательство на изучаемый период времени до начала модернизации у греков включает выпуск сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, производство информации, знаний. На Донской земле греческое производственное предпринимательство являлось наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка экономики не всегда обеспечивала необходимые условия для развития производственного предпринимательства греков.

Приходя на новые земли переселенцам приходилось осваивать неизвестные им территории, климат их исторической родины отличался от климатических условий Дона, но, несмотря на это, греки успешно выращивали на Донской земле многие виды сельскохозяйственной продукции, которая после шла на переработку и доходила до конечной стадии производства - продажи в готовом виде.

Важную роль с самого начала формирования греческого купеческого сословия являлось также отрасль сельского хозяйства. Даже наиболее перспективные отрасли греческого сельского хозяйства, как выращивание пшеницы или виноградарство, были достаточно тесно связаны с производством и торговлей. Низкая рентабельность сельского хозяйства в большинстве районов страны не способствовала консервации феодальных отношений, которые могли бы стать в определенной мере тормозом на пути экономического развития. Именно производственное греческое предпринимательство сумело обеспечить стабильный доход грекам предпринимателям, а также обеспечивало продуктовое снабжение населения занимаемых ими городов.

Коммерческое (торговое) предпринимательство греков имело всё же более широкий размах. Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличался от производственного, так как предприниматель выступал непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Здесь у греческих бизнесменов были определённые и весомые преимущества Особенностью торгового предпринимательства греков являлись их непосредственные экономические связи с крупными поставщиками товаров из других стран. Коммерческое предпринимательство греков охватывало все виды деятельности, которые непосредственным образом относились к обмену товара на деньги, денег на товар или товара на товар.

Немаловажную роль в торгово-коммерческом обороте греков явилось и то, что многие из них занимались судоходством, которое позволяло им ввозить и вывозить товары. Основной сферой предпринимательства для греков коммерсантов были их собственные магазины, торговые рынки, торговые дома и экспортно-импортные конторы. В связи с этим значительно возросла материальная база греческого коммерческого предпринимательства. Возникли обширные возможности расширить свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.

Представляет интерес и распределение греков Таганрога по занятиям. Большинство - 1967 человек или 36,1%- было сосредоточено в сфере торговли; 386 человек (9,6%) занимались предпринимательством. Кроме того, деятельность многих была связана с обработкой растительных и животных продуктов (791 человек или 15,6%) и изготовлением одежды (208 человек или 4,1%). Наконец, существенную группу составляли лица, находившиеся в услужении, - 484 человека (9,5%).'

Из этих данных видно, что большинство греков Таганрога предпочитало вести свое, пусть и небольшое, дело. В результате многие из них достигли заметного положения в городе. Греки также основали несколько крупных торговых домов.[11] [12] Кроме того, грекам принадлежали и более мелкие предприятия и магазины.

Примеры греческих предпринимательских семей показывают, что греческая диаспора на Юге России, в частности в Таганроге и в Ростове-на-Дону, занималась активной экономической и политической деятельностью, добиваясь при этом значительного веса и положения в регионе. Ее деятельность была, безусловно, в первую очередь направлена на то, чтобы создать основу для получения капиталов. Греческие капиталовложения восполняли не только недостаток отечественных капиталов, но и отсутствие предпринимательских навыков в среде местной буржуазии.

Тем самым, они способствовали освоению природных ресурсов, росту производительных сил, формированию капиталистической социальной структуры. Иностранный капитал привносил в Россию сложившиеся в развитых капиталистических странах формы капиталистического хозяйства (в частности, форму акционерного общества). В целом, взаимодействие иностранного и отечественного капитала сыграло важную роль в модернизации организационной структуры экономики Юга России. Богатея сами, греки Юга России способствовали экономическому процветанию регионов, в которых проходила их деятельность. Они давали работу населению, причем многие из их работников были греками.

Греки-предприниматели своеобразно относились к своим рабочим - соплеменникам, сочетая в себе приметные черты капиталистического предпринимательства с изрядной долей патернализма, что в определенной степени было обусловлено общиннотрадиционалистским менталитетом выходцев из Греции и желанием подержать своих соплеменников на юге России. Национальные процессы, происходившие внутри греческой диаспоры на юге России, включали в себя отдельные элементы аналогичных процессов, протекавших как в самой Греции, так и в Османской империи. Подобно тому, как местные различия постепенно нивелировались в рамках национального государства, а на первый план выступало общее начало - принадлежность к греческой нации, так и греки диаспоры - выходцы из разных частей греческого мира видели себя, прежде всего, как некую общность греков среди других народов России.

Диаспора разделяла в полной мере и исповедовавшиеся государством национальные доктрины собирания греческих земель в составе единого государства и покровительства угнетенным соплеменникам. С другой стороны, несмотря даже на благоприятные условия жизни и деятельности, греческая диаспора в России волей-неволей вынуждена была решать те же задачи, что и угнетенное население Османской империи: сохранение национальной идентичности и противодействие ассимиляции. Другое дело, что решать эти задачи было значительно проще, поскольку российские власти ни в коей мере не препятствовали национальному развитию греков на юге России и даже создавали благоприятные условия для их жизни и деятельности.

Тем не менее, социальная структура диаспоры во многих своих чертах напоминала модель социальной адаптации греческого населения Османской империи. Это выразилось, прежде всего, в общинноклановой организации диаспоры, важными элементами которой были греческая церковь и своего рода предводители общины, оказывавшие покровительство другим грекам-переселенцам. При этом сам факт существования греческого государства, его национальные доктрины, культурные связи с диаспорой играли не последнюю роль в сохранении национальной идентичности греков юга России. Таким образом, греческая диаспора на юге России, поддерживавшая тесную связь с Грецией, была важным фактором формирования греческой нации.

Представление о национальной самоидентификации было далеко не однозначным даже среди самих греков и менялось с течением времени. Так, например, во второй половине XIX века традиционалисты, представленные в основном церковно-интеллектуальной элитой, наиболее яркими представителями которых были Н. Л. Феотокис и Е.П.Вулгарис, видели в греках, прежде всего, наследников Византийской империи, исповедовавших православие и говоривших по- гречески.[13]

Одновременно все большую силу набирает и тенденция отождествления современных греков с Древней Элладой, стремление увидеть корни современной греческой нации в античности и непрерывность связей с наследием древности. Не последнюю роль в этом играло европейское просвещение. В частности, поборниками подобных идей выступали такие греческие интеллектуалы-западники, как А.Кораис и Р.Велестинлис.[14] Эти две тенденции - традиционалистская и просветительская - достаточно отчетливо будут прослеживаться в общественном сознании греков. Причем следует отметить, что обе концепции лишь по-разному расставляли акценты в своих воззрениях на формирующуюся греческую нацию, но вовсе не были взаимоисключающими. Так, для традиционалистов главными критериями национальной идентичности были православная религия, греческий язык и видение Греции в качестве наследницы Византийской империи. Просветители же помимо языка и религии уделяли большое внимание развитию греческого национального образования, в котором они видели основы формирования нации, а также общественной и культурной унификации населения Греции.

Греческая диаспора на Донской земле являла собою яркий пример экономического и культурного взаимодействия народов России и Греции, а также судеб греческой диаспоры в России до начала её модернизации во второй половине XIX - начале XX веков. Немало представителей греческой общины выдвинулись в эти годы на ведущие позиции в жизни юга России. Греки, поощряемые российским правительством и благодаря своим деловым качествам, активно участвовали в общественно-политической жизни своих городов, занимая самые высокие посты в местном управлении. Особое место диаспоры обуславливалось еще и тем, что она уделяла большое внимание как общественному развитию региона, в котором жила, так и Греции.

Благодаря активной экономической и общественно- политической деятельности греков-предпринимателей юга России греческая диаспора постоянно ощущала себя органической частью места своего обитания. Значит, выходит, что греческая община Донской земли, сформировавшаяся в конце 18 и начале 19 вв., была одним из самых крупных центров сосредоточения греческого населения на юге Российской империи.

В условиях покровительственной политики Российских властей многие ее представители сумели реализовать такие качества, характеризующие греков, как предприимчивость, деловитость, коммерческий ум, и добились значительных успехов. Наконец, действия государства в определенной степени способствовали унификации греческой культуры предпринимательства, постепенному оформлению общенациональных символов, которые постепенно преобладали над местными и локальными. Это касалось и формирования единого стандарта греческого предпринимательства. В результате на протяжении нескольких десятилетий греческое общество претерпевает существенную трансформацию, из разнородной массы превращаясь в единую нацию, ассоциирующую себя в первую очередь с Греческим государством, и лишь потом - с местом своего проживания внутри этого государства.

Таким образом, специфическими чертами греческого предпринимательства Южнороссийского региона, территориальное сообщество которого формировалось в XIX-XX веках в процессе встречи и взаимодействия ряда социоэтнокультурных составляющих и миграционных потоков стали полиэтнокультурный и полисословный состав, динамичное в психоментальном и экономическом плане население.

Доминирующие социокультурные и психоментальные типы личности, сформированные в Степном Предкавказье, были существенно иными, нежели в центральных областях России или на Русском Севере отличаясь повышенной предприимчивостью и индивидуализмом; были более секуляризованными (при сохранении общей религиозности) и жесткими в процессе социального взаимодействия.

Обратной стороной данных качеств, становились меркантилизм, известная склонность к пограничным в правовом отношении деловым и финансовым операциям. Общинность (соборность в духовном плане) и «христианская благотворительность» этим региональным личностным модификациям, наоборот, были присущи в меньшей степени, чем населению исторической России.

Ведущие южнороссийские социоментальные типы, преимущественно локализовались в пределах городской системы (купечество, мещанское население). Достаточно широко они были представлены и в греческой диаспоре, значительная часть которой составляла торговое и ремесленное население. Вместе с тем, греческие торговые социумы в трансформированном виде воспроизводили черты «низовой» социально-правовой культуры крестьянской общины - «мира», представлявшего первичный, в значительной степени автономный коллектив.

Греческие предприниматели знакомили отечественную буржуазию и общество в целом с передовыми формами капиталистического предпринимательства, сложившимися в европейских странах. Функционирование греческого предпринимательства делало очевидным для местных предпринимателей преимущества внедрения новейшей техники, установления финансовых связей с банками, необходимости ориентироваться в мировой экономической конъюнктуре, использования новых форм менеджмента, строго соблюдения этнических норм и т.д.

Вплоть до второй половины XIX века греко-российские связи и эллинизм на Юге России активно развиваются под влиянием таких факторов, как создание греческих обществ и организаций, деятельность богатых греков-меценатов, активное участие греков в общественно-политической жизни Российской империи, развитие греческого образования в России, публикация периодических изданий и литературы на греческой языке, взаимный интерес греков и русских друг к другу, активные контакты между двумя странами, как на официальном, так и на человеческом уровне и многих других. Характерно, что чем больше представителей греческой нации и россиян оказывались вовлеченными в процесс поддержания и развития греческой культуры, тем благотворнее это сказывалось на сохранении и распространении эллинизма на Юге России и на развитии самой Греции.

Надо подчеркнуть, что развитие предпринимательства греческой диаспоры на Юге России представляется как общественная модель, которая в отношении своей общественной ориентации не находится в исключительно зависимых отношениях со страной исхода, определяемой как государственно-территориальное образование. Диаспора сохраняет живыми воспоминания о стране исхода, образуя, однако, идентичность, созданную также на основе новых элементов реального общества и являющуюся критерием обозначения собственной отличительности. Важным аспектом, требующим обязательного учета в динамическом процессе взаимодействия греческой диаспоры со странами исхода и проживания, является идентичность в сфере предпринимательства.

Греческое предпринимательство как вид экономической деятельности в чужой стране представляет собой процесс категоризации и оценки, который касается не только членов диаспоры, но и обществ исхода и проживания. Центральным звеном по нашему мнению в характере торговли Донских греков явилось ментальное внутреннее отличие греков, заключающееся в их природной предприимчивости.

Именно греческий менталитет, включающий в себя все положительные стороны предпринимательского труда, помог грекам в становлении их как народа внутри российского государства. В Донском крае основными факторами хозяйственных успехов греческой диаспоры стали развитие сельскохозяйственного промысла, с одной стороны, и рост крестьянского спроса с другой. Под влиянием различных факторов, направленных на формирование и укрепление первоначальной собственности, греки-предприниматели постепенно укрепляли свои позиции в экономике, расширяя основы здорового и рационального развития производительных сил края. На этом фоне выделение и восстановление торгового греческого класса - явление нормальное и естественное. По историческому его предназначению, этот класс был лидирующим среди прочих национальностей в экономике Дона, создавая при этом реальную базу для процветания и других жизненно-важных сфер - культуры, науки, религии.

Отличительные особенности греческой предпринимательской активности заложили основу для дальнейшего модернизационного периода развития экономики Донского края, самоидентифицируясь в донском обществе они, тем не менее, все же вливались в сложную структуру экономической элиты, создавая при этом неповторимую для других регионов России палитру донского предпринимательства.

Россия в разные времена вызывала удивление иностранцев сказочными состояниями, нажитыми в исторически очень сжатые сроки. В калейдоскопе картин российской истории особенно бросаются в глаза эпохи пробуждения от застоя, оцепенения, отличающиеся бурным развитием, появлением новых исторических групп, новых имен, а также и новых крупных богатств. Вся многовековая история предпринимательства в России напоминает непрерывную череду приливов и отливов, нескончаемых пенящихся волн, накатывающихся на берега нашего отечества и затем вновь с тяжким грохотом откатывающихся в просторы Мирового океана. С одним из таких приливов предпринимательской энергии на российских просторах можно связать эпоху греческого предпринимательства.

Многообразная хозяйственная жизнь донских греков на обширных пространствах Донского края все время порождала различные формы и пути накопления богатств, возникновения состояний. А это, в свою очередь, обусловливало многоликость греческого предпринимательства, многообразие его типов. Проявлениями самых первых, раннекапиталистических форм накопления богатства, могут служить промышленная и торговая деятельность греческих предпринимателей Донского края. Политика преобразований, необходимость перевооружения армии и крупное городское строительство дали мощный импульс к образованию целого ряда предпринимательских районов в области и породили целый слой греческих предпринимателей - выходцев из самых разных сословий: мореплавателей, торговых людей, городских ремесленников, которые образовали первую волну буржуазии Донского края. Некоторые из них принадлежали к старинным, но обедневшим родам, другие были потомками гильдейских купцов, позднее приобретшими дворянский герб.

В завершение следует сказать, что рассматриваемый период представляется очень сложным по своей сути, потому что в то время происходит выдвижение на сцену народнохозяйственной жизни страны огромного слоя людей, самой историей подготовленных, и одержимых жаждой конкретной торговой деятельности. Именно эти люди - члены греческого сообщества - купцы, торговцы, смогли адекватно понять законы рыночной организации экономики и воспринять ее первоначальный опыт, внести в него особенности собственной греческой национальной, социальной деятельности и природно-географической среды. На протяжении тысячелетий греческая этнокультура отличалась открытостью - это проявилось как в гармоничном интегрировании достижений других народов, так и, наверное, даже в большей мере - в обогащении их собственных культур. Можно смело сказать, что таковой ситуация остается и поныне. В силу этих обстоятельств, греческий народ оказался разбросанным по разным странам и материкам. Тем не менее, для его представителей всегда было характерно стремление к сплочению и консолидации, сохранению национальной идентичности, поддержанию тесных связей с исторической родиной.

Главными объединяющими началами традиционно выступали осознание принадлежности к единой нации, культурно-религиозная общность и ощущение сопричастности к общему историческому прошлому, к великой истории греческого народа. Все это обуславливало бережное отношение к национальной культуре и традициям и особое чувство ответственности за их сохранение и приумножение. Одаренные природным умом и страстным желанием цивилизованной жизни, пытливые и беспокойные, смелые и решительные, они были способны на сотворение национального экономического чуда, истратившие в конечном итоге силы на борьбу с чуждыми национальному греческому духу идеями. Одним из благоприятных факторов сравнительной гармонии в организации экономической жизни стало понимание взаимных интересов между торгово-коммерческим классом и отдельными представителями верховной власти способных влиять на финансово- экономическое законодательство.

Последующая модернизация российского предпринимательства, где активное участие приняли представители деловых кругов из среды греческой диаспоры, безусловно, стала одним из факторов успешного социально-экономического развития Донского края в XIX - начале XX века.

  • [1] ' ТФГАРО Ф. 208. Оп.1., ед. хр.72,св.З,л.З
  • [2] Коковцев М.Г. Описание Архипелага и Варварийского берега. СПб., 1786. С. 70-71.
  • [3] Броневский В.Б. Записки морского офицера в продолжении кампании на Средиземном морепод начальством Вице-адмирала Д.Н.Сенявина с 1805 по 1810 год. Ч. 3. СПб., 1819. С. 82-83.
  • [4] ТФГАРО. Ф.376. 0.5. Д. 11921. Л.258.
  • [5] Там же. Л. 256-258.
  • [6] Там же. Л. 258.
  • [7] Там же.
  • [8] ТФГАРО, ф. 204.,оп.1, ед.хр.70, св. 4. Л. 6
  • [9] Там же. С. 2.
  • [10] Леонов О.П., Леонов Г.Л. Греки и экономическое развитие в конце XIX- начале XX в,-Донбасс и Приазовье: Проблемы социального, национального и духовного развития. Тезисыдокладов международной научно-практической конференции. Мариуполь, 1993. С. 126.
  • [11] Там же. С. 136-137.
  • [12] Скальковский А.А. Историко-статистический опыт о промышленных и торговых силах ЮгаРосии. М, 1854. С. 173.
  • [13] См.: Жукова Е.В. Никифор Феотокис: ученый, святитель, монах,- Вестник Московскогоуниверситета. Сер. 8. История. 1999. № 4.
  • [14] См.: Агцларск; Д.М. NeoeAA.r|viK6<; Дюкрсотктрб:;. A0r|va, 1998.
 
Посмотреть оригинал
 

Популярные страницы