Новые религии

Если классическая социология религии имела дело с «религией умирающей» (или уже мертвой), с религией как фактом истории, то социология религии второй половины XX века столкнулась с феноменом религиозного возрождения. Религия перестала быть элементом «наследия прошлого». Она превратилась в значимый фактор современной жизни, заявила о себе, как политическая сила, при этом зачастую сила разрушительная.

Современный исследователь П. Антее замечает по этому поводу:

«С середины 1970-х годов постепенно проясняется, что абсолютизация просветительской и секуляризаторской тенденции несостоятельна, ибо не отвечает действительному положению дел... Религия снова заявила о себе и начала пробуждать к себе общественный интерес по крайней мере в двух основных аспектах: как политически активное вторжение в светский мир и как восстановление волшебной магии «расколдованного» в процессе секуляризации мира, возвращение ему утраченного волшебства.

Самым известным проявлением возвращения религии в общественную жизнь становится так называемый религиозный фундаментализм.

... Религиозный взрывной потенциал вовсе не ограничивается сферой распространения ислама ... Религиозными сионистскими убеждениями было мотивировано убийство 4 ноября 1995 года премьер- министра Израиля Ицхака Рабина. С начала 1990-х годов Индия превратилась в арену насильственных действий и выступлений фанатичных индусов-индуистов, чьи действия также имели религиозную мотивацию. В Японии в 1995 году была арестована группа членов секты так называемой «новой религии» (имеется в виду «Аум Синрике» - А.М.) в связи с серией атак отравляющим газом. Все эти примеры свидетельствуют, что общественность не может далее не замечать ...возвращение

- 63

религиозного начала в наш секуляризованный мир»

С 70- гг. XX века исследователи всё чаще говорят о «десекуляризации» и «постсекулярном обществе». Прогнозы о будущем отмирании религии оказались неточными. Развитие науки и технологий, распространение образования не привели к отмиранию религии. Наоборот, способствовали появлению новых форм религиозности и дали в руки религиозных организаций новые средства для распространения своих идей... [1]

Таким образом, на современном этапе религиоведы столкнулись с необходимостью изучать не только прошлое религии, но и её весьма бурное и противоречивое настоящее.

Современная религиозная жизнь демонстрирует огромное разнообразие доктрин и организационных форм. Коммерциализация религии, удивительный, казалось бы логически невозможный синкретизм, стремление использовать новейшие коммуникационные технологии, попытки синтеза науки и религии, появление «альтернативной науки», активное участие религиозных организаций в глобализационных процессах - всё это свидетельствует о том, что религия вполне органично вписывается в новый, меняющийся мир и соседствует с глобальной рыночной экономикой и научно-техническим прогрессом. И не только соседствует, но и эффективно использует предоставляемые ими возможности.

С другой стороны, именно из сферы религий исходят сегодня наиболее мощные консервативные антимодернизационные импульсы. Недаром именно фундаментализм первым приходит в голову при упоминании религиозного возрождения... Влияние религии на жизнь современных обществах многообразно и противоречиво.

Буквально на глазах религиоведов и удивленной общественности рождаются новые религии, сотнями появляются религиозные пророки... Процесс религиозного творчества можно наблюдать непосредственно, не обращаясь к далекой истории возникновения традиционных религий. В то же время, традиционные религии вовсе не торопятся сдавать свои позиции и переходят в наступление. Утрачивая приверженцев там, где столетиями их влияние было доминирующим, они нередко находят новых приверженцев далеко от своей привычной культурной среды.

«Религиозное возрождение» ставит перед религиоведами задачу переработки и усовершенствования сложившихся теоретических и методологических подходов, пересмотра базовых понятий, вплоть до понятий «религия» или «священное». Изучение современной религиозной ситуации как никогда ранее требует междисциплинарности, теоретического и методологического разнообразия, что, в свою очередь, подразумевает необходимость выработки новой интегрирующей религиоведческой парадигмы, которая позволила бы осуществить плодотворный теоретический синтез. Таким образом, действительность предъявляет исследователям все более сложные требования, но зато и стимулирует исследовательский интерес.

Феномен новых религиозных движений представляет собой немаловажный элемент современного «религиозного возрождения».

Новыми религиозными движениями или новыми религиями в религиоведении обычно принято называть религиозные организации, возникшие во второй половине XX века, хотя существуют и более хронологически широкие определения.

Так, П. Антее употребляет термин «новые религии», к которым относит не только НРД в узком смысле этого слова, но и множество религиозных учений и групп, возникавших с середины 19 века на Западе, в Латинской Америке, Африке, на Ближнем Востоке и т.д. При таком подходе «новыми религиями» оказываются и «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (мормоны), и бразильская умбанда, и островные «карго-культы» и религия Бахай. В данном случае одно понятие объединяет слишком разные по своему происхождению религиозные феномены.

Мы в дальнейшем будем использовать термин НРД в уже относительно устоявшемся значении. НРД - религиозные движения, возникшие во второй половине XX века преимущественно в западных странах. Поскольку сходный феномен возник в России, Японии и ряде других стран, можно ввести еще одно уточнение. НРД - религиозные движения, возникшие в секулярных обществах. Это имеет весьма существенное значение. Ведь одно дело, когда новая секта или пророк появляются в обществе, где религия - привычная, естественная основа существования. И совсем другое - когда новая религия появляется в обществе, где интерес к религии минимален. А именно таковыми и являются секулярные общества.

Следует отметить также, что некоторые распространенные на Западе НРД изначально возникли в других регионах. Но наибольшую популярность они обрели именно на Западе.

НРД обычно присущи следующие черты.

  • 1. Недолгий срок существования.
  • 2. Большая роль лидеров.

Это вполне типично для ранней стадии развития религиозного движения, как и социальных движений вообще.

3. Аморфность организационной структуры.

Как и большая роль лидера, данная черта объясняется недолгим существованием. Некоторым НРД удалось со временем выработать довольно стабильные организационные формы. При этом НРД склонны формировать горизонтальные, сетевые структуры, а не вертикальные, иерархические, свойственные, например, Католической и Православной церквям.

4. Синкретизм вероучения.

Вероучение может включать элементы самых разных религиозных доктрин, а также принципы, выработанные идейными лидерами движения.

  • 5. Высокая степень личной вовлеченности верующих в жизнь религиозной группы.
  • 6. Высокая миссионерская активность, нередко выходящая за пределы тех обществ, где движение возникло. Многие НРД имеют международный характер.
  • 7. «Текучесть» состава (многие адепты довольно быстро покидают движения, вместо них приходят другие).
  • 8. Неукорененносгь в местной, «родной» религиозной традиции. Этот признак характерен для многих, но не для всех новых религиозных движений. Некоторые переосмысливают (но весьма радикально) традиционное религиозное наследие. В качестве примера можно привести отечественную религиозную группу «Православная Церковь Божьей Матери Державная» (ранее - «Богородичный Центр»).
  • 9. Немногочисленность. Даже самые популярные НРД многократно уступают по численности традиционным религиям.

Выделение устойчивого комплекса черт, присущих всем без исключения НРД, в значительной степени условно, поскольку НРД весьма разнообразны.

Не существует и общепринятой точки зрения на численность приверженцев НРД в мире. Ю. Хабермас называет цифру 80 млн., П. Антее - даже 100 млн. Но Антее не отделяет НРД от «новых религий» (в указанном выше значении этого термина), приверженцев которых значительно больше, чем приверженцем собственно НРД.

Однако любые цифры являются только лишь ориентировочными. Точно установить численность НРД в настоящее время невозможно. Они не имеют фиксированного членства, их состав, как мы выше отмечали, нестабилен. Сами приверженцы НРД склонны либо преуменьшать, либо преувеличивать численность своих организаций.

Среди факторов, способствующих распространению НРД, следует назвать:

  • а) формализацию деятельности традиционных религиозных организаций и уменьшение их влияния;
  • б) относительный религиозный плюрализм, возможность выбора религиозной доктрины;
  • в) плюралистическую и открытую внешним влияниям культуру современных обществ;
  • г) кризис ценностей и духовных ориентиров, мировоззренческую неопределенность, свойственную развитым современным обществам.

  • [1] Антее П. Религии современности. История и вера. М.: Прогресс-Традиция. 2001. С.4-5.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >