Становление личности
Можно ли сказать, что происхождение человека есть одновременно процесс становления его личности? Нет, нельзя. Мы уже отметили, что человеком рождаются, а личностью становятся. Это справедливо и для филогенеза. В истории человеческой цивилизации было время, когда люди еще не стали личностями. Действительно, только выделившись из животного царства, они еще не сформировали свой, человеческий мир, свою, человеческую духовную жизнь. Их деятельность осуществлялась как бы на ощупь. Им были доступны только крайне примитивные действия и отношения. Они будто «вспоминали» о своем животном прошлом и пытались действовать инстинктивно. Не получалось. Приходилось создавать искусственную среду обитания, чтобы обезопасить себя. Они учились культуре, создавая ее. Они становились личностями.
Первыми признаками личностной идентификации индивидов, очевидно, следует признать социальные отношения, сложившиеся в эпоху матриархата. Еще нельзя было установить достоверное отцовство (отсутствие личностной идентификации по отцовской линии), но уже официально фиксировались отношения между ребенком и матерью, одновременно женщине приписывалась большая функциональная значимость, чем мужчине. Другими словами, мужчина всегда был сыном своей матери, но не нес отцовских функций. А женщина была и дочерью, и матерью. В плане становления личности она опережала мужчину. Современная ситуация, связанная с процессами феминизации мужчин и маскулинизации женщин, заставляет предположить, что история, возможно, повторяется...
Как проходило становление личности в истории? Это легко проследить по тому, что мы знаем о развитии культуры. Дело в том, что, как уже говорилось, человек — это то, что он делает. Низкие ступени развития культуры (примитивные орудия труда, примитивное искусство, ограничение свобод) соответствуют низкому уровню развития личности. Мы потому и не находим у древнегреческих философов размышлений о личности, что она к тому времени как историческое явление находилась лишь в стадии становления. Предмета размышления не было. Индивидуальность почти полностью поглощалась социумом, так как это был единственный способ выживания.
Личности в ранних обществах еще полностью идентифицируются с теми социальными группами, к которым принадлежат. Например, личность раба — это не просто набор функций «говорящего орудия», но еще и соответствующая психология — рабская и соответствующий интеллект — нетворческий. А все умозрительные разговоры сентиментальных историков о тяге рабов к свободе и независимости по меньшей мере не обоснованы.

Рис. 8.2. Становление личности с позиций теории технологических скачков
Становление личности в истории легко просматривается на схеме технологических скачков, о которых мы уже говорили (рис. 8.2). Чем больше человек высвобождается из процесса производства, тем больше становится личностью, тем разнообразнее его деятельность, развитее интеллект, поли- функциональней отношения в обществе. Он уже не привязан намертво к своей социальной группе, являясь членом многих таких групп. Он обладает возможностью выбора, возрастает количество степеней свободы. С этой точки зрения наивысшего (из известного нам) развития личность достигает в эпоху автоматизированного производства, когда человек выносится за рамки процесса производства и получает возможность в полной мере реализовать свои возможности творца.
Но это означает, что личностью может быть только свободный человек.