ТЕРРОР В ИСТОРИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

На протяжении нескольких тысячелетий развития человеческой цивилизации, задолго до появления самого термина «террор», методы насильственного устранения и запугивания политических противников активно использовались различными государствами, религиозными группами, политическими организациями, криминальными сообществами. Особый интерес представляет освещение террористической активности, напрямую связанной с реализацией или разрушением различных имперских проектов в рамках процессов протоглобализации.

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТОГЛОБАЛИЗАЦИИ

Рассмотрим наиболее знаковые террористические акции, повлиявшие на ход и исход создания наднациональных структур в историческом прошлом.

Вавилоно-ассирийская империя. Во время осады войсками вавилонского царя Навуходоносора II иудейской крепости Ветилуи в VI в. до н.э. молодая вдова Юдифь, стремясь спасти родной город, надела красивые одежды и отправилась в стан захватчиков. Юдифь пообещала предводителю вавилоно-ассирийского войска Олофер- ну помочь захватить крепость и провести его армию к Иерусалиму. Военачальник, восхищённый её красотой и мудростью, устроил пир, на который повелел пригласить Юдифь, ибо «сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её» (рис. 3.1).

Когда слуги удалились из шатра, Юдифь обезглавила спящего Олоферна его собственным мечом и отдала отрубленную голову своей служанке, спрятавшей её в мешок со съестными припасами. Затем израильтянки вернулись в город, показали голову горожанам и попросили вывесить её на крепостной стене. Воины Олоферна, найдя убитым своего военачальника, пришли в ужас, были обращены в бегство и по частям разбиты войсками израильтян. Тем самым империя Навуходоносора была вынуждена остановить свою экспансию в Палестину.

Древняя Персия. В V в. до н.э. персидский царь Артаксеркс женился на Эсфири, племяннице лидера иудейской общины Мордехая, не зная, кто она по национальности. Придворный царя (второй человек в стране) Аман-амаликитянин, раздражённый независимым поведением Мордехая, добился согласия царя на уничтожение всего еврейского народа. Прослышав об этом, Мордехай потребовал от Эсфири, чтобы та заступилась перед царем за свой народ. Вопреки строгому придворному этикету, нарушение которого грозило ей потерей своего положения и даже самой жизни, Эсфирь явилась к Артаксерксу без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите евреев (рис. 3.2).

Юдифь и Олоферн

Рис. 3.1. Юдифь и Олоферн

Эсфирь обличает Амана

Рис. 3.2. Эсфирь обличает Амана

Узнав подоплёку интриг Амана, царь приказал повесить его на том же дереве, которое Аман приготовил для казни Мордехая, а по империи был разослан новый указ: о праве евреев на самозащиту. Евреи с оружием в руках восстали на защиту своей жизни и уничтожили 76 тысяч «сильных людей» империи с семьями, в том числе 10 сыновей Амана. Представленные события можно охарактеризовать как насильственную смену элит в персидской империи, которая утратила узкоэтнический характер и перешла к многонациональному её формированию. В ознаменование спасения от истребления у евреев был установлен праздник Пурим (конец февраля — начало марта).

Древняя Греция. В 514 году до н.э. в Афинах Гармодий и Аристо- гитон, стремясь уничтожить в полисе тиранию царя Гиппия, во время праздника Панафиней напали на тирана, но им заколоть своими мечами удалось лишь брата царя Гиппарха (рис. 3.3). При этом Гармодий сразу был убит охраной, а его молодой напарник был схвачен и подвергнут пыткам.

Покушение Гармодия и Аристогитона на царя Гиппия

Рис. 3.3. Покушение Гармодия и Аристогитона на царя Гиппия

Аристогитон пообещал выдать сообщников, если тиран даст ему правую руку в знак обещания безнаказанности. Однако после того как правитель это сделал, заговорщик осыпал Гиппия бранью за то, что тот дал руку убийце своего брата, и тогда тиран в гневе зарубил мечом

Аристогитона. В эпоху повсеместного установления демократических режимов в древнегреческих городах-государствах Аристогитон и Гар- модий стали символами борьбы за дело свободы и демократии, им даже были воздвигнуты мраморные статуи. То есть террористическая по сути акция получила либеральную интерпретацию, что определенным образом легитимизовало такого рода деятельность в политическом процессе.

Понтийское царство. Понтийский царь Митридат VI Евпатор пытался возвратить себе земли своих предков в Азии и Греции, противостоять мировой экспансии Рима, а также сохранить эллинистическую культуру своего государства (рис. 3.4). Митридат был потомком как Селевка, полководца Александра Македонского, подчинившего после его смерти большую часть завоеванных им земель в Малой Азии и создавшего империю Селевкидов, так и Ахеменидов — династии персидских царей, правивших ещё до македонского завоевания.

Бюст царя Митридата VI Евпатора (134—63 гг. до н.э.)

Рис. 3.4. Бюст царя Митридата VI Евпатора (134—63 гг. до н.э.)

В 88 году до н.э. он приказал убить всех римских торговцев, живущих в Малой Азии. Убито было за один день от 80 до 150 тыс. римлян, невзирая на возраст, пол и социальный статус. Рабы получали свободу, если убивали своих итальянских хозяев, а должникам прощалась половина долга. По свидетельству римского историка Аппиана, убивали даже женщин и детей, невзирая на их попытки укрыться в храмах.

В мировой истории это событие сохранилось под именем Азиатской (или Эфесской) вечерни. Данные события стали, с одной стороны, последней попыткой эллинистической культуры с помощью террора защитить свою идентичность от римской экспансии, а с другой стороны — предлогом для уничтожения римскими легионами своего последнего крупного геополитического конкурента Понтийского царства на Ближнем Востоке

Древнеримская империя. В находившейся под властью Рима Палестине в середине I в. н.э. действовала группировка зелотов (от др.- греч. СцХшхцс; — «ревнитель, приверженец»), целью которых было свержение римского владычества. Требования императора Калигулы поставить по всей империи изображающие его идолы для поклонения, грубое отношение римских солдат к храму и вере жителей Иудеи привели к существенной радикализации населения. После незаконного изъятия (фактически грабежа) римским прокуратором большой части храмового серебра зелоты организовали восстание, приведшее к Иудейской войне 66—73 гг. н.э., в результате которой римлянами был разрушен Иерусалимский храм. После длительной осады римлянами последнего оплота сопротивления зелотов, крепости Массады, не желая сдаваться врагу, они сожгли себя вмести со своими семьями (рис. 3.5).

Зелоты предпочли самосожжение сдаче римским войскам своей последней твердыни — Массады (70 г. н.э.)

Рис. 3.5. Зелоты предпочли самосожжение сдаче римским войскам своей последней твердыни — Массады (70 г. н.э.)

Часть наиболее радикально настроенных зелотов, выделившихся в отдельное крыло, получили прозвище сикарии (от лат. sica — «кинжал», буквально — «кинжальщики»). Согласно римскому историку Иосифу Флавию, сикарии атаковывали противника в дневное время, особенно по праздникам, когда Иерусалим бывал запружен толпами людей. Как писал Де Куинси, «сикарии, справедливо полагая, что толпа сама по себе есть нечто вроде темноты (благодаря своей плотности, давке и невозможности увидеть со стороны, кто именно нанес роковой удар), присутствовали там, где была толчея, и когда люди пытались понять, кто убийца и где он, ответом оставалось: неизвестно!»[1].

Сикарии уничтожили дом первосвященника Анании, а также дворцы представителей династии Иродов, они сожгли публичный архив, чтобы уничтожить расписки должников. Они не признавали над собой никакой земной власти, видели в мученичестве нечто приносящее радость, полагали, что после свержения ненавистного режима Господь явится своему народу и избавит их от мук и страданий.

А. Тойнби утверждал: «Зелот — это человек, ищущий в известном спасение от неизвестного, и, если он участвует в битве с противником, превосходящим его в тактике и пользующимся грозным новомодным оружием, он отвечает тем, что с особым тщанием и скрупулезностью применяет свое традиционное оружие»[2]. Современные террористы, подобно зелотам, использовали пластиковые кинжалы для захвата гражданских самолетов в США 11 сентября 2001 г.

Византийская империя. В 730 году византийский император Лев Исавр, желая устранить угрозу империи и препятствия к мирному соседству с мусульманами (отрицавшими любые изображения людей как язычество), упразднил почитание икон. Обоснованием иконоборчества стала библейская заповедь «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу...» (Исх. 20:4). Отрицая божественные изображения, иконоборцы тем самым отрицали возможность одухотворения материи.

При уничтожении икон происходили схватки и побоища: «Иконы ввергались — одни в болото, другие — в море, третьи — в огонь, а иные были рассекаемы и раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, — сострагивались железом и замазываемы были краскою». Император Константин V объявил иконопочита- телей идолопоклонниками: «Многих начальников и воинов по клевете, что они покланяются иконам, предал разным казням и жесточайшим мучениям... многих монахов умертвил ударами бичей, и даже мечом, и бесчисленное множество ослепил; у некоторых обмазывали бороду спуском воска и масла, подпускал огонь и таким образом обжигал лица их и головы; иных после многих мучений отсылал в изгнание»[3]. Преследование и устрашение иконопочитателей привело к гражданской войне в империи (рис. 3.6).

Репрессии в отношении иконопочитателей в Византийской империи

Рис. 3.6. Репрессии в отношении иконопочитателей в Византийской империи

А.Б. Бозман указывает на то, что Византийская империя процветала целое тысячелетие, несмотря на возрастающее экономическое истощение и ослабленные вооруженные силы, благодаря психо-политическим операциям и нерегулярным военным действиям, включая государственный терроризм, а также комплексу дипломатических приемов. В расплывчатой зоне между войной и миром нерегулярные военно-террористические операции были основой ее успешной внешней политики[4].

Средневековый Ближний Восток. В XI—XII веках существовала тайная организация фанатиков-убийц хашишинов или ассасинов. Во главе этого движения стоял Хасан Саббах — Горный Старец, разработавший целую стратегию террора по устранению политических противников не только в Персии, но и в соседних государствах.

Ассасины уничтожили большое количество правителей, халифов и губернаторов, в том числе короля Иерусалимского королевства крестоносцев Конрада Монферратского, пытались убить султана Саладди- на. Название свое они получили из-за того, что во время осуществления теракта (обычно в толпе с помощью кинжала) находились под воздействием наркотика — гашиша (рис. 3.7).

Схватка ассасина с крестоносцем

Рис. 3.7. Схватка ассасина с крестоносцем

После убийства они даже не пытались скрыться, их действия выступали по существу неким религиозным ритуалом — формой жертвоприношения, награда за которое ждала исполнителя в мусульманском раю, где царит вечный праздник, текут реки молока и вина, а озера наполнены медом и 72 прекрасные девушки-гурии прислуживают мученику за веру и дарят ему свою любовь. Там он предстанет перед ликом Аллаха, а позже к нему присоединятся 70 избранных родственников[5].

В 1998 году У. бен Ладен объявил о создании «Всемирного исламского фронта борьбы против иудеев и крестоносцев», в этой акции можно проследить определенную преемственность идеологии, форм и методов действий от средневековых смертников к современным му- хаджирам (террористам-смертникам). Действия современных терро- ристов-самоубийц привлекают к себе массу последователей, готовых идти по такому же пути.

Католическая Европа. В XIII—XV веках на Западе активно действовала инквизиция (лат. inquisitio — «расследование»), которая представляла собой следственный, судебный и карающий орган церкви, состоящий из монахов Ордена доминиканцев, созданный Напой Римским Иннокентием III в 1215 г. Один из их богословов XIII в. утверждал: «Цель инквизиции — уничтожение ереси; ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков; а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти».

Результаты истребительной деятельности испанской инквизиции в основном против марранов (крещенных евреев) и морисков (мусульман, насильственно обращенных в христианство) при генеральном инквизиторе Т. Торквемаде в период 1481—1498 гг. выражаются следующими цифрами: около 9 тыс. человек было сожжено на костре; у 90 тыс. было конфисковано имущество, были сожжены изображения 6,5 тыс. человек, спасшихся посредством бегства или смерти.

В XII—XIII веках на фоне борьбы Рима с королевскими династиями Европы религиозные авторитеты католической церкви обосновали правомочность отстранения от власти королей, утративших доверие церкви поданными, вплоть до их физического уничтожения — монархо- махии. Пытаясь противостоять движению Реформации, агенты католического ордена иезуитов уничтожили вождя голландских протестантов Вильгельма Оранского (1584), симпатизировавшего гугенотам короля Франции Генриха IV (1610).

В 1605 году был раскрыт «пороховой заговор» Гая Фокса — капитана английской армии — против парламента и короля Якова I. Фокс готовил взрыв здания парламента, в котором должен был присутствовать король, и стремился реставрировать католицизм в Англии (рис. 3.8).

Великая французская революция. Оправдывая военные неудачи и антиправительственные бунты наличием «врагов народа», якобинские лидеры в сентябре 1793 г. издали серию указов о запуске маховика репрессий (рис. 3.9).

Пороховой заговор Гая Фокса

Рис. 3.8. Пороховой заговор Гая Фокса

Якобинский террор

Рис. 3.9. Якобинский террор

В своем программном докладе «О принципах политической морали», который был прочитан в Конвенте 5 февраля 1794 г., М. Робеспьер отмечал: «В создавшемся положении первым правилом вашей политики должно быть управление народом — при помощи разума и врагами народа — при помощи террора»[6]. Миллионы французов жили в страхе услышать стук в дверь посреди ночи, означавший арест.

«Свобода должна победить любой ценой, — заявлял Л. де Сен- Жюст, прозванный Робеспьеровским Ангелом Смерти. — Мы должны применять железо, чтобы править теми, кем нельзя править при помощи правосудия, — прибавлял он. — Нужно наказывать не только изменников, но также и равнодушных». После термидорианского переворота Робеспьер, Сен-Жюст и их сторонники сами стали жертвами репрессий.

Россия. В русской истории в XVI в. существовала военно-религиозная организация «опричина», члены которой под руководством самого царя Ивана Грозного осуществляли репрессии, конфискации и казни в отношении несогласных с политикой государя бояр, духовенства (рис. 3.10). Ценою жестких мер царю удалось прекратить феодальные междоусобицы, разгромить осколки Золотой Орды, укрепить систему государственного управления и установить в России абсолютистскую монархию — самодержавие.

Опричники царя Ивана Грозного

Рис. 3.10. Опричники царя Ивана Грозного

Следует отметить, что масштаб массовых репрессий за рубежом в это же самое время во много раз превышал количество жертв русского царя. За 50 лет правления Иоанна Грозного к смертной казни было приговорено до 5 тыс. человек[7], причем имена почти всех жертв по личному настоянию царя были занесены в поминальные списки.

В 1572 году во время Варфоломеевской ночи во Франции католиками перебито свыше 30 тыс. протестантов-гугенотов и еще столько же в последующие дни по всей Франции, а король Карл IX лично стрелял по ним из ружья со своего балкона.

В Англии за первую половину XVI в. было повешено только за бродяжничество более 70 тыс. человек.

В Германии при подавлении крестьянского восстания под предводительством Т. Мюнцера в 1524—1526 гг. казнили более 100 тыс. человек.

Испанский герцог Ачьба, стремясь подавить Нидерландскую революцию (1567—1573), уничтожил при взятии Антверпена 8 тыс., а всего в Нидерландах испанцы уничтожили в ходе военных действий и с помощью инквизиции около 100 тыс. человек[8].

В конце XIX — начале XX в. в России развернулась настоящая террористическая война, жертвами этого социального конфликта стало более 17 тыс. человек, главной целью, которую ставили перед собой революционные организации «Народная воля» (рис. 3.11) и «Социал- революционеры» (эсеры) — физическое устранение царя, уничтожение чиновников и представителей правоохранительных органов в целях изменения политического режима — уничтожения самодержавия.

По мнению О.В. Будницкого, исследователя истории терроризма в России, боевики пытались ускорить ход исторического процесса в стране. В своей книге[9] он приводит слова, сказанные одним из убийц Александра II, А.И. Желябовым: «История движется ужасно тихо, надо ее подталкивать». Российские террористы конца XIX — начала XX в. действительно пытались кардинально изменить ход развития русской цивилизации своим кровавым вмешательством.

В годы революции и Гражданской войны Россию захлестнул красный и белый террор. 2 сентября 1918 г., в ответ на убийство петроградских руководителей-болыневиков У. Урицкого и В. Володарского, председателем ВЦИК Я. Свердловым в обращении ВЦИК был объявлен красный террор: «СНК находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью... необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры». Постановление санкционировало массовое взятие заложников из числа дворян, буржуазии и интеллигенции и их расстрелы, всего 512 человек. По официальным данным ЧК, только в Петрограде в ходе красного террора 5 сентября — 6 ноября 1918 г. было расстреляно около 800 человек.

Убийство русского царя Александра II народовольцами 1 марта 1881 г

Рис. 3.11. Убийство русского царя Александра II народовольцами 1 марта 1881 г.

Один из идеологов красного террора, Л. Троцкий (рис. 3.12), утверждал, что устрашение есть могущественное средство политики, и международной, и внутренней. Война, как и революция, основана на устрашении. Победоносная война истребляет по общему правилу лишь незначительную часть побежденной армии, устрашая остальных, сламывая их волю. Так же действует революция: она убивает единицы, устрашает тысячи. В этом смысле красный террор принципиально не отличается от вооруженного восстания, прямым продолжением которого он является. «Морально» осуждать государственный террор революционного класса может лишь тот, кто принципиально отвергает (на словах) всякое вообще насилие — стало быть, всякую войну и всякое восстание[10].

Польский пропагандистский плакат, обличающий Л. Троцкого как организатора массовых репрессий

Рис. 3.12. Польский пропагандистский плакат, обличающий Л. Троцкого как организатора массовых репрессий

В настоящее время почти не упоминается о том, что на территориях, находившихся под контролем белогвардейцев и интервентов, был развязан массовый «белый террор» против рабочих и крестьян, симпатизирующих советской власти (рис. 3.13). Американские офицеры разведки М. Сейере и А. Канн писали о массовой системе террора, организованной сторонниками адмирала Колчака в Сибири: «Тюрьмы и концентрационные лагеря были набиты до отказа. Сотни русских, осмелившихся не подчиниться новому диктатору, висели на деревьях и телеграфных столбах вдоль Сибирской железной дороги. Многие покоились в общих могилах, которые им приказывали копать перед тем, как колчаковские палачи уничтожали их пулеметным огнем. Убийства и грабежи стали повседневным явлением»[11].

Жертвы белого террора

Рис. 3.13. Жертвы белого террора

Командующий 10-тысячным американским экспедиционным корпусом генерал У. Гревс предсказывал: «Жестокости были такого рода, что они, несомненно, будут вспоминаться и пересказываться среди русского народа и через 50 лет после их совершения»[12].

В 1930-е годы в Советской России был раскручен государственный маховик репрессий против политических противников, не только представителей помещичье-буржуазных классов, но и против инакомыслящих членов коммунистической партии. Такого рода организованное насилие во многом базировалось на тезисе Сталина об «усилении классовой борьбы в СССР по мере нарастания успехов социализма», выдвинутого им 16 апреля 1929 г. на пленуме ЦК ВКП (б).

На пленуме идеолог партии Н.И. Бухарин, сам впоследствии ставший жертвой репрессий, заявил: «Чем быстрее будут отмирать классы, тем больше будет обостряться классовая борьба, которая, очевидно, разгорится самым ярким пламенем как раз тогда, когда никаких классов уже не будет»[13].

Сегодня история «сталинского террора» крайне политизирована, это проявляется в подсчете его жертв, целей, форм и методов[14]. Не становясь ни на позицию критиков сталинского режима, ни на точку зрения его защитников, следует отметить, что ход событий по уничтожению значительной части «ленинской гвардии» вполне соответствовал предостережению одного из видных деятелей Великой французской революции П. Верньо, главы партии жирондистов, президента Революционного парламента, казненного якобинцами: «Берегитесь! Революция, как Сатурн, пожирает своих детей. Будьте осторожны, боги жаждут» [15].

Третий рейх. Преследование и тотальное истребление еврейского и цыганского населения на оккупированных территориях занимало особое место в политике и практике нацистского режима. Так, потери цыганского населения Европы (численность которого к началу Второй мировой войны определяется до 5 млн человек) достигали 500 тыс.

Массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими странах во время Второй мировой войны получило название холокост (от др.-греч. оХокаЬвход — «всесожжение»), которое привело к гибели 6 млн евреев, что составило до 60% европейского и около Уз еврейского населения мира (рис. 3.14).

Памятник узникам нацистского концлагеря Саласпилс (Латвия)

Рис. 3.14. Памятник узникам нацистского концлагеря Саласпилс (Латвия)

Особую категорию жертв германских нацистов составляли советские военнопленные, которые оказались в нечеловеческих условиях. Около 4 млн солдат и офицеров были уничтожены в концлагерях либо умерли от болезней, голода и непосильного труда. Около 7,4 млн мирных советских граждан всех национальностей были убиты гитлеровцами и их пособниками за весь период оккупации. Так, в Белоруссии было уничтожено вместе с жителями 618 деревень. В одной из них, Хатыни, 22 марта 1943 г. карательными подразделениями вспомогательной охранной полиции из состава украинского коллаборационистского формирования 118-го шуцманшафт-батальона за убийство партизанами пяти немецких и украинских военнослужащих этого батальона все 149 жителей были сожжены заживо или расстреляны.

Известны также факты массового нацистского террора по отношению к мирному населению Центральной и Западной Европы. Так, после уничтожения чешскими диверсантами протектора Богемии и Моравии, начальника СД и заместителя Г. Гиммлера — Р. Гейдриха 9 июня 1942 г. солдаты немецкой полиции безопасности окружили деревню Лидице. Все мужское население — 172 мужчины и подростка старше 16 лет были расстреляны, 195 женщин и 90 детей были отправлены в концлагеря[16]. 10 июня 1944 г. во французской деревушке Орадур-сюр-Глан, близ Лиможа, отряд эсэсовцев из дивизии «Рейх» под предлогом поиска спрятанных жителями боеприпасов сжег все население деревни — 652 человека в амбарах. Спустя три дня епископ Лиможский обнаружил в церкви, позади сгоревшего алтаря, гору обугленных детских тел.

Приспешники гитлеризма не отставали от своих хозяев, а довольно часто по уровню агрессивности и готовности к массовым зверствам и превосходили их. Так, в марте — июле 1943 г. бандеровская Организация украинских националистов и Украинская повстанческая армия развязали на северо-западе Украины геноцид против польского населения этих земель. 11 июля 1943 г. подразделения УПА вошли в полторы сотни польских деревень с целью тотального уничтожения местного населения. Последующее расследование тех событий установило: бан- деровцы изобрели и опробовали более 130 чудовищных способов лишения жизни людей без применения оружия (рис. 3.15).

Жертвами этих событий, получивших название «Волынская резня», стали от 30 до 100 тыс. мирных жителей. Националистическое правительство современной Украины героизирует личности своих идеологических вдохновителей из ОУН и УПА и, несмотря на доказательства, свидетелей и эксгумированные могилы мучеников, истребленных с применением крайней жестокости, а также специальное постановление польского Сената от 7 июля 2016 г., продолжает всячески скрывать данные факты. Эта политика замалчивания привела к тому, что даже лидер правящей в Польше партии «Закон и справедливость», союзнически настроенной по отношению к киевским властям, Я. Качиньский заявил в интервью польскому еженедельнику Do Rzeczy: «Мы не можем годами соглашаться на то, чтобы на Украине формировался культ людей, которые по отношению к полякам дошли до геноцида». Он отметил, что уже беседовал на эту тему с украинским лидером: «Я четко сказал господину президенту Порошенко, что с Бандерой они в Европу не войдут. Это дело для меня ясное, мы и так проявили огромное терпение, но всему есть предел». По его мнению, ОУН—УПА удалось превзойти в жестокости даже немцев[17].

Жертвы «Волынской резни» (1943)

Рис. 3.15. Жертвы «Волынской резни» (1943)

Холодная война. В ходе идеологического противостояния между США и Советским Союзом, во время войн в Индокитае, Корее, американская армия активно использовала оружие большой мощности и дефолианты против мирного населения, что можно охарактеризовать как террористические акции (рис. 3.16). Так, 16 марта 1968 г. американская рота 11-й легкой пехотной бригады под командованием капитана Э. Медины в ходе противопартизанской операции была десантирована с вертолетов в деревенской общине Сонгми или Май Лай (Южный Вьетнам). Несмотря на то что вьетнамских партизан в деревне не оказалось, солдаты открыли огонь по жителям, работавшим на рисовых полях, затем забросали ручными гранатами их хижины и стали расстреливать беглецов, прятавшихся в придорожных канавах. Группа из 50 крестьян, найденных в яме в дальнем углу деревни, была расстреляна по приказу командира l-ro взвода лейтенанта Уильяма Келли (единственного обвиняемого, признанного американским военным судом виновным и получившим наказание в 3,5 года заключения). Всего уничтожено было, по различным оценкам, от 347 до 504 мирных жителей, возрастом от 1 года до 82. Многие жертвы перед убийством были подвергнуты пыткам, а женщины — групповым изнасилованиям[18].

Вьетнамское мирное население - жертвы операции армии США в Сонгми

Рис. 3.16. Вьетнамское мирное население - жертвы операции армии США в Сонгми

Американский исследователь вьетнамской войны Ш. Стэнтон писал: «...Некоторые подразделения 11-й легкой пехотной бригады были немногим лучше организованных банд головорезов, а офицеры увлекались игрой в подсчет тел... Фактически резня в Май Лай отражала абсолютный террор войны на истощение, в которой военный успех из-за отсутствия рубежей на местности [т.е. линии фронта] измерялся статистически, путем подсчета трупов. Хотя подсчеты потерь являются обоснованными показателями войны, во Вьетнаме они, к сожалению, стали чем-то большим, чем мерилом для оценки поля боя. Они стали самоцелью, а не средствами определения»[19].

Террористические движения также использовались для проведения тайных операций. Д. Генсер, используя целый ряд малоизвестных документов, а также опираясь на собственное расследование, рисует широкую картину существования в условиях холодной войны целой сети подпольных вооруженных организаций в Западной Европе, названных им «секретные армии НАТО», призванных любой ценой, в том числе и с помощью террора, предотвратить приход к власти левых сил[20].

Дав характеристику деятельности подобных «спящих» партизанских подразделений в различных странах НАТО, особое внимание автор уделил анализу итальянской «секретной армии», известной как «Гладио»[21].

Генсер полагает, что можно утверждать о причастности боевиков из этой организации к череде террористических актов в начале 1970- х, которые изначально приписывались ультралевым «Красным бригадам».

Поскольку американская стратегия опирается на принцип, что нельзя складывать все яйца в одну корзину, можно предположить, что наряду с деятельностью «Гладио» западные спецслужбы активно реализовывали возможности использования левацкого движения в интересах США, что в значительной степени дискредитировало западноевропейские левые силы в целом. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что часть революционно настроенных лидеров левацкой майской революции студентов 1968 г. во Франции впоследствии стали весьма респектабельными еврочиновниками. Тем самым две указанные силы, диалектически сталкиваясь и взаимодействуя, создавали ситуацию управляемого хаоса и исключали мирный приход к власти коммунистов. В свете сказанного становится понятным похищение и убийство премьер-министра Италии Альдо Моро в 1978 г., который в ходе формирования итальянского правительства впервые на Западе выдвинул идею «исторического компромисса» во власти между правыми силами и коммунистами (рис. 3.17).

Убийство премьер-министра Италии Альдо Моро

Рис. 3.17. Убийство премьер-министра Италии Альдо Моро

С одной стороны, не вызывает удивления стремление внешнеполитических игроков западного мира любой ценой, в том числе и с применением террористических методов, удержать под контролем своих европейских сателлитов в годы холодной войны, но, с другой стороны, следует помнить об активности в это время и ультралевых подпольных группировок, таких как те же «Красные бригады» в Италии, «Прямое действие» во Франции, «Фракция Красной армии» в ФРГ. Известно, что весьма эклектическая идеология этих организаций опиралась на идеи «анархического бунта» М.А. Бакунина, народовольческую теорию «героя и толпы» И.К. Михайловского, принцип Мао Цзэдуна о том, что «винтовка рождает власть», а также на теорию «маргинальной революции» представителя франкфуртской школы социальных исследований неомарксиста Герберта Маркузе, активно сотрудничавшего в годы Второй мировой войны с американским Управлением стратегических служб, предшественником ЦРУ.

  • [1] Де Куинси Т. Убийство как одно из изящных искусств. М., 2000.
  • [2] Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 2002. С. 384—385.
  • [3] Карташёв А.В. Вселенские соборы. Клин, 2004.
  • [4] Бозман А.Б. Гидра кровавой бойни — международные связи терроризма и других операций малой интенсивности // «Альманах Россия — 2010». URL : http://wwwl.df.ru/-metuniv/index.htm
  • [5] Хоффман Б. Терроризм — взгляд изнутри. С. 120.
  • [6] Манфред А. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., 1989. С. 145.
  • [7] См. подробнее: Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб, 1992.
  • [8] О репрессивно-террористической деятельности испанцев в Нидерландах см. подробнее: Костер Ш. де. Легенда об Уленшпигеле. М. 1980. С. 28—29,136—146.
  • [9] Будницкий О.В. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. Ростов н/Д., 1996. С. 12.
  • [10] ТроцкийЛ. Терроризм и коммунизм //Перманентная революция. М., 2005. С. 61—62.
  • [11] Сейере М., Канн А. Тайная война против Советской России. М., 1947.
  • [12] Гревс У. Американская авантюра в Сибири (1918—1920 гг.). М., 1932.
  • [13] Сталин И.В. Об индустриализации и хлебной проблеме. Речь 9 июля 1928 г. на пленуме ЦК ВКП(б) // Сталин И.В. Сочинения. Т. 11. М„ 1953. С. 168-171.
  • [14] См. подробнее: Кафтан В.В. Противодействие терроризму. М., 2015. С. 84—85.
  • [15] Ламартин А. История жирондистов. М.: Захаров, 2013. С. 98.
  • [16] Topographie des terror, Gestapo, SS, UNA. Berlin, 1989.
  • [17] Nie widz? powodu, dla ktorego mielibysmy powstrzymywac w Polsce proces przemian.U RL: http://www.tvp.info/28953080/polske-trzeba-radykalnie-przebudowac
  • [18] Murder in the name of war — My Lai // BBC. 1998. 20 July.
  • [19] Stanton S. The Rise and Fall of an American Army. Novato. CA, 1985. P. 271—272.
  • [20] Генсер Д. Секретные армии НАТО. Операция «Гладио» и терроризм в Западной Европе. М.: Кучково поле, 2017.
  • [21] Гладио (от лат. gladius — «короткий меч») — меч длиной до 60 см, использовавшийсядревнеримскими легионерами в ближнем бою, часто для нанесения смертельного ударанеожиданно для противника под прикрытием щита.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >