Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow История arrow История России
Посмотреть оригинал

Культура первой половины XIX в.

Рост национального самосознания, ставший следствием победы в войне 1812 г., в значительной степени определил прогресс и достижения отечественной культуры и науки.

В сфере просвещения продолжался процесс формирования единой системы народного образования. Ее основными звеньями стали: церковноприходские школы и двухклассные уездные училища (для представителей всех сословий) — начальная ступень; гимназии — средняя ступень; университеты и технические учебные заведения — высшая ступень. В 1850-х годах при университетах начинают функционировать педагогические институты и специальные пансионы, которые готовили к поступлению в высшие учебные заведения.

Высшее образование предоставляли также специальные учебные заведения: кадетские корпуса, военные академии, институты горный, технологический, инженеров путей сообщения, Московское коммерческое училище. Чиновников для государственных учреждений готовили в лицеях (Петербург, Одесса, Ярославль) — привилегированных учебных заведениях с программой средней и высшей школы. Совершенствование системы образования было обусловлено экономическим развитием страны и увеличением численности аппарата управления.

Значительные успехи были достигнуты в науке. Эффективно развивалась университетская наука. Мировое признание в области математики получили труды Н.И. Лобачевского (Казанский университет) — создателя неэвклидовой геометрии, П.Л. Чебышева (Петербургский университет) — исследователя закона больших чисел; М.В. Остроградского и В.Я. Буня- ковского (Академия наук), изучавших проблемы математической статистики и теории вероятностей. Выдающиеся открытия были сделаны в области органической химии Н.Н. Зининым и А.М. Бутлеровым (Казанский университет). Успехи в изучении электричества и магнетизма связаны с именами В. В. Петрова, Э.Х. Ленца и Б.С. Якоби (Академия наук). В медицине большое значение имели труды Н.И. Пирогова, положившие начало анатомо-экспериментальному направлению в хирургии и отечественной военно-полевой хирургии.

Важнейшей вехой на пути развития отечественной исторической науки стала 12-томная «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Оформление дворянского направления в историографии связано с именами историков Н.Г. Устряло- ва и М.Н. Погодина. В этот период получают широкую известность труды по всеобщей истории профессора Московского университета Т.Н. Грановского.

В первой половине XIX в. предпринимаются многочисленные кругосветные путешествия. Первое в истории России кругосветное путешествие было совершено под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского в 1803—1806 гг. Были открыты острова в Тихом и Ледовитом океанах, получены и зафиксированы ценные этнографические сведения о жизни коренного населения Сахалина и Камчатки. В 1821 году во время кругосветного путешествия, совершенного под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.И. Лазарева, была открыта шестая часть света — Антарктида. Русские географы и путешественники внесли значительный вклад в изучение азиатского материка. Экспедиции Ф.П. Врангеля и Ф.Ф. Матюшина составили описание северо-восточных берегов Азии, П.К. Пахтусова, и Ф.П. Литке — о. Северного Ледовитого океана, экспедиция

А.Ф. Миддендорфа обследовала территории в бассейне р. Енисей и в Якутии.

Тенденции развития русского искусства во многом определялись сложным, но интенсивным процессом смены одних стилей и направлений другими: сентиментализма — романтизмом, романтизма — реализмом. Господствующей областью искусства и духовной жизни общества становится литература.

Сентиментализм в русской литературе утверждается на рубеже XVIII—XIX вв. Его основоположником и наиболее ярким представителем был Н.М. Карамзин. Становление и развитие романтизма во втором десятилетии XIX в. связано с творчеством В. А. Жуковского. Его переводы открыли отечественному читателю лучшие произведения западноевропейской романтической поэзии. К этому направлению следует отнести поэтов- декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского. Идеи романтизма пронизывают и ранние произведения М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева.

В 1830-х годах в русской литературе утверждаться реализм. У истоков реализма стояли А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский. А.С. Пушкину вместе с Н.М. Карамзиным принадлежат значительные заслуги в становлении и развитии современного литературного языка. Русская литература вступила в «золотой век».

Изобразительное искусство было представлено двумя основными направлениями — классицизмом и романтизмом. Традиции классицизма развивали в своих произведениях Ф.А. Бруни, Ф.И. Толстой. Сюжетами для их картин служили главным образом библейские и мифологические темы. Влияние романтизма особенно проявлялось в портретной и пейзажной живописи. Черты романтизма присущи портретным работам О. А. Кипренского и пейзажам итальянской природы С.Ф. Щедрина. Жанровые сюжеты, идеалистическое изображение простых людей, и в первую очередь крепостных крестьян, было характерно для творчества А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина.

Романтическая трактовка образов в сочетании с элементами и традициями академической живописи отличала произведения выдающегося художника первой половины XIX в. К.П. Брюллова. Более 20 лет работал над созданием монументального полотна «Явление Христа народу» А. А. Иванов. Многочисленные этюды и пейзажи к картине оказали влияние на становление реалистического искусства. Идеи реализма получали развитие в жанровой живописи ученика К.П. Брюллова П.А. Федотова.

Первая половина XIX в. отмечена развитием монументальных форм скульптуры. Укрепление российского государства, рост национального самосознания, ускоренный победой в войне 1812 г., во многом определяли этот процесс. Героические страницы отечественной истории получили свое воплощение в памятниках К. Минину и Д. Пожарскому в Москве, сооруженному по проекту И. П. Мартоса, М.И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге, воздвигнутому у Казанского собора по проекту Б. И. Орловского. П. К. Клодту принесла всемирную известность скульптурная группа «Укрощение коня» на Анич- ковом мосту в Санкт-Петербурге.

Русские зодчие первой половины XIX в. внесли выдающийся вклад в сокровищницу отечественной архитектуры. Новое содержание и развитие получили основные принципы классицизма. Стиль, сложившийся под влиянием патриотического подъема, вызванного победой в войне 1812 г., получил название русского классицизма, или русского ампира. В 1830— 1850-х годах в русской архитектуре начинают формироваться черты нового архитектурного направления. На смену русскому классицизму приходит «историзм» или «эклектика».

Прекрасными образцами классицизма в русской архитектуре стали творения А.Н. Воронихина (Казанский собор, Горный институт), А.Д. Захарова (Адмиралтейство), архитектурные ансамбли К.И. Росси (Александринский театр и улица зодчего Росси, здания главного штаба с двойной аркой, Сената и Синода) — в Петербурге, О. И. Бове (Манеж и Большой театр) — в Москве.

Одной из разновидностей «эклектики» стал «русско-византийский» архитектурный стиль. Представитель его — К. А. Тон, по проектам которого построены храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец в Москве, здания железнодорожных вокзалов в Москве и Петербурге.

Важнейшими составными частями культурной жизни России являлись театральное и музыкальное искусство. В 1824 году в Москве образовалась драматическая труппа Малого театра. В 1832 году в Санкт-Петербурге начинает свою деятельность Александринский театр. На театральной сцене классицизм и сентиментализм уступили место романтизму. Русская реалистическая литература способствовала формированию сценического реализма. Основоположником реализма в актерском искусстве считается М.С. Щепкин. Выдающиеся актеры-трагики П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин, М.С. Щепкин создали запоминающиеся образы в пьесах И.Ф. Шиллера, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, И.С. Тургенева.

С именем М.И. Глинки связано становление и развитие русской классической музыки и национальной музыкальной школы. Основу произведений М.И. Глинки составляла русская народная музыка. М.И. Глинка — автор первых русских опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», симфонических произведений, многих романсов. Традиции и музыкальную эстетику М.И. Глинки продолжал и развивал Д.С. Даргомыжский (опера «Русалка»). Народные мотивы пронизывают песни и романсы

А.Н. Верстовского, А.А. Алябьева, А.Л. Гурилева, А.Е. Варламова, пользовавшиеся широкой популярностью в самых различных слоях русского общества.

Вопросы

  • 1. Политические взгляды Николая I.
  • 2. Крестьянский вопрос во внутренней политике второй четверти XIX в.
  • 3. Крымская война: причины, основные события, итоги.
  • 4. Общественно-политические кружки конца 1820-х — начала 1830-х гг.

Литература

  • 1. Выскочков Л.В. Николай I. М., 2006.
  • 2. Гросул В.Я. Русское общество XVIII—XIX веков. Традиции и новации. М., 2003.
  • 3. Киняпина Н. С. Внешняя политика Николая I // Новая и новейшая история. 2001. № 1.
  • 4. Общественная мысль России XVIII — начала XX века : энциклопедия. М., 2005.
  • 5. Томсинов В.А. Сперанский. М., 2006.
 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы