ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Актуальные подходы и модели образования

Образование как социокультурный феномен прошло нелегкий путь развития и формирования под влиянием потребностей общества, поскольку оно всегда выполняло важнейшие общественные функции. И в настоящее время в обществе существует понимание необходимости повышать престиж образованности. Происходит осознание того, что от образования зависит действенность всех социально-экономических и других процессов развития российского общества, наращивание интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала государства.

Переход общества в качественно новое состояние закономерно сопровождается совершенствованием всех социальных институтов и систем, в том числе системы образования. Утверждаются новые методологические принципы и подходы к развитию системы образования в России. Среди основных требований кэтойсистемеможно выделить:

  • выполнение государственного социального заказа на целевую подготовку и повышение квалификации специалистов;
  • реализация требованийФедеральных государственных образовательных стандартовк содержанию и уровню профессиональной подготовки обучающихся;
  • дифференциация образовательных программ профессиональной ориентации;
  • организация широкой сети образовательных учреждений, способной реализовать потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров;
  • использование многообразия современных форм и методов обучения, в том числе очно-заочной и дистанционной форм подготовки;
  • обеспечение высокого качества образовательного процесса и научных исследований в образовательных учрежденияхстраны.

Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, освоение исходных научных положений является обретением культурных ценностей, а культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.

При таком подходе образование можно рассматривать как процесс передачи знаний о мире и культурных ценностей, накопленных предшествующими поколениями. А значит, образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. К ним можно отнести следующие:

образование - один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;

образование - воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни, опережающих современное состояние общества;

образование - процесс социализации человека и преемственности поколений;

образование - механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства;

образование - функция развития региональных систем и национальных традиций;

образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества;

образование выступает в качестве реализатора и ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке;

Образование может рассматриваться в разных смыслах:

образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, средне-специальное, высшее образование, дополнительное образование);

образованиекак процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса, а так же технологичность, обеспечивающую изменения и преобразования;

образованиекак результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта соответствующим документом.

Образование обеспечивает определенный уровень развития познавательных потребностей, возможностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, его подготовки к тому или иному виду практической деятельности.

Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального - профессионального образования.

Содержание образования должно обеспечивать:

  • • формирование у обучаемого современной системы знаний, навыков и умений и необходимых личностных качеств;
  • • формирование у подрастающего поколения соответствующего уровня общей и профессиональной культуры;
  • • формирование человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • • воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества.

Современная педагогическая наука рассматривает образование как

процесс создания духовного облика человека, складывающийся под влиянием моральных ценностей и как специальную сферу социальной жизни, в которой создаются внешние и внутренние условия развития субъектов образовательного процесса в их взаимодействии.

Ряд ученых выделяют сегодня следующие методологические подходы к системе образования:

1. Системно-прогностический и социально-экологический подходы. При этом образование рассматривается как целостная система, являющаяся динамической частью общества, отражающая происходящие в нем перемены, но достаточно автономная, имеющая собственную инфраструктуру и развивающаяся в соответствии с собственными целями и закономерностями.

Методологической основой социально-экологического подхода к образованию выступает гуманистическая философия, которая позволяет человеку выработать механизмы самореализации, саморазвития, самосовершенствования, адаптации, самозащиты, конкурентоспособности и выживаемости в сложных условиях современного мира.

2. Личностно-деятельностный подход к образованию.Он предполагает равноправные, партнерские отношения участников образовательного процесса. Преподаватель и обучающийся выступают как субъекты деятельности в едином целостном учебно-воспитательном процессе.

Важным условием при этом выступают гуманистические установки педагога по отношению к обучаемым, уважительное отношение к их жизненному и профессиональному опыту, их мировоззренческим установкам.

Гуманистическая педагогика связывает свои исследования, разработки и рекомендации с личностью обучаемого, его индивидуальностью. Поэтому в качестве приоритета в педагогическом процессе выступает объект обучения и воспитания и, следовательно, главными являются его познавательная деятельность, самостоятельное приобретение и особенно применение полученных знаний.

  • 3. Подход, связанный с регионализацией образования. Регионализация предполагает учет специфики региона, где проходит образовательный процесс и для которого осуществляется подготовка кадров. Региональная составляющая включена в новые Федеральные государственные образовательные стандарты, под нее выделяется существенная доля времени в учебных планах и программах. Это позволяет учитывать социально- экономические, демографические, культурные особенности конкретного региона, находить оптимальное сочетание между базовым, региональным и вузовским компонентами образования.
  • 4. Подход, обосновывающий саморазвитие системы образования. Этот подход предусматривает способность образовательной системы к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников образовательного процесса, способность к самоуправлению и непрерывному самообновлению.

При этом саморазвитие образовательной системы невозможно за счет усовершенствования отдельных сторон учебно-воспитательного процесса, открытия новых образовательных учреждений, смены их названий и т. п.

Самосовершенствованию системы будет способствовать создание творческой атмосферы в педагогических коллективах, заинтересованное участие профессорско-преподавательского состава в научно- исследовательской деятельности, инновационных процессах, педагогическое и творческое сотрудничество с обучающимися, обновление воспитательной работы в вузах.

5. Парадигмалъный подход к образованию. Ряд ученых данный подход рассматривают как анализ педагогического процесса сквозь призму бинарных оппозиций (двоичных противопоставлений).

Образовательная парадигма как совокупность теоретических и методологических предпосылок для решения научно-педагогических проблем базируется на определенных ценностях. В соответствии с этими ценностями педагогический процесс может быть направлен на интересы государства, общества или личности (личностно-ориентированное обучение); взаимоотношения между субъектами обучения могут быть авторитарными или демократичными, гуманистическими; содержание образовательного процесса может быть знаниевым или развивающим, формирующим творческую личность и т.д.

Ценностные основания как бинарные оппозиции являются базой для создания определенных типов образовательных и воспитательных систем.

В качестве бинарных оппозиций выступает культуросберегающая и практическая функции образования. Исходя из этого, парадигмальные модели образования классифицируются по их способности обеспечить качество и отобрать оптимальное содержание, отвечающее научной (классической) или практической направленности образования.

  • а) Традиционная парадигма, которая строится на идее «сберегающей», консервативной (в положительном смысле) роли школы, образовательного учреждения, призванных сохранять и передавать молодому поколению наиболее существенные составляющие культурного наследия человеческой цивилизации - знания, умения, навыки, идеалы и ценности, способствующие творческому личностному развитию, а также сохранению социальной стабильности общества. Содержание образования при этом строится на базовых, проверенных временем знаниях, умениях, навыках, позволяющих обеспечить функциональную компетентность и социализацию обучающихся.
  • б) Рационалистическая парадигма базируется не на содержании образования, а на эффективных способах усвоения обучающимися различных видов знаний. В основу парадигмы положена концепция социальной инженерии Б. Скиннера, согласно которой цели обучения и образовательные программы полностью переводятся на язык прагматических поведенческих терминов, язык. А значит, основными методами такого назидательного обучения являются научение, тренинг, тестовый контроль, корректировка, упражнение.

Недостатком как традиционной, так и рационалистической модели обучения является слабая гуманистическая направленность. Обучающийся здесь рассматривается как объект воздействия, а не субъект жизни, свободная самодостаточная личность, способная к саморазвитию и самосовершенствованию.

  • в) Гуманистическая (феноменологическая) парадигма рассматривает педагога и обучающегося как равноправных субъектов образовательного процесса. Она ориентирована на творческое, духовное развитие личности, на межличностное общение, диалог, помощь и поддержку в самообразовании и самосовершенствовании. Гуманистическая парадигма предполагает свободу и творческий поиск как обучающихся, так и педагогов. В ее рамках действуют разнообразные модели и системы образования, но всех их объединяет гуманизм в определении ценностей, целей, содержания, технологии и результатов образовательного процесса.
  • г) Гуманитарная образовательная парадигма, центром которой становится не обучающийся, усваивающий готовое знание, а человек, познающий истину.

Но поскольку однозначной истины не существует, то важна не сама истина, а отношение к ней. При этом субъект-субъекгные взаимодействия и отношения участников педагогического процесса строятся на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога, обмена мнениями и взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции, познание мира путем обмена духовными ценностями.

  • д) Обучение «через совершение открытий».Данная парадигма разработана известным американским психологом и педагогом Джеромом Бруннером. В соответствии с этой парадигмой обучающиеся должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, требующие напряжения всех познавательных сил и одновременно плодотворно влияющие на развитие продуктивного мышления. Творческое обучение, по мнению Бруннера, отличается как от усвоения «готовых знаний», так и от обучения путем преодоления трудностей, тем, что обучающиеся на основе накопления и оценки данных по определенной проблеме формируют соответствующие обобщения и даже выявляют закономерности, выходящие за рамки изучаемого материала.
  • е) Эзотерическая парадигма отражает, по мнению ряда ученых, самый высокий уровень взаимодействия человека с миром. Сущность этой парадигмы состоит в отношении к истине как вечной и неизменной, ее нельзя понять, но к ней можно приобщиться в состоянии озарения.

Высший смысл педагогической деятельности, по утверждению сторонников этой парадигмы, заключается в освобождении природных, сущностных сил человека для общения с космосом, развития познавательных способностей, смыслотворчества, духовности и нравственного самосовершенствования.

Кроме парадигм, охватывающих достаточно общие понятия, в педагогике рассматриваются и парадигмы, характеризующие более частные проблемы. К таким в качестве парадигм традиционной педагогики можно отнести следующие:

  • • формирующее воспитание;
  • • субъект-объектное педагогическое воздействие;
  • • функциональное взаимодействие в педагогическом процессе;
  • • прямой (императивный) стиль управления деятельностью учащегося;
  • • внешняя обусловленность поведения и деятельности воспитанника;
  • • стандартизация образовательного процесса и др.

Кроме этого, в сфере образования на протяжении веков все более обосабливались друг от друга такие парадигмы или направления, как прагматическое, меркантильное, духовно-религиозное, философское. В соответствии с ними строились и системы образования.

В современном образовании в целом сложились две основные парадигмы: формирующая (традиционная) и личностно-ориентированная (гуманист ическая).

Рассмотрение современных подходов и парадигм образования позволяет сделать вывод о том, что для человека образование - это не просто сумма знаний, умений, навыков и компетенций, но и психологическая готовность к непрерывному их накоплению, переработке, совершенствованию и саморазвитию личности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >