Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Русская литература и культура XIX века
Посмотреть оригинал

РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: ДИНАМИКА ПЕРЕМЕН

Во второй половине XIX века русская журналистика развивалась в тесном взаимодействии с художественной литературой и литературной критикой. Большинство произведений художественной литературы впервые было напечатано именно в журналах. Достаточно сказать, что два крупнейших романа второй половины XIX в. — «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Война и мир» Л. Н. Толстого (под названием «1805 год») одновременно (!) печатались в журнале «Русский вестник» за 1866 г. Журналы пользовались у читающей публики огромной популярностью, читатели ждали выхода нового номера, ожидая увидеть продолжение печатавшихся в издании произведений.

Журналы в этот период являлись своеобразными центрами, объединявшими вокруг себя единомышленников — писателей и критиков, редакции журналов были «лагерями», «партиями», полемизировавшими друг с другом. Споры по важнейшим общественным и эстетическим вопросам разворачивались именно на страницах периодических изданий.

На протяжении второй половины XIX века русская журналистика прошла длительный путь эволюции, меняясь вместе с текущей действительностью, от десятилетия к десятилетию, от года к году. Конец 1840 — начало 1850-х гг. — время кризиса художественной прозы, причины которого критики тех лет связывали со стремительным развитием журнальной прессы. По словам Б. М. Эйхенбаума, литература этого времени «жила журнальной инерцией, поддерживая честь редакторов пред лицом доверяющих им подписчиков», уровень же произведений, печатавшихся в журналах, был достаточно низкий, страницы журналов «набивались всяким случайным материалом — „халтурой44»1. Современная литература к 1840-м гг. сосредоточилась в журналах[1] [2].

В этой ситуации активно развиваются публицистические жанры: статья, очерк, фельетон. В 1849 году в ироничном «Драматическом фельетоне о фельетоне и фельетонистах» А. В. Дружинин выражал беспокойство за судьбу серьезной литературы в ситуации слишком высокой популярности у авторов жанра фельетона: «...Скоро все писатели в мире ничего не будут писать, кроме фельетонов. Заметьте, как упрощается словесность, как исчезают хитросплетенные разделения литературных произведений... И тут-то выступает на сцену фельетон, для которого не нужно ни сюжета, ни глубоких чувств, ни выстраданной оригинальности, ни уменья лгать бессовестно, ни картин природы, ни анализа души человеческой»1.

Выход из этого кризиса был найден в рамках все той же журналистики: «Для борьбы с опустившимися в литературном отношении журналами возникают новые планы и группировки, — начинают выходить сборники, совершенно не похожие на всевозможные „альманахи" и „карманные книжки" двадцатых-тридцатых годов. <...> Некрасов стоит во главе всех этих новых затей»[3] [4]. В 1845 году Н. А. Некрасов издал сборник в двух частях «Физиология Петербурга», в который входили очерки, содержащие «физиологическое» исследование разных сторон жизни Петербурга. План сборника Некрасов разрабатывал вместе с И. С. Тургеневым и В. Г. Белинским. В 1846 году появилось новое издание Некрасова, «Петербургский сборник», где дебютировал Достоевский с романом «Бедные люди». По мысли Эйхенбаума, эти сборники подготавливают появление крупнейшего издания второй половины XIX века — журнала «Современник», задачи которого — борьба «как с халтурной „Библиотекой для чтения", так и с промышленными „Отечественными записками"»[5].

Конец 1850—1860-е годов — новый этап в развитии русской журналистики. Шестидесятые годы — время реформ Александра II, когда существенные изменения произошли во всех сферах жизни России, на арену общественной жизни вышли разночинцы, средние социальные слои общества. Демократизация общества повлекла за собой значительное увеличение читательской аудитории. Именно на эти годы приходится резкое увеличение количества периодических изданий. В 1851—1855 годах возникло 31 издание, а в 1856—1860 гг. — 147. При этом подавляющее большинство выходило в Москве и Петербурге, доля провинциальных изданий была крайне мала.

Росту периодики способствовала государственная политика в конце 1850 — начале 1860-х гг., в частности ослабление цензуры. В 1858 году редакциям дали право продавать отдельные номера в своих конторах, а в 1862 — была разрешена розничная продажа изданий на улицах и пересылка по почте. «Временные правила о печати» (1865) освободили некоторые столичные издания от предварительной цензуры.

В 1860-е годы периодика в России была по преимуществу журнальной. Ведущий тип издания — толстый универсальный журнал. В эти годы литературно-критические журналы постепенно преобразовывались в литературно-общественные, литературно-политические. С 1856 года в частных журналах было разрешено открывать политический отдел; в этом же году политические обозрения появились в «Русском вестнике», а в 1859 — в «Современнике».

В связи с особой актуальностью общественно-политических вопросов в журналах стали открываться сатирические приложения. В «Современнике», к примеру, был открыт сатирический отдел «Свисток» (1859—1863, всего девять выпусков), в работе которого активнейшую роль сыграл Н. А. Добролюбов. В 1860-е годы появились сатирические журналы, отсутствовавшие в русской журналистике с XVIII в. Возникает новый тип сатирического журнала, объединявший литератора и художника, — журнал с карикатурами. Самыми популярными были сатирические журналы демократического направления: «Искра», «Гудок» (1862), «Будильник» (1865—1871). Однако выходили и либеральный сатирический журнал «Заноза» (1863—1865), и консервативный — «Оса» (1863—1865). Наряду с сатирическими, существовали и юмористические развлекательные журналы: «Гудок» (1859), «Весельчак» (1858—1859). В конце 1850-х годов, особенно в 1858 г., выходило огромное количество дешевых уличных листков, подавляющее большинство из них — в Петербурге. М. А. Антонович в своих воспоминаниях писал об этом явлении: «В то время свирепствовала мания, какое-то поветрие на издание сатирических листков, которые натуживались забавлять и смешить читателей»[6].

В зависимости от политической позиции журналы 1850—1870-х гг. можно разделить на несколько направлений. В первой половине 1860-х годов лицо журналистики определяли издания демократического направления: «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки» (с 1868), «Дело», «Искра» и др.

Журнал «Современник» сыграл наиболее заметную роль в истории литературы второй половины XIX в. В 1847 году издание возглавили Н. А. Некрасов и И. И. Панаев. Вскоре в журнале сосредоточились наиболее известные литераторы того времени: П. В. Анненков, И. С. Тургенев, В. П. Боткин, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой. В 1854 году в «Современник» пришел Н. Г. Чернышевский, ставший центральной фигурой в журнале, его позиции укрепил приход (1856) Н. А. Добролюбова, с 1857 года возглавившего отдел критики.

В журнале были напечатаны первые очерки из «Записок охотника» Тургенева, его повести («Три встречи», «Два приятеля», «Затишье», «Муму») и первые романы («Рудин», «Дворянское гнездо»); повести

A. И. Герцена «Доктор Крупов» и «Сорока-воровка»; одна из ранних вещей Достоевского — «Роман в девяти письмах»; на его страницах дебютировал романом «Обыкновенная история» И. А. Гончаров («Сон Обломова» был издан в литературном приложении к журналу); повестями «Детство», «Отрочество», «Набег» и «Севастопольскими рассказами» начал свой литературный путь Л. Толстой; здесь печатались стихотворения Некрасова («Блажен незлобивый поэт...», «Муза», «Беседажурналиста с подписчиком», «Новый год» и др.), А. Н. Майкова, Н. П. Огарева, Я. П. Полонского, А. К. Толстого и А. А. Фета. В отделе «Литературный ералаш» (1854) впервые появилось имя Козьмы Пруткова (литературная маска А. М. и В. М. Жемчужниковых и А. К. Толстого). Кроме того, в «Современнике» печатались научные работы Т. Н. Грановского, С. М. Соловьёва, Д. М. Перевощикова, переводы романов Ч. Диккенса,

B. Теккерея.

В конце 1850 — начале 1860-х годов в «Современнике» произошли существенные изменения: из журнала ушли Тургенев, Толстой, Григорович, Дружинин и др., в 1861 г. умер Добролюбов, в 1862-м был арестован Чернышевский, а издание журнала было приостановлено. Через год Некрасов возобновил «Современник», в новую редакцию которого вошли М. Е. Салтыков-Щедрин, М. А. Антонович, Г. 3. Елисеев, А. Н. Пыпин (в 1864 ушел Салтыков-Щедрин, на его место пришел Ю. Г. Жуковский). В 1863—1866 годов в «Современнике» были опубликованы: «Что делать?» Чернышевского, «Трудное время» В. А. Слепцова, «Подлиповцы» и «Горнорабочие» Ф. М. Решетникова, «Нравы Растеряевой улицы» Г. И. Успенского, рассказы Салтыкова-Щедрина, стихи Некрасова. В эти годы в критических статьях журнала не прослеживается единой линии, зачастую полемика шла между сотрудниками журнала. В июне 1866 года журнал был закрыт.

На протяжении нескольких десятилетий «Современник» находился в центре эстетических споров. Наиболее яркий эпизод полемики — дискуссия о назначении искусства, о «гоголевском» и «пушкинском» направлениях в литературе, развернувшаяся во второй половине 1850-х гг. «Гоголевское» направление поддерживали преимущественно сторонники «утилитарного» искусства, тогда как Пушкин был идеалом сторонников «чистого искусства».

«Современник» продолжал традиции критики Белинского и выступал за «гоголевское» направление в литературе. В журнале были напечатаны программные работы Н. Г. Чернышевского: «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855—1856), статьи «О „Сочинениях" Пушкина, издаваемых Анненковым» (1856), авторецензия на диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855). В 1856 году в полемику с Чернышевским вступают А. В. Дружинин в статье «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» («Библиотека для чтения») и П. В. Анненков в работах «О значении художественных произведений для общества» («Русский вестник»), «О литературном типе слабого человека» («Атеней»). Позицию Дружинина и Анненкова разделял и В. П. Боткин, который в 1857 г. опубликовал в «Современнике» статью «Стихотворения Фета», опирающуюся на теорию «артистического» искусства, и затем ушел из журнала, где лидирующее положение занял Чернышевский.

Наряду с «Современником», ведущим изданием демократического направления, был журнал «Русское слово» (1859—1866), основанный гр. А. Г. Кушелевым-Безбородко. Издавался журнал в Петербурге, первые редакторы журнала — Я. П. Полонский, А. А. Григорьев, с 1860 года редактор — Г. Е. Благосветлов, при нем журнал приобрел демократическое направление. В журнале сотрудничали поэты, писатели и литературные критики А. А. Фет, А. Н. Майков, Л. А. Мей, В. В. Крестовский, Д. Д. Минаев, А. А. Григорьев, Е. Н. Эдельсон, М. Ф. Де Пуле, М. Л. Михайлов, Н. В. Шелгунов. Здесь опубликованы ставшие известными статьи Д. И. Писарева: «Цветы невинного юмора», «Реалисты», «Исторические идеи Огюста Конта», «Школа и жизнь», «Мыслящий пролетариат». В 1866 году, как и «Современник», журнал «Русское слово» был запрещен.

К журналам демократического направления примыкали эмигрантские издания А. И. Герцена и Н. П. Огарёва: литературно-политический альманах «Полярная звезда» (1855—1868), газета «Колокол» (на русском языке с 1857 по 1867 г., на французском языке издавался и в 1868 г.), журнал и газета П. Л. Лаврова «Вперед!» В альманахе «Полярная звезда» впервые были опубликованы: письмо Белинского к Гоголю, стихи Огарёва, свободолюбивые стихи Пушкина, Рылеева, Кюхельбекера, воспоминания и письма декабристов, главы «Былого и дум» Герцена, его статья «К нашим». Газета «Колокол», эпиграфом к которой были поставлены строки из Шиллера «Vivo voco!» («Зову живых»), своей целью провозгласила «освобождение слова от цензуры, освобождение крестьян от помещиков, освобождение податного сословия от побоев»[7]. Радикальное крыло демократической журналистики составляли революционные издания М. А. Бакунина и П. Н. Ткачёва и нелегальные органы революционных народников («Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»).

Второе направление в журналистике второй половины XIX века — либерально-западническое («Русский вестник» до 1861 года, «Отечественные записки» до 1868 г., «Библиотека для чтения», «Вестник Европы», многочисленные газеты — «Голос», «Санкт-Петербургские ведомости», «Сын Отечества», «Биржевые ведомости»)

«Русский вестник» (1856— 1906) — литературный и политический журнал, издававшийся в Москве М. Н. Катковым (до 1887 г.). Поначалу журнал придерживался либерального направления, затем в 1861 г. занял охранительную, проправительственную позицию. В «Русском вестнике» напечатаны «Губернские очерки» Салтыкова-Щедрина, «Накануне» и «Отцы и дети» Тургенева, «Казаки», «Поликушка», первые главы из «Войны и мира» («1805 год») Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, стихи А. Н. Плещеева, Фета, А. Толстого, Огарёва, «анти- нигилистические» романы: «Взбаламученное море» А. Ф. Писемского, «На ножах» Н. С. Лескова. После того, как журнал стал «рупором реакции», из него ушли крупные писатели: отказался от сотрудничества Тургенев, Толстой прервал публикацию романа «Анна Каренина».

Другой крупный либеральный журнал — «Отечественные записки» (1839—1884) издавался в Петербурге. До 1867 года «Отечественные записки» возглавлял А. А. Краевский, и журнал держал либеральную линию. В эти годы ведущими сотрудниками журнала были П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, поддерживавшие идею переустройства России по западноевропейскому образцу. В 1868 году редактором стал Н. А. Некрасов, придавший журналу демократическое направление, после его смерти (1878) журнал издавал М. Е. Салтыков-Щедрин. В разные годы в журнале печатались: Лермонтов, Герцен, Некрасов, Достоевский, Огарёв, Тургенев, Григорович, Дружинин, позднее — Салтыков-Щедрин, Островский, Успенский, Плещеев, В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, С. Я. Надсон, П. Ф. Якубович. В апреле 1884 года журнал был закрыт.

Третье направление в журналистике 1850—1870-х годов — консервативно-монархическое: органы министерств, ведомств, учреждений, губернские и епархиальные ведомости, журнал «Русский вестник» (после 1861), «Журнал земледельцев», газеты: «Домашняя беседа», «Весть», «Земледельческая газета», «Гражданин» и др.

Однако подобное разделение изданий на три направления очень условно, позиция каждого журнала была сложной, зачастую неоднозначной, многие журналы меняли свою стратегию на протяжении 1850- 1870-х гг.

Особое место в русской журналистике этих лет занимали издания славянофилов (журнал «Русская беседа», газеты братьев К. С. и И. С. Аксаковых — «Молва», «Парус», «День», «Москва») и издания почвенников («Время» и «Эпоха» братьев Достоевских).

Самое крупное из славянофильских изданий — журнал «Русская беседа» (1856—1869), издававшийся в Москве. В 1858—1859 гг. журнал выходил с приложением «Сельское благоустройство», в котором обсуждался вопрос о крестьянской реформе. Редактором-издателем журнала был А. И. Кошелев, однако с 1858 г. фактическим редактором становится И. С. Аксаков. В «Русской беседе» были напечатаны произведения

С. Т. Аксакова, В. И. Даля, пьеса «Доходное место» Островского, стихи

A. С. Хомякова, Тютчева, А. Толстого, И. С. Никитина, неизданное

B. А. Жуковского, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова. Критический отдел журнала был представлен статьями И. В. Киреевского, Хомякова, А. А. Григорьева, Ю. Ф. Самарина.

Журналы «Время» и «Эпоха», выражавшие идеологию почвенничества, издавал М. М. Достоевский при участии Ф. М. Достоевского, который являлся их фактическим редактором. Журнал «Время» выходил в Петербурге с 1861 по 1863 г., в нем сотрудничали: А. Григорьев, Н. Н. Страхов, А. Майков, Крестовский, Мей, Полонский и др. В журнале печатались произведения Достоевского («Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорблённые», «Ряд статей о русской литературе»), Островского («За чем пойдёшь, то и найдёшь», «Грех да беда на кого не живет»), Н. Г. Помяловского, Некрасова, Плещеева, малоизвестных авторов. Журнал вел полемику с «Современником», отстаивая идею мирного пути развития России, призывал верхние слои общества к сближению с народной «почвой». Журнал «Время» был запрещен после статьи Страхова «Роковой вопрос», в которой оправдывалась борьба поляков за свою культуру.

На смену журналу «Время» в 1864 году пришел журнал «Эпоха», в котором усилились консервативные тенденции. Ведущими критиками журнала оставались Григорьев и Страхов. В «Эпоху» пришли драматург и театральный критик Д. Н. Аверкиев, композитор, музыкальный теоретик и критикА. Н. Серов. Журнал «Эпоха» был гораздо менее популярен, чем «Время», кроме того, в июле 1864 г. умер М. М. Достоевский, и в феврале 1865-го издание прекратилось.

В связи с именем Ф. М. Достоевского следует упомянуть о существовании в русской журналистике второй половины XIX в. совершенно особого явления — «единоличного журнала», в котором участвует один человек, являющийся и редактором, и издателем, и автором. Таким журналом был «Дневникписателя» Достоевского (1876—1877,1880), в рамках которого опубликованы такие известные произведения, как повесть «Кроткая», рассказ «Сон смешного человека». Традиция «единоличного журнала» была продолжена в последующие годы другими писателями: известен «Дневник писателя» Д. В. Аверкиева (1885—1886), «Дневник писателя» А. В. Круглова (1907—1914, с 1910 — «Светоч и дневник писателя»).

Помимо литературно-общественных, литературно-политических журналов, в конце 1850-х — 1860-е гг. существовало большое количество узкоспециальных изданий.

Во второй трети XIX века формируется тип театрально-критического журнала, первым таким изданием стал «Репертуар русского и пантеон всех европейских театров» (1840— 1856). В дальнейшем в конце 1850— 1860-х гг. возник целый ряд специальных театральных изданий: «Музыкальный и театральный вестник» (1856—1860, с 1858 года название — «Театральный и музыкальный вестник»), «Искусства» (сентябрь—декабрь 1860), «Русская сцена» (1864—1865), «Музыка и театр» (1867—1868, издатель — композитор и музыкальный критик А. Н. Серов). Во многих театральных журналах 1850—1860-х гг. печатались статьи яркого театрального критика А. Н. Баженова (1835—1867), которые содержали профессионально сделанный «разбор» ролей, тонкий и внимательный анализ игры актеров. В 1864— 1868 годы Баженов был редактором и автором большинства статей в еженедельной московской газете «Антракт» (в 1864—1865 гг. материалы «Антракта» печатались вместе с афишами в издании «Театральные афиши и Антракт», затем «Антракт» стал самостоятельным изданием). Газета рассказывала о театральной жизни Москвы и Петербурга, освещала деятельность провинциальных и иностранных театров, печатала рецензии на спектакли, статьи о деятельности московского Артистического кружка, в который входил драматург А. Н. Островский.

В 1860-е годы издавался ряд педагогических журналов, в Петербурге выходили: «Русский педагогический вестник» (1857—1861), «Учитель» (1861—1870), «Народная школа» (1869—1889), «Педагогический сборник» (1864—1918). На волне общего интереса к педагогике Л. Толстой издавал журнал «Ясная Поляна» (1862), состоявший из двух выпусков: «Ясная Поляна. Школа. Журнал педагогический» и «Ясная Поляна. Книжки для детей». В журнале были опубликованы статьи Толстого «О народном образовании», «О методах обучения грамоте».

В 1860-е годы резко увеличилось число изданий для детей. Добролюбов в «Обзоре детских журналов за 1859 год» отмечал: «В области детского чтения ныне совершается то же самое, что уже давно совершилось вообще с нашей литературой: журналы заступают место книг. До прошлого года у нас было три небольших детских журнала: „Звез- дочка“ и „Лучи“ г-жи Ишимовой и „Журнал для детей“ г. Чистякова»; «...новые книжки для детей считались доселе не десятками, а единицами, да и то выходили больше к праздникам». Теперь «составляется в год до 80 книжек самого разнообразного детского чтения. Такого богатства у нас до сих пор не бывало»[8]. В 1860-е годы выходило 19 журналов для детей (17 в Петербурге и два в Москве), причем эти издания имели свою специализацию. Несколько журналов были литературно-художественными: «Подснежник», «Семейные вечера» (с 1891 — «Литературные семейные вечера») (1864—1898), «Детское чтение», «Рассвет».

Журнал «Подснежник» (1858—1862) издавал В. Н. Майков, на страницах этого издания были напечатаны произведения И. А. Гончарова («Два случая из морской жизни», 1858), Д. В. Григоровича («Из записок путешественника по Европе», «Гриша, маленький подмастерье», 1860),

А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, Марко Вовчок; в приложении к «Подснежнику» печатались отрывки из повести Л. Н. Толстого «История моего детства», рассказы Тургенева.

«Детское чтение» (1869—1906) — издание, основанное педагогом и литератором А. Н. Острогорским (1840—1917). В 1870-е годы здесь публиковались произведения писателей-народников, А. И. Левитова и П. В. Засодимского, стихи А. Н. Плещеева, в 1880—1990 — рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. М. Станюковича, И. С. Шмелёва, стихи И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта.

Журнал «Рассвет» (1859—1862), издававшийся педагогом В. А. Крем- пиным, предназначался для девиц и ставил своей целью воспитание женщины. В «Рассвете» начинали свою литературную деятельность представители молодой демократической критики — Д. И. Писарев и Н. К. Михайловский.

Помимо литературно-художественных изданий, выходило несколько научно-популярных детских журналов: «Вокруг света» (СПб., 1861—1868; М., 1885—1917), «Натуралист» (1864—1867) и детские журналы развлекательного характера: «Часы досуга» (1858—1861), «Калейдоскоп» (1860—1862), «Дело и отдых» (1864—1866), «Забава и рассказы» (1863-1867).

Из специальных журналов следует упомянуть целый ряд библиографических изданий, выходивших в 1860-е гг.; как правило, они являлись справочниками новой литературы — это московские «Библиографические записки» (1858—1859,1861), и «Книжник» (1865—1866); петербургские «Русский библиографический листок» (1858), «Библиографические известия» (1863), «Книжный вестник» (1860—1867), «Книжные новости» (1867—1868), «Библиограф» (1869).

В эти годы активно развивалась отраслевая периодика, выходили, например, в Петербурге «Журнал мануфактур и торговли» (1861—1863), «Журнал министерства путей сообщения» (1865—1916), «Сельское хозяйство и лесоводство» (1865—1905), а в Москве «Сельское хозяйство» (1860—1862), «Журнал охоты» (1858—1860, 1862).

В конце 1850-х — 1860-е годы появились журналы для народа, названия которых дают представление об их назначении и содержании: «Солдатская беседа» (СПб., 1858—1867), «Народное чтение» (СПб., 1859—1862), «Мирской вестник» (СПб., 1863—1885), «Грамотей» (СПб. до 1868, далее М., 1861 — 1876).

Выходили специальные журналы для дам: «Ласточка» (1859—1860), «Букет» (1860), «Модный свет», «Новый русский базар»; среди них — «Женский вестник» (1866—1868) — единственный дамский журнал в северной столице, в котором обсуждался вопрос эмансипации, здесь сотрудничали литераторы и публицисты закрытого к этому времени «Русского слова».

Во второй половине 1860-х годов государственная политика в отношении периодических изданий начала меняться, наметились реакционные тенденции. В конце 1860-х — 1870-е годы был принят ряд указов, ухудшавших положение прессы. В 1868 году Министерству внутренних дел было предоставлено право запрещать розничную продажу газет, в 1873 г. ему было разрешено временно приостанавливать периодические издания, позже, в 1879 г. право приостанавливать и даже запрещать издания было предоставлено генерал-губернаторам. В итоге были закрыты «Современник» и «Русское слово», в 1867 г. прекратилось издание газеты «Колокол» на русском языке.

В 1870-е годы в русской журналистике произошла новая волна изменений: журналы отошли на второй план, зато лидирующую роль начала играть газета. Читатель все больше был заинтересован в получении оперативной информации, и численность газет в России неуклонно росла. Если в 1870 году их было 36, то 1877 — 51, а 1881 — 83. С 1860 по 1889 г. суммарный тираж общих и литературных газет вырос в России с 65 000 до 300 000 экземпляров1. Некоторые журналы в 1860—1870-е гг. преобразовывались в газеты: так, А. В. Старчевский в духе времени вместо журнала «Сын Отечества» стал с 1862 г. издавать массовую ежедневную газету под тем же названием, ежемесячный правительственный «Журнал Министерства внутренних дел» был реорганизован в ежедневную газету «Северная почта» (1862—1868).

По официальным данным, приведенным в книге В. О. Михневи- ча «Петербург весь на ладони» (1-е изд. 1874), в 1869 г. по числу подписчиков в России лидировали газеты: «Правительственный вестник», «Сын Отечества», «Биржевые ведомости»; в 1874 — «Сын Отечества», «Голос», «Санкт-Петербургские ведомости». В целом в 1860—1880 годы самая распространенная частная газета — ежедневная политическая и литературная газета А. А. Краевского «Голос» (1863—1883), связанная с буржуазно-либеральными кругами.

В 1870-е годы газету можно было купить в розницу — в магазинах или у уличных торговцев, получить по почте, прочитать в библиотеке, в гостинице или ресторане. Показательно, что, например, в 1872 году в Петербурге было 10 000 индивидуальных подписчиков, 20 библиотек, до 700 трактиров, ресторанов, гостиниц (почти все выписывали по несколько газет каждый), около 330 человек, продававших газеты в розницу, — «газетчиков, красующихся ныне на всех перекрестках в форменных мундирах егерского покроя»[9] [10], ежедневно они распродавали около 10 000 экземпляров.

С 1860-х годов начинается складываться тип универсальной русской газеты, который стал ведущим в 1870—1890-е гг. Важную роль в выработке нового типа издания сыграли «Санкт-Петербургские ведомости» (редактор В. Ф. Корш) и газета «Новое время» А. С. Суворина. Универсальная газета отвечала потребности читателя в одной газете прочитать новости из разных сфер жизни, из одного источника получить всю необходимую информацию. В газетах открывались новые отделы, иногда газеты меняли специальное название на более широкое, универсальное: к примеру, «Биржевые ведомости» В. А. Полетики в 1879 г. были переименованы в «Молву». Как отмечает Е. С. Сонина, «универсальными становились не только газеты и журналы, но и издательства (М. О. Вольфа, А. Ф. Маркса, Суворина)», «универсальными становились и журналисты»1. Фельетонист «Нового времени» А. А. Дьяков писал: «Журналист должен почти всё понимать, во всём знать толк и вкус, уметь разобраться во всей бесконечности вопросов жизни и искусства; и в этом смысле представляет собой ходячую энциклопедию»[11] [12]. Однако современники видели и отрицательную сторону этого процесса универсализации: современный читатель требует от современной литературы «дешевизны, мелочной лавки, в которой было бы всего понемногу и ничего по существу»[13].

В 1880—1890-е годы Александр III продолжил политику, направленную на ограничение свободы журналистики. Эта политика была связана с именем обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, считавшего прессу «одним из самых лживых учреждений нашего времени». В 1883 году были закрыты газеты «Голос» и «Страна», в 1884 — журнал «Отечественные записки». В эти годы системный характер приобрели субсидии проправительственным изданиям (газета кн. Н. П. Мещерского «Гражданин», «Народный листок», «Мирской вестник», «Сельская беседа», «Берег», провинциальные, педагогические и ученые издания).

Толстые литературные журналы остались жизнеспособны в русской журналистике последних десятилетий XIX века. «Русский вестник» выходил до 1906 г., «Вестник Европы» — до 1918, появляются и новые толстые журналы, среди которых наибольшую известность приобрели «Северный вестник» и «Русская мысль».

«Северный вестник» (СПб., 1885—1899) — литературно-научный и политический журнал, издательница — А. В. Сабашникова, редактор — А. М. Евреинова, в 1885—1888 гг. неофициальный редактор журнала — Н. К. Михайловский. В журнале сотрудничали: Г. Успенский, Короленко, Плещеев, Скабичевский, Гаршин, Мамин-Сибиряк, Надсон, ученые Д. И. Менделеев, Н. Н. Миклухо-Маклай, П. Ф. Лесгафт. «Северный вестник» — первый крупный журнал, в котором стал печататься А. П. Чехов, здесь вышли его «Степь», «Огни», «Скучная история». Кроме того, «Северный вестник» — единственный журнал, который, несмотря на цензуру, печатал публицистические статьи Л. Толстого.

В 1889—1899 годы активное участие в работе журнала принимал литературный критикА. К. Волынский (X. Л. Флексер). Он разделял идеи писателей-символистов, выступал против утилитарной критики; его статьи, опубликованные в журнале, впоследствии сложились в книгу «Борьба за идеализм». На страницах «Северного вестника» печатались символисты Д. С. Мережковский (роман «Отверженный») и Ф. Сологуб. В конце 1891 года журнал перешел в собственность писательницы, литературного и театрального критика, переводчицы Л. Я. Гуревич (официальный редактор — М. Н. Альбов), с 1895 г. она стала редакто- ром-издателем журнала.

Другой крупный журнал, возникший в 1880-е годы в Москве, — «Русская мысль» (М., 1880—1918), научный, литературный и политический журнал, издатель В. М. Лавров, с 1885 г. редакторы В. А. Гольцев, М. Н. Ремезов). В журнале сотрудничали Чехов, Успенский, П. Д. Боборыкин, В. И. Немирович-Данченко, после закрытия «Отечественных записок» в 1884 г. в журнал пришли Короленко, Гаршин, Плещеев. Из семи тысяч подписчиков «Отечественных записок» четыре с половиной перешли к «Русской мысли». На рубеже XIX—XX веков к участию в журнале были привлечены М. Горький, Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин- Михайловский, Мережковский. В «Русской мысли» публиковались работы видных критиков того времени: С. А. Венгерова, Михайловского, Скабичевского, Н. И. Стороженко.

Однако в 1880— 1890-е годы толстые журналы уже не занимали лидирующего положения в русской журналистике. Процесс демократизации общества привел к значительному росту числа читателей-крестьян. В связи с этим в последние десятилетия XIX в. центральное место в русской журналистике заняли тонкие дешевые массовые иллюстрированные журналы.

Самым популярным среди них был петербургский еженедельный журнал «Нива» (1870—1918), издававшийся А. Ф. Марксом (редакторы:

В. П. Клюшников, Ф. Н. Берг, Д. И. Стахеев, кн. М. Н. Волконский, Р. И. Сементковский). В журнале сотрудничали известнейшие писатели: Гончаров, Лесков, Л. Толстой, Тургенев, Тютчев, Фет, Чехов, Г. И. Успенский и Н. В. Успенский; художники: И. К. Айвазовский, А. Н. Бенуа, В. П. Верещагин, И. Е. Репин, И. И. Шишкин. Издатели «Нивы» выпускали несколько приложений к журналу, которые помогали охватить широкие круги читателей: сочинения русских классиков, «Парижские моды». До 1900 года при «Ниве» было выпущено 102 книги- приложения, более 80 томов собраний сочинений классиков: Ломоносова, Фонвизина, Грибоедова, Козлова, Кольцова, Достоевского, Гончарова, Григоровича и др. Тираж «Нивы» был огромен, если в 1870 г. он составлял девять тысяч экземпляров, то в 1900 — уже 235 тысяч, распространялся журнал как в России, так и за рубежом.

Помимо иллюстрированных журналов, широкую популярность у массового читателя приобрели дешевые газеты: «Свет», «Московский листок», «Петербургская газета», «Минута». Иллюстрированные издания были самых разных типов и ориентировались на разные группы читателей. Выходили общественно-литературные иллюстрированные журналы («Газета Гатцука», 1875—1890), религиозные («Русский паломник», 1885—1918, «Воскресение», 1887—1905, «Воскресный день», 1888—1904), литературно-художественные («Россия», 1883—1885, «Север», 1888—1892), семейные («Нива», «Родина», 1879—1904, «Семейное чтение», 1879—1904), юмористические («Развлечение», 1859—1918, «Стрекоза», «Осколки»), военные («Разведчик», 1889—1917), спортивные «Русский спорт» (1888—1895) и др.

Юмористические журналы последних десятилетий XIX века продолжали традиции сатирических журналов 1860-х гг., однако несколько изменилась их направленность: на смену резкой сатире пришел юмор. В истории русской культуры эти журналы связаны прежде всего с именем Чехова. Дебютировал Чехов в журнале «Стрекоза» с рассказом «Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридриху» (№ 10, подпись: «...въ»). «Стрекоза» — еженедельный художественно-юмористический журнал с карикатурами (СПб., 1875—1908). В 1870—1880-х годах в «Стрекозу» перешли бывшие сотрудники «Искры» — Г. Н. Жулев, Н. А. Лейкин, Плещеев, П. А. Сергеенко. В начале 1880-х годов Чехов опубликовал здесь ряд рассказов, но постоянным сотрудником журнала он не был.

В эти годы Чехов печатался и в журнале «Будильник» под псевдонимами А. Чехонте, Брат моего брата и др. «Будильник» — сатирический еженедельный журнал с карикатурами, издавался в 1865—1871 гг. в Петербурге, в 1873—1917 гг. — в Москве. До 1877 года редактор — известный карикатурист Н. А. Степанов, позже редакторами были Н. Кугель, Н. П. Кичеев, Е. Арнольд, В. Д. Левинский и др.

Третий известный юмористический журнал последних десятилетий XIX века — «Осколки» (СПб., 1881—1916). До 1906 года издателем и редактором журнала был писатель Н. А. Лейкин, затем редакцию возглавил писатель-юморист В. В. Билибин. В журнале печатались произведения Л. Н. Трефолева, Лескова, В. А. Гиляровского и др. В 1882—1887 годах на страницах «Осколков» было опубликовано более 270 произведений Чехова.

Расширение читательской аудитории способствовало углублению дифференциации изданий, ориентированных на отдельные социальные группы. В 1880—1890-е годы активно развивается отраслевая журналистика, продолжает расти число специализированных изданий. К примеру, выходят новые театральные журналы («Театрал», «Театр», «Театральный мирок», «Театральная библиотека», «Театр и жизнь», «Дневник русского актера»), музыкальные («Нувеллист», «Музыкальный свет»), В 1880-е годы самый крупный театральный журнал — «Артист» (1889—1895, редактор-издатель — Ф. А. Куманин). В этом московском журнале (и его приложении «Дневник артиста») печатался разнообразный материал: теоретические и критические статьи по разным областям искусства, московская, петербургская и провинциальная хроника, художественные произведения, воспоминания, мемуары; журнал рассказывал об устройстве сцены, театра, о секретах театрального грима; в издании сотрудничали люди разных профессий: режиссеры, драматурги, актеры, композиторы, художники, декораторы и др.

Целый ряд журналов специализировался на издании переводной литературы: «Собрание иностранных романов, повестей, рассказов в переводе на русский язык», «Магазин иностранной литературы», «Вестник иностранной литературы».

В 1880—1890-е годы крупнейшими детскими журналами были: «Юный читатель» (1899—1906), «Родник» (1882—1917), в работе журнала принимали участие Гаршин, Григорович, Мамин-Сибиряк, «Игрушечка» (1880—1912), в котором публиковались отрывки из повести

С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», из романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» в переводе Т. Пассек, стихотворения Пушкина, Плещеева и др. Особое место среди детских изданий занимал журнал «Задушевное слово» (1877—1918. СПб, изд-во М. О. Вольфа, редактор — В. Лапшин), ставший журналом нового типа, «гостинодворским», «промышленным (книгопродавческим) предприятием» (М. А. Чебракова). Активнейшей сотрудницей журнала была популярная писательница сентиментальных романов для институтских девиц Лидия Алексеевна Чарская (1875—1937). К. И. Чуковский, будучи тогда молодым критиком, образно назвал книги Чарской «фабрикой ужасов», а С. Я. Маршак критиковал за множество «ошибок грамматики и стиля», отмечая, что «с каждым годом все больше приникал в область детской литературы многоликий издатель-коммерсант»[14].

В последней четверти XIX века большое значение имели журналы народнического направления, крупнейший из них — журнал «Русское богатство» (1876—1918), в 1880—1882 гг. его издавали С. Н. Кривенко, Н. Н. Златовратский, П. В. Засодимский, в 1883—1891 гг. — Л. Е. Оболенский, в 1892 г. — А. М. Скабический, Кривенко, Михайловский, затем Короленко. Этот журнал продолжал традиции предшествующих народнических изданий: «Дело» (1866—1888) и «Слово» (1878—1881). В 1890-е годы, наряду с народническими изданиями, появляются журналы легально-марксистского направления: «Новое слово» (1894—1897), «Жизнь» (1897—1901), «Начало» (1899). Журнал «Жизнь» публиковал произведения А. С. Серафимовича, А. М. Горького, И. А. Бунина, Л. Н. Андреева.

В дальнейшем в 1890— 1900-е годы в русской журналистике складывается пестрая картина из множества разноплановых изданий, отразившая многообразие идейных и эстетических концепций, разнонаправлен- ность художественных исканий в искусстве рубежа XIX—XX вв. В эти годы выходили: литературно-политический журнал «для юношества и самообразования» «Мир Божий» (1892—1906), в котором печатались А. И. Куприн, Бунин, В. В. Вересаев; литературно-политический правительственный журнал Д. Н. Церетелева «Русское обозрение» (1890—1898), в котором публиковались Полонский, Фет, Вл. Соловьёв, Лесков, и в то же время Победоносцев и великий кн. К. К. Романов (К. Р.); демократический «Журнал для всех» (1896—1906) В. С. Миро- любова, печатавший Чехова, Бунина, Горького, Куприна, Андреева; еженедельник «Всемирная иллюстрация» А. П. Гоппе, в котором сотрудничали Бальмонт и Сологуб.

Одно из центральных изданий начала XX века, журнал «Мир искусства», (1898—1905, издавался М. К. Тенишевой и С. И. Мамонтовым, затем С. П. Дягилевым и А. М. Бенуа), отразил важнейшие процессы в культуре того времени: синтез различных видов искусств, стремление преодолеть разрыв между русской и зарубежной культурой. Своей задачей журнал ставил «объединение всей художественной жизни». Однако заметим, что первые страницы он отдавал статьям, посвященным не литературе, а изобразительному искусству и театру. Выходил он на роскошной бумаге, в альбомном формате, с цветными репродукциями, переложенными папиросной бумагой.

Литература Серебряного века, развивавшаяся в рамках разнообразных литературных группировок и объединений, повлияла и на структуру русской журналистики. Каждое литературное объединение создавало свои собственные периодические издания, а зачастую — и свои издательства. Приведем в пример символистские издательства: «Скорпион» (с альманахом «Северные цветы»), «Гриф», «Мусагет» и многочисленные символистские журналы: «Северные записки», «Новый путь», «Весы», «Труды и дни». Пришедший на смену символизму акмеизм создал свои новые журналы — «Аполлон» и «Гиперборей».

На страницах периодических изданий публиковались манифесты литературных направлений, с участием русской журналистики происходило постепенное разрушение одних эстетических взглядов, ориентиров и утверждение новых. Однако в начале XX века журналы уже не являлись главными объединяющими центрами литературной жизни, как это было во второй половине XIX века. В рамках литературных объединений, наряду с периодическими изданиями, существенную роль играли другие формы литературной жизни — к примеру, публичные литературные чтения, литературные собрания (на «башне» Вячеслава Иванова, в литературно-художественном кабаре «Бродячая собака» в Петербурге).

Контрольные вопросы и задания

  • 1. С какими процессами в общественно-политической и культурной жизни страны было связано резкое увеличение количества периодических изданий в 1860-е гг.?
  • 2. Как менялся во второй половине XIX в. ведущий тип издания в русской журналистике от десятилетия к десятилетию? С чем были связаны эти изменения?
  • 3. Какие типы специальных, отраслевых изданий сформировались во второй половине XIX в.? Кто из крупных писателей и критиков сотрудничал в нелитературных изданиях?
  • 4. Приведите несколько примеров тесной взаимосвязи русской журналистики с развитием русской критики и русской литературы.

  • [1] Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой: исследования. Статьи. СПб, 2009. С. 170.
  • [2] См. об этом главу 7 настоящего пособия.
  • [3] Цит. по: Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой: исследования. Статьи. С. 168—169.
  • [4] Там же. С. 179.
  • [5] Там же.
  • [6] Цит. по: Ямпольский И. Г. Сатирические и юмористические журналы 1860-х гг. Л., 1973.С. 15.
  • [7] Герцен А. И. Собр. соч. В 30 т. Т. 12. М., 1957. С. 358.
  • [8] Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. Л. О детской литературе. М., 1954.С. 332-335.
  • [9] См.: Сонина Е. С. Петербургская универсальная газета конца XIX века. СПб., 2004.С. 12-13.
  • [10] Цит. по: Степанов А. А. Газетная реклама в России XVIII—XX вв. СПб, 2007. С. 58.
  • [11] Сонина Е. С. Петербургская универсальная газета конца XIX века. С. 13—14.
  • [12] Житель. Артисты и журналисты // Новое время. 1887. № 4229. 6 декабря. С. 2.
  • [13] Д. Ж. Подписной сезон // Неделя. 1886. № 46. 16 ноября. С. 1533.
  • [14] Маршак С. Я. Собр. соч. В 8 т. Т. 7. М., 1971. С. 297.
 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы