Искусство стратегии и тактики социальной информации

Это одна из наиболее интересных и новых глав для всего спектра литературы об информационной деятельности, особенно в сфере реализации социального проектирования. Ранее уже был затронут вопрос о предмете назначения социальной информации, в т.ч. и рекламы в жизни современного общества. Рассматривались виды социальной информации, и рассказывалось о том, в каких сферах жизнедеятельности людей она выполняет роль помощника. Теперь пришло время не только рассмотреть виды социальной информации, но и научиться использовать эти ресурсы в реальной жизни. Здесь нет особенных секретов, ведь всем известно, что каждое новое дело начинается с идеи. Именно идея, точнее идеал является стратегией всей информационной социальной деятельности. Идеал - это всё то, во что мы верим, какими мы хотим стать, каким видим будущий мир и к чему всех призываем. Мало того, в социальной информации идеал в форме идеи должен ожить, в образе и тексте, должен описать потенциальным партнёрам и участникам те перспективы, которые требуется внедрить в уже существующую социальную среду. В конце концов, идеалом социального послания является, прежде всего, та цель, которую хотелось бы достичь посредством предложенного социального проекта. Вначале для этого необходимо описать смысловое определение самой выдвигаемой идеи. Далее, определив главную цель, постараться выразить её девиз, возможно, предложить логотип или узнаваемый художественный образ - они должны сопровождать информационную кампанию на протяжении всего времени, пока проект не реализуется полностью. Но этим не ограничивается понимание стратегии социальной информационной кампании. Ведь для того, чтобы она оказала своё воздействие на аудиторию, важно понимать, как действует сам механизм социального проектирования через инструменты медиаязыка, в т.ч. социальной рекламы. В её основе должен быть так называемый в среде профессионалов «движок». Тот механизм, который не только заставляет людей прислушаться к кампании или акции, оценить её, сделать креативной, то есть эффективной с точки зрения художественного и информационного решения, но и свершить нечто большее. Большее сообщает о том, что всё перечисленное, это только тактика социальной работы, но не стратегия. Стратегия - это тот синтез добра, который должна производить социальная информация в той аудитории, которую она охватывает. Ведь когда мы создаём социальные проекты, то в их основе лежат задачи по решению ряда социальных проблем, либо построению перспектив или по утверждению ценностей. Это может быть поиск друзей, спасение диких животных или сбор пожертвований на новую мебель для детского дома. Сфера социального творчества многообразна и бесконечно широка. Но у всего этого есть одна, можно так выразиться, похожесть. Все эти проекты должны обязательно служить добрым, созидательным целям. Ведь сам социальный проект - это не что иное, как доброе дело, которое требуется совершить. Есть проблема, есть начальный состав добровольцев, есть потребность в привлечении дополнительных ресурсов, необходимых для реализации проекта, есть перспектива решения трудностей и вот собирается критическая масса участников и ресурсов, уточняются пути его воплощения и люди производят конкретное действие. В социальной информации внешне всё как будто бы то же самое и всё же это не так. Оказывается, чтобы к социальному проекту пришли дополнительные ресурсы, чтобы начало происходить нечто созидательное по устранению обозначенной социальной несправедливости необходимо, чтобы в первую очередь изменилось качество мышления окружающих людей. Поэтому «движок» социальной информационной и тем более рекламной кампании должен осуществить свою воспитательную роль, вначале превратив безразличие и непонимание, невнимание и бездумность, нелюбовь и пассивность человека в активное, любящее, внимательное, сострадательное, осмысленное и творческое состояние, одновременно предоставив инструменты для практического воплощения всего осмысленного в жизнь. Именно этот процесс и называется синтезом добра, который в один миг может осуществиться в сознании, мышлении и сердце каждого человека, попавшего в аудиторию предложенной социальной информации.

Какие приёмы есть по обращению внимания невнимательного, неактивного, среднестатистического человека к тому, чтобы вдруг, словно проснувшись, он стал активным участником социального процесса? Надо честно сказать, что это долгий и не простой путь. Первой фазой этого волшебного перевоплощения является пробуждение человека ото сна своих привычных дел и сложившегося образа мышления, которое заключается в активизации заинтересованности человека. Чтобы произвести этот первый акт синтеза добра мы должны понимать, с какой социальной аудиторией столкнёмся посредством социальной информации. Ведь заинтересованность появляется только тогда, когда нас понимают, когда мы говорим с человеком или с группой людей на одном языке. Именно поэтому вначале необходимо изучить ту социальную среду, к которой мы обращаемся. Познать её интересы, образ жизни, взгляды, мышление и даже сленг. Именно на этом языке должен происходить монолог, предлагаемого социального информационного послания. Далее важно понять, о чём пойдёт разговор. Ведь каждый человек, каков бы он ни был, имеет своё мировоззрение, свои мечты и желания. Возможно, это звучит необычно, но именно о мечтах, о желаниях надо начинать говорить с каждым отдельным человеком. Именно он - личность должен вдруг увидеть в предложенной социальной информации путь к своей мечте. Только в этот момент, в это мгновение он станет проявлять к предложенной социальной акции свою заинтересованность. В противном случае, если язык будет не понятен, если он будет не выразителен, то мы не сможем пробудить в человеке его заинтересованности, а, значит, для нас он останется утерянным.

Далее заинтересованного человека как можно быстрее необходимо перевести ко второй фазе синтеза добра. Иначе он мгновенно охладеет и вновь погрузится в безынтересное для социального проекта состояние. Этот этап можно назвать пробуждением доверия, происходящее через интригу чудесного превращения его мечты в практический образ материализующейся действительности. Реализуемая социальная информационная кампания должна развернуть перед личностью практическую возможность увидеть возможность достижения человеческой мечты в одно мгновение. Словно человек уже реализовал её для себя и видит ту перспективу, которую ему может дать его мечта через выдвинутое информационное предложение. В этой фазе восприятия информации это уже не тот язык, на котором говорит наш респондент. Это уже не та мимолётная мечта или веление ума и сердца, которые были лишь случайным мгновением - это нечто большее, то, о чём он мечтает, но ещё не может самостоятельно реализовать даже в собственном представлении. Вы заинтриговали человека и перевели его в устойчивое активное доверчивое состояние по отношении к предложенным действиям. В итоге, он отчётливо видит, что для того чтобы получить столь желанный результат нужно сделать буквально только один шаг к предлагаемому проекту, а, значит, и к своей мечте.

Теперь пришла третья фаза монолога социальной информации, в т.ч. и социальной рекламы - это вложение концепта действия, который человеку необходимо свершить, чтобы достичь желаемого. Этот процесс не является единым действием, а состоит из трёх важных составляющих. Первый шаг - это преобразование языка с понятного локальной аудитории на тот, который является общеупотребимым для всех членов общества и конкретного социального проекта. Особенность этого момента заключается в том, чтобы показать однородность этих языков и раскрыть перспективы того, что общеупотребимый язык более эффективен для достижения рассматриваемого идеала, что это тот «золотой ключик», который откроет перед привлекаемой личностью ворота в мир личного счастья. Второй шаг - это рассказ на новом общеупотребимом языке о перспективах развития, то есть получения реципиентом ещё большего результата, его личностной, возможно маргинальной и, конечно, субъективной мечты в виде целого комплекса социальных перспектив, представленных в форме определённых действий, которые уже соединяют идеал индивидуума с целями предложенного социального проекта. Теперь пришёл третий шаг действия в информационном послании - это стабилизация образа необходимого социального действия, которое должно произойти в сознании человека, которого мы планируем привлечь к социальному партнёрству. Третий элемент должен быть поощрительный, он должен вызвать в личности чувство глубокого удовлетворения тем, что произведено пробуждение, что найден путь к идеалу, что определены шаги движения, а, значит, близок тот час, когда получатель информации сможет насладиться победой. Особенностью этого этапа заключается в том, что всё это должно быть произведено единомоментно. Иначе диалог прервётся и личность не только уйдёт от взаимодействия, но может стать и активным врагом предложенной социальной перспективы. Ведь человек, ощутив, что его задели за живое, пробудив доверие и переживание возможности достижения идеала, подумает, что над ним посмеялись, а такой результат - это серьёзная психологическая травма для личности. Как говориться в восточной мудрости: «будьте осторожны, когда дёргаете тигра за усы». Такова и социальная информация, а, значит, и социальная реклама - она дёргает людей за души и чувства, чтобы вложить в них спокойствие, доброту и любовь, но если это делается не профессионально, поверхностно или формально, то последствия могут быть трагичными для обеих сторон.

И вот, наконец, человек должен благополучно войти в четвёртую стадию синтеза добра, а также своего информационного посвящения в задачи и цели социальной кампании. Это этап мотивации личности к конкретным действиям. Ведь теперь зритель или слушатель уже готов к тому, чтобы произвести некоторое действие, он открыт ко всему новому, он ощутил, что есть то, что может сделать его счастливым. Теперь ему необходимо дать всё то, что планируется предложить в социальном проекте. Раскройте весь процесс социального творчества, все те плюсы, которые несет данная социальная программа, и соедините все это с конкретными, прикладными действиями, контактами и социальным результатом, воплощенными в окружающей личность социальной среде. Человек должен в этот момент ощутить, что он перешёл в новое качество своей жизни, что теперь вокруг него есть новый, любящий его мир друзей, заботы, внимания, востребованности, мир идеала, творчества и сотрудничества. Именно это является настоящей мотивацией, именно этот результат становится тем толчком, который запускает «движок» добра в сердце и душе человека.

На этом стратегия социальной информации заканчивается и начинается тактика её создания и проведения. Если «движок» построен и запущен, то социальная информация почти готова, осталось только её создать и качественно представить обществу. Но помните, что «движок» - это не цикл рекламных плакатов или видеороликов, это единый механизм каждого плаката, ролика, баннера, текста - его нельзя разделить на части, иначе «тигр» проснётся и станет очень опасным для своего обидчика. Непонимание этого процесса часто приводит к серьёзным проблемам не только в жизни отдельных людей, но и целых государств. Именно поэтому сегодня столько агрессии, безразличия и экстремизма в молодых людях. Каждый день случайные люди в сфере социальной информации пробуждают их к жизни, но не дают жить, зовут к добрым делам, но запрещают их делать, рассказывают о патриотизме, а в итоге предают на каждом шагу, убивая их добрую волю и инициативу формализмом, безразличием и экономическими неурядицами. Поэтому стоит сделать один важный вывод, что не стоит заниматься построением социальных перспектив, обозначением приоритетов и решением социальных проблем, если они не найдены и не решены в вашей жизни. «Движок» получится полноценным только у тех, кто прошёл школу социального проектирования на собственном опыте, кто способен говорить с людьми на их языке, кто не боится контакта с маргинальной и агрессивной средой. Всё эти слова сообщают о том, что в основе этой социальной деятельности лежит реальная способность пожертвовать своими интересами ради других людей, и в этом человеке - авторе социального проекта живёт любовь!

Теперь стоит уделить внимание тактике в сфере социальной информационной работы. Согласно сформировавшимся условиям реализации социальной кампании, инициатору предстоит провести ряд мероприятий, которые могут: подготовить реализацию социального проекта, привлечь к нему внимание общества, стать самоцелью его реализации, либо частью самого проекта, осветить шаги и итоги

проведённых мероприятий. Все эти информационные поводы способны совмещаться в одной информационной кампании, а могут вестись параллельно или исключать друг друга. Мало того, тактика социальной работы может отличаться в разных регионах или на разных площадках, где реализуется тот или иной социальный проект в зависимости от условий его проведения, сроков реализации, окружающей социальной среды и состава участников. Все эти аспекты необходимо учитывать в организации тактики проведения социальной информационной кампании. Здесь важны и такие аспекты как её креативность, то есть новизна идеи образа или восприимчивости информации. Умение подать информацию таким образом, чтобы сделать доступной и заметной для понимания и восприятия потенциальной аудиторией. И, наконец, умение сформулировать все идеи социального действия таким образом, чтобы люди могли прислушаться к предложенному социальному проекту, оценить его по достоинству и легко войти в его исполнение.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >