Владимир Михайлович Русалов (род. в 1939 г.)
- известный отечественный психолог, считающий, что основной недостаток предшествующих подходов в понимании природных предпосылок личности заключается в том, что в качестве основания индивидуально-психологических свойств берется не вся целостная биологическая система человека, а лишь та или иная ее часть, каждая из которых (гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает необходимыми для этого свойствами [37].
Он полагает, что в основании индивидуально-психологических свойств лежат свойства не той или иной отдельной, частной биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма, которая рассматривается им как совокупность всех частных конституций, т.е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате. Экспериментальные данные, полученные на близнецах и популяционно-генетических исследованиях, убедительно свидетельствуют о наследственной природе не только свойств нервной системы, но и многих индивидуально-психологических свойств, таких как активность, эмоциональность, социабельность, импульсивность и др. [37].
По мнению Русалова, системный подход к изучению природных предпосылок личности не только позволяет рассматривать биологические свойства человека как «элементы» более низкой системы, которые включаются в систему более высокого порядка - «личность», но и предполагают объяснительный принцип: каким образом происходит это включение. Автор называет этот принцип принципом «системного обобщения». Этот принцип аналогичен понятию «обобщения» у Ж. Пиаже (как механизм формирования навыков и интеллекта) и с. Л. Рубинштейна (характер человека как закрепленная в индивиде система генерализованных, обобщенных побуждений) [37].
Специфика «системного обобщения» природных предпосылок личности, прежде всего в том, что природные предпосылки - это не аморфная и пассивная совокупность биологических свойств человека, а определенным образом изначально организованная система с четкой иерархией и структурой органических потребностей, свойств нервной системы и т.д. Каждый конкретный человек получает от природы в силу своей общей конституции строго определенный диапазон нормы реакции биохимических, биомеханических, соматических, нейрофизиологических и т.д. свойств. В результате биологического развития у него формируется индивидуальный уровень обмена, мышечного развития, определенные свойства нервной системы и т.д. Это индивидуально-устойчивые и иерархически организованные биологические компоненты с самого раннего детства включаются в выполнение самых различных видов деятельности - от сосательного и хватательного поведения до игры, учебы, труда. На первых этапах развития человека (сразу же после рождения) имеют место разные скорости выполнения деятельности, может наблюдаться разная пластичность, разные эмоциональные реакции. Однако по мере созревания и развития человека в условиях конкретной социально-исторической среды, благодаря постоянству и генетической устойчивости биологических компонент, постепенно у каждого индивида складывается некая присущая только ему обобщенная скорость, обобщенная пластичность, обобщенная эмоциональность и др. обобщенные характеристики поведения и деятельности [37].
Эти «формальные» характеристики индивидуальной психики, сформировавшиеся за счет врожденного постоянства всех биологических компонент, вовлеченных в индивидуально-конкретные виды деятельности человека, и составляют основной предмет исследований дифференциальной психофизиологии. Эти биологически обусловленные характеристики психики получили название «формально-динамических» (в школе Теплова-Небылицына) или «психодинамических» (в школе Мерлина). Русалов полагает, что более правильно называть эти свойства просто «формальными» в отличие от «содержательных», поскольку прилагательное «динамические» отражает лишь одну из сторон формальных свойств, а именно «энергетическую, силовую». Можно говорить и о «формально-структурных» свойствах, связанных с особенностями построения обобщенных программ поведения. В отличие от формальных содержательные свойства личности (предметно-смысловые структуры: знания, мотивы, цели, отношения и т.д.) формируются по другой «логике» и другим законам. Если формальные характеристики обобщаются преимущественно по логике «тела» (т.е. под влиянием действия общей конституции человека), то в основе обобщения содержательных свойств психики лежит уже логика «предмета» социально-детерминированной деятельности человека [37].
Русалов считает, что существование в структуре личности устойчивых, обобщенных, формальных свойств, в частности формально-динамических, выступающих под общим термином «темперамент», позволяет человеку оптимально расходывать свои энергодинамические возможности. Система формальных свойств личности начинает уже сама выступать в роли своего рода регулятора поведения человека в новой ситуации и в процессе освоения новых видов деятельности. Общая активность и эмоциональность являются одной из наиболее важных формальных структур личности. В содержательных свойствах личности носителя биологического столько же, сколько и в формальных свойствах. Принципиальное различие между формальными (а именно темпераментом: общей активностью и эмоциональностью) и содержательными свойствами (по отношению к природным предпосылкам) заключается в том, что формальные свойства - это такие системные качества, которые формируются по законам генетики, общей конституции, в то время как содержательные свойства формируются преимущественно под влиянием конкретных социальных факторов, действующих опосредованно через внутренние биологические механизмы [37].
По Русалову, разделение свойств личности на формальные и содержательные в реальном поведении - исключительно трудная задача, поскольку формальные и содержательные свойства являются, согласно А.В. Брушлинскому, недизъюнктивными, т.е. опосредствуют, взаимопроникают и взаимообусловливают друг друга, сливаясь в единый психический процесс. Ориентировочно автор наметил семь отличительных черт (критериев) формальных свойств личности (преимущественно темперамента) от содержательных характеристик личности. К темпераменту он относит только такое психическое свойство, которое: 1) наследуется; 2) высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.); 3) устойчиво в течение длительного периода жизни человека; 4) универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности; 5) характеризует меру активного напряжения человека; 6) отражает наиболее обобщенное отношение человека к миру, обществу и себе; 7) относительно не зависит от содержания (т.е. смысла, мотива, цели и т.д.) деятельности, общения и познания. Всем этим критериям удовлетворяют две формальные характеристики личности - «общая активность» и «эмоциональность», которые по Небылицыну и составляют темперамент человека [37].
Развиваемая Русаловым концепция «системного обобщения» позволяет не только объяснить механизм формирования формальных свойств личности, но может быть использована и как единый принцип для объяснения генезиса и других уровней свойств личности. Решающим моментом для выделения в структуре личности уровня должна быть специфика системного обобщения. Если обобщение происходит за счет психофизиологических, т.е. структурных и функциональных биологических свойств, то это связано с темпераментом; если в основании обобщения лежат динамические и содержательные особенности когнитивных механизмов, то речь идет об интеллекте; если же обобщаются динамические и содержательные характеристики побуждений, мотивов и т.п., то такое психологическое образование следует отнести к характеру, и т.д. Отсюда следует, что по отношению к тому конкретному сложноорганизованному объекту действительности, каким является личность, системный принцип иерархии в рамках дифференциальной психофизиологии реализуется в последовательности перехода от низших структурно-функциональных уровней упорядоченности множества его элементов (имеются в виду биологические свойства, и прежде всего свойства нервной системы) к высшим образованиям - формально-динамическим свойствам. В результате такого поступательного движения образуются новые интегральные системные качества личности: темперамент как самый низший психологический уровень личностных свойств, затем интеллект, динамический аспект и характер. При этом не снижается значение старых (нижележащих) свойств и качеств и не предполагается абсолютной самостоятельности свойств и качеств высших уровней личности как целостной системы [37].
Включение формально-динамических характеристик (темперамента) в структуру интеллекта и характера не означает, что они являются только более обобщенными и более сложными динамическими образованиями психики: и интеллект и характер наряду с обобщенными динамическими свойствами обладают также и особыми обобщенными содержательными (предметно-смысловыми) характеристиками.
Понимание развития личности как единого системного процесса взаимного опосредствования биологического и социального, по Русало- ву, позволяет принципиально по-новому подойти к проблеме задатков, одной из ключевых при изучении природных предпосылок личности. Русалов полагает, что следует строго различать, по крайней мере, два уровня задатков: формальных свойств (темперамента) и более сложных психологических образований (интеллекта, характера и др.). Если принимать во внимание первый уровень задатков, то генетически фиксированное сочетание природных свойств человека определяет благодаря действию общей конституции преимущественно только лишь те или иные формальные свойства личности (т.е. характеристика общей активности и эмоциональности). Отсюда следует, что «врожденные анатомоморфологические особенности мозга» являются задатками не способностей как таковых, как это предполагал Б.М. Теплов, а темперамента. Темперамент же, в свою очередь, следует рассматривать как задатки второго уровня: характеристики активности и эмоциональности - важнейшие компоненты интеллекта, характера и других свойств личности. И в этой связи мысль Теплова о том, что «способность - это задаток в развитии», должна быть уточнена. Речь должна идти не о способности вообще, а о ее динамическом аспекте (содержательный же аспект способностей детерминирован преимущественно социальными факторами).
Отсюда следует, что темперамент стоит не «в стороне» или «рядом» со способностями, а органически включен в него как важнейший компонент, как необходимый задаток, фактор развития, преломляющий, трансформирующий социальные воздействия на человека.
Таким образом, в развитии личности диалектика биологического и социального наполняется конкретным содержанием. Единый системный процесс развития личности происходит через взаимодействие биологических и социальных детерминант бытия человека [37].