ГНОСЕОЛОГИЙ И АКСИОЛОГИЯ
ПОЗНАНИЕ
Гносеология (теория познания) — это раздел философии (философская наука, философская дисциплина), в котором исследуется возможность познания человеком мира и самого себя, исследуется движение познания от незнания к знанию, природа знаний самих по себе и в соотношении с познаваемыми предметами.
Генезис философии познания
Познание всегда было предметом интереса философов задолго до появления термина «гносеология». В античной философии одним из первых проблему познания поставил Парменид, когда обнаружил различие между истиной и мнением. Истина — это знание бытия, поэтому ее главными критериями являются непротиворечивость, неизменность и вневременность. Сократ разработал один из первых методов познания — майевтику. Он полагал, что истина существует до того, как ее обнаружат, но скрыта от познающего его собственным мнением. Платон считал, что подлинное знание — это воспоминание души о мире идей, в котором она была раньше. Аристотель первый разработал внятную теорию познания, именно его логикой мы и сейчас пользуемся. Он создал систему категорий, определил, классификацию суждений, правила вывода и т.д.
Очень жаль, что его преданные адепты времен Средневековья, сохранив аналитические правила познания, совершенно изменили представление о его сущности. Они рассматривали знание как благодать, исходящую от Бога. Бог себя обнаруживает в творении и в откровении, поэтому теория познания превращается, по сути дела, в герменевтику, ограниченную истолкованием Библии. Хотя концепция дедуктивного способа получения знания, разработанная схоластами, стала существенным вкладом в развитие знания.
Расцвет теории познания, безусловно, относится к Новому времени, когда в философии произошел так называемый гносеологический поворот, т.е. вопросы познания стали центральной темой философии. Здесь конкурировали традиции рационализма Декарта и Лейбница, с одной стороны, и эмпиризм Бэкона, Локка и Юма, с другой. Первая продолжала схоластическую традицию дедуктивного познания, а вторая продвигала тезис, согласно которому всякое знание происходит из опыта.
Новый этап в развитии философии познания начался благодаря работам Канта. Он поставил вопрос о предпосылках знания, т.е. о сфере трансцендентального, и отрицал возможность адекватного познания мира. В то же время его «Логика» — это классическая модель процесса познания, без овладения которой невозможно работать в сфере философии науки.
В гегелевском понимании вопроса логика целиком и полностью, без иррационального остатка, покрывает собою все поле проблем познания, не оставляя за пределами своих границ ни образов созерцания, ни образов фантазии. Логика целиком и без остатка сливается с теорией познания потому, что все остальные познавательные способности рассматриваются как виды мышления, как мышление, еще не достигшее адекватной формы выражения, еще не созревшее до нее.
Только к концу XIX столетия термин «гносеология» входит в обиход в качестве обозначения особой науки, особой области исследований. Структурирование гносеологии в особую науку связано с широким распространением неокантианства, которое на протяжении последней трети XIX столетия стало наиболее влиятельным направлением философской мысли Европы и превратилось в официально признанную школу профессорско-университетской философии сначала в Германии, а затем и в других странах. Неокантианству мы обязаны дефиницией понятий «теория познания» и «гносеология», которая была сформулирована следующим образом: «учение о знании, выясняющее условия, благодаря которым становится возможным бесспорно существующее знание, и в зависимости от этих условий устанавливающее границы, до которых может простираться какое бы то ни было знание и за которыми открывается область одинаково недоказуемых мнений, принято называть „теорией познания", или „гносеологией"».
Данное определение, принадлежащее русскому неокантианцу А.И. Введенскому, четко указывает особенности науки, которую принято называть гносеологией в литературе неокантанского направления и всех тех школ, которые возникли под его преобладающим влиянием.
Существенный вклад в теорию познания внес марксизм, классики которого, вслед за Гегелем, рассматривали логику тождественной теории познания. С этой точки зрения логика становилась теорией, выясняющей всеобщие схемы развития познания и преобразования материального мира «человеком общественным».
Схематично историю взглядов на познание можно представить так (рис. 5.1).

Рис. 5.1. История взглядов на познание
В современной философии гносеология разделена на два направления, в одном из которых делается акцент на иррациональных способах познания, в частности на интуиции и понимании. Особое внимание уделяется поиску критерия научности, основанному на консенсусе научных сообществ (концепция интерсубъективности), и критике логоцентризма путем деконструкции. В другом направлении современной гносеологии делается акцент на абстрактную структуру знания и на социальные предпосылки создания и функционирования знания. При этом знание понимается как истинное и обоснованное мнение (джастификационизм), функционирующее как научная дисциплина (когерентизм, дефляционизм, фаллибилизм). При этом большую роль стала играть в последние годы социология знания, которая в меньшей степени связана с методологией познания, а в большей — с познавательной активностью социализированного субъекта. Из-за такой трансформации теории познания многие науки испытывают трудности, поскольку не имеют надежного гносеологического аппарата. Предпринимаются попытки разработки собственных «отраслевых» моделей познания, как, например, концепция доказательной медицины, о которой мы будем говорить в последней части этой темы.
А пока попробуем выяснить, что же такое познание, о котором спорят философы, начиная с Античности. И рассматривать его мы будем, как и все темы данного курса, с позиций философии человека.