Графический интерфейс пользователя

Графйческий интерфёйс пользователя (ГИП), графический пользовательский интерфейс (ГПИ) (англ. Graphical user interface, GUI; сленг. ГУ И, ГУЙ) — разновидность пользовательского интерфейса, в котором элементы интерфейса (меню, кнопки, значки, списки и т. п.), представленные пользователю на дисплее, исполнены в виде графических изображений.

В отличие от интерфейса командной строки, в ГИ пользователь имеет произвольный доступ (с помощью устройств ввода — клавиатуры, мыши, джойстика и т. п.) ко всем видимым экранным объектам (элементам интерфейса) и осуществляет непосредственное манипулирование ими. Чаще всего элементы интерфейса в ГИ реализованы на основе метафор и отображают их назначение и свойства, что облегчает понимание и освоение программ неподготовленными пользователями.

Впервые концепция ГИП была предложена учеными из исследовательской лаборатории Xerox PARC в 1970-х гг.

В 1973 году в лаборатории Xerox PARC собрали молодых ученых и дали свободу исследований. В результате, кроме всего прочего, на свет появляется концепция графического интерфейса WIMP (Windows, Icons, Menus, Point-n-Click) [1]. В рамках этой концепции создается компьютер Alto.

В 1979 году Three Rivers Computer Corporation выпускает рабочую станцию PERQ, похожую по принципам построения на Alto. В 1981 году Xerox выпускает продолжение Alto — Star.

Коммерческое воплощение концепция ГИП получила в продуктах корпорации Apple Computer. В операционной системе AmigaOS ГИП с многозадачностью был использован в 1985 году. В настоящее время ГИП является стандартной составляющей большинства доступных на рынке операционных систем и приложений.

Элементы графического интерфейса

Элементы ОС

Таблица 4.6

Операционная система

Ядро

Гибридное • Микро • Модульное • Монолитное • Нано • Экзо • Драйвер • Пространство пользователя • Область пользователя

Управление процессом

Режимы супервизора (реальный; защищенный) • Прерывание • Кольца защиты • Переключение контекста • Многозадачность (вытесняющая; кооперативная; мультипрограммирование) • Процесс • Управление процессом • Планировщик задач • Многопоточность

Управление памятью

Защита памяти • Сегментная адресация памяти • Страничная память • Менеджер виртуальной памяти • Ошибка сегментации • Общая ошибка защиты

Примеры

AmigaOS • BSD • Mac OS • Mac OS X • Microsoft Windows • MS-DOS • OpenSolaris • OS/2 • UNIX

Прочее

Загрузчик ОС • API • VFS • Компьютерная сеть • GUI • История операционных систем • Слой аппаратных абстракций HAL

Таблица 4.5

Элементы интерфейса

Ввод команд

Кнопка • Меню (Строка меню • Контекстное меню • Радиальное меню)

Ввод/вывод данных

Кнопка последовательного выбора • Двунаправленный счетчик • Выпадающий список • Комбинированный список • Переключатель (флажок) • Ползунок • Полоса прокрутки • Радиокнопка • Список • Таблица (Grid view) • Текстовое поле

Информационные

Heads-up display в играх • Heads-up display в информатике • Боковая панель • Заставка • Значок • Индикатор процесса • Информационная панель • Метка • Подсказка • Пузырь • Строка состояния • Тост • Троббер • Экран загрузки

Контейнеры

Ribbon • Скрываемый виджет • Фрейм • Панель • Вкладка • Панель инструментов•Окно

Навигационная

Адресная строка • Гиперссылка • Дерево выбора • Навигационная цепочка

Специальные окна

Диалоговое окно »Диалоговое окно-предупреждение • Модальное окно • 0 программе • Окно инспектора объектов • Окно-палитра • Файловый диалог

Связанные понятия

WIMP • Библиотека элементов интерфейса • Внешний вид (Look and feel) • Менеджер разметки (Layout manager) • Наведение мыши

Примеры систем, использующих ГИП: Mac OS, Solaris, GNU/Linux, Microsoft Windows, NeXTSTEP, OS/2, BeOS.

Можно выделить следующие виды ГИП:

  • ? простой: типовые экранные формы и стандартные элементы интерфейса, обеспечиваемые самой подсистемой ГИП;
  • ? истинно-графический, двумерный: нестандартные элементы интерфейса и оригинальные метафоры, реализованные собственными средствами приложения или сторонней библиотекой;
  • ? трехмерный: на данный момент слабо классифицирован.

Одним из требований к хорошему графическому интерфейсу программной системы является концепция «делай то, что я имею в виду» или DWIM (англ. Do What I Mean). DWIM требует, чтобы система работала предсказуемо, чтобы пользователь заранее интуитивно понимал, какое действие выполнит программа после получения его команды.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >